Значение и происхождение фамилии Евстигнеев

Примечания

  1. Среди нас был спившийся актёр Коля Завитаев. Он выпивал ещё в школе-студии, за что ректор Радомысленский решил не выгонять его совсем, но отдать на перевоспитание в провинциальный театр. Он сам отвёз Колю во Владимир, а оттуда привёз очень талантливого актёра без высшего образования, которому бы не помешало доучиться на старших курсах учебного заведения при МХАТ. Фамилия нового студента была Евстигнеев и звали его Евгений — Александр Нилин. Станция Переделкино: поверх заборов : роман частной жизни. Москва: АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2015 ISBN 978-5-17-087072-1
  2. . www.gordumannov.ru. Дата обращения 2 октября 2019.

Юность и образование

Так как не хватало специалистов, Евгения послали учиться в дизелестроительный техникум. После года учебы он стал работать на заводе слесарем. После смены бежал в кинотеатр, где до начала фильма играл на ударных в джазовом коллективе. Благодаря этому увлечению Евстигнеев и попал в актерскую профессию.

Во время одного из выступлений на Евгения обратил внимание директор театрального училища в городе Горьком Виталий Лебский. Он засмотрелся на парня, который что-то невообразимое вытворял с барабанными палочками и заполнил собою все пространство кинозала

Лебский подошел к Евгению и спросил: «Вы кто?», он ответил: «Слесарь с завода». Виталий Александрович продолжил: «Хотите быть артистом?», на что Евстигнеев сказал: «Не знаю».

Лебский все же оставил парню адрес училища, и через пару дней Евстигнеев вошел в его кабинет. Женю попросили что-нибудь прочитать наизусть. Он прочитал, и сразу же был принят в учебное заведение. В 1951 году получил диплом и распределение в драматический театр города Владимира.

Значение фамилии Петренко

От производных форм имени Петр (по-гречески камень которое во все времена после принятия христианства было одним из самых распространенных среди славян. Пеньков вряд ли от слова пенк маленький пень. Скорее, от Пенько одной из уменьшительных форм имени Петр. Петров. Отчество от имени Петр. Фамилия одна из самых частых в России (на некоторых территориях до человек на тысячу) Н.В. Бирило насчитал белорусских форм имени Петр. Петрищев читательница Петрищева предполагает, что ее фамилия могла быть образована от имени Петр большой Петр, как таракан тараканище, дом домище, пепел пепелище Но она не учла, что суффикс -ищ(е) не только выражает увеличение, но и указывает на место чего-либо, например: городище не только большой город но и следы бывшего города топорище не только большой топор но и рукоять топора В прошлом было принято к именам всех нижестоящих прибавлять суффикс -к-(а) придававший имени уничижительное значение, а для священников использовали -ищ(е) как поп Иванище. Видимо, по этому принципу образовано имя Петрище, отчество от которого стало фамилией (как Иванищев, Павлищев, Федорищев и др. Петровых фамилии с окончанием -их(ых) характерна для северных районов и оттуда с переселенцами распространилась в Сибири. Петросов переоформленная преобладающим в русских фамилиях суффиксом -ов армянская фамилия Петросян из Петрос с суффиксом -ян (из -янц) тождественная русской Петров. Петровский, Петриковский скорее всего от географического названия Петрово, Петриково и т.п. Петровичев отчество второго порядка. Петрович сын Петра, а Петровичев сн Петровича и уже внук Петра. Петрученя белорусская фамилия.

Происхождение фамилии Петренко: Русские фамилии.

Для каждой фамилии может быть рассчитано значение степени совместимости ее с другими фамилиями.

Совместимость фамилий позволяет определить насколько данные фамилии, благодаря своим особенностям и характеристикам, позволяют выстраивать коммуникативные, дружеские, любовные отношения между людьми.

Фамилия как зеркало человека – в ней отражается его характер, судьба. И понятно стремление любого человека окружить себя единомышленниками, с которыми чувствуешь себя в своей тарелке, с которыми спокойно и надежно.
Наоборот, борьба характеров, противостояние темпераментов ведут к спорам, разладам и конфликтам.

Поделиться ссылкой “Совместимость фамилий Евстигнеев и Петренко” с друзьями в соцсетях:

Результат расчета совместимости фамилий Евстигнеев и Петренко

Степень совместимости фамилий Евстигнеев и Петренко: 100%.

Совместимость фамилий 100% – это идеальный вариант! Фамилии Евстигнеев и Петренко полностью совместимы в любви, в дружбе, в бизнесе и коммуникациях. У них будет прочный семейный союз, крепкая дружба и взаимопонимание. Не забывайте бережно относиться к таким отношениям, и Вы сохраните свой союз таким же счастливым и безоблачным на долгие годы.

100% совместимость вовсе не является панацеей и совсем не гарантируют отсутствие разногласий, споров и конфликтов. Тем не менее, Евстигнеев и Петренко обладают качествами, способными сглаживать любые острые моменты в отношениях, легко и быстро их преодалевают и забывают.

История фамилии

Мы не нашли фамилию евстигнеев, но нашли очень похожую
Фамилия Евстигнеев ведет свое начало от личного имени предка. Фамилия Евстигнеев происходит от мужского имени Евстигней, которое является разговорной формой канонического имени Евстигний. Оно ведет свое начало от древнегреческого слова eustignos – «хороший знак», «доброе предзнаменование». Скорее всего, имя Евстигней дали ребенку, родившемуся 18 августа (5 августа по старому стилю), в день памяти Святого мученика Евстигния, жившего в IV веке. Долгое время он служил в императорском войске. В царствование императора Константина Великого святой Евстигний был свидетелем большого чуда – на небе явился крест Господень, который предсказывал будущую победу византийского войска. Достигнув преклонного возраста, святой Евстигний оставил воинскую службу и удалился на родину, где продолжил жить в посте и молитве. Люди очень почитали святого Евстигния за его чистоту и нравственное совершенство, обращались к нему за помощью.Через некоторое время на византийский престол взошел император Юлиан отступник, стремившийся возродить язычество и возобновивший гонения на христиан. Однажды двое язычников, которые никак не могли разрешить спор между собой, попросили Святого Евстигния рассудить их. Тот из спорщиков, кто был не прав, остался недоволен решением и сообщил Юлиану отступнику о том, что Евстигний является христианином. Император призвал к себе святого Евстигния и потребовал, чтобы тот отрекся от Христа. Однако Святой Евстигний не только не отрекся от Господа, однако стал прославлять его и обличать императора-язычника. Не выдержав обличений святого угодника Божьего, император Юлиан отступник приказал отрубить мученику голову.На Руси крестьяне называли Святого Евстигния Житником, потому что в день его памяти они отправлялись заклинать жнивы, чтобы нечистая сила не поселилась в них и не выгоняла из пажитей скота. При образовании славянских фамилий чаще всего использовались суффиксы принадлежности -ов/-ев, -ин. Таким образом, потомок человека, которого звали Евстигней, со временем получил фамилию Евстигнеев.Среди именитых представителей фамилии — Евгений Александрович Евстигнеев (1926—1992), выдающийся актер театра и кино, Народный артист СССР; писатель Михаил Евдокимович Евстигнеев (1832—1885); Кирилл Алексеевич Евстигнеев (1917—1996), советский летчик, дважды Герой Советского Союза; Владимир Васильевич Евстигнеев (1937—2008), российский ученый, ректор Алтайского Государственного Технического Университета.

Биография

Скульптура Евгения Евстигнеева в Нижнем Новгороде

Евгений Евстигнеев родился 9 октября 1926 года в Нижнем Новгороде.

Детство Евгения прошло на окраине, которая называлась посёлком Володарского. Его отец был на двадцать лет старше матери. Оба они были рабочими: Александр Михайлович — металлург, Мария Ивановна — фрезеровщица. Будущий актёр в шесть лет остался без отца, мать второй раз вышла замуж, но и отчим умер, когда мальчику было семнадцать. До войны успел окончить семилетку и в 1941 году пошёл работать электромонтёром. Потом год проучился в дизелестроительном техникуме, после смерти отчима четыре года работал слесарем на заводе «Красная Этна», занимался в самодеятельности, играл джаз. Был очень музыкален, виртуозно играл на разных инструментах: гитаре, рояле, вилках. Выступал в разных местах.

В 1946 году был зачислен на первый курс Горьковского театрального училища (ныне Нижегородское театральное училище имени Е. А. Евстигнеева). Окончив его в 1951 году, был распределён во Владимирский областной драматический театр имени А. Луначарского.

В 1954 году поступил в Школу-студию им. В. И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР им. М. Горького в Москве, сразу на второй курс, куда его взял сам её ректор В. З. Радомысленский. В середине 1955 года студенты Школы-студии МХАТ, среди которых был и Евгений, создали «Студию молодых актёров», которая через год стала базой для нового столичного театра «Современник». В 1956 году окончил Школу-студию МХАТ (курс П. В. Массальского) и был принят во МХАТ.

С 1957 года — актёр театра «Современник». Первую свою значительную роль в театре сыграл в 1960 году в спектакле «Голый король» по пьесе Е. Л. Шварца. После этого спектакля исполнитель главной роли — короля — актёр стал знаменитым. Последней его ролью в театре был Дорн в «Чайке» А. П. Чехова в 1970 году.

В 1964 году сыграл роль Дынина в юмористическом фильме режиссёра Э. Г. Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён».

В 1971 году вслед за О. Н. Ефремовым перешёл в труппу МХАТа. Первой его ролью на новой сцене стал Володя в спектакле «Валентин и Валентина» по пьесе М. М. Рощина.

В 1988 году сыграл роль профессора Преображенского в двухсерийном телефильме «Собачье сердце».

На рубеже 1990-х годов сыграл в Театре Антона Чехова Фирса в «Вишнёвом саде», в 1991 году — в АРТели АРТистов Сергея Юрского — Глова в спектакле «Игроки-XXI».

Всего снялся более чем в ста лентах в кино и на телевидении. Кроме вышеперечисленных фильмов запоминающиеся удачные роли были в фильмах «Берегись автомобиля», «Золотой телёнок», «Старики-разбойники», «Семнадцать мгновений весны», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Место встречи изменить нельзя», «Гардемарины, вперёд!».
Последней ролью актёра в кино был царь Иван Грозный в фильме В. И. Ускова и В. А. Краснопольского «Ермак».

В 1976—1985 годах вёл педагогическую работу в Школе-студии МХАТ, с 1977 года — профессор. Также преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссёров.

С 1960 года — член КПСС.

На родине в Нижнем Новгороде бронзовый памятник великому актёру был установлен в сентябре 2006 года на Театральной площади (рядом с Нижегородским театром драмы им. Горького).

Cмерть

Памятник Евстигнееву Евгению Александровичу на Новодевичьем кладбище

У актёра были серьёзные проблемы с сердцем. Первый инфаркт случился у него ещё в 1980-м. В марте 1992 года ему должны были сделать в Лондоне сложнейшую операцию на сердце. Вместе с женой он отправился туда 2 марта. После обследования, проведенного 4 марта 1992 года, кардиохирург Тэрри Уильямс объявил актёру, что в его случае у него нет шансов даже после операции. Убийственный прогноз так подействовал на Евгения Александровича, что почти сразу после консультации с ним случился очередной сердечный приступ, и уже через 4 часа он скончался, несмотря на все реанимационные мероприятия. Врачебный консилиум пришёл к заключению, что его могла спасти только пересадка донорского сердца.

Тело из Лондона самолётом переправили в Москву. Актёр был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Рост, вес, возраст. Годы жизни Евгения Евстигнеева

Евгений Евстигнеев стал звездой, как только поступил в театральный вуз, где его талантом восхищались не только опытные преподаватели, но и сокурсники. Всесоюзная слава к актеру пришла со съемками в кинофильмах. Тогда о нем заговорили в каждой советской семье. Потому и не удивительно, что все желали знать подробную информацию о своем кумире: рост, вес, возраст. Годы жизни Евгения Евстигнеева – 1926-1992, он прожил всего 65 лет, и многие согласились с тем, что он мог бы подарить еще массу замечательных ролей в кино.

Национальность у актера русская. Евгений Александрович был невысокого роста – всего 169 см, спортивным телосложением также никогда не отличался. Однако, как и многие, в юные годы был более стройным, чем ближе к старости.

Но, как и для хорошей роли, так и для женщин, его внешность не была главным, а вот его душа, сердце, романтизм, его гениальность – всегда приковывали взгляд.

Евгений Евстигнеев и Лилия Журкина

Лилия Журкина, сыгравшая роковую роль в личной жизни Евгения Евстигнеева, была одной из красивейших актрис театра – многие сравнивали ее с Софи Лорен. Она была замужем за именитым скульптором Олегом Иконниковым, крутила романы, и Евгений Евстигнеев стал одним из тех, кому Журкина вскружила голову.

На фото: Лилия Журкина

Лилия разбила семью Евстигнеева и Волчек, и из-за этого ей пришлось уйти из театра, в котором все ее открыто осуждали, но не чувствовала за собой никакой вины.

Когда Журкина увидела Евгения Александровича в первый раз, он произвел на нее резко отрицательное впечатление, а ему она сразу понравилась.

Лилия была на одиннадцать лет моложе Евстигнеева, и очень скоро начала принимать его ухаживания. После того как их роман раскрылся, и Евстигнеев ушел из семьи, Лилия еще долго не могла получить развод от мужа, и только через два года смогла стать официальной женой Евгения Евстигнеева.

Устроив свою личную жизнь, Лилия Журкина разрушила собственную карьеру – из театра она ушла, а в кино ее приглашали крайне редко и то на эпизодические роли. Через некоторое время Лилия родила дочь, но Журкина не чувствовала себя счастливой, она все чаще стала раздражаться на мужа, творческая биография которого складывалась более чем успешно, а она все больше сидела дома.

Лилия Журкина

Хотя Евгений Александрович сделал все, чтобы Лилия смогла вернуться в театр, но ролей ей почти не давали, а Евстигнеев не хотел просить за жену.

Скандалы в семье становились все чаще и по самым разным поводам, и чтобы не слышать их Евгений Александрович старался бывать дома как можно реже.

Лилия начала выпивать и постепенно втянулась.

С годами у нее развилась серьезная неврологическая болезнь, и никакое лечение не помогало. Она умерла в сорок восемь лет, а после смерти жены у Евстигнеева случился инфаркт.

Евгений Евстигнеев: театр

В 1947-м году Евстигнеев без труда сдал экзамены в Горьковское театральное училище. Окончив его, устроился в труппу Владимирского драматического театра имени Луначарского. Три года молодой актер с успехом выступал на его сцене, а потом рамки провинциального театра стали ему тесны. Он принял решение поступать в Школу-студию МХАТ.

Евгений Евстигенеев – один из основателей “Современника”

28-летнего актера приняли сразу на второй курс Школы-студии. После завершения учебы, он в течении года работает во МХАТе. Параллельно Евстигнеев принимает участие в создании “Студии молодого актера” вместе с другими недавними выпускниками Школы-студии МХАТ: Олегом ЕфремовымГалиной ВолчекИгорем КвашойЛилией Толмачевой и Олегом Табаковым. В 1957-м году Евгений переходит в новую “Студию”, впоследствии переименованную в театр “Современник”. Пост главного режиссера занимает Олег Ефремов.

Уже первые постановки “Современника” привлекли интерес зрителей сильным актерским составом и смелым репертуаром. Такие спектакли по пьесам современных драматургов, как “Вечно живые”“В день свадьбы”“Традиционный сбор”“Пять вечеров”“Старшая сестра”“Голый король” и многие другие стали театральной легендой. Очередь за билетами поклонники занимали с вечера (некоторые приходили с раскладушками).


Евгений Евстигнеев и Галина Волчек. “Голый король”, “Современник”

Евстигнеев до конца своего пребывания в “Современнике” был одним из ведущих артистов. Однако, в конце 60-х “оттепель” в политической жизни страны сменилась ужесточением режима. Все больше спектаклей Ефремова запрещала к показу цензура. В это время режиссеру предложили возглавить МХАТ. После долгих раздумий он согласился. Олег Николаевич убеждал своих актеров последовать за ним, но большинство ответило отказом. В 1970-м году Ефремов перешел во МХАТ. Вскоре за ним ушли Евстигнеев, Михаил Козаков и Александр Калягин.

Почему Ефремов выгнал Евгения Евстигнеева из театра

Во МХАТе творческая судьба Евстигнеева сложилась не столь успешно. При общей занятости, главных ролей у него было гораздо меньше, чем в “Современнике”. Актер тяжело переживал свою невостребованность, но о переходе в другой театр даже не думал. Спасал кинематограф, где Евстигнеев в то время был очень популярен и преподавательская деятельность в Школе-студии МХАТ.


Фото ok.ru

В 1987-м году по инициативе Ефремова произошел раскол МХАТа на два театра. МХТ имени Чехова возглавил Ефремов, а руководителем МХТ имени Горького избрали Татьяну Доронину. Евгений остался с Ефремовым, который был для него не только руководителем, но и старым другом. К сожалению, Олег Николаевич не оценил его преданности.

Здоровье актера к концу 80-х сильно пошатнулось. Он перенес уже два инфаркта и сильно уставал. Однажды он обратился к худруку с просьбой “снизить нагрузку по репертуару” (т.е не вводить его в новые спектакли). Но услышал в ответ: “Не можешь — уходи на пенсию”. Сначала Евстигнеев принял слова друга за шутку, но потом понял, что тот говорит всерьез. Потрясенный предательством Ефремова, Евгений Александрович уволился.


Е. Евстигнеев и О. Ефремов. Фото tabor.ru

Конечно, великий актер не остался без работы: он снимался в кино, озвучивал радиоспектакли и играл в антрепризах до своих последних дней. Но изгнание из театра стало для него одним из самых горьких событий в жизни.

Евгений Евстигнеев: личная жизнь

Евгений был трижды женат на актрисах, с которыми служил на одной сцене. Первой его супругой стала Галина Волчек — знаменитая в будущем актриса и театральный деятель. Они познакомились во время учебы в Школе-студии МХАТ, а потом вместе работали в “Современнике”. В 1961-м году родился их сын Денис.


Галина Волчек с сыном Денисом. Фото stuki-druki.com

Брак Галины и Евгения дал трещину после прихода в труппу “Современника” в 1963-м году выпускницы Школы-студии МХАТ Лилии Журкиной. Евстигнеев был покорен ее красотой, а начинающая актриса не устояла перед его обаянием. Какое-то время любовникам удавалось скрывать свой роман (не свободны были оба), но, как говорится, “шила в мешке не утаишь”. Когда Галина Волчек узнала об измене мужа, то тут же подала на развод. Лилии пришлось уволиться из театра.

После развода с Галиной Волчек

Журкина тоже развелась со своим супругом — известным скульптором Олегом Иконниковым, только на это ей потребовался год: мужчина делал все, чтобы ее удержать. Потом Лилия и Евгений узаконили свои отношения. Новая жена была моложе Евстигнеева на 12 лет. Через несколько лет у них родилась дочь Мария.


Евгений Евстигнеев и Лилия Журкина. Фото uznayvse.ru

Супруги не имели своего жилья (сначала снимали комнату у близкого друга Евгения Владимира Сошальского, а потом у Олега Табакова) и все время пропадали на работе. Поэтому девочка до 5 лет жила у бабушки (матери Евстигнеева) в Горьком. Когда актеру дали квартиру, родители привезли дочь в Москву.

Этот союз был несчастливым для обоих, хотя продлился более 20-и лет. Карьера Евгения шла в гору, а Лилия не могла себя реализовать несмотря на красоту и талант. В кино она почти всегда снималась с Евстигнеевым, но в отличии от него, играла только незначительные роли. И во МХАТе, куда Ефремов ее принял благодаря мужу, Журкина осталась невостребованной.


Лилия Журкина. “Атланты и кариатиды” 1980 г.

Их отношения становились все хуже. В результате, так и нее найдя места в профессии, актриса начала обвинять мужа в своих неудачах и выпивать. Возможно, алкоголь и привел ее в будущем к тяжелому неврологическому заболеванию. Несколько раз Лилия пыталась свести счеты с жизнью.

Евстигнеев находил лучших специалистов, лечил жену в клиниках и даже прибегал к нетрадиционной медицине, но безуспешно. Неожиданно для всех Лилия скончалась во время очередного пребывания в больнице. Ей было всего лишь 49 лет. Евгений винил себя, что не смог помочь жене. В результате, они с дочерью остались вдвоем.

Евгений Евстигнеев и его последняя любовь

Со своей будущей третьей супругой актер познакомился, когда преподавал в Школе-студии. Ирина Цывина была одной из его студенток. Евстигнеев ставил для ее курса дипломный спектакль, в котором доверил Ирине главную роль.


Ирина Цывина. Фото kino-teatr.ru

После того, как Ефремов взял Цывину в театр на контракт, между бывшими педагогом и ученицей начался бурный роман. Знаменитый актер был старше Ирины на 37 лет. Лишь через год после смерти Лилии он решился познакомить свою избранницу с дочерью.

Как оказалось, они уже были знакомы — Мария тоже училась в Школе-студии на несколько курсов младше “мачехи”. Дочь приняла Цывину “в штыки”, но со временем убедилась, что чувства у Ирины к Евстигнееву настоящие. Мария смирилась с выбором отца, а впоследствии даже подружились с Ириной.


Ирина Цывина и Евгений Евстигнеев. Фото kulturologia.ru

Работа в театре

В 1955 году Евгений вместе с другими студентами Школы-студии МХАТ выступили с инициативой об организации «Студии молодых актеров», на ее базе потом создали новый столичный театр «Современник».

В 1956 году после получения диплома Евгений вошел в труппу МХАТ. Параллельно с работой в театре со своими единомышленниками репетировал постановку «Вечно живые», которая должна была открывать первый сезон «Современника». В этом спектакле Евстигнеев сыграл роль Чернова и с 1957 года перешел в «Современник», в котором проработал пятнадцать лет.

Свою звездную роль на сцене «Современника» сыграл в постановке «Голый король». После главной роли Короля-жениха Евгений проснулся знаменитым. В очередях в столичных театральных кассах можно было встретить людей с табличками: «Куплю билет на «Голого короля». Правда, советская пресса спектакль критиковала, даже поползли слухи о закрытии «Современника». Но театр спасла занявшая пост Министра культуры Екатерина Фурцева, к творчеству молодых актеров она относилась лояльно.

За время работы в «Современнике» Евстигнеев сыграл около тридцати персонажей. Не все они были главными, актер предпочитал второстепенных, но характерных и ярких героев. Последней ролью на сцене этого театра стал доктор Дорн в чеховской «Чайке».

В 1971 году Евгений перешел работать во МХАТ, дебютировав с роли Володи в постановке «Валентин и Валентина». Театралы столицы до отказа заполняли зрительский зал, когда в спектаклях участвовал Евстигнеев:

  • Соболевский в «Медной бабушке»;
  • Чебутыкин в «Трех сестрах»;
  • Хлынов в «Горячем сердце»;
  • Серебряков в «Дяде Ване»;
  • Табак в «Перламутровой Зинаиде».

В 1974 году за роль Петра Хромова в постановке «Сталевары» Евгений получил Государственную премию СССР.

С началом 1990-х годов актеру пришлось приостановить активную театральную деятельность из-за болезни сердца.

Как сложилась кинокарьера Евгения Евстигнеева

Дебют Евгения в кинематографе состоялся в 1957-м году. Он сыграл небольшую роль капитана Петерсона в мелодраме режиссера Владимира Петрова “Поединок” по одноименной повести Куприна. Затем последовали более десятка незначительных ролей, в которых актер не имел возможности себя проявить.


Евгений Евстигнеев. “Поединок” 1957 г.

Первая звездная роль

Только в 38 лет он получил свою первую звездную роль начальника пионерлагеря Дынина в сатирической комедии режиссера Элема Климова “Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещен”. Это была дипломная работа Климова, но худсовет позволил одному из лучших выпускников ВГИКа снять полнометражную картину.

Руководство видело в образе бюрократа-перестраховщика Михаила Пуговкина, а сам Элем колебался в выборе между Леонидом Куравлевым и Евстигнеевым. Куравлев отказался от предложения, так как собирался сниматься у Шукшина в картине “Живет такой парень”. Тогда Климов сумел отстоять перед худсоветом кандидатуру Евстигнеева.


Евгений Евстигнеев. “Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещен” 1964 г.

Фильм, вышедший на экраны в 1964-м году, очень понравился зрителям и был одобрен критиками, хотя увидел свет только благодаря главе государства. Ректор ВГИКа категорически отказался выпускать в прокат “похабную антисоветскую картину”. Так бы она и осталась лежать на полке, если бы Сергей Герасимов не отправил “Добро пожаловать” для просмотра генсеку Никите Хрущеву. Никита Сергеевич посчитал комедию смешной и мнение ректора перестало иметь значение (а Климов благополучно защитил диплом).

Евгений Евстигнеев становится востребованным актером

С этого момента Евстигнеев стал востребованным киноактером. На его счету более 140 работ. Перечислить все невозможно, вспомним лучшие из его разноплановых ролей.

С середины 60-х это изобретатель Гарин в научно-фантастической картине “Гиперболоид инженера Гарина”, в комедиях “Берегись автомобиля” —худрук из самодеятельности, в “Зигзаге удачи” — холостяк Калачев, в “Золотом Теленке” — подпольный миллионер Корейко.


Валентина Талызина и Евгений Евстигнеев. “Зигзаг удачи” 1968 г.

В 70-е годы самые яркие роли Евстигнеев сыграл в исторической драме по мотивам произведения Булгакова “Бег” (Парамон Корзухин), в криминальной комедии “Старики-разбойники” (инженер Воробьев), в совместном фильме советско-итальянских кинематографистов “Невероятные приключения итальянцев в России” (хромой итальянец), в комедии “По семейным обстоятельствам” (художник Николай).


Евгений Евстигнеев. “Невероятные приключения итальянцев в России” 1973 г.

В культовом шпионском фильме “Семнадцать мгновений весны” он исполнил роль профессора Плейшнера, а в не менее знаменитом криминальном детективе “Место встречи изменить нельзя” — вора по кличке “Ручечник”. Евгений гениально воплощал любые образы в различных жанрах.


Владимир Высоцкий и Евгений Евстигнеев. “Место встречи изменить нельзя” 1979 г.

80-е пополнили фильмографию актера такими замечательными картинами, как “Мы из джаза” (“папа”), “Зимний вечер в Гаграх” (чечеточник Беглов), “Гардемарины, вперед!” (вице-канцлер Бестужев).

“Собачье сердце”

Но вершиной его кинокарьеры стала экранизация романа Булгакова “Собачье сердце” (1988 г.), где Евстигнеев сыграл главную роль профессора Преображенского.

Кроме Евгения, на эту роль пробовались Леонид БроневойМихаил УльяновЮрий Яковлев и Владислав Стржельчик, но в итоге режиссер картины Владимир Бортко выбрал Евстигнеева. Для актера, переживавшего тогда изгнание из МХАТа, картина стала настоящим спасением.


Евгений Евстигнеев и Владимир Толоконников. “Собачье сердце” 1988 г.

Доктора Борменталя могли сыграть Алексей Жарков и Владимир Симонов, а Шарикова — Николай Караченцев. Но больше всего претендентов было на роль Шарика: 20 собак из Клуба служебного собаководства добивались этой чести. Выбрали героического милицейского пса по кличке Карай, принимавшего участие в 38-и задержаниях: у него был вид классической дворняги.


Борис Плотников. “Собачье сердце” 1988 г.
Карай. “Собачье сердце” 1988 г.

Фильм вышел на экраны в 1988-м году и имел оглушительный успех у зрителей, но критики разразились разгромными статьями. Официальное признание “Собачьего сердца” пришло лишь через два года: Владимир Бортко, Евгений Евстигнеев и Владимир Толоконников были награждены Государственной премией РСФСР.

Актер активно снимался до последних дней жизни несмотря на больное сердце. Последним фильмом с его участием была историческая драма “Ермак”, где Евстигнеев сыграл главную роль Ивана Грозного. Картину смонтировали уже после его смерти в 1996-м году.


Евгений Евстигнеев. “Ермак” 1996 г.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий