Значение и происхождение фамилии Казаков

Голицынская больница

Была открыта в начале 19-го века. Построена на средства князя Голицына выдающимся русским архитектором Казаковым Матвеем Федоровичем.

В 19-м веке входила в список лучших больниц Европы. В лечебнице располагалась клиническая база медицинского университета Москвы.

Здание больницы, как и остальные творения архитектора Матвея Казакова, является выдающимся памятником московской архитектуры эпохи классицизма. Портик, организованный из шести крупных колонн, создает своего рода парадный вход в больницу. Широкий купол с возвышающимся бельведером позволяет увидеть здание издалека.

В настоящее время входит в состав Городской больницы Москвы.

Все Казаковы

  • Казаков Авраам
  • Казаков Адам
  • Казаков Адриан
  • Казаков Александр
  • Казаков Алексей
  • Казаков Анатолий
  • Казаков Андрей
  • Казаков Антон
  • Казаков Аристарх
  • Казаков Аркадий
  • Казаков Арсений
  • Казаков Артем
  • Казаков Артемий
  • Казаков Архип
  • Казаков Афанасий
  • Казаков Богдан
  • Казаков Борис
  • Казаков Вадим
  • Казаков Валентин
  • Казаков Валерий
  • Казаков Василий
  • Казаков Вениамин
  • Казаков Викентий
  • Казаков Виктор
  • Казаков Вилли
  • Казаков Виссарион
  • Казаков Виталий
  • Казаков Владимир
  • Казаков Владислав
  • Казаков Всеволод
  • Казаков Вячеслав
  • Казаков Гавриил
  • Казаков Галактион
  • Казаков Геннадий
  • Казаков Георгий
  • Казаков Герасим
  • Казаков Герман
  • Казаков Глеб
  • Казаков Гордей
  • Казаков Григорий
  • Казаков Давид
  • Казаков Даниил
  • Казаков Денис
  • Казаков Дмитрий
  • Казаков Евгений
  • Казаков Евдоким
  • Казаков Емельян
  • Казаков Ефим
  • Казаков Захар
  • Казаков Зиновий
  • Казаков Иван
  • Казаков Игнатий
  • Казаков Игорь
  • Казаков Иларион
  • Казаков Илья
  • Казаков Иннокентий
  • Казаков Иосиф
  • Казаков Ираклий
  • Казаков Исаакий
  • Казаков Казимир
  • Казаков Карп
  • Казаков Кирилл
  • Казаков Клемент
  • Казаков Клим
  • Казаков Кондрат
  • Казаков Константин
  • Казаков Корнилий
  • Казаков Кузьма
  • Казаков Лазарь
  • Казаков Лев
  • Казаков Леонид
  • Казаков Леонтий
  • Казаков Лукьян
  • Казаков Макар
  • Казаков Максим
  • Казаков Максимилиан
  • Казаков Марк
  • Казаков Мартин
  • Казаков Матвей
  • Казаков Мечислав
  • Казаков Мирон
  • Казаков Митрофан
  • Казаков Михаил
  • Казаков Модест
  • Казаков Моисей
  • Казаков Назар
  • Казаков Наум
  • Казаков Никанор
  • Казаков Никита
  • Казаков Николай
  • Казаков Нисон
  • Казаков Олег
  • Казаков Орест
  • Казаков Осип
  • Казаков Павел
  • Казаков Памфил
  • Казаков Парамон
  • Казаков Петр
  • Казаков Платон
  • Казаков Порфирий
  • Казаков Прокофий
  • Казаков Прохор
  • Казаков Рафаил
  • Казаков Роман
  • Казаков Ростислав
  • Казаков Савелий
  • Казаков Самсон
  • Казаков Самуил
  • Казаков Святослав
  • Казаков Севастьян
  • Казаков Сергей
  • Казаков Степан
  • Казаков Тарас
  • Казаков Терентий
  • Казаков Тимофей
  • Казаков Тихон
  • Казаков Трофим
  • Казаков Фаддей
  • Казаков Федор
  • Казаков Федот
  • Казаков Феликс
  • Казаков Фома
  • Казаков Юлиан
  • Казаков Юрий
  • Казаков Ярослав
  • Казакова Агния
  • Казакова Аза
  • Казакова Акулина
  • Казакова Алевтина
  • Казакова Александра
  • Казакова Алла
  • Казакова Анастасия
  • Казакова Ангелина
  • Казакова Анна
  • Казакова Антонина
  • Казакова Анфиса
  • Казакова Ариадна
  • Казакова Валентина
  • Казакова Валерия
  • Казакова Варвара
  • Казакова Василиса
  • Казакова Вера
  • Казакова Вероника
  • Казакова Виктория
  • Казакова Виталина
  • Казакова Владислава
  • Казакова Галина
  • Казакова Гелена
  • Казакова Гелла
  • Казакова Генриетта
  • Казакова Гертруда
  • Казакова Глафира
  • Казакова Глория
  • Казакова Грета
  • Казакова Данута
  • Казакова Дарья
  • Казакова Джульетта
  • Казакова Диана
  • Казакова Дина
  • Казакова Доля
  • Казакова Доминика
  • Казакова Ева
  • Казакова Евгения
  • Казакова Евдокия
  • Казакова Екатерина
  • Казакова Елена
  • Казакова Елизавета
  • Казакова Зинаида
  • Казакова Зоя
  • Казакова Инна
  • Казакова Ираида
  • Казакова Ирина
  • Казакова Ия
  • Казакова Калерия
  • Казакова Капитолина
  • Казакова Кира
  • Казакова Клавдия
  • Казакова Кристина
  • Казакова Ксения
  • Казакова Лариса
  • Казакова Лидия
  • Казакова Любовь
  • Казакова Людмила
  • Казакова Маргарита
  • Казакова Марианна
  • Казакова Марина
  • Казакова Мария
  • Казакова Марфа
  • Казакова Мирра
  • Казакова Муза
  • Казакова Надежда
  • Казакова Наталья
  • Казакова Неонила
  • Казакова Ника
  • Казакова Нина
  • Казакова Нонна
  • Казакова Оксана
  • Казакова Ольга
  • Казакова Пелагея
  • Казакова Полина
  • Казакова Прасковья
  • Казакова Раиса
  • Казакова Римма
  • Казакова Светлана
  • Казакова Серафима
  • Казакова Софья
  • Казакова Сусанна
  • Казакова Таисия
  • Казакова Тамара
  • Казакова Татьяна
  • Казакова Фаина
  • Казакова Фекла
  • Казакова Харита
  • Казакова Юлия

Читать дальше…

Происхождение фамилии

Слово тюркского происхождения. Его первоначальное значение «отделившийся, отложившийся от своего рода». Следует заметить, что ведшие кочевой образ жизни тюркские народы отличались строгой родоплеменной организацией. Некоторые люди тяготились этим, выходили из своего рода, формировали небольшие отряды, участвовавшие в военных действиях. В русских грамотах слово «казак» встречается с 1395 года.

Очень часто приходится слышать, что фамилия Казаков «не имеет отношения к казачеству, так как она часто встречается на севере, где казаков не было». На самом деле это далеко не так. С. М. Соловьёв в «опись городам, ведомым в разряде, в 1668 г.» указывает следующее: «В Новгороде Великом: …новгородских пеших козаков 150». Однако вполне можно согласиться с тем, что фамилия Казаков отсутствует в казачьих войсках (сословии) Российской Империи. Ведь было бы вполне логично, получить такую фамилию именно в инородной среде. В Удмуртии, в деревне Степанёнки проживали старообрядцы-кержаки, которые утверждали, что они «казацкого роду» и поэтому носят фамилию Казаковы. На основе архивных данных в 1928 году в деревне Степанёнки был 21 двор, в количестве 99 человек. Все жители деревни носили фамилию Казаковы.

Нужно различать казаков от казачьего сословия, казаки как «вольная» социальная группа людей славяно-тюркского происхождения — проживали на всей территории Российской Империи. Казахский народ именует себя на своём языке не иначе как «казаками», и от этого народа вполне могла возникнуть фамилия.

На Нижегородчине к примеру, носители фамилии компактно проживают на юге области и в самом Нижнем Новгороде — где проходила засечная черта с казачьим населением (городовые казаки), в то время как на севере области фамилия почти полностью отсутствует. Причём в Мещере, отождествлялось два, казалось бы, разных понятия «татары» и «казаки». Простые татары у русских назывались казаками, да и сами они себя тоже называли казаками. Известен наместник Курмышского уезда новокрещённый татарин Казаков — предок князей Шейсуповых; первый в истории человек носящий эту фамилию. Можно с некоторой уверенностью заявить, что нынешние Казаковы живущие от Рязани до Арзамаса, потомки тех самых татар, пришедших из Золотой Орды на службу молодому Московскому государству. Эти казаки, активно участвовали в защите и расширении государственных границ. По некоторым данным, от этих мещерских казаков, произошли донские казаки и первого донского атамана звали вполне по-татарски Сары-Азман. В XVIII—XIX вв., в Мещере — казаками стали называть потомков этих татарских поселенцев, уже порядком обрусевших, занимавшихся сельским хозяйством. Некоторые из них, были включены в состав башкиро-мещерякского казачьего войска. Стоит упомянуть и казаков казанских, встречаемые в русских летописях, при описании татарских набегов на русские земли.

В Поволжье фамилия могла возникнуть от переселенцев с Украины (см. Жёлтый Клин) и от всеми известных . Вероятно Казаковы Поволжья их потомки.
Так же на появление фамилии могли повлиять казацкие войны Степана Разина и Емельяна Пугачёва. Крестьяне поддержавшие этих атаманов, тоже считали себя казаками и от этих крестьян могла возникнуть фамилия. Эти атаманы были очень любимы в Поволжье, что дало основание для создания 31-го Пугачёвского и 54-го им. Степана Разина стрелковых полков в 25-й Чапаевской дивизии, в гражданскую войну.

В южных регионах России и Украине фамилия употребляется с буквой «о» в корне (Козаков) или же без суффикса «-ов» (Козак). В данных районах корень фамилии употребляется в значении «бойкого, удалого человека».

Основой фамилии «казак» могло сделаться и в далекой древности, и совсем недавно, и на севере, и на юге, и в самом сердце России, в разных семьях по-разному и точной версии происхождения фамилии нет. Фамилия Казаков достаточно распространённая. Например, в Москве, в конце ХХ века жило около 650 семей с фамилией Казаковы.
Среди Казаковых встречаются не только русские. Фамилия эта, достаточно интернациональная. Встречаются и татары, и мордвины, и украинцы, и евреи, и узбеки и многие другие народы проживающие на территории ранее занимаемой Великой Монгольской Империей. Например, марийский поэт Н. И. Казаков, русский зодчий М. Ф. Казаков и крымско-татарский спортсмен Р. А. Казаков.

КАЗАКОВА: число взаимодействия с миром «1»

Людям, находящимся под влиянием единицы, самой судьбой предназначено идти вперед – туда, где могут подстерегать неожиданности, опасности, неприятности, странности… Словом, все что угодно. Оглядываются назад такие люди лишь за тем, чтобы убедиться, что никто не отстал в пути. Но если и отстал – не беда; «единичник» почти всегда уверен, что следовать за ним достойны немногие, но даже среди них могут оказаться те, кому неприятности будут не по плечу. Правда, тех, кто ему небезразличен, человек единицы частенько подгоняет – таких людей очень мало и участь их нелегка.

Те, кто привык перекладывать свои проблемы на других, доверять чужому мнению и принимать во внимание любые советы и рекомендации, в обществе «единичника» будут наслаждаться спокойствием и предсказуемостью ситуации, однако стоит заранее смириться с тем, что человек единицы будет поступать именно так, как считает нужным. В большинстве случаев он уверен, что лучше знает, что следует делать, и не усомнится в своей правоте даже в том случае, когда его заблуждение станет очевидным для окружающих

«Единичник» редко меняет свои суждения под влиянием других, однако сам не отличается постоянством, поэтому жизнь его разнообразна и полна неожиданностей. Четко обозначив свою цель, он стремится к ней лишь до тех пор, пока преодоление препятствий доставляет ему удовольствие. Потом приоритеты меняются, и вернуть «человека единицы» на прежние рельсы почти невозможно, так что рассчитывать на его постоянство будет большой ошибкой.

Яркая индивидуальность людей единицы во многом объясняется тем, что они любят находиться в центре внимания и ловить восхищенные взгляды. Такой человек охотно рассказывает не только о своих победах, но и о поражениях – ведь даже последние можно расписать очень и очень красочно.

«Единичникам» идет на пользу учеба, но они, за редким исключением, предпочитают наставлять других на путь истинный, а не извлекать уроки. Тут нужно отметить, что у людей единицы обычно достаточно сил и запаса энергии для того, чтобы переносить удары судьбы даже в том случае, если их снова и снова наносят одни и те же грабли. Пытаться удержать такого человека от совершения ошибок не стоит: он всегда отстаивает свою свободу, в том числе и свободу заблуждаться, испытывать судьбу, идти трудным и опасным путем. Если по каким-то причинам «единичник» все же находится под чужим влиянием, он обычно несчастен и не приносит окружающим той пользы, которую мог бы принести.

Неприметные и многонациональные

Не секрет, что ряды казачества активно пополнялись беглыми крестьянами, а также посадскими людьми, которые в силу жизненных неурядиц покидали родные места и скрывали истинные имена. Обычно они выбирали новое, но неприметное имя – такое, чтобы не слишком выделяло хозяина. В отдельную группу антропологи записали казачьи фамилии от описательных прозвищ

Такие фамилии прячут настоящее происхождение владельца и акцентируют внимание лишь на примечательных чертах, особенностях характера или родстве – Тонконогов, Крикунов, Ленивов, Усачев, Растяпов, Дедов, Вдовин. Носили казаки и более говорящие фамилии

Например, предок Тюрморезова явно побывал в тюрьме, но умудрился из нее сбежать.

Кроме беглых, констатирует Л. Терновая, казаки благосклонно принимали в свое войско людей любых национальностей. Поэтому легко проследить, кем по происхождению были казаки с фамилиями Калмыков, Ляхов, Греков, Литвинов, Поляков, Чувашин или Мордовин. А вот окончание –ий (Буковский, Кохановский, Хрещатицкий) указывает, что предки казаков были украинцами или поляками.

Сенатский дворец

Строительство здания Сената в московском Кремле началось по указу императрицы Екатерины в 1776 году.

Дворец представляет собой треугольник с небольшим двором внутри, который разделен на три части. По периметру внутреннего двора построены коридоры, соединяющие все части помещения между собой. Углы здания срезаны и украшены аккуратными балкончиками. Дворец состоит из трех этажей, стоящих на высоком широком цоколе. Первый этаж облицован рустовым камнем, второй и третий разделяются пилястрями. Арка, открывающая вход во внутреннюю часть двора, опирается на устойчивые колонны, украшенные четырехколесным мраморным портиком.

В вершине равнобедренного треугольника располагается Екатерининский зал с огромным куполом. Его диаметр 24 м. Существует легенда, которая утверждает, что для доказательства прочности такого широкого круглого купола архитектору Казакову пришлось подняться на вершину и стоять, приплясывая более тридцати минут. Внутри зал украшен гипсовыми и барельефными портретами великих русских князей и правителей, скульптурными панно на аллегорические сюжеты из жизни императрицы Екатерины. Высота зала до вершины купола составляет около 30 м. Купол был украшен цинковой скульптурой Георгия Победоносца, которая была разрушена наполеоновскими войсками.

Строительство дворца велось до 1787 года. Изначально предполагалось, что в здании будет находиться резиденция Сената – Высшего органа власти Российской империи. Во время правления В. И. Ленина здесь находился его кабинет. В настоящее время дворец является рабочей резиденцией В. В. Путина.

Неочевидное тождество

Несмотря на некоторые утверждения, что казаки являются отдельным от русских народом, большинством ученых они признаны русским субэтносом. Об этом говорят и казачьи фамилии, которые во многом имеют идентичное с русскими фамилиями словообразование.Такими считаются фамилии, оканчивающиеся на: «-ов», «-ев», «-ин», которых в казачьей среде большинство.

Но здесь не все так однозначно. Фамилии с подобным окончанием более древнего происхождения, чем великорусская народность, формирование которой началось в XIII веке. Так в списке договора Киевского князя Игоря с греками от 912 года встречаются прозвища Гудов, Вузлев, Утин.

Изначально возникшие в Киевской Руси окончания на «-ов», «-ев», «-ин» к XVI веку получили большее хождение в среде великороссов, однако параллельно они распространились и на территорию Тмутараканского княжества, где позднее расселилось казачество.

Владимир Даль в очерке «Уральские казаки» писал, «если хотите знать прозвание казака и хотите, чтобы он понял вопрос ваш, то спросите его: «Чей ты?». Казак непременно ответит: «Карпов, Донсков, Казаргин». При этом ученый добавил, «во всех без изъятия прозваниях уральские казаки кладут ударение на -ов».

Уникально-диалектные

Как следует из монографии Т. Астаховой «Языковые особенности донских фамилий в системе русских антропонимов», были среди казачьих фамилий уникальные и со сложной этимологией. Например, Виноходов – обнаружена ономастами лишь в Усть-Медвецких станицах. Можно подумать, что создана она на основе слов «вино» и «ходок», а носил такую фамилию любитель выпивки. Но оказывается, «родилась» фамилия от диалектного слова «виноходец» – бегающая иноходью лошадь. Поэтому Виноходовым величали казака с необычной походкой.

От диалектного «тума» (некоренной казак) образовалась фамилия Туминов – такого казака свои не принимали из-за смешанных кровей. Диалектное происхождение имеет и казачья фамилия Катагаров. Она произошла от прозвища Катагарь, которое вполне мог иметь повар военно-полевой кухни, ведь «катагар» обозначает разновидность переносной печи для готовки во время военных походов.

Фамилия Казак в архивных записях

  • бесплатно
  • бесплатно
  • бесплатно
  • бесплатно
  • бесплатно
  • бесплатно

Перейти к архивам

Помощь исследователю, начинающему самостоятельное составление генеалогического дерева. Мы поможем понять, с чего стоит начинать, и определить дальнейший алгоритм действий, опираясь на специальные знания профессиональных историков.

Подробнее…

Мы поможем узнать больше информации по старинным фотографиям 19-20 веков. Для анализа используется военная униформа, униформа гражданских ведомств (например, униформа железнодорожников), мода в гражданской одежде, а также предметы.

Подробнее…

Каждый человек рано или поздно задумывается о происхождении своей фамилии. Фамильный диплом приоткрывает тайны многих предшествующих поколений, определяет первопричину ее возникновения.

Подробнее…

Не найдено ни одного объявления

Добавить объявление о поиске

Чаще называют

Женские имена

  • Людмила (7%)
  • Наталья (6%)
  • Екатерина (5%)
  • Татьяна (5%)
  • Мария (4%)
  • Марина (4%)

Улицы в России, названные в честь фамилии Казак

  • Россия, Респ Алтай, г Горно-Алтайск, ул Казакова
  • Россия, Респ Алтай, г Горно-Алтайск, пер Т.Т.Казакова
  • Россия, Респ Дагестан, г Махачкала, ул И.Казака
  • Россия, Респ Дагестан, г Дербент, ул И.Казака
  • Россия, Респ Дагестан, г Хасавюрт, ул И.Казака
  • Россия, Алтайский край, г Барнаул, ул Казакова
  • Россия, Вологодская область, г Вологда, ул Казакова
  • Россия, Воронежская область, г Воронеж, ул Казакова
  • Россия, Кемеровская область, г Ленинск-Кузнецкий, ул Казаковская
  • Россия, Московская область, г Коломна, ул Казакова
  • Россия, Нижегородская область, г Нижний Новгород, ул Маршала Казакова
  • Россия, Оренбургская область, г Оренбург, ул Казаковская
  • Россия, Ростовская область, г Донецк, ул Казакова
  • Россия, Ростовская область, г Зверево, ул Казакова
  • Россия, Ростовская область, г Новошахтинск, ул Казакова
  • Россия, Ростовская область, г Шахты, пер Казакова
  • Россия, Свердловская область, г Красноуральск, ул Казакова
  • Россия, Челябинская область, г Челябинск, ул Красных Казаков
  • Россия, Челябинская область, г Копейск, ул Казакова
  • Россия, Челябинская область, г Магнитогорск, ул Казакова
  • Россия, Ярославская область, г Переславль-Залесский, ул Казаковская
  • Россия, Ярославская область, г Переславль-Залесский, пер Казаковский
  • Россия, г Москва, ул Казакова
  • Россия, г Санкт-Петербург, ул Маршала Казакова
  • Россия, Еврейская Аобл, г Биробиджан, ул Казакевича

Тюркские корни

Ученые имеют все основания предполагать, что у предков донских, кубанских и уральских казаков прозвища, имевшие тюркские корни, были также распространены, как и прозвища со славянской основой. Сегодня в некоторых станицах фамилии неславянского происхождения являются преобладающими. Среди наиболее распространенных фамилий – Мержанов, Дурмасов, Катасонов, Коломанов, Болдырев.

Если удается определить регион изначального бытования фамилии, то, как правило, можно установить национальную принадлежность исконных носителей фамилии, что зачастую подкрепляется историческими документами.

Так Мержан – основоположник рода Мержановых – был арабом, бежавшим вместе с донскими казаками в 1640 году из турецкого плена. После принятия христианства он присоединился к славному казачьему роду. Мисустов – фамилия черкесского княжеского ро­да, получившая распространение в среде казачества в середине XVIII столетия.

Хорошо известная нам фамилия Менделеев происходит от калмыцкого слова «менделе» (здравствуй); Кунделековы, как установили доку­менты, происходят от калмыцкого мурзы, принявшего христианство и ставшего казаком в первой половине XVIII века. В основе фамилии Галдаев – имя Галда, также с калмыцкими корнями. Это подтверждают антропологические черты многих носителей этой фамилии и семейные предания.

Кто мог стать казаком?

Так что феномен казачьего самосознания действительно имеет место быть. Только он никак не может свидетельствовать в пользу “автохтонной теории” происхождения казачества, ибо причины “эволюции” казачьего самосознания вполне объяснимы и элементарны.

Уже давно приобрела хрестоматийный характер та справка о донских казаках, которую дал в своем сочинении в 1666 г. бывший подьячий Посольского приказа (ведавшего тогда связями и с вольным казачеством) Григорий Котошихин: “А люди они породою москвичи и иных городов, и новокрещеные татаровя, и запорожские казаки, и поляки, и ляхи, и многие из них московских бояр, и торговые люди, и крестьяне, которые приговорены были х казни в розбойных и татиных и в ыных делах, и покрадчи и пограбя бояр своих, уходят на Дон; и быв на Дону хотя одну неделю или месяц, а лучитца им с чем-нибудь приехать к Москве, и до них вперед дела никакова ни в чем не бывает никому, что кто ни своровал, потому что Доном от всяких бед свобождаютца”)17.

В Киргизии отметили 150-летие Семиреченского войска казаков

Но и по множеству других источников хорошо известно, что в самой крупной области формирования русского казачества – на Дону – до начала XVIII в. казаком мог стать фактически любой дееспособный, годный к воинскому делу мужчина, а “Войско”, будучи кровно заинтересованным в пополнении своих рядов, тающих в боях и походах, во взаимоотношениях с Москвой твердо придерживалось принципа “С Дона выдачи нет!..”. О невозможности “службы великому государю” без пополнения извне казаки открыто говорили московским властям в ответ на требования выдать тех или иных беглецов. Такая ситуация была типичной и для других “казачьих рек”, и она не могла не вызывать массового оттока на них населения из коренных русских областей, особенно усилившегося во второй половине XVII в.18

Есть ли у казаков “московские” корни?

Действительно, среди донских казаков мнение о своем происхождении не от “московских людей” было широко распространено уже в конце XVIII в., и хотя в других казачьих “войсках” подобные представления возобладали много позднее, казачьи идеологи толкуют их как бесспорное свидетельство принадлежности казаков к “особому этносу”: народная-де память не ошибается. Некоторые авторы, кроме того, заявляют, что казаки являются автохтонным населением традиционных мест своего обитания и никогда не связывали свою историю с какими-либо переселениями. “Казаки от казаков ведутся”, – вот лейтмотив их заявлений по этому поводу (обычно в сопровождении ссылки на соответствующий эпизод из “Тихого Дона” М.А. Шолохова)3.

Насчет “никогда” – это просто неправда. Донские казаки в знаменитой “Повести об Азовском осадном сидении”, созданной в 1642 г., так высказывались о своей родословной: “Отбегаем мы ис того государьства Московскаго, из работы вечныя, ис холопства неволнаго, от бояр и от дворян государевых, да зде прибегли и вселились в пустыни непроходней…”4 И это не было чье-то частное мнение, как пытаются доказать некоторые казачьи активисты: “Повесть” передавала настроения и чувства большинства казаков, иначе не была бы в свое время так широко (и в нескольких “редакциях”) распространена в их среде, и написана была явно патриотом Донского края.

В Ростове опубликовали неизвестные фотографии Первой мировой войны

Яицкие казаки в 1721 г. по прибытии “по войсковому делу” в Москву рассказывали: “В прошлых давних годах прадеды и деды… то есть первыя яицкия казаки, пришли и заселись здесь, на Яике-реке… собравшись русския с Дону и из ыных городов, а татара из Крыму и с Кубани и из других магометанских народов”, а от начала “их заселения или, паче, на Яик-реку приходу ныне будет гораздо более двухсот лет”5. Казаки Терека в XVIII в. тоже говорили, что “начались от беглых российских людей и от разных мест пришельцев от давних годов”6.

Эти факты давно известны профессиональным историкам и трактуются ими однозначно. А.Л. Станиславский подчеркивал, что в XVII в. казаки “осознавали себя частью русского народа, а места своих поселений считали частью России” (“Московского государства”)7. О.Ю

Куц обратил внимание на то, как остро реагировали донские казаки на “росхищенье” православного населения Руси во время татарских набегов, и, подчеркивая кровное родство с угоняемыми с русских земель в “бусурманское” рабство полоняниками, называли их “отцами своими, и матерями, и сестрами единоутробными”8. Это находило поддержку и понимание у московского правительства, хвалившего казаков за то, что они государю служат, “помня …свою природу”9

При исследовании на солидной документальной базе социально-психологического облика донских казаков XVII в. О.Ю. Куц приходит к заключению, что в общем и целом им было присуще сознание своей принадлежности к православному миру, к Русскому государству и русскому населению10. “Будучи в массе своей выходцами из России, – пишет О.Ю.Куц, – казаки сохраняют сознание своей принадлежности к ней: донское казачье сообщество по своему мироощущению, зафиксированному как в казачьих войсковых отписках в Москву, так и в документах внутридонского характера… предстает перед нами в значительной мере как часть русского общества”11.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий