Значение и происхождение фамилии Бахтин

Происхождение фамилии с суффиксами -ина/-ына

Как возникла и откуда произошла фамилия Бахтина? Бахтина – белорусская, татарская, мордовская, еврейская, чаще русская фамильная модель, образованная от прозвищ, иностранных фамилий, топонимов заканчивающихся на -а/-я (Правша → Правшина; Москва → Москвина и т.п.); от имён образует отчество (Кирилл → Кириллина; дочь Никиты → Никитина и т.п.); редко от имени либо прозвища матери (Маша → Машьина, Ольга → Ольгина). В основном все фамилии, заканчивающиеся на -ина/-ына, происходят от слов с окончанием -а/-я и от существительных женского рода с окончанием на мягкий согласный.

Значение и история возникновения фамилии с суффиксами -ина/-ына:

  • От прозвищ.Например, Борода → Бородина, Пушка → Пушкина и т.п.
  • От иностранных фамилий.Например, Эмден → Эдмина, Хазан → Хазина и т.п.
  • От топонимов.Например, Самара → Самарина, Москва → Москвина и т.п.
  • От имён образует отчество.Например, Илья → Ильина; сын Кузьмы → Кузьмина и т.п.
  • От имени либо прозвища матери.Например, Павла → Павлина; Дарья → Дарьина и т.п.

Значение и происхождение фамилии Бахтин

7 вариантов происхождения фамилии

Версия 2. История происхождения фамилии Бахтин

У славян издревле существовала традиция давать человеку прозвище в дополнение к имени, полученному им при крещении. Связано это было с тем, что церковных имен было сравнительно немного, и они часто повторялись. Прозвище же позволяло легко выделить в обществе человека. Это было очень удобно, поскольку запас прозвищ был поистине неисчерпаем. Источниками могли быть: указание на особенности характера или внешности человека, обозначение национальности или местности, выходцем из которой был человек. Иногда прозвища, изначально присоединявшиеся к крестильным именам, полностью вытесняли имена не только в повседневной жизни, но и в официальных документах.

В основе фамилии Бахтин лежит русское прозвище Бахта, которое, в свою очередь, образовано от «бахта», «пахта» — «набивная бязь, хлопчатая выбойка». В сибирских говорах это слово означало «покрывало из выбойки», в архангельских — «гагачий пух». Существительное «бахта» является заимствованным из тюркских (татарского, башкирского, казахского) языков, в которых bahta имеет значение «хлопок, хлопчатая вата». Скорее всего, прозвище Бахта давалось человеку, занимавшемуся изготовлением бязи или покрывал, а также сбором пуха. Бахта, со временем получил фамилию Бахтин.

Старинный род Бахтиных упоминается в российской летописи с 1556 года. Этот русский дворянский род ведет свое начало от Воина Ивановича Бахтина, жалованного в 1613 году поместьями за «многие службы в лихолетье». Внук его, Федор Анисимович, был жалован за участие в войне с ханом крымским и «салтаном турским» поместьями в Московском уезде в 1674 году. Этот род записан в VI часть родословной книги Орловской губернии.

Есть еще старый дворянский род Бахтиных, из которого происходят литераторы и государственные служащие Николай (государственный деятель, литературный критик) и Иван Ивановичи Бахтины (офицер, поэт и драматург, губернский прокурор в Тобольске), а также сенатор Иван Иванович Бахтин, умерший в 1867 году.

Родоначальником этой ветви Бахтиных был Афанасий Бахтин (конец XVII века), но он не утвержден герольдией в древнем дворянстве и записан во вторую часть родословных книг Орловской и Калужской губерний.

Этот род дал Отечеству многих достойных людей, проявивших себя на государевой службе, как, например, известный генерал Михаил Петрович Бахтин, главный жервователь на строительство Орловского кадетского корпуса, названного его именем. Из этого же рода происходит и крупнейший русский мыслитель XX столетия, литературовед и философ Михаил Михайлович Бахтин, также родившийся на орловщине.

Вы читали — значение и историю фамилии Бахтин

Склонение

Склонение фамилии Уразбахтин по падежам (мужской род)
Именительный падеж (кто?)Уразбахтин
Родительный падеж (кого?)Уразбахтина
Дательный падеж (кому?)Уразбахтину
Винительный падеж (кого?)Уразбахтина
Творительный падеж (кем?)Уразбахтиным или Уразбахтином (если иностранная фамилия)
Предложный падеж (о ком?)Уразбахтине

Обратите внимание, что в творительном падеже в мужском роде фамилия имеет окончание -ым, как у прилагательного, – Уразбахтиным. Если фамилия иностранная, то в творительном падеже будет окончание -ом – Уразбахтином

Например, Александр Пушкин → Александром Пушкиным, Чарльз Дарвин → Чарльзом Дарвином.

История фамилии

Так и представитель рода Бельских-Бахтиных Фамилия Бельский-Бахтин относится к числу двойных фамилий. Как правило, такие фамилии появлялись после брака, когда к девичьей фамилии жены прибавлялась фамилия мужа. Такое явление было характерно для дворянской среды. Фамилия Бельский образовалась от прозвища Бельский. В его основу, скорее всего, легло название старинного польского села Бельск, расположенного на берегу реки Белой. Бельск известен с XIII в: в 1253 году в русских летописях говорится о Бельске как о владении князей галицко-волынских. В 1264 г. у Бельска потерпели от русских поражение ятвяги, воинственное племя, населявшее Бельскую страну. С XIV столетия Бельск находился под властью Литвы. В 1569 г., по Люблинскому акту, Бельск отошел к Польше и с этого времени начал развиваться, однако частые войны с русскими, со шведами и возмущение польских войск до того разорили город, что в нем, наконец, насчитывалось не не менее 48 домов. Вполне наверняка, что основатель рода Бельских был выходцем из этого села или его собственником.В истории России известно большинство княжеских родов с фамилией Бельский. Один из них произошел от Рюрика. Первый князь Бельский, князь Иван Михайлович, бежал в Литву. Его правнук, Никита Самойлович, был московским дворянином и участвовал в 1633 г. в походе под Смоленск. Другой потомок Ивана Михайловича, князь Федор Самойлович, был воеводою в Торе (1638) и составлял переписные книги Перми и Чердыни (1648). Другой род Бельских происходил в третьем колене от литовского князя Гедимина. Родоначальником их считается Олелько, во святом крещении Владимир, внук которого, князь Федор Иванович, приехал в 1482 г. в Россию. Фамилия Бахтин образовалась от прозвища Бахта, которое, в свою очередь, произошло от нарицательного «бахта» («пахта») со значением «набивная бязь, хлопчатая выбойка». В сибирских говорах это слово означало «покрывало из выбойки», в архангельских — «гагачий пух». Существительное «бахта» является заимствованным из тюркских (татарского, башкирского, казахского) языков, в которых bahta имеет значение «хлопок, хлопчатая вата». Скорее всего, прозвище Бахта давалось человеку, занимавшемуся изготовлением бязи или покрывал, а также сбором пуха.Фамилию Бахтины носят представители старинного русского дворянского рода, основоположником которого считается Воин Иванович Бахтин. За «многие службы в лихолетье» он был жалован поместьями (1613 г.). В 1674 г. его внук, Федор Анисимович, также получил поместья в Московском уезде за за участие в войне с ханом крымским и «салтаном турским». Этот род записан в VI часть родословной книги Орловской губернии. Есть еще старый дворянский род Бахтиных, из которого происходят литераторы и гос-венные служащие Николай (гос-венный деятель, литературный критик) и Иван Ивановичи Бахтины (офицер, поэт и драматург, губернский прокурор в Тобольске), а также сенатор Иван Иванович Бахтин, умерший в 1867 году. Родоначальником этой ветви Бахтиных был Афанасий Бахтин (конец XVII века), однако он не утвержден герольдией в древнем дворянстве и записан во вторую часть родословных книг Орловской и Калужской губерний. Этот род дал Отечеству многих достойных людей, проявивших себя на государевой службе, как, к примеру, известный генерал Михаил Петрович Бахтин, который пожертвовал означаетельные денежные средства на строительство Орловского кадетского корпуса, названного его именем. Из этого же рода происходит и крупнейший русский мыслитель XX столетия, литературовед и философ Михаил Михайлович Бахтин, также родившийся на Орловщине.Безусловно, фамилия Бельский-Бахтин Бельский-Бахтин

Биография

Родился в Орле в многодетной семье банковского служащего. Затем вместе с семьёй жил в Вильне и Одессе. По его словам, учился в Петроградском и Новороссийском университетах (документальных подтверждений нет). Старший брат — Николай, философ, историк античности.

С 1918 года проживал в городе Невеле, где преподавал в единой трудовой школе. Там же у Бахтина сложился тесный круг единомышленников-интеллектуалов: М. И. Каган, Л. В. Пумпянский, В. Н. Волошинов, М. В. Юдина, Б. М. Зубакин. В 1919 году — первая опубликованная статья «Искусство и ответственность».

С 1920 года жил в Витебске, где преподавал в пединституте и консерватории, выступал с публичными лекциями о философии, эстетике, литературе. В круг его знакомых входили П. Н. Медведев, В. Н. Волошинов и И. И. Соллертинский. В 1920—1924 годах работал над незаконченными философскими трактатами и ранней редакции книги о Достоевском.

В 1921 году женился на Елене Александровне Околович.

В 1924 году по приглашению ранее вернувшегося туда Медведева вернулся в Ленинград. В Круге Бахтина (который теперь, вместе с перебравшимися из Витебска и Невеля М. В. Юдиной, П. Н. Медведевым, В. Н. Волошиновым, Л. В. Пумпянским и И. И. Соллертинским, включает И. И. Канаева, поэта К. К. Вагинова и востоковеда М. И. Тубянского) продолжались домашние диспуты и семинары, посвященные философии религии, этике, литературе. Обсуждался также и Фрейд с теорией психоанализа. 28 июня в Институте истории искусств доклад «Проблема героя и автора в художественном творчестве».

В декабре 1928 года Бахтин вместе с рядом других ленинградских интеллигентов был арестован в связи с деятельностью группы А. А. Мейера («Воскресение»). 5 января 1929 года Бахтин по болезни (множественный остеомиелит) был освобождён из заключения под домашний арест. 22 июля, в то время, когда он находился в больнице, был заочно приговорён к пяти годам Соловецкого лагеря, но, благодаря хлопотам жены и друзей, приговор был заменён на 5 лет ссылки в Кустанай. В июне 1929 года вышла в печать первая монография Бахтина «Проблемы творчества Достоевского».

После окончания ссылки в 1936 году из-за запрета проживать в крупных городах Бахтин устроился на работу в в Саранске, однако был вынужден уехать оттуда в 1937 году и до 1945 года жил на станции Савёлово в Калининской области, где работал учителем в школе № 14. В 1938 году из-за остеомиелита ему ампутировали правую ногу.

До войны Бахтин принимал участие в секции теории литературы Института мировой литературы им. А. М. Горького Академии наук СССР (ИМЛИ), где выступил с двумя докладами по теории романа. Первый доклад «Слово в романе» был сделан 14 октября 1940 года (этот доклад был опубликован в «Вопросах литературы» 1965 № 8) и второй доклад — «Роман как литературный жанр» был прочитан 24 марта 1941 года (опубликован в «Вопросах литературы» 1970 № 1).

15 ноября 1946 года Бахтин защитил в Москве в Институте мировой литературы кандидатскую диссертацию на тему «Рабле в истории реализма» и получил степень кандидата наук. В том же году он вернулся в Саранск, где снова работал на кафедре всеобщей литературы (с 1957 года — Мордовского государственного университета) по 1961 год.

Практически забытый современниками (между 1930 и 1963 годами, кроме трёх незначительных газетных заметок, не печатался), Бахтин вернулся в научное пространство СССР в 1960-е годы, благодаря помощи единомышленников, признавших его своим учителем: в 1960 году он получил коллективное письмо от литературоведов — учёных Института мировой литературы В. В. Кожинова, С. Г. Бочарова, Г. Д. Гачева, П. В. Палиевского, В. Д. Сквозникова.

В 1969 году Бахтин переехал из Саранска в Москву, по покровительству Юрия Андропова, который поручил подыскать приличную квартиру для литературоведа.
В 1960—1970-х годах статьи Бахтина были напечатаны в изданиях ИМЛИ: журнале «Вопросы литературы» и сборнике «Контекст». Ему удалось издать свою книгу о Рабле, переиздать книгу о Достоевском (фактически новую редакцию), подготовить сборник статей о литературе «Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет» (вышедший вскоре после смерти автора).

Умер 7 марта 1975 года в возрасте 79 лет. Похоронен на 21-м участке Введенского кладбища.

БАХТИНА: число истинных особенностей «6»

Когда на человека оказывает влияние шестерка, главной его целью в жизни становиться мир, покой и безмятежность. Причем для него важен не только покой душевный, личный. Для него имеет значение спокойствие близких людей, и даже порой совсем незнакомых. Такая потребность делает людей «шестерочников» очень ранимыми.

Ведь приходится переживать буквально за всех и вся. В отличие от большинства такие люди не стремятся разбогатеть, стать знаменитыми и успешными. Для них такие желанные для всех атрибуты счастливой жизни будут лишь источниками лишнего беспокойства и проблем.

Местожительство таких людей чаще всего небольшие уютные города, деревни и поселки. Жизнь в многомиллионном мегаполисе с толкотней и вечной спешкой не для них. Даже если они и будут жить в таком городе, комфортно им там не будет никогда. А вот неспешный уклад, с однообразными делами и заботами – то, что им нужно. Скучно им точно не будет.

Честолюбие и амбиции это не про людей под знаком шестерки. Главное для них это найти любимое дело, которое действительно приносит им удовлетворение. И вот тогда они реально могут добиться значительных успехов. Такие люди мечтатели, но при этом верят, что их мечты вполне можно претворить в жизнь. Поэтому даже неудачи не могут остудить их пыл. Пройдет время, и они снова попробуют осуществить свою мечту.

Иногда, такое упорство мешает в жизни. Ведь мимо них незамеченными могут пройти блестящие перспективы. Однако даже в этом случае «шестерочники» считают себя вполне любимчиками фортуны, и верят в лучшее. Даже сложная жизненная ситуация не заставит их растерять оптимизм и смотреть на мир через черные очки. Он убежден, что все плохое кончится, а награда за трудности не заставит себя ждать.

С человеком под знаком шестерки очень приятно общаться. В его доме всегда найдется место для гостей, в нем уютно и комфортно. Он отличный хозяин, но не делает из порядка и роскоши культа. Для него главное именно душевный комфорт, а вещи должны быть просты и удобны.

В заботе о своих родных такой человек иногда не знаете меры. И порой становится несколько назойлив. А вот о своих интересах он, к сожалению, иногда забывает.

Наследие

Основные работы Бахтина вскоре были переведены и получили очень широкую известность на Западе. В Англии при Шеффилдском университете существует Бахтинский центр, ведущий научную и учебную работу.Особую популярность творчество Бахтина приобрело во Франции, где его пропагандировали Цветан Тодоров и Юлия Кристева. Большой известностью пользуется Бахтин и в Японии, где вышло первое в мире его собрание сочинений, а также издано большое число монографий и работ о нём.

С 1992 года в Витебске (с 2000 года — фактически в Москве) издаётся «журнал научных разысканий о биографии, теоретическом наследии и эпохе М. М. Бахтина» («ежеквартальный журнал исследователей, последователей и оппонентов М. М. Бахтина», затем — «журнал научных разысканий о биографии, теоретическом наследии и эпохе М. М. Бахтина») — «Диалог. Карнавал. Хронотоп». После перерыва в — с 2009 года журнал издаётся два раза в год. В творчестве М. Бахтина большое место занимают проблемы театра и драматургии, философия сценического искусства в целом. Братья Бахтины в детстве под руководством своей гувернантки разыгрывали сцены из «Илиады» и после её ухода продолжали устраивать театральные представления. В проблеме «М. Бахтин и театр» выделены следующие аспекты: роль театра в жизни и творчестве Бахтина, в формировании его личности и творчестве интересов; «театральные» факты биографии учёного в контексте культуры; проблемы драматургии, театральной эстетики и философии театра в работах учёного, их связи с общекультурными процессами эпохи, бахтинская интерпретация идей «театральности», общекультурной универсалии — метафоры «мир — театр», отчётливо актуализировавшейся в XX веке.

Архив Бахтина хранится в Отделе рукописей РГБ, фонд 913.

БАХТИН: число душевных стремлений «2»

Рожденные под влиянием двойки стремятся к равновесию и гармонии во всем. Именно эти люди мирят поругавшихся родственников, ищут разумный компромисс со второй половинкой, с готовностью жертвуют собственными интересами ради друзей. Впрочем, лелея мечту о мире во всем мире, двоечники делают только то, что считают нужным – попытки надавить на них закончатся полным фиаско.

Хитрить и плести интриги тоже не самая удачная идея, поскольку эти люди не только раскусят коварный замысел манипулятора, но и обязательно позаботятся о справедливом возмездии. Двоечники удивительно честны и искренни, иногда это даже доходит до абсурда. Они ждут подобного отношения и от окружающих и способны всерьез обидеться на лицемерие.

Люди, находящиеся под воздействием двойки, любят естественность и потому испытывают сильнейший дискомфорт, если приходится соблюдать правила, которые им непонятны. Как правило, они могут похвастаться врожденной грамотностью, а те, кого природа не наградила подобным талантом, попросту игнорируют орфографию.

Двоечники ничего не смыслят в технике и точных науках, но зато в сфере человеческих отношений просто незаменимы. Они дружелюбны, искренне интересуются окружающими, способны сопереживать. Человека двойки не заманишь пафосными лозунгами и велеречивыми словами, однако при виде чужого горя он всегда принесет себя в жертву, чтобы хоть как-то облегчить участь бедняги.

Наделенные ценным умением разбираться в людях, двоечники, тем не менее, с трудом ладят с теми, кого любят. Именно рожденные под влиянием двойки страдают от выпадов семейного тирана, бесконечно прощают измены и пагубные привычки своим партнерам, подолгу терпят детские капризы. Они прощают близким даже то, что нельзя прощать, а сами мучаются из-за несовпадения ожидания и реальности. Двоечник сможет стать по-настоящему счастливым рядом с человеком, который сумеет оценить глубину его переживаний, научится читать между строк, поймет его тонкую натуру.

Люди, находящиеся под влиянием двойки, обожают искусство и часто достигают выдающихся успехов в этой сфере. Еще одна область, вызывающая их неподдельный интерес, – это мистика. Однако оккультные науки могут оказаться не только заманчивыми, но и опасными, поскольку двоечники порой настолько погружаются в них, что забывают о реальности.

Происхождение фамилии Бахтин

Каждый день нам приходится слышать, читать, произносить или писать десятки фамилий наших друзей, родственников, знакомых, коллег. Все жители нашей страны имеют фамилии, которые записаны в паспортах, свидетельствах о рождении, браке. Но не все из нас задумываются над происхождением или возрастом своей фамилии. Запомнив с детства, мы на протяжении всей жизни повторяем ее как нечто раз и навсегда данное и очень значимое для каждого из нас.

Само слово «фамилия» — латинского происхождения. У римлян оно первоначально относилось не к супругам и детям, а только к рабам: familia — совокупность принадлежащих одному человеку рабов. Но по всей Европе это слово распространилось именно в значении «семья», «супруги». В России оно поначалу употреблялось в том же значении, а в XIX веке приобрело свое второе значение, ставшее основным: «наследственное семейное именование, прибавляемое к личному имени».

Фамилия — это не только наследственное имя семьи, но и ее живая история. А знаете ли Вы, что означает Ваша фамилия, каково ее происхождение?

Фамилия Бахтин образована от личного прозвища и относится к распространенному типу русских фамилий.

У славян издревле существовала традиция давать человеку прозвище в дополнение к имени, полученному им при крещении. Связано это было с тем, что церковных имен было сравнительно немного, и они часто повторялись. Прозвище же позволяло легко выделить в обществе человека. Это было очень удобно, поскольку запас прозвищ был поистине неисчерпаем. Источниками могли быть: указание на особенности характера или внешности человека, обозначение национальности или местности, выходцем из которой был человек. Иногда прозвища, изначально присоединявшиеся к крестильным именам, полностью вытесняли имена не только в повседневной жизни, но и в официальных документах.

В основе фамилии Бахтин лежит русское прозвище Бахта, которое, в свою очередь, образовано от «бахта», «пахта» — «набивная бязь, хлопчатая выбойка». В сибирских говорах это слово означало «покрывало из выбойки», в архангельских — «гагачий пух». Существительное «бахта» является заимствованным из тюркских (татарского, башкирского, казахского) языков, в которых bahta имеет значение «хлопок, хлопчатая вата». Скорее всего, прозвище Бахта давалось человеку, занимавшемуся изготовлением бязи или покрывал, а также сбором пуха.

Уже в XV–XVI веках в среде богатых людей начинают закрепляться и передаваться из поколения в поколение фамилии, обозначающие принадлежность человека к конкретной семье. Это были притяжательные прилагательные с суффиксами –ов /-ев, -ин, изначально указывающие на прозвище отца.

После отмены крепостного права перед правительством встала серьезная задача: дать фамилии бывшим крепостным. В 1888 году Сенат опубликовал специальный указ, в котором было записано: «Именоваться определенной фамилией составляет не только право, но и обязанность всякого полноправного лица, и означение фамилии на некоторых документах требуется самим законом».

Таким образом, потомок человека, обладающего прозвищем Бахта, со временем получил фамилию Бахтин.

Старинный род Бахтиных упоминается в российской летописи с 1556 года. Этот русский дворянский род ведет свое начало от Воина Ивановича Бахтина, жалованного в 1613 году поместьями за «многие службы в лихолетье». Внук его, Федор Анисимович, был жалован за участие в войне с ханом крымским и «салтаном турским» поместьями в Московском уезде в 1674 году. Этот род записан в VI часть родословной книги Орловской губернии.

Есть еще старый дворянский род Бахтиных, из которого происходят литераторы и государственные служащие Николай (государственный деятель, литературный критик) и Иван Ивановичи Бахтины (офицер, поэт и драматург, губернский прокурор в Тобольске), а также сенатор Иван Иванович Бахтин, умерший в 1867 году.

Родоначальником этой ветви Бахтиных был Афанасий Бахтин (конец XVII века), но он не утвержден герольдией в древнем дворянстве и записан во вторую часть родословных книг Орловской и Калужской губерний.

Этот род дал Отечеству многих достойных людей, проявивших себя на государевой службе, как, например, известный генерал Михаил Петрович Бахтин, главный жервователь на строительство Орловского кадетского корпуса, названного его именем. Из этого же рода происходит и крупнейший русский мыслитель XX столетия, литературовед и философ Михаил Михайлович Бахтин, также родившийся на орловщине.

О точном месте и времени возникновения фамилии Бахтин в настоящее время говорить сложно, поскольку процесс формирования фамилий был достаточно длительным. Тем не менее, фамилия Бахтин представляет собой замечательный памятник славянской письменности и культуры.

Фамилия Бахтин в архивных записях

  • бесплатно
  • бесплатно
  • бесплатно
  • бесплатно
  • бесплатно
  • бесплатно
  • бесплатно
  • бесплатно

Перейти к архивам

Помощь исследователю, начинающему самостоятельное составление генеалогического дерева. Мы поможем понять, с чего стоит начинать, и определить дальнейший алгоритм действий, опираясь на специальные знания профессиональных историков.

Подробнее…

Мы поможем узнать больше информации по старинным фотографиям 19-20 веков. Для анализа используется военная униформа, униформа гражданских ведомств (например, униформа железнодорожников), мода в гражданской одежде, а также предметы.

Подробнее…

Каждый человек рано или поздно задумывается о происхождении своей фамилии. Фамильный диплом приоткрывает тайны многих предшествующих поколений, определяет первопричину ее возникновения.

Подробнее…

Не найдено ни одного объявления

Добавить объявление о поиске

Чаще называют

Женские имена

  • Ольга (8%)
  • Татьяна (6%)
  • Валентина (5%)
  • Наталья (5%)
  • Людмила (5%)
  • Ирина (5%)

Улицы в России, названные в честь фамилии Бахтин

  • Россия, Нижегородская область, г Нижний Новгород, ул Героя Советского Союза Бахтина
  • Россия, Свердловская область, г Первоуральск, ул Бахтина
  • Россия, Челябинская область, г Верхний Уфалей, ул Бахтинова

Философия

«Кружок Бахтина» (Ленинград, середина 1920-х годов)

Одной из центральных идей Бахтина является идея диалога, раскрытая на примере анализа творчества Достоевского как полифония. Через русскую религиозную философию диалог восходит к идее соборности (симфония, интерсубъективность, плюрализм, многополярность). Бытие («конкретная действительность») интерпретируется как событие, которое немыслимо без поступка и субъекта (человека). В частности он замечал, что «Предмет неотделим от своей функции в событии». Вне конкретных событий существуют лишь «пустые возможности» и «неукорененное бытие». Рационализм он считал предрассудком, а усмотрение сущности возможным только благодаря интуиции («эстетическому видению», «любовному созерцанию»). Иррационалистические моменты в своей философии он обосновывает посредством эстетики.

Особое место в философии Бахтина занимает исследование «смеховой культуры» на примере карнавала, в котором отсутствует серьезность («официальность») и догматизм и «сама жизнь играет». Сущностью смеха и карнавала он называет демонстрацию самого события, то есть обновления, изменения, перелома, возрождения и кризиса одновременно. Бахтин настаивает на их первичности и критикует попытки редукции этих феноменов к потребностям. Смех, карнавал и праздник представляют собой бытие без отчуждения.

Память

В Саранске в МОУ «Гимназия № 20» с 1995 года проводится Бахтинская научно-практическая конференция.

В Орле в 2005 году открылся музей М. М. Бахтина.

30 июня 2011 года решением Орловского городского совета народных депутатов Орловскому муниципальному драматическому театру «Русский стиль» было присвоено имя М. М. Бахтина.

Памятник М. М. Бахтину в Саранске

В ноябре 2015 года в Мордовском государственном университете начал работу Центр М. М. Бахтина, объединяющий мемориальную экспозицию, библиотеку и образовательное пространство. В это же время на территории центрального кампуса Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарёва открылся памятник М. М. Бахтину работы скульптора Н. М. Филатова: учёный изображён сидящим в кресле, на коленях — рукописи.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий