Значение и происхождение фамилии Кизилов

Время и условия появления народа в Крыму

Крымские цыгане – субэтническая группа цыган, входящая в большую группу «рома». В ХХ веке крымские цыгане стали называть себя къырымитика / татаритика / кырымлыс рома («крымские / татарские цыгане»), крымури или кырымлыдес (т.е. «крымцы, крымчане»), а также хорахая («татары»). Вопрос о времени и условиях появления цыган в Крыму остаётся открытым. Согласно гипотезе В.И. Филоненко, цыгане пришли на полуостров не единовременно, а несколькими волнами, впервые появившись здесь вместе с монголо-татарами в XIII веке.

Вторая крупная волна переселения цыган в Крым с территорий современных Румынии и Молдавии приходится на XV век. По мнению В.Г. Торопова, они переселились в Крым с территории Византии (а точнее, современных Болгарии, Греции и Македонии) сухопутным путем через земли Румынии и Северное Причерноморье. Произошло это, по мнению исследователя, в период между 1350 и 1450 годом. Впрочем, существуют и другие предположения: согласно одной из легенд, записанных В.Х. Кондараки, цыгане переселились в Крым с Кавказа. Крымский исследователь И.А. Заатов в качестве предполагаемого времени появления цыган на Крымском полуострове указывает конец XV – начало XVI вв., а места – г. Кефе (Каффа / Феодосия).

Тем не менее, первым достоверным упоминанием о цыганах в Крыму являются дорожные заметки Мартина Броневского (1578). Путешественник писал, что в крымских городах проживают «филистимляне, или цыгане – люди темные и бедные». Краткое упоминание о цыганах в Крыму оставил знаменитый османский путешественник Эвлия Челеби (ок. 1665-1666 гг.).

Путешественник писал о наличии «цыганских шатров и кибиток» в османском городе Кефе (Феодосии) и о двух цыганских кварталах в Гёзлёве (Евпатории). Исходя из этого сообщения, можно предположить, что цыганское население Крыма того времени было как оседлым, так и полукочевым. По сведениям В.Х. Кондараки, цыганское население Крыма, равно как и христиане с караимами, было обложено татарской администрацией земельным налогом (харадж) в 60 копеек серебром с головы. Эти сведения представляются несколько странными, т.к. мусульмане-цыгане не должны были облагаться хараджем.

[править] Библиография

Монографии

  • Кизилов А.Н. Развитие экономического контроля и аудита: монография / под ред. А.Н. Кизилова.  Ростов-н/Д: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2013. – 438 с.;
  • Кизилов А.Н. Постановка и функционирование внутреннего контроля и аудита: концептуальный подход, теория и практика (коллективная монография под ред. О.В. Медведевой. Ростов-на-Дону, 2015. – 367 с.

Журналы ВАК

  • Кизилов А.Н. Аудиторские процедуры с целью подтверждения предпосылок составления бухгалтерской отчетности / Кизилов А.Н. Василенко А.
  • Кизилов А.Н. Нормативно-правовое регулирование управленческого учета в Российской Федерации / Кизилов А.Н., Богатый Д.В/ Международный бухгалтерский учет. – 2013. – №18;
  • Кизилов А.Н. Декомпозиция планирования аудиторских процедур с позиции риск-ориентированного подхода / Кизилов А.Н., Овчаренко О.В. // Международный бухгалтерский учет. – 2013. – №25;
  • Кизилов А.Н. Исследование сущности аудита бизнеса и методологический подход к структуризации его объектов / Богатая И.Н.,  Кизилов А.Н. // Современные проблемы науки и образования, 2015. – №1;
  • Кизилов А.Н. Исследование экономической сущности социального аудита и его места в системе аудиторско-консалтинговых услуг / Богатая И.Н.,  Кизилов А.Н. // Международный бухгалтерский учет. – 2015. – №3;
  • Кизилов А.Н. Анализ состояния и направления развития рынка аудиторско-консалтинговых услуг в России / Богатая И.Н.,  Кизилов А.Н. // Международный бухгалтерский учет. – 2015. – №6;
  • Кизилов А.Н. Методологические подходы к идентификации видов аудиторско-консалтинговых услуг, оказываемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами / Богатая И.Н.,  Кизилов А.Н.// Аудиторские ведомости. – 2015. – №4.

Участие в конференциях, доклады

  • Научно-практической конференции на тему: «Совершенствование бухгалтерского учета, анализа, аудита, статистики и налогообложения в условиях развития устойчивой экономики» 18 ноября 2013 г.;
  • V Международная научно-практическая конференция 5-7 декабря 2014 года на тему: «Современный этап развития бухгалтерского учета, контроля и аудита: тенденции, проблемы, перспективы», 2014 г.

Учебники, учебные пособия:

  • Кизилов А.Н. Теория бухгалтерского учета: учебное пособие. М: Эксмо, 2006. – 336с.;
  • Кизилов А.Н., Карасева М.Н. Бухгалтерский управленческий учет: учебное пособие. М: Эксмо, 2006. – 320с.;
  • Кизилов А.Н., Удалова З.В., Дущенко Т.К. Бухгалтерский учет в торгово-снабженческих и обслуживающих организациях АПК. Ростов н/Д: «Феникс», 2007. – 365 с.;
  • Кизилов А.Н., Богатая И.Н. Методология и методика практического аудита: учебник для магистров (с грифом ФИРО). Ростов-н/Д: Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), 2012. – 312 с.

КИЗИЛОВА: число взаимодействия с миром «2»

Люди, числом взаимодействия с миром которых является двойка, редко переживают по мелочам. Они уверены, что любой конфликт можно уладить, а добрые отношения с оппонентом, даже несимпатичным и агрессивно настроенным – залог успеха в общем деле

В компании, где появляется «двоечник», любое дело становится общим – таково уж свойство этого человека; при этом, что немаловажно, он никому не навязывает свою волю, не вступает в ссоры, да и голос повышает лишь изредка. Друзей у «двоечника» немного, но все они, как правило, испытывают друг к другу искреннюю привязанность; кроме того, у человека двойки наверняка есть не один десяток приятелей и знакомых, которые обращаются к нему в случае малейших трудностей, но никогда не позволяют себе лишнего и не «садятся на шею»

«Двоечники» способны работать в любом коллективе и, чаще всего, влияют на него благотворно, сплачивая коллег и способствуя установлению неформальных отношений. Правда, руководству все же придется приглядывать за трудовым процессом, иначе в один прекрасный момент может выясниться, что человек двойки в одиночку выполняет всю работу, а остальные лишь дают ему советы – и не всегда, надо признать, толковые.

«Двоечники» – люди добрые и неравнодушные к чужим проблемам, из-за чего, порой, и страдают, становясь жертвой хитрых манипуляторов или вполне заурядных мошенников. При этом они неплохо разбираются в людях, всегда анализируют ситуацию, учитывают массу факторов, но совершенно забывают о логике, как только видят человека, которому нужна помощь.

Доброжелательность «двоечников» никогда не бывает навязчивой, их чувство такта и дипломатичность достойны подражания. Вряд ли кто-то сможет упрекнуть человека двойки в том, что он лезет не в свое дело, дает непрошенные советы и оказывает медвежьи услуги. «Двоечник» почти никогда не напомнит об оказанной помощи, но обычно все же ждет за нее благодарности. Просить такие люди не умеют, но своим близким доставляют немало беспокойства: они часто нуждаются в моральной поддержке, но не всегда могут объяснить, чего именно ждут от окружающих.

Настроение «двоечников» не отличается стабильностью: они стремятся к гармонии во всем, но понимают, что всеобщее счастье – явление редкое и недолгое, поэтому редко расстаются с ощущением внутренней тревоги и ожиданием неприятностей.

КИЗИЛОВ: число взаимодействия с миром «1»

Людям, находящимся под влиянием единицы, самой судьбой предназначено идти вперед – туда, где могут подстерегать неожиданности, опасности, неприятности, странности… Словом, все что угодно. Оглядываются назад такие люди лишь за тем, чтобы убедиться, что никто не отстал в пути. Но если и отстал – не беда; «единичник» почти всегда уверен, что следовать за ним достойны немногие, но даже среди них могут оказаться те, кому неприятности будут не по плечу. Правда, тех, кто ему небезразличен, человек единицы частенько подгоняет – таких людей очень мало и участь их нелегка.

Те, кто привык перекладывать свои проблемы на других, доверять чужому мнению и принимать во внимание любые советы и рекомендации, в обществе «единичника» будут наслаждаться спокойствием и предсказуемостью ситуации, однако стоит заранее смириться с тем, что человек единицы будет поступать именно так, как считает нужным. В большинстве случаев он уверен, что лучше знает, что следует делать, и не усомнится в своей правоте даже в том случае, когда его заблуждение станет очевидным для окружающих

«Единичник» редко меняет свои суждения под влиянием других, однако сам не отличается постоянством, поэтому жизнь его разнообразна и полна неожиданностей. Четко обозначив свою цель, он стремится к ней лишь до тех пор, пока преодоление препятствий доставляет ему удовольствие. Потом приоритеты меняются, и вернуть «человека единицы» на прежние рельсы почти невозможно, так что рассчитывать на его постоянство будет большой ошибкой.

Яркая индивидуальность людей единицы во многом объясняется тем, что они любят находиться в центре внимания и ловить восхищенные взгляды. Такой человек охотно рассказывает не только о своих победах, но и о поражениях – ведь даже последние можно расписать очень и очень красочно.

«Единичникам» идет на пользу учеба, но они, за редким исключением, предпочитают наставлять других на путь истинный, а не извлекать уроки. Тут нужно отметить, что у людей единицы обычно достаточно сил и запаса энергии для того, чтобы переносить удары судьбы даже в том случае, если их снова и снова наносят одни и те же грабли. Пытаться удержать такого человека от совершения ошибок не стоит: он всегда отстаивает свою свободу, в том числе и свободу заблуждаться, испытывать судьбу, идти трудным и опасным путем. Если по каким-то причинам «единичник» все же находится под чужим влиянием, он обычно несчастен и не приносит окружающим той пользы, которую мог бы принести.

Все Кизиловы

  • Кизилов Авраам
  • Кизилов Адам
  • Кизилов Адриан
  • Кизилов Александр
  • Кизилов Алексей
  • Кизилов Анатолий
  • Кизилов Андрей
  • Кизилов Антон
  • Кизилов Аристарх
  • Кизилов Аркадий
  • Кизилов Арсений
  • Кизилов Артем
  • Кизилов Артемий
  • Кизилов Архип
  • Кизилов Афанасий
  • Кизилов Богдан
  • Кизилов Борис
  • Кизилов Вадим
  • Кизилов Валентин
  • Кизилов Валерий
  • Кизилов Василий
  • Кизилов Вениамин
  • Кизилов Викентий
  • Кизилов Виктор
  • Кизилов Вилли
  • Кизилов Виссарион
  • Кизилов Виталий
  • Кизилов Владимир
  • Кизилов Владислав
  • Кизилов Всеволод
  • Кизилов Вячеслав
  • Кизилов Гавриил
  • Кизилов Галактион
  • Кизилов Геннадий
  • Кизилов Георгий
  • Кизилов Герасим
  • Кизилов Герман
  • Кизилов Глеб
  • Кизилов Гордей
  • Кизилов Григорий
  • Кизилов Давид
  • Кизилов Даниил
  • Кизилов Денис
  • Кизилов Дмитрий
  • Кизилов Евгений
  • Кизилов Евдоким
  • Кизилов Емельян
  • Кизилов Ефим
  • Кизилов Захар
  • Кизилов Зиновий
  • Кизилов Иван
  • Кизилов Игнатий
  • Кизилов Игорь
  • Кизилов Иларион
  • Кизилов Илья
  • Кизилов Иннокентий
  • Кизилов Иосиф
  • Кизилов Ираклий
  • Кизилов Исаакий
  • Кизилов Казимир
  • Кизилов Карп
  • Кизилов Кирилл
  • Кизилов Клемент
  • Кизилов Клим
  • Кизилов Кондрат
  • Кизилов Константин
  • Кизилов Корнилий
  • Кизилов Кузьма
  • Кизилов Лазарь
  • Кизилов Лев
  • Кизилов Леонид
  • Кизилов Леонтий
  • Кизилов Лукьян
  • Кизилов Макар
  • Кизилов Максим
  • Кизилов Максимилиан
  • Кизилов Марк
  • Кизилов Мартин
  • Кизилов Матвей
  • Кизилов Мечислав
  • Кизилов Мирон
  • Кизилов Митрофан
  • Кизилов Михаил
  • Кизилов Модест
  • Кизилов Моисей
  • Кизилов Назар
  • Кизилов Наум
  • Кизилов Никанор
  • Кизилов Никита
  • Кизилов Николай
  • Кизилов Нисон
  • Кизилов Олег
  • Кизилов Орест
  • Кизилов Осип
  • Кизилов Павел
  • Кизилов Памфил
  • Кизилов Парамон
  • Кизилов Петр
  • Кизилов Платон
  • Кизилов Порфирий
  • Кизилов Прокофий
  • Кизилов Прохор
  • Кизилов Рафаил
  • Кизилов Роман
  • Кизилов Ростислав
  • Кизилов Савелий
  • Кизилов Самсон
  • Кизилов Самуил
  • Кизилов Святослав
  • Кизилов Севастьян
  • Кизилов Сергей
  • Кизилов Степан
  • Кизилов Тарас
  • Кизилов Терентий
  • Кизилов Тимофей
  • Кизилов Тихон
  • Кизилов Трофим
  • Кизилов Фаддей
  • Кизилов Федор
  • Кизилов Федот
  • Кизилов Феликс
  • Кизилов Фома
  • Кизилов Юлиан
  • Кизилов Юрий
  • Кизилов Ярослав
  • Кизилова Агния
  • Кизилова Аза
  • Кизилова Акулина
  • Кизилова Алевтина
  • Кизилова Александра
  • Кизилова Алла
  • Кизилова Анастасия
  • Кизилова Ангелина
  • Кизилова Анна
  • Кизилова Антонина
  • Кизилова Анфиса
  • Кизилова Ариадна
  • Кизилова Валентина
  • Кизилова Валерия
  • Кизилова Варвара
  • Кизилова Василиса
  • Кизилова Вера
  • Кизилова Вероника
  • Кизилова Виктория
  • Кизилова Виталина
  • Кизилова Владислава
  • Кизилова Галина
  • Кизилова Гелена
  • Кизилова Гелла
  • Кизилова Генриетта
  • Кизилова Гертруда
  • Кизилова Глафира
  • Кизилова Глория
  • Кизилова Грета
  • Кизилова Данута
  • Кизилова Дарья
  • Кизилова Джульетта
  • Кизилова Диана
  • Кизилова Дина
  • Кизилова Доля
  • Кизилова Доминика
  • Кизилова Ева
  • Кизилова Евгения
  • Кизилова Евдокия
  • Кизилова Екатерина
  • Кизилова Елена
  • Кизилова Елизавета
  • Кизилова Зинаида
  • Кизилова Зоя
  • Кизилова Инна
  • Кизилова Ираида
  • Кизилова Ирина
  • Кизилова Ия
  • Кизилова Калерия
  • Кизилова Капитолина
  • Кизилова Кира
  • Кизилова Клавдия
  • Кизилова Кристина
  • Кизилова Ксения
  • Кизилова Лариса
  • Кизилова Лидия
  • Кизилова Любовь
  • Кизилова Людмила
  • Кизилова Маргарита
  • Кизилова Марианна
  • Кизилова Марина
  • Кизилова Мария
  • Кизилова Марфа
  • Кизилова Мирра
  • Кизилова Муза
  • Кизилова Надежда
  • Кизилова Наталья
  • Кизилова Неонила
  • Кизилова Ника
  • Кизилова Нина
  • Кизилова Нонна
  • Кизилова Оксана
  • Кизилова Ольга
  • Кизилова Пелагея
  • Кизилова Полина
  • Кизилова Прасковья
  • Кизилова Раиса
  • Кизилова Римма
  • Кизилова Светлана
  • Кизилова Серафима
  • Кизилова Софья
  • Кизилова Сусанна
  • Кизилова Таисия
  • Кизилова Тамара
  • Кизилова Татьяна
  • Кизилова Фаина
  • Кизилова Фекла
  • Кизилова Харита
  • Кизилова Юлия

Читать дальше…

КИЗИЛОВ: число душевных стремлений «9»

Категория людей, числом душевных стремлений которых является девятка, отличается неуравновешенностью и противоречивостью. Основное их стремление – улучшить качество жизни (как своей, так и других), которое они стараются воплотить в жизнь исключительно в соответствии с собственными представлениями. Природа наделила «девяточников» сверхсильным чувством ответственности и завышенными требованиями к окружающим, и лишь привязанность к близким делает их снисходительными.

Несмотря на то, что «девятки» достаточно амбициозны, излишняя мечтательность и нехватка жизненной энергии не позволяет им достичь больших высот. Неудачи могут превратить таких людей в сварливых и озлобленных на весь мир неудачников, но чаще всего «девятки» философски воспринимают поражение и продолжают искать новые пути для развития.

«Девяточников» привлекает все прекрасное. Отличаясь обостренным чувством гармонии, такие люди всегда выделяются я «в толпе»: экстравагантными нарядами, необычными занятиями, артистичностью

Всеобщее внимание необходимо им как воздух, в то время как ощущение ненужности вызывает горькую обиду. Мечта «девяток» – осчастливить всех вокруг

Но чаще всего им это не удается, потому как они не хотят вдаваться в подробности выяснения сущности счастья для конкретного человека, и поэтому либо бездействуют, либо делают что-то не то, в последствии не желая признавать свои ошибки.

Люди – «девятки» постоянно живут в мире иллюзий, которые холят и лелеют. При этом, столкновение с худшими проявлениями реальности для них – серьезный стресс, порождающий страдания и даже депрессию. Пребывая уже в зрелом возрасте, «девятки» отличаются легкомыслием, непрактичностью, неприспособленностью к жизни и юношеским идеализмом.

Между тем, иногда им все же присущи здравомыслие и рассудительность. В привычной и комфортной обстановке «девяточники» расслабляются, становятся обаятельными и милыми собеседниками. Личная жизнь у них очень насыщенна, полна эмоций и глубоких переживаний. Благодаря тому, что «девятки» умеют тонко чувствовать желания окружающих, а также создавать гармоничный ансамбль «внутреннего» и «внешнего», они нередко становятся талантливыми дизайнерами.

КИЗИЛОВА: число душевных стремлений «1»

Воздействие единицы связано с умением самостоятельного принятия решений, которое, как правило, проявляется в двух вариантах: либо человек ярко демонстрирует лидерские качества и стремится руководить, либо подчеркивает свою независимость, противопоставляет себя окружающим и предпочитает находиться в одиночестве. Единичники всегда сами выбирают свою дорогу. Если же в силу каких-либо причин у них не получается это сделать, вынужденное подчинение весьма негативно сказывается на их характере.

Они любой ценой хотят получить свободу. Большинство из этих людей периодически ощущает необходимость побыть в одиночестве, поэтому ждать от них глубокого погружения в семейные или любовные отношения не стоит. Рожденные под влиянием единицы не всегда раскрываются даже перед самыми близкими – их душа полна неразгаданных тайн.

Нельзя сказать, что единичники выбирают свой жизненный путь раз и навсегда. Безусловно, они ценят стабильность, но жажда перемен всегда живет в их сердце, из-за чего они порой кажутся капризными и даже ветреными. Впрочем, если посмотреть на этих людей внимательно, можно увидеть, что они всегда остаются верны своим принципам. Из них получаются превосходные критики, однако в своем стремлении указывать другим на их ошибки они часто не знают границ.

Порой кажется, будто рожденный под влиянием единицы выбирает себе супруга специально для того, чтобы бесконечно порицать его, переделывать на свой лад, полностью перевоспитывать. Несмотря на то что единичник яро требует к себе уважения, чужие права и желания его абсолютно не интересуют.

Если такой человек получает возможность проявить свой талант руководителя во всей красе, он становится харизматичным лидером, волевым, отважным и решительным вожаком стаи. Рожденный под воздействием единицы просто не умеет подчиняться, тихого и незаметного вливания в коллектив от него также не стоит ожидать, зато он точно встанет на защиту униженных и оскорбленных.

Если единичник не чувствует в себе достаточно мощного потенциала, чтобы выдержать напряженную конкуренцию, ему следует обратить внимание на сферы, не обещающие власти и богатства: там он точно выдвинется вперед, продемонстрировав лучшие черты своего характера

Фамилия Кизилов в архивных записях

  • бесплатно
  • бесплатно
  • бесплатно
  • бесплатно
  • бесплатно

Перейти к архивам

Помощь исследователю, начинающему самостоятельное составление генеалогического дерева. Мы поможем понять, с чего стоит начинать, и определить дальнейший алгоритм действий, опираясь на специальные знания профессиональных историков.

Подробнее…

Мы поможем узнать больше информации по старинным фотографиям 19-20 веков. Для анализа используется военная униформа, униформа гражданских ведомств (например, униформа железнодорожников), мода в гражданской одежде, а также предметы.

Подробнее…

Каждый человек рано или поздно задумывается о происхождении своей фамилии. Фамильный диплом приоткрывает тайны многих предшествующих поколений, определяет первопричину ее возникновения.

Подробнее…

Не найдено ни одного объявления

Добавить объявление о поиске

Чаще называют

Женские имена

  • Татьяна (9%)
  • Валентина (8%)
  • Анна (6%)
  • Ирина (4%)
  • Светлана (4%)
  • Елена (4%)

Улицы в России, названные в честь фамилии Кизилов

  • Россия, Краснодарский край, г Сочи, пер Кизиловый
  • Россия, Приморский край, г Владивосток, ул Кизиловая
  • Россия, Ставропольский край, г Ставрополь, ул Кизиловая
  • Россия, Ставропольский край, г Железноводск, ул Кизиловая
  • Россия, Волгоградская область, г Волгоград, ул Кизиловая
  • Россия, Ростовская область, г Ростов-на-Дону, пер Кизиловый
  • Россия, Челябинская область, г Копейск, ул Кизиловская
  • Россия, Челябинская область, г Копейск, пер Кизиловский

КИЗИЛОВА: число истинных особенностей «1»

Чтобы единица положительно влияла на человека, ему нужно одиночество и свобода деятельности. Проблема этих людей в том, что они не только не учитывают, но даже не прислушиваются к мнению других людей. Выполнять чужие приказы это не для них. Если «единичник» оказался на руководящем посту, то его распоряжения будут четкими и обсуждению подлежать не будут.

От своих подчинённых они ждут только исполнения приказов, но никак не советов и высказывания своего мнения. Такой человек очень редко видит в людях помощников. Окружающие для него это последователи его идей и никто другие. По этой причине «единичник» никогда не будет хвастаться своими высокими покровителями. У него их просто никогда не будет.

Очень важно, чтобы люди, на которых единица оказывает свое воздействие, всегда помнили, ради чего они работают. Как правило, это нетрудно

Ведь цели они себе ставят незаурядные. Для них весомо только значительное, великое, масштабное. Лишь памятуя о цели, «единичник» может заставить себя прислушиваться к другим людям, пытаться найди выгодное обеим сторонам решение и заглушить свои яростные порывы.

Если единица оказывает влияние на женщину, то дама обязательно будет лидером в паре. Причем в трудовой деятельности, она зачастую не проявляет себя столь активно, как в личной жизни. А вот мужчины «единичники» стараются доминировать во всех сферах жизни.

Чтобы удержать планку им приходится порой быть на пределе своих возможностей. Они не могут расслабиться ни в окружении семьи, ни на отдыхе. А это чревато нервными срывами, проблемами со здоровьем и трудностями в общении с близким людьми.

Чтобы жизнь не стала гонкой с препятствиями таким людям обязательно нужно научится слышать других

Обращать внимание на их нужды, желания, учиться верить не только себе, но и другим. Лишь так они смогут обрести покой и радоваться, когда поставленная цель будет достигнута

В Российской империи и Советском Союзе

В XVIII веке основным поселением крымских цыган стал Салачик (Эскисаладжик / Староселье) на окраине Бахчисарая. Вскоре после присоединения Крыма к России на полуострове проживало около 3200 цыган, а в 1867 году – около 5 000. После присоединения к России в 1811 году Бессарабии, оттуда в Крым также переселилась некоторая часть местных цыган-урсар. В XIX веке цыганские общины проживали практически в каждом крупном населенном пункте полуострова, основывая там отдельные цыганские слободки. Наиболее многочисленные цыганские общины проживали в Симферополе (здесь существовал отдельный квартал, именуемый в народе «Цыганская слободка»), Бахчисарае (с пригородом Салачик, где жили преимущественно цыгане), Карасубазаре (ныне – г. Белогорск), Евпатории (здесь также находилась так называемая «Цыганская слободка»).

По крымским цыганам сильно ударил голод 1921-1922 годов. Как следствие, перепись 1926 года зафиксировала только 649 цыган обоего пола на полуострове; их число несколько возросло к 1939 году и составило 2064 человека. После оккупации Крыма осенью 1941 года нацистской администрацией было принято решение относительно систематического уничтожения крымских цыган. Расстрел цыган в Крыму начался приблизительно в то же время, что и крымчаков и евреев. Уничтожение крымских цыган в декабре 1941 г на 10-м километре под Симферополем стало одной из наиболее ранних и кровавых антицыганских акций в Восточной Европе. Уцелевшие после войны крымские цыгане, у которых в документах была указана национальность «татарин» (1109 человек), были депортированы из Крыма наряду с другими народами в 1944 году. Только лишь часть из них смогла позднее вернуться назад на полуостров.

Быт, традиции и обряды

В XIX веке крымские цыгане состояли из трех общностей, четко отделявших себя друг от друга: урмачели, гурбеты и рома. Это, по сути, были разные этнические общности, объединенные общим экзоэтнонимом цыгане (чингене). Внутри этих трех групп также присутствовало разделение, на сей раз преимущественно по профессиональному признаку. Так, к примеру, внутри урмачельской общности выделялись элекчи (ситочники), занимавшиеся производством плетеных корзин, сит, а также музыкальной деятельностью; сепетчи (корзинщики) – ремеслами и мелкой торговлей; демерджи (кузнецы) работали кузнецами; алтынджи (къуюмджи / кумышчи) – ювелирами; да(в)улджи (барабанщики) и чалгъыджылар – музыкантами; халайджи – лудильщиками.

В период после депортации крымских татар в ХХ веке среди урмачелей стали сильны интеграционные процессы с татарами. Несмотря на то, что современные крымские татары зачастую называют их «крымскотатарскими цыганами», сами урмачели, в большинстве своем, продолжают считать себя отдельной этнической группой. Итак, подводя итоги, первая группа внутри крымско-цыганской общности – это урмачели, т.е. местные тюркоязычные цыгане, по-видимому, потомки цыганских переселенцев эпохи Крымского ханства, исповедовавшие суннитский ислам.

В цыганоязычной рома-группе выделялись поздние переселенцы аю(в)джи (медвежатники), занимавшиеся преимущественно закупом и перепродажей лошадей. Значительная часть из них была кузнецами; в некоторых районах они переходили и на другие занятия, что зависело от конъюнктуры и конкуренции с местным населением. По всей видимости, аювджи были преимущественно потомками переселившихся в Крым после 1811 года бессарабских цыган-урсар. Эта группа была более близка к другим цыганоязычным группам цыган Российской империи и СССР.

От урмачелей и рома резко отличались т.н. гурбеты (курбеты / курбэтя), занимавшиеся преимущественно торговлей лошадьми. В.Г. Торопов объясняет этот этноним как производное от татарского «нищий» и упоминает точку зрения о том, что гурбеты являются не этническими цыганами-рома, а потомками ираноязычных курдов. Татарам эта группа была известна как тайфа(лар) или дайфа(лар). Тот факт, что на курдском диалекте курманджи в Восточной Анатолии термин тайфа/дайфа означал понятия «род» и «племя», может служить еще одним подтверждением теории о курдском происхождении гурбетов.

Отличавшиеся от других цыган антропологически, гурбеты исповедовали ислам с элементами шиизма (по некоторым сведениям, в сочетании с элементами зороастризма), а также объясняли свой этноним как производное от туркмен в значении «я – турок». Среди этнических мифов и преданий, сохранившихся среди гурбетов и в настоящее время, наиболее распространены мифологемы об их происхождении от тюркоязычных (туркмен, сельджуков или турок) или ираноязычных (курды) народов. Тем не менее, антропологический тип, остатки шиитских верований и обилие иранских заимствований в языке указывают, скорее, на их происхождение от курдов.

Итак, подводя итоги, можно сказать, что термин «крымские цыгане» является достаточно условным, т.к. в разное время им обозначались группы этого народа с различной идентичностью, занятиями, разговорными языками и религиями. Скорее, следует говорить о трех различных группах внутри крымско-цыганской общности, лишь одна из которых (т.н. аювджи) была цыганоязычной группой, аналогичной другим группам российских цыган. Цыгане-гурбеты, в настоящий момент являющиеся частью крымско-цыганской общности, скорее всего, являются потомками шиитских групп из Османской империи.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий