Значение и происхождение фамилии Донцов

ДОНЕЦ: число душевных стремлений «4»

Рожденные под воздействием четверки находятся в гармонии с собой и окружающим миром. Они умеют ставить цели и достигать их, неукоснительно соблюдают правила и сохраняют позитивный настрой в любой ситуации. Их смело можно назвать перфекционистами: они стремятся сделать головокружительную карьеру, свить идеальное семейное гнездышко, построить огромный дом и воспитать детей так, чтобы ими можно было гордиться. Эти люди привыкли доводить любое дело до конца, а если обстоятельства складываются иначе, еще долго не могут с этим смириться.

Четверочники упорны не только в работе, но и в личной жизни. Они могут завоевывать любовь понравившегося человека годами, подолгу помнят безответные чувства. Эти люди любят придерживаться традиций в романтических отношениях и того же ждут от своих избранников. Обычно они рано заводят семью, однако это не мешает им всю жизнь прислушиваться к родительским советам.

В воспитании детей люди четверки используют метод кнута и пряника. Это замечательные родители, но если желания их чада выходят за нормы, установленные социумом, то на понимание с их стороны вряд ли придется рассчитывать. У четверочников обострено чувство справедливости, они видят соринку не только в чужом глазу, но и в своем, поэтому редко подолгу конфликтуют с близкими.

Эти люди стремятся все упорядочить

Им нравится работа, в которой требуется внимание к деталям, но можно тщательно обдумывать решения. Если четверочник является представителем творческой профессии, то все равно придерживается дисциплины и установленного графика – даже муза посещает его в строго оговоренные часы

Этот человек неуютно чувствует себя на руководящих должностях, но зато прекрасно справляется с ролью исполнителя.

Он затрачивает массу усилий на работе, однако делает это не ради поощрения, а просто потому, что не может иначе. При этом он точно не готов трудиться бесплатно, поэтому ищет работодателя, который мог бы по достоинству оценить его рвение и таланты.

Если человек четверки решает открыть собственное дело, то в основном выбирает области, связанные с техникой или информационными технологиями. Его вряд ли заинтересуют предприятия, сулящие огромную прибыль, но сопряженные при этом с повышенным риском.

Этот человек честен с окружающими и ждет от них взаимности. Он редко участвует в дискуссиях, не любит вести великосветские беседы. Четверочник помогает делом, но добрые слова для моральной поддержки найти не способен.

ДОНЦОВА: число взаимодействия с миром «8»

Люди, находящиеся под влиянием числа восемь, отличаются характером беспокойным и целеустремленным. Они редко бывают довольны тем, что имеют, и стремятся максимально расширить границы своих возможностей. Потенциал «восьмерочников» очень велик, но и запросы маленькими не назовешь, поэтому чувство удовлетворения от проделанной работы или радость победы они испытывают редко. Люди восьмерки умеют строить планы и воплощать их в реальность, но вынуждены мириться с тем, что все получается немного (а то и вовсе) не так, как было задумано.

«Восьмерочники» мало чего боятся. Ответственность за других и руководство большими коллективами для них естественны, как и резкие перемены в жизни. Как правило, они хорошо ладят с окружающими, но стараются избегать слишком большой близости и предпочитают играть роль лидера в отношениях. Высоко ценя интеллект, моральные качества и чувство юмора, они не переносят лести и лжи, а также бывают очень чувствительны к проявлениям невежливости и бестактности.

Супружеские отношения «восьмерочников» складываются мирно, хотя не всегда в них присутствуют страсть или даже глубокая привязанность. Тем не менее, люди восьмерки почти всегда стремятся к устойчивым отношениям и браку – без постоянного спутника жизни они чувствуют себя дискомфортно. Избегать ссор в семье им помогает врожденный такт, а справляться с бытовыми проблемами – умение как действовать самостоятельно, так и распределять обязанности.

«Восьмерочники» любят принимать гостей и не упускают возможности похвастаться своим домом, как правило – большим и уютным. Собственное жилье – «пунктик» многих людей восьмерки; в съемных квартирах или родительском доме они обычно чувствуют себя не слишком уютно. При этом стяжателями, интересующимися только материальными благами, их назвать никак нельзя; многие «восьмерочники» щедро делятся всем, что зарабатывают, активное участие принимают в деятельности благотворительных организаций и помогают близким и дальним родственникам деньгами. Но главное, что дают люди восьмерки окружающим – это их любовь и искренняя заинтересованность.

«Восьмерочники» так заботятся о других, что порой им не хватает сил и энергии на то, чтобы обустроить собственную жизнь. Другой распространенной проблемой является стремление к недосягаемым целям и неспособность сохранять спокойствие и здравый смысл, если на пути появляются препятствия.

Дети разных народов

Земля, на которой жили Донцовы, кого только не приютила: украинцев, «великороссов», греков, евреев, болгар… В большом дворе Донцовых снимали дом… шотландцы — и друзьями детства у Дмитрика были Гарри, Джим, Лиззи, Кейт, Джен. В доме Донцовых говорили по-русски, но пели украинские песни, мама читала детям и гостям книги русских и украинских авторов. Когда в город приезжала украинская труппа, всей семьей шли на спектакли.

— вспоминал позднее Донцов.

Получив начальное образование, Дмитрий поступил в реальное училище. Мужской гимназии в городе не было, и для мальчика это был единственный путь, не уезжая из дому, продолжить учебу. В училище тоже учились «дети разных народов». Оказавшись бок о бок, они, однако, не торопились смешиваться. Именно в те годы Донцов впервые стал глубоко задумываться: что же такое национальность? И потом не раз вспоминал, как на уроках они пели русские песни, но

В Мелитополе тогда же издали брошюру об истории города и края. В ней было много всего, но любознательному подростку запала в душу фраза о том, что в этих местах «проходил знаменитый в истории бедствий русского и украинского народов Муравский шлях…». То есть русские и украинцы — два разных народа!

В конце века благополучная жизнь Донцовых враз рухнула. В 1894 г. внезапно умер 54-летний глава семьи, Иван Дмитриевич, через год — его 39-летняя вдова. Дети остались на попечении родственников матери. Особенно близкие и сердечные отношения сложились у Дмитрия с родным дедом. Реальное училище, в общем-то, готовило молодежь к инженерным профессиям. Но Донцова техника не увлекла. Любознательный и развитый, он мечтал об университете. Туда принимали только после классической гимназии. В 1900 г. Дмитрий уезжает из родного города, и не куда-нибудь, а в Царское Село под Петербургом. Здесь он «дотягивает» свое образование, сдает экзамены и становится студентом юридического факультета столичного университета.

Библиография

Наиболее известные
  • Донцов, Д. И. Xрестом і мечем. — Торонто, 1967.
Остальные по алфавиту

«Der», «Die», «Gross-Polen», «Iсторія», «Де», «Московська», «Підстави», «Рік», «Сучасне», «Українська», «Якою»

  • Донцов, Д. И. Der Geist Russlands. — München: Schild-Verlag, 1961.
  • Донцов, Д. И. Die ukrainische Staatsidee und der Krieg gegen Rußland. — Berlin: C. Kroll, 1915.
  • Донцов, Д. И. Die Ukraine und die Türkei. S. 8-10
  • Донцов, Д. И. Gross-Polen und die Zentralmächte. — Berlin: C. Kroll, 1915.
  • Донцов, Д. И. Iсторія розвітку української державної iдеї. — Вінниця, 1917.
  • Донцов, Д. И. Де шукати наших історичних традицій. — Львів: Квартальник Вістника, 1938.
  • Донцов, Д. И. Московська отрута. — Торонто: Спілка визволення України, 1955.
  • Донцов, Д. И. Правда прадідів великих. Філядельфія: Видання Головної управи Організації оборони чотирьох свобід України. — 1952.
  • Донцов, Д. И. Підстави нашої політики. Відень. — 1921.
  • Донцов, Д. И. Рік 1918, Київ. — Торонто, 1954.
  • Донцов, Д. И. Сучасне політичне положення нації і наші завдання. — Львов: Молода Україна, 1913.
  • Донцов, Д. И. Українська державна думка i Європа. — Львов: Всесвітньої бібліотеки, 1918.
  • Донцов, Д. И. Якою має бути література?. — Торонто: Мова—U, 1949.
Статьи
  • Донцов, Д. И. Die Krimfrage // Ukrainische Blätter. — Вена, 1918. — № 14—15.
  • Донцов, Д. И. Нафта, Царгород і Україна // Літературно-науковий вістник. — Львов, 1922. — С. 167—172.
  • Донцов, Д. И. Церква і націоналізм // Літературно-науковий вістник. — 1924. — № 5—6.
  • Донцов, Д. И. Die Grundlagen der russischen Kultur // Die neue Rundschau. — 1925. — № 2.
  • Донцов, Д. И. Про актуальні річи // Літературно-науковий вістник. — 1932.
  • Донцов, Д. И. 1709—1914 // Ukrainische Rundschau. — 1915. — № 13. S. 4-8.
Посмертные
  • Донцов, Д. И. За яку революцію. Львів, 1990.
  • Донцов, Д. И. Дух нашої давнини. Дрогобич, 1991.
  • Донцов, Д. И. Дві раси, дві касти, дві культури: (Дмитро Донцов — літературний критик)// Дзвін. — 1997. — № 9.

Семья

Жена — согласно современным официальным данным — Ефросинья Иосифовна (ок. 1846—1895). Родилась в украинской семье итальянско-немецкого происхождения. Выросла в доме приёмного отца, немецкого колониста. Умерла через год после смерти мужа. В письме Евгению Маланюку в 1931 году сам Дмитрий Донцов писал о своей семье: «таврийская, то есть, смешанная, дед до конца жизни не научился по-русски, мать называлась Франциска (Франя) (а не Ефросинья), тетя — Полина, их отчим был немец-колонист; рассказывала мать, что прабабка моя была итальянка; …украинца из меня сделали: Гоголь, Шевченко, Кулиш и Стороженко».

Пятеро детей, 3 сына и 2 дочери. Средним сыном был Дмитрий (1883—1973) — украинский публицист и политический деятель, идеолог украинского национализма. Воспитанные отцом и матерью старшие брат и сестра стали членами РСДРП, а затем видными деятелями ВКП(б). Поскольку старшие брат и сестра как профессиональные революционеры разыскивались властями, то после смерти родителей Дмитрия и младших детей взяли на воспитание родственники матери. В частности, после смерти матери Дмитрия Донцова воспитывал приёмный отец матери, не говоривший ни по-русски, ни по-украински, ни на литературном немецком. Однако Дмитрий Донцов не только свободно говорил на местном украинском наречии немецкого языка, как дед, но самостоятельно продолжал совершенствовать и литературный немецкий язык своей матери. И русский, который он выучил в доме отца и матери, и немецкий язык были ему равно родными, а украинский язык выучить ему не удалось, и он активно выступал против советской украинизации, поскольку считал украинцев расой, а единство украинской расы отнюдь не основанным именно на украинском языке..

Признание

Памятная доска в Мелитополе

Михаил Демкович-Добрянский в своей работе[какой?] (размещённой в 1-м выпуске мюнхенского журнала «Проблемы») 1947 года оценивал Донцова как весомую фигуру в формировании украинского национализма, а говоря о тезисе об аморальности национализма, которые Донцов пропагандировал в «Литературно-научном вестнике», называл это находкой в политической борьбе, отмечая, что тем самым он впустил демонов в украинского человека.

Участница ОУН, а затем УПА Мария Савчин в своей книге «Тисяча доріг» утверждала, что приписываемое[кем?] Донцову влияние на молодёжь Галичины, где украинское национальное движение возглавлялось ОУН, в межвоенный период сильно преувеличено. Ни она сама, ни её товарищи не читали его книг и статей, и познакомиться с ними многие участники украинского националистического партизанского движения и подполья смогли уже только в эмиграции после второй мировой войны. Гораздо более значительным воздействие трудов намеренно беспартийного Донцова, старшие брат и сестра которого были видными деятелями ВКП(б), судя по продажам книг, было на Волыни, где до второй мировой войны влияние ОУН было ничтожным, а украинское движение возглавлялось Коммунистической партией Западной Украины. Единственным известным деятелем ОУН Волыни до войны был этнический поляк Роман Бжеский: этнических украинцев Волыни ОУН до войны не интересовала, а труды Донцова читались как труды украинского национального деятеля и родственника видных коммунистов, с ОУН его на Волыни никак не связывали. В связи с этим советская власть считала Донцова главным идеологом Волынской резни, а участие в ней разочаровавшегося в Советской власти населения, ранее распропагандированного, пусть и с помощью трудов Донцова и книг его издательства, КПЗУ и украинским движением в целом, руководимым на Волыни коммунистами, объяснила исключительно террором ОУН. Впрочем, отряды УПА и их службы безопасности действительно возглавлялись галичанами из ОУН, и террор против не желавших участвовать в резне действительно имел место.

ДОНЦОВ: число взаимодействия с миром «7»

Люди, находящиеся под влиянием семерки, реже других бывают правильно поняты окружающими. Часто их считают надменными снобами, не склонными к общению и мало с кем идущими на контакт, однако это вовсе не так; просто в данном случае поведение, особенно в кругу малознакомых людей, в очень малой степени соответствует внутренней сущности. Итак, «семерочник», это вовсе не мрачный бука, который только и ждет, пока другие ошибутся или выставят себя в смешном свете; на самом деле он наделен любовью к миру и всем его представителям, а также душой неутомимого искателя, любопытство которого безгранично.

«Семерочники» сами выбирают, с кем им общаться, и обычно предпочитают одиночество скучному обществу и пустым разговорам, но они чутко прислушиваются к словам каждого в надежде найти в них разумное зерно. Склонный к переменам и непостоянству, человек семерки лучше других понимает, что в одну реку нельзя войти дважды – но он верит в то, что люди меняются к лучшему, и всегда готов дать некогда провинившемуся второй, а то и третий шанс. Саморазвитие является неотъемлемым атрибутом жизни «семерочников», а для того, чтобы не стоять на месте, им необходимы свобода и отсутствие ограничений, в том числе и внутренних. Именно поэтому, взрослея, они первым делом пробуют то, что долгое время запрещалось родителями, не ведут себя так, как их учили, а, освободившись от опеки, начинают формировать собственную личность.

Завоевать расположение «семерочника» не трудно, поскольку такой человек обычно щедр на эмоции, но сохранить его привязанность надолго практически невозможно. Это удается только тем, кто готов работать над собой, не раскрываться до конца, ускользать и скрываться; тот, в ком нет непредсказуемости и загадки, «семерочнику» быстро наскучит.

Личная жизнь людей семерки складывается непросто. На их долю выпадает череда браков, легкомысленных и серьезных связей, а вместе с ними – болезненные разрывы, скандалы, взаимные претензии. Такова плата за право не принадлежать до конца никому, кроме самого себя.

«Семерочники» часто стремятся к недосягаемому и обычно прекрасно знают это. В своей борьбе, пусть даже обреченной на неудачу, они обретают бесценный опыт, необходимый им для движения вперед. Эти люди обладают сильной склонностью к философии и метафизике; часто именно знание оккультных наук помогает им не падать духом.

Дух свободы

Университеты везде и всюду были очагами свободомыслия. Студент Донцов поражал своим трудолюбием. Чаще всего его можно было встретить в библиотеке. Как губка, молодой ум впитывает знания по истории, политике, философии, праву. Особенно усердно Дмитрий изучает прошлое Украины, ее литературу. Он вовсю штудирует украинские книжки, изданные за границей — в Галичине (взять их можно было только по ходатайству кого-то из профессоров). Он приходит к выводу: после ликвидации гетманщины Россия всегда старалась держать Украину в зависимости от себя, и будущее украинского народа будет решаться не в союзе с царской Россией, а в борьбе с ней.

Донцов — активист местной украинской студенческой громады, готовит глубокие рефераты, выступает с яркими докладами. Собирались каждую неделю в «легальном» клубе и на природе, за городом.

Шел 1905-й год. Все слышней становились раскаты приближающейся революции. Донцов становится членом недавно возникшей Украинской социал-демократической рабочей партии. Ее цели были ему близки: свобода, справедливость, национальная независимость.

Этот год стал переломным в судьбе 22-летнего Донцова. Осенью в актовом зале университета украинские студенты без всякого дозволения свыше устроили митинг, и Донцов впервые в жизни выступил перед народом как политический оратор. Результат, безусловно, был. Смельчака под конвоем полиции отправили в Киев и посадили в Лукьяновскую тюрьму. К счастью, ненадолго: подоспела амнистия.

ДОНЕЦ: число истинных особенностей «8»

Число восемь не зря было на особом счету у многих народов. От него исходят сильные вибрации, дарящие его носителям могущество, незаурядные способности и бесстрашие. Если такие люди и способны испытывать страхи, то никогда в этом не признаются.

«Восьмерочники» запрограммированы на достижение успеха. Слово «скука» отсутствует в их лексиконе. Как правило, у них нет времени, чтобы ее почувствовать. Напротив, им зачастую не хватает времени на то, чтобы выполнить все задуманное. Они любят учиться, и с огромным рвением поглощают новые знания.

Стремясь преуспеть в жизни, они не боятся идти самыми сложными путями, свысока поглядывая на все встречающиеся на пути опасности и с энтузиазмом обходя подводные камни. Ошибки, как свои собственные, так и чужие, считают не провалом, а опытом. Совершив их, они не остановятся, а, проанализировав, ринутся в дело с удвоенной энергией.

Со стороны может показаться, что поражения им неведомы, но это совершенно не так. Трудностей у них, как и у всех деятельных натур, бывает предостаточно. Однако «восьмерочники» обожают их преодолевать. Проблемы лишь заставляют их мобилизовать все свои силы. При встрече с ними, у таких людей пробуждаются охотничьи инстинкты, появляется азарт.

Так же действует на них наличие достойного соперника. Такие люди нужны им не меньше, чем верные друзья. Конкуренция подгоняет их делать еще больше, выкладываться по полной программе и открывать в себе новые способности, порой даже сверхъестественные.

«Восьмерочники» созданы для больших дел. Они способны мыслить масштабно, а вот мелочи и детали редко их интересуют. Поэтому лучше всего они чувствуют себя на руководящих ролях. Их дело – возглавлять опасную экспедицию или руководить рискованным проектом.

Зачастую их жажда успеха и постоянный поиск новых приключений приводит к печальным последствиям. Эти качества с удовольствием используют мошенники, заманивая обещаниями славы и денег в липовые проекты. Впрочем, рано или поздно «восьмерочники» сумеют выпутаться из любой, даже самой запутанной истории.

Впрочем, спокойная жизнь отнюдь не претит им. Они всегда найдут, чем занять все свободное время. Хотя максимальных успехов добьются на самой трудной дороге.

Люди, которым покровительствует цифра восемь, свойственна гордыня. Они часто противопоставляют себя толпе. Быть частью ее для них настоящая мука. Они стремятся быть непохожими на других, всегда имеют свое мнение и готовы до конца отстаивать его. Увы, но иногда это оборачивается против их близких. Обладая по-настоящему блестящими способностями, они тем не менее не могут рассмотреть, что некоторые их слова и поступки причиняют боль тем, кто находится рядом.

Доктрина

В своей программной работе «Национализм» (1926) Донцов провозглашал идеи интегрального национализма и осуждал сторонников идей Михаила Драгоманова, широко популярных до Первой мировой войны в среде украинской интеллигенции.

Суть доктрины состоит из трёх постулатов:

  • межнациональные отношения;
  • структура украинской нации;
  • движущие силы украинского национализма.

В своих выводах Донцов опирался на популярный в начале XX в. социал-дарвинизм. Правовая и политическая оценка ОУН и УПА, где нация понималась как своего рода вид в природе — такой же, как, например, собаки, кошки, львы и пр.. Нация находится в перманентном состоянии конкуренции, а следовательно, войны за выживание. Отсюда следует, что война — неизбежная вещь, а войны между нациями вечны.

По мнению Донцова, украинская нация, если она намерена войти на равных в уже существующий мировой порядок наравне со сложившимися (как французы или британцы), должна иметь иерархию. Во главе должен находиться лидер или вождь, далее «инициативное меньшинство» — у Донцова элита или орден, — под которым народ — у Донцова масса или чернь. Принадлежащие к правящей касте «не знают ни милосердия, ни человечности в отношении личности».

По Донцову, истоками национализма являются следующие универсальные принципы, которыми в конечном счёте руководствуются все нации в борьбе друг с другом:

  • воля, превалирующая над разумом;
  • физическая сила, отрицающая силу науки;
  • насилие сильного над слабым;
  • территориальная экспансия;
  • расизм и фанатизм;
  • беспощадность к врагу и ненависть к чужому;
  • аморализм.

В книге «Дух нашей старины» Донцов пишет, что необходимо выделить из украинского народа специальную «расовую касту» — аристократичных нордийцев.

Считал он также, что необходимо распространять взаимное недоверие, сеять ненависть к своим, приносить «раздор в родной дом» ради объединения носителей одних идей против других.

Неоднократно в своих произведениях провозглашал лозунги «Киев против Москвы», «Прочь от России».

В своих произведениях чаще использовал понятия «московство», «московское», «московиты», желая подчеркнуть истоки Российского государства.

Выступал критиком коммунизма и большевизма как его составной части.

Также неоднократно вступал в заочную полемику с жившим в эмиграции видным политическим деятелем Украинской Центральной Рады Владимиром Винниченко. Тот, в свою очередь, отвечал взаимностью, называя Донцова «человеком, который призывает ходить в церковь, а сам остаётся безбожным».

Современный историк М. Б. Смолин отмечает, что направление философии украинского сепаратизма Донцова было более радикальным, нежели более ранняя позиция историка Грушевского, а сам Донцов был безусловным русофобом.

Примечания

  1. ↑ .
  2. Кумок В.Н. Три брата (судьба Донцовых) // Мелитопольский краеведческий журнал, 2013, № 1, с. 61-65
  3. Мирослава Бердник. Пешки в чужой игре. Тайная история украинского национализма. Litres, 2015. ISBN 5457723771
  4. Clerical Fascism in Interwar Europe edited by Matthew Feldman, Marius Turda, Tudor Georgescu
  5. Смолин, М. Б. Украинофильство в России. Идеология раскола //Украинский сепаратизм в России. Идеология национального раскола. Сборник. /Вступительная статья и комментарии М. Б. Смолина. Оформление М. Ю. Зайцева. — М.: Москва, 1998. — 432 с. — (Пути русского имперского сознания). ISBN 5-89097-010-0, С. 20
  6.  (недоступная ссылка). Дата обращения 23 февраля 2017.
Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий