Значение и происхождение фамилии Довженко

Детские годы

Согласно записи в метрической книге Соборно-Троицкой церкви городка Сосница (сейчас это районный центр Черниговской области, Украина), родился Александр Довженко на хуторе Вьюнище 29 августа 1894 года. По новому стилю это соответствует 10 сентября.

Отец и мать были неграмотными крестьянами. Отец будущего режиссера, Петр Семенович, был потомком полтавских чумаков, которые осели в Соснице приблизительно в середине восемнадцатого века. Генеалогические корни рода Довженко можно проследить с 1760-х годов. Известно, что прадед писателя, Тарас Григорьевич, был великолепным рассказчиком. Этот дар унаследовал и маленький Сашко.

Семья владела большим земельным наделом, но жила бедно, поскольку грунт был неплодородным. Из четырнадцати родившихся детей до трудоспособного возраста дожили только трое: сам Сашко, его брат Трифон и сестра Полина. Частые смерти врезались в память режиссеру. «У нас в доме всегда царили похороны и плач», – позже писал он. А о поэтической душе своей матери он говорил: «Она родилась для песен, но всю жизнь проплакала, провожая детей навеки».

Наследие и память

  • Многие из своих сценариев Довженко так и не успел реализовать. Его супруга, режиссёр Юлия Солнцева, уже после его смерти сняла картины по его сценариям «Поэма о море», «Повесть пламенных лет» и «Зачарованная Десна».
  • В Соснице с 1960 года действует литературно-мемориальный музей классика кинематографа.
  • В 1957 году Киевской киностудии художественных фильмов присвоено имя Довженко.
  • В 1960 году на здании Киевской киностудии художественных фильмов и на доме № 10 по ул. Шелковичной (бывшая Карла Либкнехта), где А. П. Довженко жил в 1935-41 годах, открыты мемориальные доски (бронза, гранитные барельефы; скульптор М. К. Вронский).
  • В 1964 году на территории Киевской киностудии установлен бюст (скульптор Л. В. Козуб).
  • В 1972 году утверждена Золотая медаль имени А. П. Довженко «За лучший военно-патриотический фильм».
  • В 1994 году Указом президента Украины создан государственный киноархив, получивший название Национальный центр Александра Довженко.
  • В 1994 году по указу президента Украины учреждена Государственная премия в области кинематографии имени Довженко.
  • В посёлке Сосница (Черниговская область) начиная с 2004 года, когда отмечалось 110-летие со дня рождения А. П. Довженко, проводится Всеукраинский молодёжный кинофестиваль «На волнах очарованной Десны». Торжественное открытие фестиваля состоялось в усадьбе кинорежиссёра — мемориальном музее А. Довженко, конкурсная программа демонстрируется в кинотеатре имени А. Довженко.
  • Именем Довженко названы улицы в Москве, Волгограде, Киеве, Одессе, Львове и в городе Новая Каховка.
  • В Одессе на главном здании Одесской киностудии установлена мемориальная доска.
  • В Новой Каховке (ул. Ленина, 25) и в Берлине (Бисмаркштрассе, 69) на домах, где он жил — тоже имеются мемориальные доски.
  • В Новой Каховке в 2012 году поставлен памятник в городском парке отдыха у Днепра, скульпторы — Николай Рашевский и Владимир Потребенко.
  • Кинотеатр имени Довженко в Киеве (возведён в 1962-м, снесён в 2010 году).
  • Кинотеатр имени Довженко в Харькове.
  • Кинотеатр имени Довженко во Львове.
  • Кинотеатр имени Довженко в Запорожье.

ДОВЖЕНКО: число душевных стремлений «2»

Рожденные под влиянием двойки стремятся к равновесию и гармонии во всем. Именно эти люди мирят поругавшихся родственников, ищут разумный компромисс со второй половинкой, с готовностью жертвуют собственными интересами ради друзей. Впрочем, лелея мечту о мире во всем мире, двоечники делают только то, что считают нужным – попытки надавить на них закончатся полным фиаско.

Хитрить и плести интриги тоже не самая удачная идея, поскольку эти люди не только раскусят коварный замысел манипулятора, но и обязательно позаботятся о справедливом возмездии. Двоечники удивительно честны и искренни, иногда это даже доходит до абсурда. Они ждут подобного отношения и от окружающих и способны всерьез обидеться на лицемерие.

Люди, находящиеся под воздействием двойки, любят естественность и потому испытывают сильнейший дискомфорт, если приходится соблюдать правила, которые им непонятны. Как правило, они могут похвастаться врожденной грамотностью, а те, кого природа не наградила подобным талантом, попросту игнорируют орфографию.

Двоечники ничего не смыслят в технике и точных науках, но зато в сфере человеческих отношений просто незаменимы. Они дружелюбны, искренне интересуются окружающими, способны сопереживать. Человека двойки не заманишь пафосными лозунгами и велеречивыми словами, однако при виде чужого горя он всегда принесет себя в жертву, чтобы хоть как-то облегчить участь бедняги.

Наделенные ценным умением разбираться в людях, двоечники, тем не менее, с трудом ладят с теми, кого любят. Именно рожденные под влиянием двойки страдают от выпадов семейного тирана, бесконечно прощают измены и пагубные привычки своим партнерам, подолгу терпят детские капризы. Они прощают близким даже то, что нельзя прощать, а сами мучаются из-за несовпадения ожидания и реальности. Двоечник сможет стать по-настоящему счастливым рядом с человеком, который сумеет оценить глубину его переживаний, научится читать между строк, поймет его тонкую натуру.

Люди, находящиеся под влиянием двойки, обожают искусство и часто достигают выдающихся успехов в этой сфере. Еще одна область, вызывающая их неподдельный интерес, – это мистика. Однако оккультные науки могут оказаться не только заманчивыми, но и опасными, поскольку двоечники порой настолько погружаются в них, что забывают о реальности.

Увлечение театром

После победы коммунистов и установления советской власти Александр Довженко остается работать в Киеве в губернском отделе народного образования на должности секретаря. Кроме того, он занимается и множеством других дел, к примеру, организацией профсоюза работников просвещения, руководит отделом искусств, курирует театр им. Шевченко и т. д. Чуть позже его переведут на дипломатическую работу, и он будет служить в Берлине и Варне.

Летом 1923 года Довженко переезжает в Харьков. В это время он работает художником и в основном занимается оформлением книг и обложек всевозможных журналов. Кроме того, он пишет целый ряд статей, посвященных искусству. Примечательно, что его публикации всегда отличались хорошим стилем, были глубоки и своевременны.

Александра Петровича очень заинтересовал считавшийся тогда новаторским театр «Березиль», где он довольно часто бывал за кулисами. Там же он встретился с Лесем Курбасом и под впечатлением от их знакомства чуть ли не стал театральным режиссером.

«Земля»

Александр Довженко закончил работу над последним фильмом, вошедшим в так называемую украинскую трилогию. Лента стала поэтическим гимном реорганизации, которая происходила тогда в советских деревнях и селах. Кинофильм рассказывает о жизни коммунистической молодежи накануне коллективизации. Действие разворачивается в одном из украинских сел. Активисты со дня на день ждут прибытия давно обещанной райкомом новой техники, ну а пока агитируют своих односельчан вступать в колхоз. Наконец прибывает трактор, и местный предводитель молодежи Василь садится за его руль. Он начинает перепахивать колхозные наделы, а вместе с ними и межу, разделявшую частное хозяйство от коллективного. С этого момента бывшие добрые односельчане становятся непримиримыми врагами, что приводит к драматическим последствиям.

Фильм «Земля» снимали в большом украинском селе Яреськи, расположившемся на живописном берегу реки Псёл. Вся съемочная группа Александра Довженко состояла из его единомышленников. Большая часть из них была знатоками сельской жизни, поэтому после окончания работы им предложили остаться в Яреськах. Режиссеру же пообещали должность председателя в их вновь организованном колхозе.

Вышедший на экраны фильм «Земля» вызвал неоднозначную реакцию в обществе. Он получился настолько самобытным, что многие не восприняли его. Поэтому картина была раскритикована в советской прессе за излишний натурализм. Кроме того, в адрес режиссера посыпались обвинения в неправильной оценке политической ситуации, а также в недостаточном раскрытии роли коммунистической партии.

Особенно болезненным для Александра Петровича оказался выход фельетона пролетарского поэта Демьяна Бедного под названием «Философы». В нем он охарактеризовал картину как «контрреволюционную» и «похабную». По словам самого Довженко, ему было стыдно появляться на улицах столицы до такой степени, что он в буквальном смысле за несколько дней постарел и поседел.

Однако за рубежом он получил довольно высокую оценку своему творению. В 1958 году «Земля» вместе с «Матерью» (реж. Пудовкин) и «Броненосцем «Потемкиным» (реж. Эйзенштейн) на Международном кинофестивале, проходившем в Брюсселе, была признана одной из двенадцати наилучших кинолент всех времен и народов.

Первые фильмы Александра Довженко

В середине 1926 года он все же решается круто изменить свою жизнь и едет в Одессу, где начинает изучать кинопроизводство. Первым фильмом Александра Довженко как режиссера стала лента «Ягодка любви». Это была немая черно-белая короткометражная комедия, длительностью всего в 24 минуты. Он снял ее по собственному сценарию в 1926 году на первой кинофабрике ВУФКУ в Одессе. Далее была еще одна комедия под названием «Вася-реформатор». Ее Довженко снимал совместно с Фаустом Лопатинским. Увидеть ее теперь не представляется возможным, так как она считается утерянной.

На следующий год вышла в свет первая полнометражная картина Александра Петровича под названием «Сумка дипкурьера». Можно сказать, что этот фильм для тогда еще начинающего режиссера стал следующей ступенькой в его кинематографической карьере, которая подняла его на новый уровень мастерства. Картина основана на реальных событиях, произошедших в конце февраля 1926 года. Лента повествует о похищении английскими шпионами сумки с документами, принадлежащими советскому дипкурьеру. На постановку этого фильма пригласили Александра Довженко, и этот выбор был неслучайным, потому что он, как никто другой, хорошо знал дипломатическую среду, работая в свое время в Берлине и Варне.

«Сумка дипкурьера» имеет довольно презентабельный вид для кинематографической продукции 20-х годов прошлого века. Этот шпионский фильм изобилует хорошо поставленными сценами драк, а также характерными типажами агентов полиции, шпионов и т. д. Кстати, это единственная картина, в которой снялся сам Александр Довженко (он сыграл роль кочегара).

Очерк творчества

Тематика ранних произведений Довженко тесно связана с революционным пафосом и становлением советского кино. Пленённый богатством художественных возможностей кинематографического языка, Довженко становится пламенным трибуном пролетарской революции. Так, в основе сюжета фильма «Арсенал» — восстание рабочих киевского завода, «Аэроград» рассказывает о защите восточных рубежей СССР от врагов революции. В первых фильмах мастера зритель мог наблюдать смешение многих жанров: сатиры, гротеска, сказки и революционного эпоса.

Работы Довженко в предвоенный период, в области документального кино позволяют отнести его к основоположникам разработки художественных средств военной кинопублицистики.

Построение композиции, чёткая проработка каждого кадра — особенности работ Довженко как зрелого мастера. Идеология в них уходит на второй план, вытесняемая вечными ценностями. В отличие от динамичной манеры Эйзенштейна, камера Довженко несколько статична и кадры напоминают фотографию. Смелость сценарных решений, естественность смены сцен, отсутствие склеек и переходов удивляла даже маститых современников режиссёра. Новаторский монтаж Довженко оказал глубокое влияние на мировой кинематограф. Козинцев писал о своём впечатлении от фильмов Довженко:

Через всё творчество Довженко красной нитью проходит тема единения человека и природы. Особенно ярко это проявилось в картинах «Земля» и изуродованной цензурой «Жизни в цвету». Он не заинтересован в голой киноэстетике, Довженко как художника интересует уникальная ценность человеческой жизни. Исследователь творчества Довженко Рауль Хаузман писал об особенностях творческой манеры режиссёра:

ДОВЖЕНКО: число истинных особенностей «7»

Люди, которые находятся под воздействием цифры 7, воспринимают окружающую действительность спокойно и умиротворенно. Они всегда подчиняются голосу разума и имеют завидное самообладание. Когда находящиеся возле них теряют самоконтроль – люди семерки остаются полностью спокойны, и берут ситуацию в свои руки.

При пожаре «семерочник» первым вспомнит о плане эвакуации, а при кораблекрушении разыщет спасательные жилеты и шлюпки. Он не боится экспериментировать, убедившись вначале, что не повредит этим себе и своему окружению.

В пиковых ситуациях «человек-семерка» необходим, но и в повседневной жизни его сообразительность уж точно не помешает. «Семерочник» удовлетворен своей жизнью. Он не ставит перед собой невыполнимых задач и не жалеет о случившемся, всегда поступает обдуманно, но не чужд разумного риска. Он упускает из виду мелочи, что иногда сильно его подводит. Однако, поставив перед собой цель, человек семерки, обычно, ее достигает, благодаря поддержке надежных соратников.

«Семерочник» способен отстоять свои интересы, но и об окружающих не забывает. Он прилагает максимум усилий, чтобы улучшить жизнь близких, но его волнуют и глобальные проблемы, в решении которых он участвует по мере своих сил. Человек семерки не пройдет мимо чужих страданий, из-за обостренного чувства справедливости и умения сопереживать незаслуженно обиженным.

Обычно эти люди выбирают независимую деятельность. При работе в коллективе, они затрачивают слишком большое количество сил, для установления комфортной, спокойной, товарищеской обстановки среди коллег. «Семерочник» предпочитает не использовать проторенные пути.

Для него интересно добиться успеха на той стезе, где других постигла неудача. Таким образом, он показывает себе и всем остальным, что для него, как для человека, сильно увлеченного какой-либо идеей, все в этом мире возможно.

«Красный» период биографии

Уже в двадцатых годах Александр Довженко разочаровался в национально-буржуазных идеях. Знакомство с писателем Василием Блакытным привело его в мир марксизма. По крайней мере, так писал сам режиссер в своей автобиографии от 1939 года. Он вступил в ряды боротьбистов. Члены этой партии потом влились в КП(б) Украины. Эта политическая принадлежность позволила Довженко занимать видные посты: секретаря Киевского отдела образования, заведующего отделом искусств. Он работал в Полномочном представительстве УССР в Польше (1921) и Торговом представительстве Украинской республики в Германии. Свое пребывание в Берлине художник Довженко использовал для того, чтобы брать уроки у экспрессиониста Вилли Геккеля. В Германии художник-дипломат женился на Варваре Крыловой. Но, как оказалось, бытность боротьбистом была черным клеймом для новой власти. Довженко отзывают в Украину и лишают партбилета.

Писатель и его время

Начало Первой мировой войны Александр Довженко, краткая биография которого описывается в этой статье, воспринял как ура-патриот. Он восторженно забрасывал шедших на войну солдат цветами и лишь через несколько лет стал смотреть на вернувшихся с фронта «со стыдом и тоской». В тот же период Довженко сближается с украинским национально-освободительным движением.

Февральскую революцию 1917 года он также воспринимает очень восторженно. Позднее разочарование в ней он описывает лаконично: «В революцию я вошел не в те двери». Когда грянула гражданская война, Довженко пошел добровольцем в армию УНР, и вместе с Третьим Сердюцким полком штурмовал киевский «Арсенал». Через одиннадцать лет режиссер изобразит эти события в фильме, умолчав, что сам он принимал в них участие со стороны Черных Гайдамаков. С приходом к власти Скоропадского Довженко отступает к Житомиру. Вернувшись в Киев, он становится слушателем Украинской академии искусств.

Примечания

  1. Лавриненко Ю. Из книги «расстрелянного возрождения», Мюнхен, 1959. Украинское слово (Хрестоматия украинской литературы и литературной критики XX в. — С. 43.
  2. Новейшая история Украины (1900—2000): Учебник / А. Г. Слюсаренко и др. — К.: Высшая школа, 2000. — 185 с.
  3. Воспоминания очевидца тех событий Александра Саввича Грищенко. С его показаний следует, что в 1918 году Довженко некоторое время преподавал в школе старшин армии Петлюры в Житомире, побывал в камере смертников. Плачинда С. Довженко, которого мы не знали / / Дивосвит 1994. — № 8.- С. 8-9
  4. А. Марьямов. Довженко ЖЗЛ. — М.: Молодая гвардия, 1968. — С. 14-17, 66-68.
  5. РГВА. Ф. 772k, оп. 3, д. 196 (Довженко), л. 6.
  6. Там же. Л. 3.
  7. Там же. Л. 24.
  8. Мержанов М., рец. на фильм Довженко «Земля» // Красноармейске кино, 1930, № 1
  9. Лейда Джей. Из фильмов — фильмы / Перевод с английского Д. Ф. Соколовой. — М.: Искусство, 1966. — С. 92—93. — 188 с.
  10. См. «О киноповести А. П. Довженко „Украина в огне“», доклад Сталина И. В. «Об антиленинских ошибках и националистических извращениях киноповести Довженко „Украина в огне“», и другие материалы сборника / Кино на войне. Документы и свидетельства. Сост. Фомин В., М., Материк, 2005 г. Серия: Книги по кино искусству. ISBN 5-85646-137-1, с. 383—395
  11. Саркисьян К. С., М. Ф. Ставницер. Улицы рассказывают. Очерки. Изд. 5-е, испр. и доп. — Одесса, Маяк, 1976. — Стр. 241—243
  12. Энциклопедический словарь Кино. М. 1986. стр 126
  13. РГАЛИ, ф. 2456 оп. 1 ед. хр. 3258, 1951 г., с111 с.
  14. Начиная с 1932 года Довженко писал сценарии к своим фильмам сам

Краткая биография

Александр родился в селе Сосница Черниговской губернии Российской Империи в бедной крестьянской семье, в которой было 14 детей. Однако выжили только двое – Александр и его сестра Прасковья. В 1911-1914 годах Александр учился в Глуховском учительском институте. Так как врачи обнаружили у молодого человека больное сердце, к армейской службе Довженко признали непригодным, и в Первой мировой войне он не участвовал. В 1917 году Александр переехал в Киев, где поступил в Киевский коммерческий институт. А когда открылась Академия художеств, то Довженко поступил и туда.
Преподавал физику, естествознание и гимнастику в гимназии. Вдохновленный идеями украинской национальной государственности, молодой инициативный человек сначала оказывается в рядах сторонников Центральной Рады, но разочаровавшись в ее политике, увлекся коммунизмом, но интерпретировал его идеи по-своему. Позднее такая трансформация идеалов была обозначена в его кинокартине «Арсенал» (1929).

Учебу Довженко не закончил и в 1921 году он переехал в Харьков, где его зачислили в Народный комиссариат иностранных дел и направили на дипломатическую службу в Польшу. А в 1922 году Довженко перевели в Германию. Работая в торговом представительстве СССР, Александр продолжил учиться живописи. В 1923 году Довженко отозвали на Украину, в Харьков, где он начал работать как художник-иллюстратор. В это же время он стал вращаться в кинематографических кругах и, увлекшись новым искусством, переехал в Одессу.

Начав свой кинематографический путь ассистентом на агитационном фильме «Красная армия» (1925), не имея никакого образования и опыта в этой сфере, Довженко полюбил кино навсегда. В 1926 году Александр снял свой первый фильм – короткометражку «Ягодка любви», а позднее громко заявил о себе полнометражным фильмом «Звенигора» (1928), где в необычной манере соединились и лирика, и революция, и народные мотивы. Далее последовали картины «Арсенал» (1929) и «Земля» (1930). Фильмы сделаны по канонам немого кино, как работали, позже признанные классиками, Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин, Дзига Вертов. Фильм «Земля» получил громкое признание, как в СССР, так и за рубежом, вошел в список канонических фильмов мирового кинематографа.

В 30-ые годы Довженко, избегая репрессий, переезжает в Москву под покровительство самого И.В.Сталина. В 1934 году фильм «Иван», одна их первых советских звуковых картин, получил приз на кинофестивале в Венеции. По указанию Сталина режиссер создал кино-миф о герое гражданской войны Щорсе (1939), за которую Довженко получил Сталинскую премию. В конце 30-х годов Алексадр Петрович больше занимался литературным трудом, вел дневники, разрабатывал сценарии. Из очерка Константина Паустовского об Александре Довженко: «В жизни не было ничего, что бы его не интересовало, — от глубоких психологических сдвигов в нашем обществе до наилучшего способа кладки печей и от анализа актерских приемов Чаплина до происхождения песни «Распрягайте, хлопцы, коней, та лягайте, хлопцы, спать».

В годы Великой Отечественной войны 1941-45 Довженко был военным корреспондентом, снял несколько документальных фильмов

Сценарий к фильму «Украина в огне» (1943), где внимание было обращено на трагедию народа, брошенного на произвол судьбы в первые недели войны, подвергся жесткой цензуре Сталина и не был принят к производству. Последней картиной Мастера стал фильм «Прощай, Америка» (1951)

Пытаясь сделать идеологически точную работу, картина переделывалась много раз и, в итоге, пролежала на полке до 1995 года.

Фильмография

Игровое кино

  •  — Ягодка любви
  •  — Вася-реформатор (картина утеряна)
  •  — Сумка дипкурьера
  •  — Звенигора — первый фильм т. н. «украинской трилогии Довженко».
  •  — Арсенал — второй фильм т. н. «украинской трилогии Довженко».
  •  — Земля — третий и последний фильм т. н. «украинской трилогии Довженко».
  •  — Иван
  •  — Аэроград
  •  — Щорс
  •  — Мичурин
  •  — Прощай, Америка!, не окончен, монтаж сохранившихся фрагментов 1996 г.

Документальное кино

  • — Буковина — земля украинская (документальный)
  • — Освобождение (документальный)
  • — Битва за нашу Советскую Украину (документальный)
  • — Победа на Правобережной Украине (документальный)

Сценарист

  •  — Ягодка любви
  •  — Буковина, земля Украинская
  •  — Освобождение
  •  — Тарас Бульба (сценарий не экранизирован)
  •  — Битва за нашу Советскую Украину
  •  — Страна родная
  •  — Победа на Правобережной Украине
  •  — Открытие Антарктиды (глубокая переработка сценария Г. Гребнера), не экранизирован
  •  — Прощай, Америка!, не окончен, монтаж сохранившихся фрагментов 1996 г.
  •  — Поэма о море (поставлен Ю. И. Солнцевой)
  •  — Повесть пламенных лет (поставлен Ю. И. Солнцевой)
  •  — Зачарованная Десна (поставлен Ю. И. Солнцевой)

Последние годы жизни

Цветная картина «Мичурин» (1949) далась режиссеру очень тяжело. Первоначальный ее вариант пришлось несколько раз переделывать, так как обнаружилось, что в фильме недостаточно четко просматривается роль коммунистической партии. Печальная участь постигла и следующие проекты Александра Петровича — «Прощай, Америка» и «Открытие Антарктиды».

Так как Довженко обладал уникальным писательским даром, несколько послевоенных лет он будет работать над своим главным произведением под названием «Золотые ворота». Кроме того, он еще создаст прекрасную лирическую повесть «Зачарованная Десна».

Несмотря на прогрессирующую болезнь сердца, он продолжал упорно трудиться. В 1951 году он побывает на строительстве Каховской ГЭС. Оно настолько поразило художника, что он решил снять об этом фильм. Однако Александр Петрович так и не успел поставить картину «Поэма о море». Он умер 25 октября 1956 года. Начатую им работу завершала его жена Юлия Солнцева. В его честь была переименована Киевская студия художественных фильмов. Сейчас это киностудия Александра Довженко.

Детские и юношеские годы

Довженко Александр Петрович в автобиографии всегда писал, что он родился 11 сентября 1894 года. Хотя на самом деле это была дата его крещения, а он появился на свет днем ранее. Его родители тогда жили в Черниговской губернии, в селе Вьюница, считавшемся предместьем небольшого городка Сосницы. Надо сказать, что он рос в чрезвычайно бедной семье. Его отец, Петр Семенович, обрабатывал семь десятин неплодородной земли, занимался извозом, а иногда и смолокурением. Несчастья буквально преследовало эту семью: из четырнадцати братьев и сестер в живых остались только Прасковья и Александр.

Довженко сначала учился в местном приходском, а затем и в Сосницком городском училище. Практически все предметы давались легко, но особенно ему нравилось рисовать и читать. Образование необходимо было продолжить, однако для поступления в институт требовались деньги. Несмотря на крайнюю нужду, его отец продал часть земельного участка, и в 1911 году юношу зачисляют в Учительский институт в городе Глухове (Черниговская губерния). После его окончания Александр Довженко получает распределение в Житомирское высшее начальное училище.

В 1914 году грянула Первая мировая, но недавнего выпускника она не коснулась, так как медики определили, что у парня больное сердце. Стоит ли говорить о том, что времена наступали бурные, переломные. Большая часть молодежи стала интересоваться различными патриотическими и революционными лозунгами. Не был исключением и Александр Петрович. Он всерьез увлекся националистической идеей Симона Петлюры, но вскоре жестоко разочаровался в его политике и примкнул к коммунистам.

Перед самой революцией 1917 года он переезжает в Киев для того, чтобы поступить в Коммерческий институт. Одновременно с этим молодой человек записывается на естественный факультет, где становится вольным слушателем. Вскоре открылась и Академия художеств, которую Довженко тоже стал посещать.

Обучение

В начальной школе в Соснице Александр Довженко выказывал отличные результаты и тягу к знаниям. Потому отец решил продолжить обучение сына. Он продал седьмую часть своей земли, чтобы Сашко смог получить образование в начальном училище, а затем в 1911 году поступить в педагогический институт в Глухове. Этот вуз юный Довженко избрал не потому, что хотел стать учителем, а потому, что там давали стипендию в сто двадцать рублей в год. В институте будущий писатель познакомился с украинской литературой, которая в этой русифицированной части империи находилась под запретом. После окончания вуза Довженко направили в Житомир учительствовать.

ДОВЖЕНКО: число взаимодействия с миром «9»

Вибрации числа девять заставляют людей стремиться к совершенству и работать над собой на протяжении всей жизни. «Девяточники» — очень сильные и многогранные люди, порой не слишком приятные в общении: они столь же требовательны к окружающим, как и к себе, бывают резки на язык и не всегда знают меру в критике. Слова — лучшее оружие людей девятки, но не всегда оно используется наилучшим образом; часто гнев или обида заставляют «девяточника» говорить совсем не то, что он думает, и это становится причиной серьезных проблем, порой затягивающихся надолго. Недостатки людей девятки многочисленны и разнообразны, но непременно преодолимы – было бы желание. «Девяточник» может изменять свой характер, привычки и манеры, но будет жестоко наказан, если делает это не для себя самого, а лишь ради того, чтобы угодить другому.

Для людей девятки очень важно не замыкаться в себе: видеть мир, интересоваться делами окружающих, постигать науки им необходимо для саморазвития и душевного комфорта. Сколь бы трудными в общении ни казались порой «девяточники» — увлекающиеся, непостоянные, иногда забывающие о компромиссах и чувстве такта, — в их характере преобладает положительное начало, и быстро становится очевидным для всех

Впрочем, человек девятки не слишком нуждается в компании и, оставшись в одиночестве, не сокрушается о своей судьбе. У него всегда много дел, интересов и поводов для размышления, а вокруг него – людей, которые нуждаются в помощи, поддержке и любви.

«Девяточник» способен раствориться в любви целиком и наслаждается ею, даже если не получает взаимности. Он мало в чем нуждается и многое отдает; ни собственные силы, ни материальные факторы не имеют в его глазах большой ценности, поэтому ни к комфорту, ни к богатству особенно не стремятся. Для людей девятки куда важнее добиться того, чтобы их жизнь была насыщенной и интересной. Именно поэтому они обычно предпочитают город деревне и не получают радости от пассивного, бездеятельного отдыха.

Нужно помнить еще и о том, что на характер «девяточника»оказывают влияние вибрации всех чисел, поэтому многим поведение такого человека может показаться непредсказуемым. Логика и рациональные суждения – не лучшие помощники в деле под названием «понять человека девятки». Тут скорее полезной окажется интуиция, да и доверие будет не лишним – надо признать, что в большинстве случаев «девяточник» поступает правильно и, если ему не мешают, решает проблемы наилучшим образом.

Опала

Близость к власти (особенно к Сталину) имеет и обратную сторону. В 1943 году Довженко написал сценарий для картины «Украина в огне». Однако совершенно неожиданно на заседании Политбюро ЦК ВКП (б) эта работа была подвергнута шельмованию. Сценарий получил крайне негативный отзыв и Сталина.

В 1944 году режиссер Александр Довженко задумал лирический фильм «Жизнь в цвету». Словно внасмешку, власти требовали у него переделать картину в угоду идеологическим требованиям. Довженко старался как мог. В результате на экраны вышел откровенно слабый фильм под названием «Мичурин», полный пропагандистских шаблонов.

Еще более печальная судьба постигла последнюю работу режиссера. Госзаказ «Прощай, Америка!» был задуман по мотивам произведения перебежчицы из Штатов в СССР Аннабеллы Бюкар. Когда съемки подходили к завершающему этапу, из Кремля пришел приказ прекратить работу над картиной.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий