Значение и происхождение фамилии Бородин

«Мой сторублевый котик»: детство Бородина

Александр Бородин родился в Петербурге. Его отец, Лука Гедианов, происходил из знатного и богатого грузинского рода. Князь поздно женился, брак был неудачным: через несколько лет супруги стали жить отдельно, и Гедианов переехал из Москвы в Петербург. В столице, на одном из танцевальных вечеров, отец влюбился в Авдотью Антонову – дочь простого военного из Нарвы. Их общего сына Гедианов распорядился записать как ребенка своего слуги по фамилии Бородин. По документам будущий композитор был крепостным собственного отца.

Первое время Александр Бородин рос в доме князя. Авдотья Антонова жила в соседних комнатах, однако при посторонних сын называл ее «тетушкой». Она с недоверием относилась к пансионам и настояла, чтобы Александр Бородин получил образование дома. Мать наняла преподавателя по французскому и немецкому языкам, сама учила сына читать и считать. Впоследствии жена композитора Екатерина Бородина писала: «Мать его боготворила и баловала страшно. Она очень любила кошек и звала его «мой сторублевый котик».

В 1839 году у Луки Гедианова начались серьезные проблемы со здоровьем. Чтобы упрочить положение возлюбленной и обеспечить ей безбедное существование в случае своей смерти, отец устроил Авдотье Антоновой фиктивный брак с военным врачом Хансом Клейке. А спустя год Гедианов подарил ей четырехэтажный особняк недалеко от Семеновского плаца. Вскоре Антонова переехала туда вместе с сыном. Окна дома выходили на площадь, где тренировались военные, и Александр Бородин часто слышал военный оркестр. Будущему композитору так нравились звуки маршей, что он пытался подбирать их на слух на домашнем фортепиано. Иногда Бородин просил разрешения спуститься на плац: музыканты охотно разговаривали с ним и показывали инструменты.

Мать заметила интерес сына к музыке. С 1841 года будущий композитор брал уроки игры на флейте, а чуть позже – на фортепиано и виолончели. Уже в девять лет Александр Бородин сочинил первое музыкальное произведение – польку «Элен». Он посвятил композицию своей первой возлюбленной. Ею стала Елена, взрослая подруга матери.

Подробности аварии

ЧП случилось поздно вечером в понедельник, 29 октября 2018 года. Авария произошла в Солнечногорском районе. Во время ДТП в машине вместе с композитором находились его родные — сын и невестка. По первоначальной информации, за рулем был сам композитор. Родственников он вез домой из аэропорта.

Сильнее всего в аварии пострадал сам Бородин — от полученных ран он погиб. Жена сына композитора и сам младший Бородин остались живы — когда писался этот материал, их в тяжелом состоянии уже привезли в местную больницу. Известно о трагедии стало от друзей композитора, которые начали сбор денег на помощь его родным. Уже решено, что похоронят 52-летнего музыканта на кладбище города Домодедово.

Владимира Бородина

Смерть Александра Бородина

Не так просто написать биографию Бородина кратко. Ведь было так много творчества, достижений и интересных моментов.

Александр Бородин умер от сердечного приступа в феврале 1887 года. В тот момент он танцевал и вдруг упал, схватившись за сердце. Он скончался в окружении близких друзей. Похоронен на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге. На этом заканчивается краткая биография композитора Бородина.

Александр Бородин оказал большое влияние на классическую музыку России, Средней Азии и других стран. Позже Прокофьев, Хачатурян и другие известные композиторы продолжили его дело. И сейчас концерты с его произведениями собирают полные залы, откликаются в душах самых разных людей. Прокофьев – наша гордость, наше наследие. Пример одаренного человека, который сочетал в своей жизни науку, музыку и помощь людям.

Мы постарались представить биографию Бородина кратко, собрать самые интересные моменты, но о таком человеке можно рассказывать долго.

БОРОДИН: число взаимодействия с миром «1»

Людям, находящимся под влиянием единицы, самой судьбой предназначено идти вперед — туда, где могут подстерегать неожиданности, опасности, неприятности, странности… Словом, все что угодно. Оглядываются назад такие люди лишь за тем, чтобы убедиться, что никто не отстал в пути. Но если и отстал – не беда; «единичник» почти всегда уверен, что следовать за ним достойны немногие, но даже среди них могут оказаться те, кому неприятности будут не по плечу. Правда, тех, кто ему небезразличен, человек единицы частенько подгоняет – таких людей очень мало и участь их нелегка.

Те, кто привык перекладывать свои проблемы на других, доверять чужому мнению и принимать во внимание любые советы и рекомендации, в обществе «единичника» будут наслаждаться спокойствием и предсказуемостью ситуации, однако стоит заранее смириться с тем, что человек единицы будет поступать именно так, как считает нужным. В большинстве случаев он уверен, что лучше знает, что следует делать, и не усомнится в своей правоте даже в том случае, когда его заблуждение станет очевидным для окружающих

«Единичник» редко меняет свои суждения под влиянием других, однако сам не отличается постоянством, поэтому жизнь его разнообразна и полна неожиданностей. Четко обозначив свою цель, он стремится к ней лишь до тех пор, пока преодоление препятствий доставляет ему удовольствие. Потом приоритеты меняются, и вернуть «человека единицы» на прежние рельсы почти невозможно, так что рассчитывать на его постоянство будет большой ошибкой.

Яркая индивидуальность людей единицы во многом объясняется тем, что они любят находиться в центре внимания и ловить восхищенные взгляды. Такой человек охотно рассказывает не только о своих победах, но и о поражениях – ведь даже последние можно расписать очень и очень красочно.

«Единичникам» идет на пользу учеба, но они, за редким исключением, предпочитают наставлять других на путь истинный, а не извлекать уроки. Тут нужно отметить, что у людей единицы обычно достаточно сил и запаса энергии для того, чтобы переносить удары судьбы даже в том случае, если их снова и снова наносят одни и те же грабли. Пытаться удержать такого человека от совершения ошибок не стоит: он всегда отстаивает свою свободу, в том числе и свободу заблуждаться, испытывать судьбу, идти трудным и опасным путем. Если по каким-то причинам «единичник» все же находится под чужим влиянием, он обычно несчастен и не приносит окружающим той пользы, которую мог бы принести.

Значение фамилии Ваганков

Ваган житель реки Ваги, притока Северной Двины. На Севере так в расширительном смысле называли простого, необразованного крестьянина. Тоже о фамилии Важенин с реки Ваги. В таможенных книгах годов по Устюгу и Тотьме многократно называли купцов с Ваги: важенин Григорий Игнатов важенин Леонтьев Петр Слово ваган возникло видимо позже. Вага производная форма старинного редкого имени Евагрий (в переводе с греческого: счастливый на охоте) Есть и другие значения слова вага вес, тяжесть (отсюда и важный т. е. весомый) гиря, весы, рычаг. Важенин возможно от прозвища Важеня избалованный (древнерусское важить баловать, потворствовать Возможна мотивация прозвища Ваган словом, бытующим в говорах: в ярославских, северо-двинских мужик, вахлак в вологодских грубый, ленивый человек в архангельских, вологодских шалун, шутник, весельчак (СРНГ) В вологодских и архангельских говорах вагонами называют также жителей Поважья (по р. Вага) (СРНГ) В Ономастиконе Веселовского Вага Павел Гаврилов, посадский человек, г. Гороховец; Ваганков Иван, чернец, г. Углич Вагин Четвертый, г. Белоозеро. Ваган вахлак, простец; ваганить шутить, шуметь; ваганиться баловаться (Даль) у владимирских офеней ваганить плотничать.

Происхождение фамилии Ваганков: Русские фамилии.

Для каждой фамилии может быть рассчитано значение степени совместимости ее с другими фамилиями.

Совместимость фамилий позволяет определить насколько данные фамилии, благодаря своим особенностям и характеристикам, позволяют выстраивать коммуникативные, дружеские, любовные отношения между людьми.

Фамилия как зеркало человека – в ней отражается его характер, судьба. И понятно стремление любого человека окружить себя единомышленниками, с которыми чувствуешь себя в своей тарелке, с которыми спокойно и надежно.
Наоборот, борьба характеров, противостояние темпераментов ведут к спорам, разладам и конфликтам.

Поделиться ссылкой “Совместимость фамилий Бородин и Ваганков” с друзьями в соцсетях:

Могучая кучка

На музыкальном вечере в доме С. Боткина Александр Порфирьевич знакомится с Балакиревым — известным деятелем культуры. Они обсуждали традиции народного творчества и искусства, быстро стали друзьями. Также они стали много общаться с Римским-Корсаковым, Мусоргским и другими, их интересы совпали. Позже их стали называть «могучей кучкой», это содружество прочно вошло в историю классической музыки. Именно эта дружба помогла Александру Боткину поверить в свои силы и больше посвящать времени творчеству. Если говорить кратко в биографии Бородина, то эти встречи стали судьбоносными.

Самодельные краски и концерт для флейты в 13 лет

Андрей Деньер. Портрет Александра Бородина (фрагмент). 1848. Историко-литературный журнал «Исторический вестник», т. 28. Санкт-Петербург: Типография А.С. Суворина, 1887

В 1843 году умер отец. Незадолго до смерти Гедианов дал сыну вольную грамоту. Мать вскоре стала жить с учителем немецкого языка Федором Федоровым. В 1846 году он познакомил Александра Бородина с Михаилом Щиглевым – сыном преподавателя математики в Царскосельском лицее. Детей решили обучать вместе: так было дешевле нанимать педагогов по каждому предмету. Щиглев вспоминал: «Федоров уговорил моих родителей отдать меня в Петербург, в семейство Саши Бородина, чтоб ближе было ходить в 1-ю гимназию, куда меня хотели отдать, и чтоб готовиться по наукам вместе Таким образом, я переехал в дом к матери Бородина». В дом приходили учителя по русскому, французскому и немецкому языкам, истории, географии, математике, рисованию и черчению. По сложности материала программа мало отличалась от Царскосельского лицея – за планом учебных занятий следил отец Щиглева. Ученикам также преподавали танцы и музыку.

Когда Александру Бородину было 13 лет, он сочинил свой первый концерт для флейты с фортепиано. Композитор исполнял партию флейты, Щиглев – фортепиано. Преподаватель по музыке похвалил произведение и посоветовал ученику продолжать писать. Вскоре Бородин закончил трио для двух скрипок и виолончели. Мать издала пьесы сына

В предисловии было написано: «Просим читателей обратить внимание на новое прекрасное сочинение адажио для фортепиано, написанное А. Бородиным

В этом небольшом произведении столько души и творческой силы, что мы заранее поздравляем любителей музыки с новым талантом».

Однако музыка была не единственным увлечением Александра Бородина. Свою комнату он превратил в импровизированную химическую лабораторию: на подоконниках стояли банки с растворами, на столе – колбы, трубки и горелка. Будущий композитор читал книги по химии, сам делал акварельные краски к уроку рисования и экспериментировал с фейверками. Он решил превратить увлечение в профессию: в 1850 году Александр Бородин поступил на медицинский факультет Медико-хирургической академии. Сделать это было непросто: закон не позволял бывшим крепостным получать высшее образование. Тогда мать пошла на хитрость. Авдотья Антонова договорилась с чиновником в Тверской губернии, и тот приписал Александра Бородина к купечеству третьей гильдии. Композитор сначала сдал экзамены на аттестат зрелости в Первой петербургской гимназии, потом – вступительные в академию, и все – на отлично.

[править] Из истории

В традиции многих народов Востока и кочевых племён бытовал обычай называть детей третьим именем по имени деда, которая впоследствии становилась фамилией и могла передаваться потомкам в качестве наследственного родового имени. До относительно недавнего времени такая ситуация сохранялась и в СССР у некоторых представителей народов Средней Азии и Казахстана. К примеру фамилия Бородин вполне могла быть образована от имени деда *** с добавочным суффиксом -ов. Однако есть и древние рода, сохраняющие память о первом родоначальнике фамилии не изменяя её из поколения в поколение. В стародавние времена «матриархата» и так называемого «язычества» некоторые фамилии образовывались и по имени матери. Современные правила регистрации новорождённых стали традиционно записывать детей по фамилии отца.

Результат расчета совместимости фамилий Бородин и Ваганков

Степень совместимости фамилий Бородин и Ваганков: 100%.

Совместимость фамилий 100% – это идеальный вариант! Фамилии Бородин и Ваганков полностью совместимы в любви, в дружбе, в бизнесе и коммуникациях. У них будет прочный семейный союз, крепкая дружба и взаимопонимание. Не забывайте бережно относиться к таким отношениям, и Вы сохраните свой союз таким же счастливым и безоблачным на долгие годы.

100% совместимость вовсе не является панацеей и совсем не гарантируют отсутствие разногласий, споров и конфликтов. Тем не менее, Бородин и Ваганков обладают качествами, способными сглаживать любые острые моменты в отношениях, легко и быстро их преодалевают и забывают.

Происхождение фамилии Бородин

Обладатель фамилии Бородин, несомненно, может гордиться своими предками, сведения о которых содержатся в различных документах, подтверждающих след, оставленный ими в истории России.

Фамилия Бородин образована от прозвища Борода. Скорее всего, такое прозвище носил человек с богатой растительностью на лице.

Слово «борода» появилось в 11 веке из общеславянских «бор» и «да» и означало, буквально «колючая, острая».

Одним из главных предметов гордости в Древней Руси была борода. Не было худшего оскорбления, чем плевок в бороду. Безбородому отказывали в благословении. «Бог создал человека бородатым: только коты и псы не имеют ее», — говорил патриарх Адриан. Как настоящая святыня, она охранялась государством. Ярослав Мудрый установил штраф за нанесение ущерба бороде. Специальное предписание строго устанавливало, что люди во время драки не имеют права дергать друг друга за бороды. За вырванный клок провинившийся должен был заплатить государству 12 гривен. Сумма по тем временам весьма внушительная — больше, чем штраф за искалеченную руку. Бороду сбривать было нельзя. Иван Грозный заявил: бритье бороды — это грех, который не смоет кровь всех великомучеников.

Уже в XV–XVI веках в среде богатых людей начинают закрепляться и передаваться из поколения в поколение фамилии, обозначающие принадлежность человека к конкретной семье. Это были притяжательные прилагательные с суффиксами –ов /-ев, -ин, изначально указывающие на прозвище отца.

Основная же масса населения на протяжении долгого времени оставалась без фамилий. Начало их закреплению положило духовенство, в частности киевский митрополит Петро Могила, который в 1632 году поручил священникам вести метрики рожденных, замужних, умерших.

После отмены крепостного права перед правительством встала серьезная задача: дать фамилии бывшим крепостным. В 1888 году Сенат опубликовал специальный указ, в котором было записано: «Именоваться определенной фамилией составляет не только право, но и обязанность всякого полноправного лица, и означение фамилии на некоторых документах требуется самим законом».

В документальных источниках зафиксированы: Бородин Александр Артемович (1889, Курская обл., Михайловский р-н, с. Макарово, 1929) русский, образование: начальное, крестьянин; Бородин Александр Григорьевич (1887, Оренбург, 1921) русский, образование: незаконченное среднее, работал, рядовой житель, и многие другие.

Таким образом, потомки человека, обладавшего прозвищем Борода, со временем получили фамилию Бородины.

Говорить о точном месте и времени возникновения фамилии Бородин в данный момент не представляется возможным, поскольку процесс формирования фамилий был достаточно длительным. Тем не менее, фамилия Бородин представляет собой замечательный памятник славянской письменности и культуры.

Анализ происхождения фамилии Бородин подготовлен специалистами Центра исследований «Анализ Фамилии»

«Занятиям по академии он предавался всей душой»: учеба в медицинской академии

Александр Бородин был прилежным студентом. Чтобы лучше выучить анатомию, он много времени проводил в комнате с анатомическими препаратами, читал учебники. Его родственник Дмитрий Александров вспоминал: «Занятиям по академии он предавался всей душой; провонял совсем трупным запахом препаровочной; читал обыкновенно, сидя в кресле и ноги положив на подоконник. Дома почти всегда надевал халат и туфли». На третьем курсе Александр Бородин стал заниматься у знаменитого химика Николая Зинина. У ученого была большая лаборатория. Композитору разрешили быть там в любое время и проводить собственные опыты.

Во время учебы в академии Бородин не забывал о музыке. Он брал уроки фортепиано и виолончели, а в выходные вместе с Михаилом Щиглевым ходили на вечера к Ивану Гаврушкевичу. Там собирались знаменитые музыканты и композиторы: Александр Серов, Иосиф Гунке, Осип Дробиш. Щиглев вспоминал: «Мы не упускали никакого случая поиграть трио или квартет где бы то ни было и с кем бы то ни было. Ни непогода, ни дождь, ни слякоть – ничто нас не удерживало, и я, со скрипкой подмышкой, а Бородин с виолончелью в байковом мешке на спине делали иногда громадные концы пешком». На четвертом курсе академии Александр Бородин написал романсы «Красавица-рыбка» и «Слушайте, подруженьки, песенку мою», а также трио «Чем я тебя огорчила». Увлечение композитора не одобрял преподаватель по химии. Николай Зинин говорил: «Господин Бородин, поменьше занимайтесь романсами. На вас я возлагаю все свои надежды, чтоб приготовить заместителя своего, а вы все думаете о музыке и о двух зайцах».

В 1856 году Александр Бородин окончил Медико-хирургическую академию. Его назначили ординатором во Второй военно-сухопутный госпиталь. Однако вскоре композитор понял, что работа врача не для него: Бородин несколько раз падал в обморок при виде тяжелобольных, а однажды во время операции сломал инструмент в горле пациента. Он сумел вовремя сориентироваться, и все обошлось. Александр Бородин вспоминал: «Кучер бухнулся мне в ноги; я же с трудом удержался от того, чтобы не ответить ему тем же самым. Подумайте только, что бы было, если бы я завязил обломок щипцов в горле такого пациента! Наверняка я бы был разжалован и попал бы в Сибирь». В госпитале композитор познакомился с семнадцатилетним Модестом Мусоргским – они пару раз вместе ходили на вечера к главному врачу.

В апреле 1856 года Бородин устроился ассистентом Зинина и вел семинары у студентов академии. Композитор решил серьезно заняться наукой и начал писать диссертацию «Об аналогии мышьяковой кислоты с фосфорной в их действии на человеческий организм». В 1858 году он защитился и стал доктором медицины. Осенью следующего года «для усовершенствования в химии» академия направила Александра Бородина в Германию. На поездке настоял Николай Зинин. Незадолго до отъезда композитор случайно встретился с Мусоргским во второй раз.

БОРОДИН: число душевных стремлений «6»

Люди, находящиеся под влиянием шестерки, редко беспокоятся о своих проблемах. Им гораздо интереснее глобальные вопросы, такие как спасение мира и восстановление справедливости. Шестерочники терпимо относятся к недостаткам окружающих, с готовностью прощают обидчиков. Чужого горя для них не бывает – они настолько близко принимают все к сердцу, что зачастую видят жизнь в черных красках.

Важнее всего для таких людей любовь и творческая самореализация. В браке они редко бывают счастливы, так как в качестве партнера склонны выбирать людей, нуждающихся в помощи: хронические алкоголики, заядлые игроманы и инфантильные мечтатели – это их профиль. Увы, избранник шестерочника, как правило, не торопится меняться в лучшую сторону, и супругам, даже если они искренне любят друг друга, не удается достичь гармонии в семейных отношениях.

Рожденные под влиянием шестерки часто обладают литературным талантом, имеют тягу к музыке и живописи. Они страстно желают прославиться, но еще больше нуждаются в спокойствии и гармонии. Такие люди чаще остальных впадают в уныние, бывают агрессивны и раздражительны, однако и бодрость духа возвращается к ним гораздо быстрее.

Они тонко чувствуют красоту, и любование красочным пейзажем способно исцелить их израненную душу. Шестерочники склонны к переоцениванию собственных сил, если дело касается работы на благо других, и к недооцениванию, когда речь заходит об их личных интересах.

Эти люди запросто бросают дело на полпути, сталкиваясь с малейшими препятствиями. Они не обладают лидерскими качествами, поэтому особо не блещут ни в семье, ни на работе. Однако они способны проявлять искреннее сочувствие, умеют находить компромиссы и сглаживать конфликты.

Люди шестерки редко бывают напористыми, но зато отличаются активностью, находчивостью и изобретательностью. К тому же они обладают редким качеством – умением радоваться чужим успехам, поэтому друзей у них хоть отбавляй.

Музыка

Несмотря на то, что Бородин много времени уделял научной работе, музыка продолжала быть значительной частью его биографии. Будучи студентом, Александр Порфирьевич сочинял миниатюрные пьесы для фортепиано и романсы, самыми популярными из которых стали «Арабская мелодия», «Спящая княжна» и «Песня темного леса». Путешествуя за границей, он ходил на концерты, знакомясь с творчеством европейских композиторов Ференца Листа, Феликса Мендельсона, Фредерика Шопена, Рихарда Вагнера, Роберта Шумана и других.

Композитор Александр Бородин

В Петербурге молодой ученый познакомился с видным музыкальным и общественным деятелем Милием Балакиревым и стал участником «Могучей кучки», куда, помимо него, вошли Модест Мусоргский, Николай Римский-Корсаков, Цезарь Кюи. Объединение, возглавляемое литературным критиком Владимиром Стасовым, ставшее второй семьей Бородина, повлияло на музыкальный вкус и творческую направленность композитора, считавшегося продолжателем традиции Михаила Глинки.

Собственные сочинения Александр Порфирьевич исполнял на званых вечерах в особняке Митрофана Беляева, где собиралась российская творческая элита. Основными темами шедевров Бородина стали свобода, любовь к родине и национальная гордость русского народа. Бородин стал одним из родоначальников симфонии и героико-эпических тенденций в русской музыке.

Опера Александра Бородина «Князь Игорь»

Первое крупное произведение композитора нового жанра, исполненное в 1869 году оркестром под управлением его друга дирижера Милии Балакирева, принесло автору европейскую славу и известность. Композитор сочинил 16 романсов, 3 симфонии, пьесы для фортепиано, инструментальные миниатюры, музыкальную поэму «В Средней Азии», а также оперы «Богатыри» и «Князь Игорь».

Истинное величие таланта Бородина раскрылось во 2-й «Богатырской» симфонии, воспевающей былинную силу русского народа. В этом эпическом произведении плясовые мотивы переплелись с задушевными лирическими темами и, постепенно нагнетаясь, трансформировались в мощные звуки игрищ былинных силачей.

Симфония Александра Бородина «Богатырская» (Симфония №2)

С «Богатырской» симфонией перекликается неоконченная опера «Князь Игорь», над которой автор трудился 18 лет. Она стала эталоном героико-эпического стиля в музыке, поражая масштабностью сцен в исполнении народного хора и целостным воплощением отдельных образов. Интересен тот факт, что эти великие творения создавались композитором параллельно, и материалы, предназначенные для одного сочинения, иногда становились частью другого.

Музыкальное творчество

А. П. Бородин. Портрет работы И. Е. Репина (1888)

Под влиянием М. А. Балакирева, В. В. Стасова и других участников этого творческого объединения сложилась музыкально-эстетическая позиция Бородина как приверженца русской национальной школы в музыке и последователя М. И. Глинки.

Боль­шой за­ня­то­стью Бородина, а так­же вы­со­кой тре­бо­ва­тель­но­стью к се­бе объ­яс­ня­ет­ся ма­лое ко­ли­че­ст­во за­кон­чен­ных музыкальных со­чи­не­ний. Наиболее значительное произведение Бородина — опера «Князь Игорь», над которой композитор работал в течение 18 лет, но так и не окончил её. После смерти Бородина оперу дописали и сделали оркестровку по материалам Бородина Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов. В этой редакции опера была впервые поставлена в 1890 году в Санкт-Петербургском Мариинском театре, ставилась и записывалась на пластинки в XX веке. В последней трети XX века бы­ли пред­при­ня­ты но­вые по­пыт­ки ре­кон­ст­рук­ции опе­ры. В ре­дак­ции Ю. А. Фор­ту­на­то­ва и Е. М. Ле­ва­шё­ва она была поставлена в 1974 году в Виль­ню­се, в 1993-м — в Ге­нуе и Мо­ск­ве. Опера «Князь Игорь» до настоящего времени остаётся одним из шедевров русского оперного искусства.[источник не указан 372 дня]

Бородин показал себя новатором в оркестровой музыке, впервые во­пло­тив прин­ци­пы эпической дра­ма­тур­гии в сим­фо­ническом жан­ре. Премьера Первой симфонии (1867) состоялась в 1869 году с оркестром РМО под управлением М. А. Балакирева, партитура была издана В. В. Бесселем в 1882 году. Вершина оркестровой музыки Бородина — Вторая («Богатырская») симфония (1876), первое исполнение которой состоялось в 1877 году под управлением Э. Ф. Направника. Партитура вышла в свет в 1887 году, посмертно, в редакции Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Глазунова, внесших в её музыку значительные изменения. Обе симфонии уже при жизни Бородина получили признание за рубежом. Особенно популярной была Первая — с триумфальным успехом впервые за границей она была исполнена в Баден-Бадене в 1880 году, а несколько позже — в Амстердаме, Антверпене, Будапеште, Дрездене, Лепйциге (1883, под управлением Артура Никиша), Монако, Кёльне.

К числу лучших камерных инструментальных произведений Бородина принадлежат Первый и Второй струнные квартеты, представленные ценителям музыки в 1879 и в 1881 годах. В последние годы жизни Бородин работал над Третьим квартетом.

Бородин — не только мастер инструментальной музыки, но и камерной вокальной лирики, ярким образцом которой является элегия «Для берегов отчизны дальней» на слова А. С. Пушкина. Композитор обогатил жанр романса образами русского богатырского эпоса (например, в произведениях «Спящая княжна», «Песня тёмного леса»). Образец сатиры Бородина — песня «Спесь» (на слова А. К. Толстого).

В «Князе Игоре», в симфониях, в вокальной лирике Бородин избегает декоративности, характерной для квази-народной и по существу эклектической стилизации. Тем самым достигается ощущение подлинной архаики, достоверности образа Древней Руси, который рисует композитор.

Творчество Бородина отличается глубоким проникновением в строй как русской народной песни, так и музыки народов Востока (в опере «Князь Игорь», симфонической картине «В Средней Азии» и других произведениях).

Рецепция

Традиции музыки Бородина восприняли советские композиторы С. С. Прокофьев, Ю. А. Шапорин, Г. В. Свиридов, А. И. Хачатурян и др.

Музыка Бородина легла в основу американского мюзикла на ориентальную тему «Кисмет» (1953); особенно популярной стала песня «Stranger in Paradise», представляющая собой обработку хора Бородина «Улетай на крыльях ветра» (с 1954 года песню с успехом исполнял Тони Беннетт). Позднейшая обработка того же хора (1997) принадлежит афроамериканскому рэперу Warren G.

Привилегированное сословие

Представители фамилии “Бородин” относились к различным сословиям:

С.Б.Веселовкий в книге “Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии” пишет: “Борода, Бородины: Данило Давидович Борода Бибиков (см. Бибик), вторая половина XV в.; Василий Иванович Борода Аничков , 1495 г.; в XVI – XVII вв. несколько фамилий Бородиных разного происхождения; Бородин Яков Борисович, умер в, 1578 г., Торжок ”

  • Представители фамилии Бородин

    Бородин Микита, боярин Мерацкага павета (волости) Троцкага воеводства (стр.95)

    упоминаются в “Перепись войска Великого Княжества Литовского 1528 года”, где записан:

Представители фамилии Бородин упоминаются в Книге писцовой и межевания города Землянск 1684 года как черкасы переселившиеся в 17 веке под руководством атамана Дашкеева из-за Днепра в село Перелевка Землянского уезда Азовской (Воронежской) губернии.

ДворянеСуществует два старинных русских дворянских рода Бородиных.Первый происходит от Петра Бородина, сын которого, Алексей Петрович, служил в 1649 г. по городу Коротояку (Воронежской губ.) в числе детей боярских с поместным окладом. Данило Герасимович Бородин служил в 1698 г. в белгородском полку “казачьим капитаном”. Его правнук, Тимофей Селиверстович, по Высочайшему указу 1809 г. был исключен из купеческого звания и возведен в “первобытное предков дворянское достоинство”. Этот род записан в VI часть родословной книги Воронежской губернии.Второй дворянский род Бородиных, записанный в VI часть родословной книги Калужской губернии, ведёт начало от Федора Михайловича Бородина, жившего во второй половине XVII века.

“Герб дворян Бородиных, (Воронежская губерния)”

Представители фамилии Бородин внесены в Родословные книги Дворянского Депутатского собрания:

  • Воронежской губернии: в 1803 году в 6-ю часть (“Древние благородные дворянские роды, доказательство дворянского достоинства, которых восходят за 100 лет, то есть до времени правления императора Петра I”).
  • Екатеринославской губернии.
  • Калужской губернии: в 1828 году во 2-ю часть (“Военное дворянство, приобретенное чином военной службы”), в 1829 году в 6-ю часть (“Древние благородные дворянские роды, доказательство дворянского достоинства, которых восходят за 100 лет, то есть до времени правления императора Петра I”).
  • Екатеринославской губернии.
  • Киевской губернии: в 1852, 1893 годах во 2-ю часть (“Военное дворянство, приобретенное чином военной службы”).
  • Курской губернии.
  • Московской губернии: во 2-ю часть (“Военное дворянство, приобретенное чином военной службы”), в 6-ю часть (“Древние благородные дворянские роды, доказательство дворянского достоинства, которых восходят за 100 лет, то есть до времени правления императора Петра I”).
  • Оренбургской губернии: в 3-ю часть (“Дворянство бюрократическое, приобретенное чином гражданской службы или пожалованием ордена”).
  • Рязанской губернии: в 1835 году во 2-ю часть (“Военное дворянство, приобретенное чином военной службы”).
  • Саратовской губернии.
  • Ставропольской губернии: в 1895 году в 3-ю часть (“Дворянство бюрократическое, приобретенное чином гражданской службы или пожалованием ордена”).
  • Тульской губернии: в 1795, 1882 годах во 2-ю часть (“Военное дворянство, приобретенное чином военной службы”).
  • КазачествоБородины — видный старшинский род яицких (уральских) казаков, в истории давших несколько атаманов Уральского казачьего войска, генералов Российской империи, героев различных войн.Представители фамилии Бородин

    в Разборной книга служилых людей разных чинов городов Землянска 1679-80 годов Бородины записаны как из казаков’ Землянского уезда Азовской (Воронежской) губернии.

    упоминаются:

  • Служивые люди.Представители фамилии Бородин упоминаются:

    • в Книге писцовой и межевания города Землянск 1684 года как А писаны и мерены и межеваны та церковная и пушкарская земля по полюбовному их челобитью и по заручной челобитной Никольского дьякона Диомида да пушкарей Микиты Бороткина с товарыщи и по выписям с мерных и с отводных книг воеводы Еуфима Кушелева да салдатцкого строю порутчика Ивана Лебедева 182го году да воеводы ж Степана Титова 188го году августа в 8 де 194 году а на мере и на межеваньи были сторожилы и околные люди проживающие в селе Верейка Землянского уезда Азовской (Воронежской) губернии.
    • в Разборной книге служилых людей разных чинов города Землянска 1679-80 годов как Салдаты ж по нынешнему розбору верстаны вновь.

Медицина и химия

По окончании учебного курса в 1857 году Бородин работал в военном госпитале. Через год он защитил диссертацию, получил докторскую степень по медицине и занялся исследовательской работой. Первым научным трудом, прославившим Александра, стал отчет о влиянии минеральных вод на организм человека, ставший достоянием общественности в 1859 году.

Александр Бородин

В том же году академический совет отправил Бородина за границу, чтобы тот повысил квалификацию и перенял иностранный опыт. На протяжении 2 лет в Германии, проведенных в окружении блестящих ученых Эдуарда Юнге, Ивана Сеченова, Сергея Боткина, Николая Зинина, Дмитрия Менделеева, молодой исследователь участвовал в заседаниях ученого конгресса, где были четко определены понятия «молекула» и «атом».

Во время зарубежной командировки Бородин посетил Италию, познакомился с местными профессорами, ставил химические опыты с фтористыми соединениями в студенческой лаборатории Пизанского университета. Лето 1862 года молодой ученый снова провел в Германии, а на зиму переехал во французскую столицу.

На родину Александр вернулся в начале 1863 года. Он сдал отчет о проделанной научной работе и занял должность помощника профессора академии, которую совмещал с преподаванием. Через год Бородина повысили до ординарного профессора и поручили возглавить химическую лабораторию, где он продолжал заниматься научными исследованиями.

Александр Бородин среди основателей Русского химического общества

В 1868 году вместе со своим учителем Николаем Зининым Александр заложил фундамент Русского химического общества, а затем поспособствовал Дмитрию Менделееву в организации медицинских курсов для барышень, бывших аналогом университетского образования.

В 1877 году Бородин достиг верхней ступени ученого сообщества и получил звание академика, а в 1883 году Общество русских врачей избрало его почетным членом. За время научной карьеры талантливый химик написал более 40 работ, ему принадлежит открытие фтористого бензола и способа получения галогенозамещенных углеродов, который назвали реакцией Бородина-Хунсдикера.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий