Значение и происхождение фамилии Хлебников

Все поэты

  • Агнивцев Н.Я.
  • Анненский И.Ф.
  • Апухтин А.Н.
  • Ахматова А.А.
  • Багрицкий Э.Г.
  • Бальмонт К.Д.
  • Батюшков К.Н.
  • Белый А.
  • Блок А.А.
  • Брюсов В.Я.
  • Веневитинов Д.В.
  • Волошин М.А.
  • Вяземский П.А.
  • Галина Г.
  • Герцык А.К.
  • Грибоедов А.С.
  • Григорьев А.А.
  • Давыдов Д.В.
  • Дельвиг А.А.
  • Державин Г.Р.
  • Есенин С.А.
  • Карамзин Н.М.
  • Катенин П.А.
  • Кольцов А.В.
  • Крылов И.А.
  • Лермонтов М.Ю.
  • Ломоносов М.В.
  • Маяковский В.В.
  • Мережковский Д.С.
  • Некрасов Н.А.
  • Никитин И.С.
  • Одоевский А.И.
  • Ознобишин Д.П.
  • Полонский Я.П.
  • Пушкин А.С.
  • Радищев А.Н.
  • Рылеев К.Ф.
  • Северянин И.
  • Соловьёв В.С.
  • Сологуб Ф.К.
  • Сумароков А.П.
  • Суриков И.З.
  • Толстой Ал.К.
  • Тютчев Ф.И.
  • Фет А.А.
  • Фофанов К.М.
  • Хлебников В.В.
  • Ходасевич В.Ф.
  • Цветаева М.И.
  • Чёрный С.
  • Языков Н.М.

Все Хлебниковы

  • Хлебников Авраам
  • Хлебников Адам
  • Хлебников Адриан
  • Хлебников Александр
  • Хлебников Алексей
  • Хлебников Анатолий
  • Хлебников Андрей
  • Хлебников Антон
  • Хлебников Аристарх
  • Хлебников Аркадий
  • Хлебников Арсений
  • Хлебников Артем
  • Хлебников Артемий
  • Хлебников Архип
  • Хлебников Афанасий
  • Хлебников Богдан
  • Хлебников Борис
  • Хлебников Вадим
  • Хлебников Валентин
  • Хлебников Валерий
  • Хлебников Василий
  • Хлебников Вениамин
  • Хлебников Викентий
  • Хлебников Виктор
  • Хлебников Вилли
  • Хлебников Виссарион
  • Хлебников Виталий
  • Хлебников Владимир
  • Хлебников Владислав
  • Хлебников Всеволод
  • Хлебников Вячеслав
  • Хлебников Гавриил
  • Хлебников Галактион
  • Хлебников Геннадий
  • Хлебников Георгий
  • Хлебников Герасим
  • Хлебников Герман
  • Хлебников Глеб
  • Хлебников Гордей
  • Хлебников Григорий
  • Хлебников Давид
  • Хлебников Даниил
  • Хлебников Денис
  • Хлебников Дмитрий
  • Хлебников Евгений
  • Хлебников Евдоким
  • Хлебников Емельян
  • Хлебников Ефим
  • Хлебников Захар
  • Хлебников Зиновий
  • Хлебников Иван
  • Хлебников Игнатий
  • Хлебников Игорь
  • Хлебников Иларион
  • Хлебников Илья
  • Хлебников Иннокентий
  • Хлебников Иосиф
  • Хлебников Ираклий
  • Хлебников Исаакий
  • Хлебников Казимир
  • Хлебников Карп
  • Хлебников Кирилл
  • Хлебников Клемент
  • Хлебников Клим
  • Хлебников Кондрат
  • Хлебников Константин
  • Хлебников Корнилий
  • Хлебников Кузьма
  • Хлебников Лазарь
  • Хлебников Лев
  • Хлебников Леонид
  • Хлебников Леонтий
  • Хлебников Лукьян
  • Хлебников Макар
  • Хлебников Максим
  • Хлебников Максимилиан
  • Хлебников Марк
  • Хлебников Мартин
  • Хлебников Матвей
  • Хлебников Мечислав
  • Хлебников Мирон
  • Хлебников Митрофан
  • Хлебников Михаил
  • Хлебников Модест
  • Хлебников Моисей
  • Хлебников Назар
  • Хлебников Наум
  • Хлебников Никанор
  • Хлебников Никита
  • Хлебников Николай
  • Хлебников Нисон
  • Хлебников Олег
  • Хлебников Орест
  • Хлебников Осип
  • Хлебников Павел
  • Хлебников Памфил
  • Хлебников Парамон
  • Хлебников Петр
  • Хлебников Платон
  • Хлебников Порфирий
  • Хлебников Прокофий
  • Хлебников Прохор
  • Хлебников Рафаил
  • Хлебников Роман
  • Хлебников Ростислав
  • Хлебников Савелий
  • Хлебников Самсон
  • Хлебников Самуил
  • Хлебников Святослав
  • Хлебников Севастьян
  • Хлебников Сергей
  • Хлебников Степан
  • Хлебников Тарас
  • Хлебников Терентий
  • Хлебников Тимофей
  • Хлебников Тихон
  • Хлебников Трофим
  • Хлебников Фаддей
  • Хлебников Федор
  • Хлебников Федот
  • Хлебников Феликс
  • Хлебников Фома
  • Хлебников Юлиан
  • Хлебников Юрий
  • Хлебников Ярослав
  • Хлебникова Агния
  • Хлебникова Аза
  • Хлебникова Акулина
  • Хлебникова Алевтина
  • Хлебникова Александра
  • Хлебникова Алла
  • Хлебникова Анастасия
  • Хлебникова Ангелина
  • Хлебникова Анна
  • Хлебникова Антонина
  • Хлебникова Анфиса
  • Хлебникова Ариадна
  • Хлебникова Валентина
  • Хлебникова Валерия
  • Хлебникова Варвара
  • Хлебникова Василиса
  • Хлебникова Вера
  • Хлебникова Вероника
  • Хлебникова Виктория
  • Хлебникова Виталина
  • Хлебникова Владислава
  • Хлебникова Галина
  • Хлебникова Гелена
  • Хлебникова Гелла
  • Хлебникова Генриетта
  • Хлебникова Гертруда
  • Хлебникова Глафира
  • Хлебникова Глория
  • Хлебникова Грета
  • Хлебникова Данута
  • Хлебникова Дарья
  • Хлебникова Джульетта
  • Хлебникова Диана
  • Хлебникова Дина
  • Хлебникова Доля
  • Хлебникова Доминика
  • Хлебникова Ева
  • Хлебникова Евгения
  • Хлебникова Евдокия
  • Хлебникова Екатерина
  • Хлебникова Елена
  • Хлебникова Елизавета
  • Хлебникова Зинаида
  • Хлебникова Зоя
  • Хлебникова Инна
  • Хлебникова Ираида
  • Хлебникова Ирина
  • Хлебникова Ия
  • Хлебникова Калерия
  • Хлебникова Капитолина
  • Хлебникова Кира
  • Хлебникова Клавдия
  • Хлебникова Кристина
  • Хлебникова Ксения
  • Хлебникова Лариса
  • Хлебникова Лидия
  • Хлебникова Любовь
  • Хлебникова Людмила
  • Хлебникова Маргарита
  • Хлебникова Марианна
  • Хлебникова Марина
  • Хлебникова Мария
  • Хлебникова Марфа
  • Хлебникова Мирра
  • Хлебникова Муза
  • Хлебникова Надежда
  • Хлебникова Наталья
  • Хлебникова Неонила
  • Хлебникова Ника
  • Хлебникова Нина
  • Хлебникова Нонна
  • Хлебникова Оксана
  • Хлебникова Ольга
  • Хлебникова Пелагея
  • Хлебникова Полина
  • Хлебникова Прасковья
  • Хлебникова Раиса
  • Хлебникова Римма
  • Хлебникова Светлана
  • Хлебникова Серафима
  • Хлебникова Софья
  • Хлебникова Сусанна
  • Хлебникова Таисия
  • Хлебникова Тамара
  • Хлебникова Татьяна
  • Хлебникова Фаина
  • Хлебникова Фекла
  • Хлебникова Харита
  • Хлебникова Юлия

Читать дальше…

Н

«На глухом полустанке…» 171

«На изготовку! ..» ( ) 317

«На небо восходит Суа…» ( ) 95

«На нем был котелок вселенной…» 172

«На площади в влагу входящего угла…» ( ) 189

«На полотне из камней…» ( го) 90

«Народине красивой смерти — Машуке…» 152

«На эти златистые пижмы…» ( ) 86

Навруз труда (см. ) 137

«Над белым сумраком Невы…» ( ) 306

«Над глухонемой отчизной «Неубей! ..»…» 114

«Над скатертью запутанных корней…» ( ) 144

«Над тобой носились беркута…» ( ) 85

Написанное до войны («Что ты робишь, печенеже…») 88

«Напитка огненной смолой…» ( ) 115

«Народ отчаялся, заплакала душа…» 177

«Народ поднял верховный жезел…» 107

Настоящее («Над белым сумраком Невы…») 306

«Наш кочень очень озабочен…» 74

Наша основа 624

457

«Не чертиком масленичным…» 180

Не шалить! («Эй, молодчики—купчики…») 174

«Небо душно и пахнет сизью и выменем…» 83

«Невольничий берег…» ( ) 336

«Немь лукает луком немным…» 42

«Нет, это не шутка!..» ( ) 171

«Нет, это не шутка! Не корявый слог…» (см. ) 171

«Ни хрупкие тени Японии…» 99

Николай 517

«Немало славных полководцев…» ( ) 70

Новруз труда («Снова мы первые дни человечества! ..») 137

«Ночи запах — эти звезды…» 145

Ночной бал («Девы подковою топали…») 178

Ночной обыск («Ha изготовку! ..») 317

Ночь в Галиции («C досок старого досчаника…») 90

Ночь в окопе («Семейство каменных пустынниц…») 275

Ночь в Персии («Морской берег…») 144

Ночь перед Советами («Сумрак серый, сумрак серый…») 294

«Ночь, полная созвездий…» 83

«Ну, тащися, Сивка…» 173

«Нужно ли начинать рассказ с детства…» 542

Детство и юность

Родился будущий поэт поздней осенью 1885 года в калмыцком селе Малые Дербеты, в то время административном центре Малодербетовского улуса Астраханской губернии. Сам Виктор Владимирович Хлебников называл место, в котором прошло детство, «станом монгольских исповедующих Будду кочевников» и говорил, что родился «в степи – высохшем дне исчезающего Каспийского моря».

Велимир Хлебников с семьей

Родители – образованные люди с богатой родословной, обедневшие аристократы. Отец – видный ботаник и орнитолог, основатель первого государственного заповедника в устье Волги. Дед Велимира Хлебникова был почетным гражданином Астрахани и купцом. По отцовской линии в жилах поэта смешалась русская и армянская кровь.

Мама – урожденная Екатерина Вербицкая – получила образование в Смольном институте, историк. Происходила из состоятельной семьи, чьи корни уходили в запорожское казачество. Благодаря ей пятеро отпрысков (Велимир – третий ребенок) разбирались в литературе, истории и живописи.

Велимир Хлебников в детстве

В 4 года будущий поэт-футурист читал на русском и французском языках, а его рисунки говорили о таланте художника. Сестра поэта – Вера Хлебникова – стала художницей-авангардисткой.

Из-за отцовской службы семья часто меняла место жительства. Когда Виктору исполнилось 6 лет, Хлебниковы переехали в Волынскую губернию, а спустя 4 года – в 1895-м – в Симбирскую. 10-летний мальчик отправился в гимназию. Проучился 3 года и снова перемены: главу семейства направили в Казань.

Велимир Хлебников в молодости

В 1903 году Виктор Хлебников стал студентом Казанского университета, где выбрал физико-математический факультет. На математическом отделении студент проучился до ноября и на месяц угодил в тюрьму за участие в демонстрации. Продолжать учебу на математическом отделении юноша не хотел, поэтому летом перевелся на естественное отделение того же факультета.

Профессора похвально отзывались о способном студенте и прочили карьеру блестящего натуралиста. Разброс интересов и талантов Хлебникова был огромен: он изучал математику, физику, делал успехи в химии, биологии и философии. Самостоятельно изучал японский язык и санскрит.

Велимир Хлебников

Литературным дебютом будущего футуриста называют сочинение в прозе – пьесу «Елена Гордячкина», которую Хлебников отправил в санкт-петербургское издательство «Знание», но Максим Горький не одобрил публикацию.

С 1904 года начинающий литератор участвовал в орнитологических экспедициях по Дагестану и северу Урала. В 1906-м его приняли в университетское общество естествоиспытателей: в экспедиции Хлебников нашел новый вид кукушек. Но на этом научные изыскания в области орнитологии закончились – молодой человек сосредоточился на литературе.

Странное поведение деятеля

До сих пор ведутся споры по поводу психического здоровья Хлебникова. Одни утверждали, что юный прозаик помешался на своих интересах, чем и оправдывают его странное, чудаческое поведение. Кто-то, наоборот, говорил, что этот человек просто своеобразен, отчего ему удавалось создавать действительно шедевральные работы.

Описывали деятеля так: “Он был непрактичным, но при этом горел творчеством. Готов был жертвовать последними штанами ради создания новой работы”. И действительно, многие отмечали, что их вводило в ступор внезапное появление поэта в мешковине вместо штанов, а порой и вовсе в одном нижнем белье. У него практически не было денег на новую одежду, поэтому на всех вещах были протертые дыры, а ткань выглядела так, словно ею мыли полы. Некоторых людей это настолько удивляло, что они из жалости шили писателю вещи из старых занавесок. Такой поступок сделала Рита Райт, которая не могла наблюдать за тяжелой жизнью Хлебникова.

Фамилия Хлебников в архивных записях

  • бесплатно
  • бесплатно
  • бесплатно
  • бесплатно
  • бесплатно
  • бесплатно
  • бесплатно
  • бесплатно
  • бесплатно
  • бесплатно
  • бесплатно
  • бесплатно
  • бесплатно
  • бесплатно

Перейти к архивам

Помощь исследователю, начинающему самостоятельное составление генеалогического дерева. Мы поможем понять, с чего стоит начинать, и определить дальнейший алгоритм действий, опираясь на специальные знания профессиональных историков.

Подробнее…

Мы поможем узнать больше информации по старинным фотографиям 19-20 веков. Для анализа используется военная униформа, униформа гражданских ведомств (например, униформа железнодорожников), мода в гражданской одежде, а также предметы.

Подробнее…

Каждый человек рано или поздно задумывается о происхождении своей фамилии. Фамильный диплом приоткрывает тайны многих предшествующих поколений, определяет первопричину ее возникновения.

Подробнее…

Не найдено ни одного объявления

Добавить объявление о поиске

Чаще называют

Женские имена

  • Наталья (8%)
  • Анна (7%)
  • Татьяна (6%)
  • Ольга (5%)
  • Ирина (4%)
  • Юлия (4%)

Улицы в России, названные в честь фамилии Хлебников

  • Россия, Астраханская область, г Астрахань, пер Хлебникова
  • Россия, Астраханская область, г Астрахань, ул Хлебникова
  • Россия, Ивановская область, г Иваново, ул Генерала Хлебникова
  • Россия, Омская область, г Омск, ул Хлебникова
  • Россия, Пермский край, г Кунгур, ул Хлебниковых
  • Россия, г Москва, пер Хлебников

«Слоны бились бивнями так…» (1910–1911)

Это стихотворение может быть записано в виде своеобразной таблицы, центр которой образуют трижды повторяющиеся в тексте слова — «так, что казались» или «так, что казалось»:

Слоны бились бивнями

так, что казались

белым камнем под рукой художника.

Олени заплетались рогами

так, что казалось,

их соединял старинный брак с взаимными увлечениями и взаимной неверностью.

Реки вливались в море

так, что казалось,

рука одного душит шею другого.

Легко заметить, что в левой части таблицы оказались мотивы, представляю­щие мир природы, а в правой — мир человека. Природные образы в таблице сменяют друг друга в определенной логической последовательности: от воин­ственного столкновения («бились бивнями») через двойственное сплетение («заплетались рогами» — в схватке? в любовной игре?) к примиряющему слия­нию («вливались в море»).

Мир человека в стихотворении «Слоны бились бивнями так…» зеркально отра­жает образы мира природы. Человечество движется от позитивного созидания («белым камнем под рукой художника») через двойственное сосуществование («старинный брак с взаимными увлечениями», но и с «взаимной неверностью») к воинственному истреблению (вновь «рука», только теперь это — «рука одного душит шею другого»).

Отдельное и особое внимание обратим на единственную рифму в этом стихо­творении («так» — «брак»), возникающую как раз там, где речь идет о рифме двух жизней (браке между двумя существами), и на игривую шутку Хлебникова в этих же строках — там, где «неверность», там и «рога». Так стихотворение, которое при первом, поверхностном чтении воспринима­ется как цепочка красивых, но не вполне внятных сравнений, в итоге оказы­вается математически выверенным текстом, в котором гармоничной эволю­ции Природы противопоставляется искривленный насилием и ложью историче­ский путь Человечества. 

Так стихотворение, которое при первом, поверхностном чтении воспринима­ется как цепочка красивых, но не вполне внятных сравнений, в итоге оказы­вается математически выверенным текстом, в котором гармоничной эволю­ции Природы противопоставляется искривленный насилием и ложью историче­ский путь Человечества. 

ХЛЕБНИКОВ: число взаимодействия с миром «1»

Людям, находящимся под влиянием единицы, самой судьбой предназначено идти вперед – туда, где могут подстерегать неожиданности, опасности, неприятности, странности… Словом, все что угодно. Оглядываются назад такие люди лишь за тем, чтобы убедиться, что никто не отстал в пути. Но если и отстал – не беда; «единичник» почти всегда уверен, что следовать за ним достойны немногие, но даже среди них могут оказаться те, кому неприятности будут не по плечу. Правда, тех, кто ему небезразличен, человек единицы частенько подгоняет – таких людей очень мало и участь их нелегка.

Те, кто привык перекладывать свои проблемы на других, доверять чужому мнению и принимать во внимание любые советы и рекомендации, в обществе «единичника» будут наслаждаться спокойствием и предсказуемостью ситуации, однако стоит заранее смириться с тем, что человек единицы будет поступать именно так, как считает нужным. В большинстве случаев он уверен, что лучше знает, что следует делать, и не усомнится в своей правоте даже в том случае, когда его заблуждение станет очевидным для окружающих

«Единичник» редко меняет свои суждения под влиянием других, однако сам не отличается постоянством, поэтому жизнь его разнообразна и полна неожиданностей. Четко обозначив свою цель, он стремится к ней лишь до тех пор, пока преодоление препятствий доставляет ему удовольствие. Потом приоритеты меняются, и вернуть «человека единицы» на прежние рельсы почти невозможно, так что рассчитывать на его постоянство будет большой ошибкой.

Яркая индивидуальность людей единицы во многом объясняется тем, что они любят находиться в центре внимания и ловить восхищенные взгляды. Такой человек охотно рассказывает не только о своих победах, но и о поражениях – ведь даже последние можно расписать очень и очень красочно.

«Единичникам» идет на пользу учеба, но они, за редким исключением, предпочитают наставлять других на путь истинный, а не извлекать уроки. Тут нужно отметить, что у людей единицы обычно достаточно сил и запаса энергии для того, чтобы переносить удары судьбы даже в том случае, если их снова и снова наносят одни и те же грабли. Пытаться удержать такого человека от совершения ошибок не стоит: он всегда отстаивает свою свободу, в том числе и свободу заблуждаться, испытывать судьбу, идти трудным и опасным путем. Если по каким-то причинам «единичник» все же находится под чужим влиянием, он обычно несчастен и не приносит окружающим той пользы, которую мог бы принести.

Туфанов, или Классификатор

Книга Александра Туфанова называлась «К зауми. Фоническая музыка и функции согласных фонем». Она дважды издавалась в начале 1920-х годов, но потом была надолго предана забвению. Туфанов был убежден, что зауми необходима своя, особенная формальная система, ведь, несмотря на величайшее открытие Велемира (Туфанов писал его имя через «е»), люди продолжают пользоваться привычным образным языком, а не наречием птиц и богов.

Туфанов начинал работу, отталкиваясь от интуиции Хлебникова о том, что каждая согласная имеет определенную функцию («внутреннюю телеологическую структуру»). На протяжении нескольких лет Туфанов устанавливал первоначальную «функцию для каждого „звука“», которая заключалась в том, чтобы «вызывать определенные ощущения движений». Воскрешение функций завершилось открытием двадцати неполных законов, по одному на каждую согласную фонему, которые получили название «Конституция Государства Времени». Все эти фонемы (а значит, и соответствующие им законы) были распределены между «семью временами», «семью цветами солнечного спектра» или вообще «семью категориями двигательных процессов». Приложение ко второму изданию трактата включало визуальное разложение радуги, осуществленное известным художником-авангардистом Борисом Эндером (1893–1960).

Согласно Туфанову, наиболее древнее происхождение имеют звуки m и n, а звук h «имеет психическое сцепление с ощущением прикрытия и свободного движения: а) к центру и б) к прикрытию». В свою очередь, звук f «имеет психическое сцепление с ощущением кругового движения при неопределенном радиусе». Параллельно отдельным законам приводятся определения соответствующих лучей радуги: «скрут прями-пятый луч» для h или «кривь-шестой луч» для f.

Происхождение тех или иных звуков Туфанов выводит в порядке «генетического происхождения согласных звуков», связывая их с различными природными явлениями и реакции человека на них. Впрочем, исследователь не объясняет механизм возникновения звуков, по-видимому, считая его самоочевидным для читателя. Гораздо важнее и интереснее для него то, как эволюционировали звуки в дальнейшем, как человек научился «сравнивать, сопоставлять предметы и схватывать отношения между вещами; эти отношения между вещами вне двигательных процессов положили начало слову, которое стерло в веках все функции отдельных согласных звуков (фонем)».

По собственному признанию Туфанова, его заумные законы были выведены на основе наблюдения за английскими, а также китайскими и русскими морфемами. Получившийся словарь, который насчитывал 1200 различных морфем, Туфанов назвал «Палитрой морфем». Можно сказать, что этот могучий словарь был своего рода каталогом морфем, которые в процессе заумного творчества разрушались на более простые звуковые комплексы, осколки английских, китайских и русских слов.

Вот характерный пример стихотворения Туфанова «Весна», существующего в двух вариантах: 1) написанное транскрипцией, как и все остальные тексты (ведь «фоническая музыка» должна быть равно понятна всем народам) и 2) написанное русскими графемами («чтобы облегчить восприятие „музыки“ своим последователям»):

По словам поэта и исследователя авангарда Сергея Сигея (1947–2014), знающий языки читатель не может не заметить в стихотворении «Весна» вкрапления английских слов (silence), теряющих свой семантический статус и становящихся, так сказать, словами как таковыми.

Хлебников, или Визионер

Разные исследователи усматривали в творчестве Хлебникова самые разные черты, нередко противоречащие друг другу. Кто-то находил в его текстах стремление к агглютинации современного русского языка, кто-то — к словообразовательному синтетизму. Для кого-то язык «Досок судьбы» и других поэтических трактатов Хлебникова был ярким примером универсального «философского языка» Лейбница и Декарта. Видели в его декларациях и отсылки к утопическим моделям XIX века, разрабатываемый им язык считывали в качестве интерлингвистического явления, а самого Хлебникова рассматривали как космического визионера, «соратника» Константина Циолковского и предтечу Альберта Эйнштейна.

Кажется, что за всеми этими перечислениями вырисовывается портрет мощного теоретика, который лишь случайно обратился к поэтическому творчеству. Но это не так. Стихи для Хлебникова были исследовательской лабораторией, в которой он реализовал во многом парадоксальные взгляды на пространство, время, число и главным образом язык. А теперь попробуем по пунктам рассмотреть систему зауми, отдаленные следы которой можно видеть в современной лингвистике и математике.

1) Означивание зауми и выстраиваемая на ее основе система были близки размышлениям французских и русских символистов о наличии цвета у каждой буквы, но достаточно сильно отличались от последних: если символистов интересовал только цвет, то у Хлебникова возникает и неразложимое значение, и числовая соотнесенность между всеми буквами, которые в совокупности составляют «азбуку ума».

В уже упомянутом манифесте «Наша основа» Хлебников писал:

На основе азбуки формируется особый «звездный язык», пересекающий границы не только отдельных национальных государств, но и планет.

Может быть интересно

Так, например, в «общечеловеческой азбуке» буква Л значит «распространение наиболее низких волн на наиболее широкую поверхность, поперечную движущейся точке, исчезание измерения высоты во время роста измерений широты», а ее «начертательный знак» — это «круговая площадь и черта оси » («Художники мира!», 13 апреля 1919). Примерно в то же время Хлебников сочиняет знаменитое «Слово о Эль», где его размышления предстают уже в поэтической форме:

Хорошо видна иллюстративность данного текста в отношении тезисов Хлебникова: все слова с буквой Л, включенные в стихотворение, так или иначе представляют собой горизонтальное растекание, которому предшествует или подготавливает вертикальное движение (ср. «луч» и «лужа» соответственно). По утверждениям Хлебникова, первая согласная слова всегда окрашивает остальные его буквы, в то же время подпадая под их влияние.

2) Число как таковое. В юности Велимир Хлебников поступил на математическое отделение физико-математического факультета Казанского университета, который до этого прославил Николай Лобачевский. Но не склонный к систематическому образованию Хлебников быстро охладел к строгой математической науке и бросил университет, не доучившись (впрочем, нельзя не упомянуть и о задержаниях Хлебникова, увлекшегося подпольной политической деятельностью). Это не помешало ему вводить в стихотворения и теоретические размышления, и математические и физические выкладки, пусть и в сильно измененном, непривычном для академической науки смысле.

Тем не менее известный лингвист Вячеслав Иванов считал, что многие из интуиций Хлебникова совпадали с решающими открытиями в лингвистике, математике XX века. А известная русско-венгерская исследовательница Лена Силард выявила «музыкально-математические отношения», лежащие в основе языковых построений Хлебникова, в том числе зауми.

Литература

Творческая биография Велимира Хлебникова получила новый толчок в Петербурге, куда молодой человек прибыл в 1908 году. Он снова влился в университетское братство, по инерции выбрав естественный факультет, который вскоре, сблизившись с поэтами-символистами, сменил на историко-филологический.

Посещая поэтические «среды» Вячеслава Иванова, он познакомился с акмеистами и получил творческий псевдоним Велимир.

Любовь Сидорова читает стихотворения Велимира Хлебникова

Хлебникову выпало жить в эпоху перемен, слома старой государственной системы. Он остро чувствовал и тяжело переживал поражение России в войне с Японией, Первую русскую революцию. Массовая гибель соотечественников подтолкнула молодого ученого и литератора к поиску числовых законов времени, которые влияют на судьбы человечества.

В 1908-м Велимир Хлебников опубликовал первое стихотворение, названное «Искушение грешника». В то же время познакомился с Давидом Бурлюком и поэтами группы «Гилея», к которым вскоре примкнул Владимир Маяковский. Вскоре «гилеяне» назвали Хлебникова главным теоретиком футуризма, основателем его ответвления – «будетлянства» (от слова «будет»).

Сборники стихов Велимира Хлебникова

В 2010 году произведения поэта вошли в сборник «Садок судей», которым футуристы громко заявили о рождении поэтического движения.

В нашумевший сборник футуристов «Пощечина общественному вкусу», вышедший в 1912 году, вошли стихи Велимира Хлебникова «Кузнечик» и «Бобэоби пелись губы». На последней странице сборника напечатали изобретенную поэтом таблицу исчисления законов времени, в которой Хлебников математическим путем предсказал падение государства в 1917 году.

Вениамин Смехов читает стихотворение Велимира Хлебникова «Бобэоби пелись губы»

Поэтико-лингвистические исследования ученого легли в основу зауми, заумного языка, который Хлебников разработал в тандеме с другом и коллегой Алексеем Крученых. Вдвоем, используя заумь, сочинили поэму «Игра в аду».

Начавшаяся Первая мировая война подтолкнула Хлебникова к продолжению изучения прошлых войн в цифровом измерении. Результатом изысканий стали 3 книги. В 1916-м Велимира Хлебникова призвали в армию. Позже он написал, что, оказавшись в Царицынском запасном полку,

Знакомый врач помог поэту освободиться от службы, используя как причину психическое нездоровье Хлебникова. Поэт непрерывно странствует по России и мечтает создать общество «Председателей земного шара», членом которого мог бы стать каждый, кому «болит» судьба человечества.

Велимир Хлебников в военной форме

Октябрьские события 1917-го Велимир Хлебников наблюдал воочию в Петрограде, описав впечатления в стихах и поэмах. Побывал в Астрахани, Украине, где увидел разгром деникинской армии, на Кавказе и Северном Иране. Прошел по Каспийским степям.

В 1920 году сочинил поэму «Ладомир», в которой вывел образ объединенного с природой человечества, противостоящего войне. В последние годы жизни это и были основные темы творчества Хлебникова.

Виктор Персик читает стихотворение Велимира Хлебникова «Еще раз, еще раз…»

Особенностями творчества авангардиста было использование в одном, даже коротком стихотворении разных размеров. «Пляску размеров» он допускал намеренно, но особенно любил верлибр. Прибегая к таким редким приемам, как палиндром (называл его «перевертнем») и язык зауми, Велимир Хлебников приобретал как поклонников, так и яростных критиков.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий