Значение и происхождение фамилии Крамской

Значение фамилии Коваленко

Отчество от именования отца по занятию. Так как кузнец был необходимейшим и всем известным человеком в селении, то именование по этому признаку было повсеместно. Поэтому фамилия Кузнецов одна из самых частых в России; в Москве жили тыс. Кузнецовых (уступая по количеству только Ивановым, которых тыс. В некоторых местностях фамилия Кузнецов занимала первое место по частоте (например, в волостях Керенского и Чембарского уездов Пензенской губернии г. из тыс. русских, охваченных подсчетами, человек Кузнецовы) По стране в целом распространение фамилии Кузнецов несколько ограничено употреблением украинского, белорусского и русского диалектного слова коваль в том же значении кузнец поэтому с запада и юго-запада распространялись фамилии с этой основой. У других народов тоже очень часты фамилии с основой, означающей кузнец например самая частая английская фамилия Смит, немецкая Шмидт. Ковалев одна из распространеннейших русских; фамилий, хотя слова коваль в русском литературном языке нет. На юге России и на Украине ковалем называют кузнеца. Коли не коваль, так и рук не погань (то есть не пачкай) советует народная мудрость; не берись за дело, которого не знаешь. Коваленя. Один из суффиксов образующих белорусские фамилии -еня. Ковальский польская или украинская фамилия. Ковалихин и Кузнечихин, метронимические фамилии, образованы от именования женщины, жены кузнеца. Ковальков, Кованьков ручифицированные украинские или белорусские фамилии.

Происхождение фамилии Коваленко: Русские фамилии.

Для каждой фамилии может быть рассчитано значение степени совместимости ее с другими фамилиями.

Совместимость фамилий позволяет определить насколько данные фамилии, благодаря своим особенностям и характеристикам, позволяют выстраивать коммуникативные, дружеские, любовные отношения между людьми.

Фамилия как зеркало человека – в ней отражается его характер, судьба. И понятно стремление любого человека окружить себя единомышленниками, с которыми чувствуешь себя в своей тарелке, с которыми спокойно и надежно.
Наоборот, борьба характеров, противостояние темпераментов ведут к спорам, разладам и конфликтам.

Поделиться ссылкой “Совместимость фамилий Крамской и Коваленко” с друзьями в соцсетях:

Шедевр Крамского И.Н. – картина «Христос в пустыне»

Работа художника исполнена в 1872 году, её можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Первые увлечения Крамского темой искушения Христа относятся ещё к периоду жизни художника, когда он учился в Академии, в 1860-х годах. Тогда и был сделан первый набросок композиции. Это полотно создавалось в течении десяти лет. 1867 год – первый неудачный вариант картины. Конечный результат отличался своей каменной бескрайной пустыней за спиной Христа. Для того чтобы найти правильную композицию русский художник в 1869 году ездил за границу, посмотреть полотна других художников, раскрывших эту же тему. За эту картину Академия хотела присвоить Крамскому звание профессора, от которого тот отказался. Эта картина была одной из любимых картин П. Третьякова, купившего её без торга за 6 000 рублей. Не многие из художников могли рискнуть написать тему искушения Христа. Среди них можно назвать Дуччо, Боттичелли, Рубенса, Блейка. Реализм позволил художнику отойти от академического построения, присущего светской живописи до середины XIX века. Так Христос был очеловечен, и картина передала его душу в унисон современности.  Крамской заново открыл тему Христа, по его следам пошли В. Поленов, В. Васнецов, И. Репин, В. Верещагин.

Розовая заря – символ новой жизни, появления христианства. Сюжет картины – жизнь духа, отображённого в лице Христа. В портретной живописи Крамского акцент делается на лице героя, зеркале души, чего художник достигал приёмом написания одежды, не детализируя её и скрывая. Интенсивность внутренних борений Христа передана в стиснутых Его руках.  Пейзаж, написанный Крамским, настолько пустынен и дик, что кажется, будто здесь никогда не ступала нога человека. Он, погружённый в тяжёлые думы, не замечает этой враждебности. Ноги Христа исчерчены камнями и сочатся кровью. В воображении зрителя предстаёт долгая дорога, предшествующая утренним раздумьям героя картины.

Последняя работа – прерванная кисть

Напряжённый режим жизни художника не мог не сказаться на состоянии его здоровья. Сергей Боткин лечил Крамского от грудной жабы (аневризма сердца), приходилось делать уколы морфия, досаждал и выматывал художника постоянный, сильный сухой кашель.

В 1887 году живописец, уже совершенно уставший и больной, загнавший сам себя в угол постоянной многочасовой работой, приступил к портрету известного профессора медицины К.А. Раухфуса. Но профессия позировавшего, к сожалению, ничем смогла помочь, когда художнику вдруг стало плохо. Портрет остался неоконченным.

Смерть Крамского оборвала полёт его кисти, оставившей миру сотни искренних полотен чистой формы, гордость русской художественной школы и русского реализма в живописи.

Сегодня по календарю



2 июня

1897 г. Император Николай II издал закон, запрещающий труд на фабриках, заводах и других предприятиях в воскресенье и праздничные дни. В расписание праздников, в которые отменялась работа, были включены все воскресные и следующие праздничные дни (по православному календарю): 1 и 6 января (Обрезание и Крещение Господне); 25 марта (Благовещение Пресвятой Богородицы); 6 и 15 августа (Преображение Господне и Успение Пресвятой Богородицы); 8 сентября (Рождество Пресвятой Богородицы), а также – Рождественские дни 25 и 26 декабря, пятница и суббота Страстной недели, понедельник и вторник Пасхальной недели, день Вознесения Господня и второй день праздника Пятидесятницы – Дня Святой Троицы.
1946 г. На общенациональном референдуме в Италии было принято решение об упразднении монархии и установлении в стране республики.
1962 г. Советскими властями была жестоко подавлена демонстрация рабочих в городе Новочеркасске Ростовской области. Накануне правительство объявило о повышении цен на масло и мясо на 35 %. Одновременно с этим на Новочеркасском электровозостроительном заводе были снижены расценки почасовой оплаты труда. Люди стали возмущаться. Директор завода решил разобраться с недовольными и заявил рабочим: «Не хватает денег на мясо и колбасу, ешьте пирожки с ливером!». 2 июня в город въехали танки. Началась стрельба по демонстрантам. В результате погибли 24 человека, 39 были ранены. Среди них оказались женщины и дети. Семеро участников волнений были расстреляны по приговору Верховного суда РСФСР, 114 человек осуждены.
Родились:
1827 г. Константин Петрович Победоносцев (1827-1907) – российский государственный деятель, учёный-правовед, писатель, переводчик, историк Церкви; действительный тайный советник.
1919 г. Юрий Трофимович Тимошенко (1919-1986), сценический псевдоним Тарапунька – советский комик, мастер скетча, юморист, киноактёр.
1937 г. Юнна Петровна Мориц, поэтесса.

КРАМСКОЙ: число взаимодействия с миром «4»

Людей, числом выражения которых является четверка, редко атакуют сомнения и тревоги. Обычно «четверочники» точно знают, чего хотят, и прекрасно представляют себе, как этого добиться. Да, им мало что дается легко, однако приложенные усилия никогда не бывают напрасными; другими словами, такой человек редко выигрывает в лотерею, но никогда не работает без должного вознаграждения. Среднестатистический «четверочник» – надежда и опора членов своей семьи, родственников и коллег. Именно он обычно замещает начальника, когда тот болен или в отпуске, дает толковые советы, консультирует коллег, исправляет чужие ошибки и решает самые ответственные вопросы. В работе такой человек часто становится незаменим, и отличным дополнением к его выдающимся деловым качествам является нежелание участвовать в подковерных интригах и любых сомнительных сделках.

«Четверочники» с первого взгляда производят впечатление людей серьезных, основательных и рассудительных – и это не иллюзия, они именно такие. Любая небрежность для них если не враг, то фактор, несомненно, негативный и неприятный, и сил на борьбу с ним люди четверки тратят не мало. Предпочитая держаться подальше от любых рискованных затей и сомнительных предприятий, «четверочники» обычно довольствуются тем, что имеют, но обеспечивают себе максимальный комфорт и уют на каждом жизненном этапе. Предельно честные по отношению к окружающим, они того же ждут и от других; солгав даже в мелочи, можно испортить отношения с «четверочником» раз и навсегда.

Полумер люди четверки, как правило, не признают, однако они достаточно практичны и рациональны, чтобы в некоторых случаях идти на уступки и даже позволять командовать собой. Поведение «четверочника» подчинено логике и обычно вполне предсказуемо для окружающих; его цели ясны, а желания выполнимы.

«Четверочники» много внимания уделяют своей семье, постоянство и ответственность являются едва ли не наиболее ярко выраженными чертами их характера. Заботясь о близких и стараясь максимально удовлетворить их потребности, люди четверки, как правило, стремятся контролировать ситуацию и не упускать из виду даже самые малозначительные события. «Четверочник» может не являться признанным главой семьи, но можно не сомневаться, что ни одно решение не будет принято без его одобрения.

Ошибкой «четверочника» может стать стремление к жизненным благам, которые не являются для него необходимыми. Так, желая соответствовать пожеланиям родителей, партнера по браку или детей, такой человек загоняет себя в ловушку депрессии; научившись хорошо понимать себя и прислушиваться к собственной интуиции, он, напротив, бывает счастлив.

Женщина ниоткуда

Одно из самых знаменитых и загадочных полотен русской школы живописи возникло словно ниоткуда. В обширном эпистолярном наследии Крамского нет ни слова о работе над “Неизвестной”. Не проясняют ситуацию дневники и воспоминания современников – нигде ничего. Какая-то таинственная “фигура умолчания” вместо досконально документированной творческой предыстории создания шедевра, именуемого “Русской Джокондой”. Напрашивается вывод: именитый художник, имевший широкий круг заказчиков в разных слоях петербургского общества – от богатых дворянских и купеческих домов до великокняжеских и царских дворцов, – сознательно писал “Неизвестную” втайне от всех. Для Ивана Николаевича подобная скрытность была делом противоестественным: как правило он охотно делился своими творческими замыслами.

Интрига продолжала раскручиваться… Павел Михайлович Третьяков покупать для своей галереи несомненный шедевр столь ценимого им передвижника и постоянного корреспондента не стал и от комментариев воздержался.

Но почему? Что видели в этом портрете современники, чего не видим мы?

В Третьяковской галерее открылась выставка “Картины русской истории”

И ваш покорный слуга попробовал посмотреть на женский портрет глазами первых посетителей “картинной выставки” 1883 года, притязающих на аристократизм и неукоснительное соблюдение светских приличий.

Да – женщина едет в коляске. Заметим – двухместной. То есть это или чей-то выезд (что показатель высокого положения) или, как минимум, дорогой извозчик-лихач. При этом героиня в коляске одна. Хотя порядочной даме приличествовало бы ехать с кем-то – мужем, отцом, братом, наконец, подругой или компаньонкой…

Аристократка никогда бы не позволила себе столь демонстративное нарушение правил света. Аристократка не стала бы и одеваться так, как это сделала “Неизвестная”.

И это уже зацепка для поиска, в котором мне помогли исследования специалистов по истории костюма1.

КРАМСКОЙ: число душевных стремлений «8»

Восемь – число устремлений души, придающее человеку громадное желание независимости. Для таких людей не существует авторитетов. Собственные мысли и идеалистические представления о мире делают их изгоями и отщепенцами. Однако громадная целеустремленность и умение диктовать собственные правила приводят людей «восьмерки» к признанию и заслуженному лидерству в коллективе.

Жажды власти, богатства и славы предостаточно

Желая обеспечить достойный уровень жизни для своего семейства, человек числа восемь может ступить на опасный путь, но природная осторожность не даст пострадать от собственной неосмотрительности. Чем раньше такой человек найдет наиболее подходящее дело для себя, тем скорее он приобретет авторитет, и тем более размеренной будет его жизнь

Если такого не происходит, то «восьмерочник» погружается в борьбу со стереотипами, предубеждениями, нормами и кажущейся несправедливостью. Вечный бой лишает людей числа восемь сил и бодрости, а также вероятности найти свое счастье. «Восьмерочники» часто имеют способности предпринимателя, но своими деньгами не рискуют. Их бизнес успешен, а партнеры и инвесторы честны.

Удача сопутствует людям восьмерки только тогда, когда выбрано правильное направление для самовыражения и реализации. Жизнь только своими интересами приводит к тоске, унынию и одиночеству, но эгоизм угасает, как только приходит понимание, что чем больше отдаешь, тем больше приобретаешь.

Люди числа восемь имеют огромные амбиции, но не всегда находят силы для их воплощения. Умение убеждать, увлечь за собой других открывает соратникам немалые возможности, однако чересчур трудный выбор ведущего наказывается своими же единомышленниками ударом в спину. Находчивость помогает сориентироваться в сложной ситуации, а речь, подкрепленная обоснованными аргументами, вызывает безграничное доверие.

Самый худший вариант «восьмерочника» нетерпелив, лишен благоразумия, капризен и невероятно придирчив в любовных отношениях, но даже такой всегда прислушивается к голосу разума и пересмотрит свои поступки, если убедится, что так надо для исполнения задуманного.

Примечания

. И.Е. Репин. Далекое близкое. Л., 1986, с. 183.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи в 2-х т. Т. 2. М., 1965—1966, с. 150.

. Иван Николаевич Крамской. Его жизнь, переписка и художественно-критические статьи. 1837—1887. Спб., 1888, с. 21.

. Все претенденты на медаль назвались «историками». Право на получение диплома на звание классных художников предоставляло им обладание малой золотой медалью.

. Отдел рукописей ГТГ, ф. 16, ед. хр. 16, л. 20.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 2, с. 182.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1. М., 1965, с. 407.

. Там же, т. 2, с. 192.

. В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 1, с. 433; т.3, с. 600.

. ЦГИА СССР, ф. 789, оп. 14, д. 85, л. 9.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 2, с. 288.

. В. Чуйко. Русский художник в качестве критика. — Наблюдатель, 1889, январь, с. 326.

. Там же, с. 324.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 84.

. ГРМ. Сектор рукописей, ф. 15, ед. хр. 1, л. 17.

. Там же, л. 23 об.; 32 об.

. Устав Товарищества передвижных художественных выставок, утвержденный министром внутренних дел 2 ноября 1870 г.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 226.

. Так, например, уже в конце 1860-х гг. Крамской привлекался к работе комиссии, назначенной для пересмотра устава Академии художеств. С 1872 по 1874 г. он состоял членом нового состава комиссии, председателем которой первоначально был конференц-секретарь Академии П.Ф. Исеев, а затем Ф.И. Иордан.

. См.: В.И. Ленин и изобразительное искусство. Документы. Письма. Воспоминания. М., 1977, с. 177.

. М.Е. Салтыков-Щедрин. Об искусстве. Избранные статьи, рецензии, высказывания. М.—Л., 1949, с. 155.

. Художник-любитель. На своих ногах. — Дело, 1871, декабрь. Современное обозрение, с. 114.

. «Христос в пустыне». Картина И. Крамского. Неизданный этюд. И.А. Гончаров. Сообщил Д.И. Абрамович. — Начала, 1921, № 1, с. 201.

. В.М. Гаршин. Письма. 1934, с. 153, 154.

. Л.Н. Толстой. Полн. собр. соч. Т. 67. М., 1955, с. 175.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 288, 289.

. И.Е. Репин. Далекое близкое, с. 176.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 235.

. Там же, с. 120.

. Переписка И.Н. Крамского. И.Н. Крамской и П.М. Третьяков. М., 1953, с. 64.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 238.

. Ф.М. Достоевский. Об искусстве. М., 1973, с. 219.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 203, 204.

. В.В. Стасов. Избр. соч. Т. 2. М.—Л., 1952, с. 471.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 2, с. 366.

. Там же, т. 1, с. 81.

. Там же, т. 2, с. 230.

. Там же, с. 356.

. Там же, т. 1, с. 352.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 2, с. 207.

. Там же.

. Там же, с. 351.

. Отдел рукописей ПТ, ф. 1, ед. хр. 1143.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 226.

. А.П. Боткина. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. М., 1960, с. 126.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 345.

. Там же, с. 329.

. Там же, с. 331.

. Там же, с. 364.

. Там же, с. 268.

. Там же, с. 472.

. Анри Перрюшшо. Тулуз-Лотрек. М., 1969, с. 51.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 312 и 263.

. Там же, с. 336.

. Там же, с. 345, 348.

. Там же, с. 348.

. Там же, с. 351.

. Переписка И.Н. Крамского. Переписка с художниками. Т. 2. М., 1954, с. 317.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 276.

. М.П. Мусоргский. Письма к В.В. Стасову. Спб., 1911, с. 111.

. См.: Иван Николаевич Крамской. 1837—1887. Каталог выставки к столетию со дня рождения. Под общей редакцией Н.М. Щекотова. М.—Л., 1937, с. 14.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 360.

. Эдуард Мане. Жизнь. Письма. Воспоминания. Критика современников. М., 1965, с. 181.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 233.

. Там же, с. 427.

. Там же, т. 2, с. 125.

. Там же, с. 98.

. Там же, т. 1, с. 380.

. М.Е. Салтыков-Щедрин. Указ. соч., с. 165.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 460.

. Там же, с. 387, 388.

. Там же, с. 262.

. В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 20, с. 141.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 298.

. Цит. по: там же, с. 227.

. Там же, т. 2, с. 59.

. Там же, с. 190.

. Там же, с. 139.

. Там же, с. 81.

. Об этом, в частности, свидетельствовал сын художника А.И. Крамской. — См.: ЦГАЛИ, ф. 783; С.Н. Гольдштейн. Иван Николаевич Крамской. Жизнь и творчество. М., 1965, с. 341.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 219.

. Там же, т. 2, с. 96.

. П. Боборыкин. Крамской и Репин. — Новости и биржевая газета, 1883, 24 марта.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 1, с. 312.

. Там же, т. 2, с. 138, 139.

. Там же, с. 141.

. Художественные новости, 1887, № 7, 1 апреля.

. Иван Николаевич Крамской. Письма, статьи. Т. 2, с. 332.

. А.П. Чехов. Полн. собр. соч. и писем в 30-ти т. Т. 2. М., 1975, с. 230.

 К оглавлениюСледующая страница

Биография

Крамской родился 27 мая (8 июня) 1837 года в городе Острогожск Воронежской губернии, в семье писаря.

После окончания Острогожского уездного училища Крамской был писарем в Острогожской думе. С 1853 года стал ретушировать фотографии. Земляк Крамского М. Б. Тулинов в несколько приёмов обучил его «доводить акварелью и ретушью фотографические портреты», затем будущий художник работал у харьковского фотографа Якова Петровича Данилевского. В 1856 году И. Н. Крамской приехал в Петербург, где занимался ретушированием в известном в то время фотографическом ателье Александровского.

В 1857 году Крамской поступил в Санкт-Петербургскую Академию художеств учеником профессора Маркова.

Бунт четырнадцати. Артель художников

Иван Николаевич Крамской. Портрет художника Шишкина. (, Русский музей)

В 1863 году Академия художеств присудила ему малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы». До окончания учёбы в Академии оставалось написать программу на большую медаль и получить заграничное пенсионерство. Совет Академии предложил ученикам конкурс на тему из скандинавских саг «Пир в Валгалле». Все четырнадцать выпускников отказались от разработки данной темы и подали прошение о том, чтобы им позволили каждому выбрать тему по своему желанию. Последующие события вошли в историю русского искусства как «Бунт четырнадцати». Совет Академии им отказал, а профессор Тон отметил: «Если бы это случилось прежде, то всех бы вас в солдаты!» 9 ноября 1863 года Крамской от лица товарищей заявил совету, что они, «не смея думать об изменении академических постановлений, покорнейше просят совет освободить их от участия в конкурсе». В числе этих четырнадцати художников были: И. Н. Крамской, Б. Б. Вениг, Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, А. Д. Литовченко, А. И. Корзухин, Н. С. Шустов, А. И. Морозов, К. Е. Маковский, Ф. С. Журавлёв, К. В. Лемох, А. К. Григорьев, М. И. Песков, В. П. Крейтан и Н. П. Петров. Ушедшие из Академии художники образовали «Петербургскую артель художников», просуществовавшую до 1871 года.

В 1865 году Марков пригласил его в помощники по расписыванию купола храма Христа Спасителя в Москве. Из-за болезни Маркова, всю главную роспись купола сделал Крамской вместе с художниками Венигом и Кошелевым.

В —1868 годах он преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников. В 1869 году Крамской получил звание академика.

Передвижничество

Могила И. Н. Крамского на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург)

В 1870 году образовалось «Товарищество передвижных художественных выставок», одним из основных организаторов и идеологов которого был Крамской. Под влиянием идей русских демократов-революционеров Крамской отстаивал созвучное им мнение о высокой общественной роли художника, основополагающих принципах реализма, моральной сущности искусства и его национальной принадлежности.

Иван Николаевич Крамской создал ряд портретов выдающихся русских писателей, артистов и общественных деятелей (таких как: Лев Николаевич Толстой, ; И. И. Шишкин, ; Павел Михайлович Третьяков, ; М. Е. Салтыков-Щедрин,  — все находятся в Третьяковской галерее; портрет С. П. Боткина () — Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).

Одна из известнейших работ Крамского — «Христос в пустыне» (, Третьяковская галерея).

Продолжатель гуманистических традиций Александра Иванова, Крамской создал религиозный перелом в морально-философском мышлении. Он придал драматическим переживаниям Иисуса Христа глубоко психологическую жизненную интерпретацию (идея героического самопожертвования). Влияние идеологии заметно в портретах и тематических картинах — «Н. А. Некрасов в период „Последних песен“», —; «Неизвестная», ; «Неутешное горе»,  — все в Третьяковской галерее.

Почтовый конверт СССР, 1987 год: 150 лет со дня рождения Крамского

Демократическая ориентировка работ Крамского, его критические проницательные суждения об искусстве, и настойчивые исследования объективных критерий оценок особенностей искусства и их влияния на него, развило демократическое искусство и мировоззрение на искусство в России в последней трети XIX века.

В последние годы Крамской был болен аневризмой сердца. Художник скончался от аневризмы аорты 24 марта (5 апреля)  года во время работы над портретом доктора Раухфуса, когда он внезапно наклонился и упал. Раухфус попытался оказать ему помощь, но было уже поздно. И. Н. Крамской был похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1939 году прах был перенесен на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры с установкой нового памятника.

В Царском Селе установлена скульптурная композиция Крамской и Неизвестная скульптора Александра Таратынова.

Галерея

Жизнь ставила перед Крамским задачу — картинами зарабатывать на хлеб и на потребности растущей семьи. Отчасти, поэтому в галерее художника огромный список портретов, в том числе членов царской семьи. Как портретист Крамской достиг вершин мастерства и создал немало общепризнанных шедевров. Среди его работ портреты: императора Александра III и членов императорской семьи, писателя Некрасова, доктора Боткина, Павла Третьякова, художников Репина, Айвазовского, Куинджи, Савицкого, писателя Льва Толстого и многих других известных личностей, родных художника, а также простых русских людей.

Наиболее известные картины живописца:

  • «» (1872)
  • «Книги одолели» (1872)
  • «Девушка с распущенной косой» (1873)
  • «Автопортрет» (1874)
  • «Девушка с кошкой» (1882)
  • «Неизвестная» (1883)
  • «Неутешное горе» (1884)
  • «Дети в лесу» (1887)

Во всех своих портретных работах Крамской достигает чёткого выделения образа человека, его оживления с помощью нейтрального фона и мастерски расставленных акцентов на лице, причёске, руках персонажа, деталях одежды. Такой приём позволяет зрителю сосредоточиться на личности героя картины, составить его психологический портрет, не отвлекаясь на детали.

В своих великолепных пейзажных работах, которых не так много, художник применил собственные находки с цветом и светом и вывел жанр на чрезвычайно реалистичный уровень.

Личная жизнь

С будущей супругой Софьей Прохоровой молодой художник познакомился, будучи студентом академии. Он полюбил девушку так сильно, что пренебрег тянувшимся за ней шлейфом слухов. Репутация Сони безупречной не была: до знакомства с Крамским Прохорова жила в гражданском браке с женатым художником, узнав о его «несвободном» статусе слишком поздно.

Иван Крамской и его жена Софья

Однако для Ивана Крамского Софья стала образцом чистоты и верности. Супруга разделила с ним годы тягот и безденежья, с ней художник советовался во время работы, просил молиться, когда приступал к новому полотну.

Картина Ивана Крамского «Неутешное горе»

Софья Крамская родила мужу шестерых детей. Двое из них – сыновья – умерли с разницей в 3 года. На знаменитой картине «Неутешное горе» изображена супруга живописца. Полотно Иван Крамской создавал 4 года.

Любимица художника – дочь Софья Крамская – пошла по стопам отца. В 1930-е годы попала под каток репрессий.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий