Значение и происхождение фамилии Ларионов

Примечания

  1. И.Ларионов. В долгу перед хоккеем… (рус.) // Огонек : журнал. — 1988. — Октябрь (№ 42). — С. 18 — 19.
  2. Трахтенберг, Л. . Спорт-Экспресс (17 июля 2007). Дата обращения 9 июня 2013.
  3. ↑ . Hockey Hall of Fame and Museum. Дата обращения 9 июня 2013.
  4. Зырянов, А.  (недоступная ссылка). Sports.ru (27 февраля 2013). Дата обращения 9 июня 2013.
  5. Юрий Ярыгин. . «Российская газета» (15 декабря 2004). Дата обращения 28 января 2011.
  6.  (рус.)  (неопр.) ?. matchtv.ru (29 сентября 2019). Дата обращения 8 мая 2020.
  7. . Газета.ру (9 февраля 2018).
  8. Александр Кравченко. . www.championat.com. Дата обращения 8 мая 2020.
  9.  (недоступная ссылка). Дата обращения 26 декабря 2008.

Эмиграция, балет и «друзья семьи»

По приглашению Сергея Дягилева в 1914 году самая эпатажная пара российского авангарда (зарегистрировавшая свои отношения гораздо позже) уезжает в Париж сотрудничать с «Русскими сезонами». Навсегда, но они пока об этом не знают. Предполагалось, что будут рисовать декорации, но внезапно Ларионов начинает проявлять интерес и к другим сторонам процесса – он участвует в постановках как сценограф и иногда сценарист (написание манифестов не прошло даром), а со временем как сопостановщик-хореограф. Причем нередко спорит с Дягилевым, который уже знает цену таланту Ларионова и поручает ему воспитание молодых танцоров. Результат? Из-под «пера» Ларионова вышли такие всемирно знаменитые танцоры как Леонид Мясин и Сергей Лифарь.

На октябрь 1917 года у Ларионова и Гончаровой запланировано возвращение в Россию. А в России на это время тоже немало запланировано… К 18-му году Ларионов понимает, что во Франции придется задержаться. Он продолжает работать, причем увлеченность балетом и, чего греха таить, балеринами, иной раз оттесняет живопись.

Ларионов отлично вписался в мир парижской богемы. Он заводит приятельские отношения с поэтом Гийомом Аполлинером, писателем Жаном Кокто, художниками Пабло Пикассо и Фернаном Леже. Богемную среду не удивишь странными семейными схемами, поэтому тот факт, что в доме Ларионова поселился близкий друг Натальи Гончаровой Орест Розенфельд, а через некоторое время – более чем близкая подруга Ларионова Александра Томилина, никого не шокрует. Розенфельд – эмигрировавший русский меньшевик, а Шурочка, как ее называл Ларионов, – дочь московского банкира, тоже эмигрировавшего в Париж.

После хоккея

Игорь Ларионов – хоккеист, семья которого безропотно ожидала его во время бесконечно длинных сезонов в СССР и в НХЛ. Несмотря на плотный график он сумел стать счастливым отцом троих детей. Супруга хоккеиста – бывшая фигуристка Елена Батанова, завершившая карьеру ради семьи. Старшая дочь Игоря Ларионова – журналист, младшая работает дизайнером. Сын Игорь по примеру отца играет в хоккей.

Завершив с карьерой игрока, «профессор» не оставил полностью любимую игру. Он является агентом многих перспективных игроков. Еще одним делом Ларионова стало его бывшее хобби. Познакомившись с искусством виноделия в Швейцарии, он серьезно увлекся им.

Беспрецедентно долгая карьера Игоря Ларионова служит примером профессионального отношения к любимому делу. Практически четверть века «профессор» творил на хоккейных площадках, неизменно поражая скоростью принятия решений и свое гроссмейстерской игрой.

Биография

Игорь Ларионов – легендарный советский и российский хоккеист, игравший на позиции центрального нападающего в клубах России, Канады, США и Швейцарии. Хоккеист входит в тройку спортсменов вместе с Вячеславом Фетисовым и Скоттом Нидермайером, которым удавалось выиграть все главные трофеи мирового хоккея как на молодежном, так и на взрослом уровне.

Игорь Ларионов родился в подмосковном городке Воскресенске и с раннего детства «заболел» хоккеем. Дело в том, что в секцию ходил старший брат будущего хоккеиста Евгений, а Игорь старался за ним повторять. Еще маленьким Игорь попал в спортивную школу «Химик» к тренеру Вячеславу Одинокову и стал усиленно тренироваться.

Хоккеист Игорь Ларионов

Нужно отметить, что мальчик отличался от друзей-спортсменов любовью к общеобразовательной школе. Игорь не считал, что уроками можно жертвовать в пользу хоккейной площадки, и всегда был отличником, за что получил прозвище «Профессор», с которым не расставался до конца спортивной биографии. Еще одной отличительной чертой Ларионова стала решительность спортсмена. Игорь не боялся высказывать собственное мнение ни товарищам, ни тренерам, ни учителям.

Первым соревнованием юного спортсмена стал турнир «Золотая шайба», на котором хоккеист показал себя настолько хорошо, что в дальнейшем считался фаворитом любого турнира. А в 16 лет Игорь Ларионов уже дебютирует за взрослую команду родного «Химика».

Парижский период

Позднее творчество мастера заметно отличается от русского
периода. Ларионов стал более спокойным и цельным. И хотя он продолжал
эксперименты в области беспредметного искусства, общий пафос поисков смягчился.
Михаил Федорович отошел от лучизма и вернулся к жанровым работам, натюрмортам и
графике. Много времени стал уделять литературе – работал над мемуарами и
статьями по искусству.

Что-то незаметное, но очень важное, то, что отличало
Ларионова от других, навсегда исчезло из его творчества. Ушло изобретательство
и общественный вызов, революционность и нонконформизм

Художник перестал верить
в абсолютную ценность нового.

Одновременно с этим Ларионова ужасает проникнувшая в
искусство коммерция, изменившая правила игры. Выгодное вложение стало заменять
эстетический вкус. Про одного такого дельца Михаил Федорович писал:

Ларионов начинал деятельность тогда, когда интерес к
искусству в России был огромен. Художник чувствовал востребованность и ощущал
себя нужным обществу. Совсем другую обстановку он застал на западе во время
экономического спада. Народ не ломился в театры и выставочные залы. В воздухе
разлилось тотальное равнодушие, убивающее желание творить. К этому можно
добавить и сильную материальную нужду. Ларионов продолжал быть энергичным, но
его внутренний мир переживал изменения, что, несомненно, отражалось в
творчестве.

«Две девушки на берегу ручья» 1920-е

На западе Ларионов так и остался недостаточно проясненным,
не раскрытым в полном объеме. В этом он схож с русскими поэтами и оказался
«непереводим». Западному человеку трудно принять в одном человеке столь несочетаемые
свойства: энциклопедические знания, тонкое понимание предмета, четкую
расстановку мелочей, пытливую скрупулезность, ищущую самые мелкие детали, и в
то же время – разнузданность, эпатаж, зубоскальство и откровенное хулиганство.

Для развития искусства Михаил Федорович дал очень много. Его
опыты с примитивами открыли новый путь для авангардных художников. Его лучизм вызвал
массовые подражания, поиски и эксперименты.

Ларионов мечтал о «Жизни для искусства», об искусстве как
молитве. Но не в смысле самоотречения и серьезного всматривания в глубины, а в
смысле радостного созерцания, карнавального смеха и шутовской игры. Таким он
остался для русского авангарда.

Автопортрет 1910

Еще одна статья о Михаиле Ларионове на нашем сайте.

Награды и достижения

  • 1981 – Кубок Канады
  • 1982 – золотая медаль на Чемпионате мира в Финляндии
  • 1982 – Орден «Знак Почета»
  • 1982, 1983, 1985-87, 1989 – победы на Чемпионате Европы
  • 1982-1989 – 8-кратный чемпион СССР
  • 1983 – золотая медаль на Чемпионате мира в ФРГ
  • 1984 – золотая медаль Олимпийских игр в Сараево по хоккею с шайбой
  • 1985 – бронзовая медаль на Чемпионате мира в Чехословакии
  • 1986 – золотая медаль на Чемпионате мирав СССР
  • 1987 – серебряная медаль на Чемпионате мира в Австрии
  • 1988 – золотая медаль Олимпийских игр в Калгари по хоккею с шайбой
  • 1988 – Орден Трудового Красного Знамени
  • 1989 – золотая медаль на Чемпионате мира в Швеции
  • 1997 – член Тройного золотого клуба
  • 1997, 1998, 2002 – Кубки Стэнли
  • 2002 – бронзовая медаль зимних Олимпийских Игр в Солт-Лейк-Сити по хоккею с шайбой
  • 2004 – Орден Дружбы
  • 2011 – Орден Почета

ЛАРИОНОВ: число взаимодействия с миром «2»

Люди, числом взаимодействия с миром которых является двойка, редко переживают по мелочам. Они уверены, что любой конфликт можно уладить, а добрые отношения с оппонентом, даже несимпатичным и агрессивно настроенным – залог успеха в общем деле

В компании, где появляется «двоечник», любое дело становится общим – таково уж свойство этого человека; при этом, что немаловажно, он никому не навязывает свою волю, не вступает в ссоры, да и голос повышает лишь изредка. Друзей у «двоечника» немного, но все они, как правило, испытывают друг к другу искреннюю привязанность; кроме того, у человека двойки наверняка есть не один десяток приятелей и знакомых, которые обращаются к нему в случае малейших трудностей, но никогда не позволяют себе лишнего и не «садятся на шею»

«Двоечники» способны работать в любом коллективе и, чаще всего, влияют на него благотворно, сплачивая коллег и способствуя установлению неформальных отношений. Правда, руководству все же придется приглядывать за трудовым процессом, иначе в один прекрасный момент может выясниться, что человек двойки в одиночку выполняет всю работу, а остальные лишь дают ему советы – и не всегда, надо признать, толковые.

«Двоечники» – люди добрые и неравнодушные к чужим проблемам, из-за чего, порой, и страдают, становясь жертвой хитрых манипуляторов или вполне заурядных мошенников. При этом они неплохо разбираются в людях, всегда анализируют ситуацию, учитывают массу факторов, но совершенно забывают о логике, как только видят человека, которому нужна помощь.

Доброжелательность «двоечников» никогда не бывает навязчивой, их чувство такта и дипломатичность достойны подражания. Вряд ли кто-то сможет упрекнуть человека двойки в том, что он лезет не в свое дело, дает непрошенные советы и оказывает медвежьи услуги. «Двоечник» почти никогда не напомнит об оказанной помощи, но обычно все же ждет за нее благодарности. Просить такие люди не умеют, но своим близким доставляют немало беспокойства: они часто нуждаются в моральной поддержке, но не всегда могут объяснить, чего именно ждут от окружающих.

Настроение «двоечников» не отличается стабильностью: они стремятся к гармонии во всем, но понимают, что всеобщее счастье – явление редкое и недолгое, поэтому редко расстаются с ощущением внутренней тревоги и ожиданием неприятностей.

«Лучистые картины» Ларионова и боди-арт на женской груди

Французские новаторы стали для Михаила Федоровича трамплином. Он создает кардинально новое направление – лучизм. Критики, только свыкшиеся с его картинами в жанре неопримитивизма, снова в недоумении. «Где запечатленная природа? Где мгновения жизни? Где прекрасные женщины, в конце-то концов!?», – безуспешно вопрошают они, а Ларионов отвечает, что для этого человечество уже изобрело фотоаппарат, и пишет «лучистые картины». 

Художник уверен, что каждый человек (даже дурак), испытывая какие-либо чувства, испускает лучистую энергию. Партнер эти лучи воспринимает и генерирует ответные. Их он и призывает рисовать. И в этом состоит революционное влияние Ларионова. Все остальные так или иначе отталкивались от предметности, а Ларинов легким движением руки отправил ее в утиль. «Восприятие не самого предмета, а суммы лучей от него» призывает изображать Ларионов и тем самым срывает барьер: можно не просто изображать предметы странно и непохоже, можно и нужно изображать вообще не предметы!

Новое направление далеко не сразу было принято и далеко не всеми. Самой эффективной «пиар-кампанией» Ларионов и его верная спутница Наталья Гончарова признали скандал – что поделать, ничто не ново под луной. Они организовывают эпатажные выставки и, как сегодня мы бы сказали, перфомансы. Параллельно Ларионов строчит один за другим манифесты, помимо программного «Лучизма».

В «Манифесте к женщине» мастер призывает дам обнажить грудь, которую следует раскрасить или татуировать. Законом мужской моды в «Манифесте к мужчинам» признается асимметрия. Пошлость и ретроградство – носить усы: необходим один ус! И половину бороды непременно следует сбривать, а мужские ноги должны быть голыми, татуированными и в сандалиях (спасибо, не в носках).

Вскоре на очередной выставке «уважаемой публике» предлагается новая услуга – вас может раскрасить знаменитый Ларионов. Женщинам Ларионов предлагал раскрашивать озвученные в манифесте части тела, и дамы стояли в очереди за столь пикантным боди-артом…

Призыв в ЦСКА

Ларионов Игорь, хоккеист воскресенского «Химика» мог выбирать для продолжения своей карьеры любой ведущий клуб страны. Особую активность проявляло московское «Динамо», но нападающий не горел желанием покидать родной Воскресенск.

Однако в те годы существовала сила, которой не мог сопротивляться ни один хоккеист. Московский ЦСКА был безусловным лидером советского хоккея, базовым клубом сборной. Благодаря всему этому армейское руководство имело фактически феодальное право «первой ночи» на любого понравившегося перспективного игрока и без особых проблем могло вызвать его в свой стан. Тем более что к тому времени настало время службы в армии для Игоря Ларионова, и ЦСКА воспользовался этим, призвав хоккеиста в свои ряды.

Тренером московского суперклуба был в то время Виктор Тихонов, чрезвычайно жесткий специалист.


Владислава Третьяка,

Такие условия жизни были невыносимы для свободолюбивого Ларионова, и это позже выльется в серьезный конфликт между ним и Виктором Тихоновым.

Скандальное письмо

Возможность поиграть в НХЛ тогда была недостижимой мечтой для каждого советского хоккеиста. Однако политическая система в стране делала невозможной даже мысль об отъезде за рубеж. Все упростила «перестройка», когда стали появляться бреши в незыблемом монолите режима.

В 1988 году возможностями свободы слова в прессе воспользовался Ларионов Игорь. Он опубликовал открытое письмо в массовом журнале «Огонек», где обрушился с яростной критикой на авторитарные методы работы Виктора Тихонова в ЦСКА и сборной страны.

Он полностью описал условия казарменного режима, в котором жили и тренировались армейцы. По его словам, десять месяцев в году хоккеисты проводили вне родного дома, даже не имея возможности повидаться с близкими.

Потребительское отношение к игрокам стало еще одним поводом для недовольства Игоря Ларионова. По мнению форварда, к игрокам относились, как к рабочему материалу, при малейшем сбое с ними расставались без сожаления. Безжалостно и откровенно Ларионов Игорь рассказал и о системе спортивной фармакологии в стране, когда молодых мужчин заставляли вкалывать различные препараты для поддержания выносливости и мощи.

На волне многочисленных разоблачений, проходивших в те годы, открытое письмо имело оглушительный резонанс. Общественность встала на защиту бунтующего хоккеиста, и Игорь Ларионов, фото которого не сходило со страниц всех газет, получил возможность уехать за океан.

ЛАРИОНОВ: число душевных стремлений «7»

Люди, относящиеся к категории тех, чьим числом душевных стремлений является семерка – истинные жизнелюбы. С самого детства и до преклонного возраста они полны сил для постижения процессов, закономерностей и тайн, которые вызывают у них невероятный интерес. Используя все возможные способы, учась на собственных ошибках, но все же приобретая важные и желанные для них знания, они стремятся поделиться ими абсолютно безвозмездно.

Нередко их основным занятием становится наставническая деятельность, которой они посвящают максимум времени. Такие люди наделены необычайным чувством такта, позволяющим передавать свои знания и опыт, при этом, не навязывая другим собственную позицию и взгляд на вещи, как единственно правильный.

В жизни «семерочники» полагаются исключительно на себя, охотно предлагают помощь другим, но практически никогда не принимают ее со стороны, отчего нередко страдают. Вместе с тем, проблемы для них – не повод для отчаяния. Благодаря внутренней энергии, они в силах справиться с любой проблемой самостоятельно, не выставляя напоказ собственные слабости. Нередко малознакомые люди считают «семерочников» замкнутыми, мрачными, и даже чванливыми, в то время как для близких людей они всегда открыты, искренни и общительны.

Люди – «семерки» зачастую не любят излишнего внимания к своей персоне. Они никогда открыто не хвастаются собственными достижениями, но и не скрывают успеха. Дисгармонию в их жизнь нередко привносит желание перемен: такие люди хоть и стремятся найти источники новых впечатлений, но в то же время очень бояться сделать решительный шаг, очутившись перед необходимостью выбора. «Семерочники» могут долго сомневаться и колебаться, пытаясь предугадать вероятные «опасности». В итоге, после длительных раздумий, они нередко остаются в привычной для себя зоне комфорта.

Несмотря на то, что «семерочники» довольно общительны, они предпочитают проводить время с единомышленниками – случайных людей в их окружении почти не бывает. Развитая интуиция и проницательность позволяет им «с ходу» составить мнение о человеке и привлечь в «свой круг» именно тех, кто похож на самого «семерочника»: гордых, умных, целеустремленных людей с чувством собственного достоинства.

Люди – «семерки» никогда не теряют самоуважения, несмотря на то, каких успехов в жизни они достигли. Зачастую их материальное состояние и карьерный рост весьма солидны, но даже если все не настолько шикарно, как хотелось бы, «семерочник» из-за этого никогда не опустится на дно. Тем не менее, такие люди не состоят сплошь из достоинств: при определенных жизненных обстоятельствах они превращаются в настоящих надменных эгоистов, пренебрегая интересами и проблемами даже самых близких людей.

К выбору спутника жизни «семерки» относятся очень скрупулезно и придирчиво, нередко перевоспитывая его всю совместную жизнь. Споры в их семье – дело привычное и частое, при этом решающее слово – прерогатива «семерки».

Главная звезда «Химика»

Первый из своих многочисленных титулов Игорь Ларионов, биография в хоккее которого только начиналась, завоевал в составе юношеской команды «Снежинка». «Золотая шайба» стала его первой ступенькой на пути к успеху.

Игорь Ларионов не обладал физическими характеристиками, к которым привыкли в современном хоккее. Он был довольно сухощавым, относительно невысоким парнем. Однако он был необыкновенно одарен технически, умел раздавать передачи из немыслимых положений и мчался по льду со скоростью молнии. Эти качества привлекли главного тренера воскресенского «Химика» Николая Апштейна, который позвал 16-летнего парня в основной состав команды.

Еще одним качеством «профессора» был по-настоящему научный подход к игре. Чтобы изучить хоккей со всех точек зрения, он играл в баскетбол, футбол, гандбол. Информацию, которую Ларионов Игорь усваивал в других спортивных играх, он с успехом проецировал и на хоккей.

Умная, комбинационная игра, которую проповедовал «Химик», как нельзя лучше подходила Ларионову. Уже в 1978 году совсем юный хоккеист сыграл первый официальный матч за свою команду в первенстве СССР. Соперник достался самый серьезный – московский «Спартак». На первый взгляд, Ларионов не сделал ничего выдающегося. Но он крайне органично смотрелся в команде, которая разгромила одного из лидеров со счетом 7:2. На перспективного центрфорварда положили глаз все лучшие хоккейные команды СССР.

Значение фамилии Ларионов

В основе всех фамилий каноническое имя Илларион (др. -греч. веселый в русском повседневном употреблении Ларион. Из отчества от уничижительной формы Ларька Ларькин. Остальные фамилии из различных форм того же имени фамилии. Реже от некоторых других имен: Гиларий, Лавр, Ларгий, Филарет. К нарицательным ларь, ларек фамилия не имела никакого отношения. (Н, Ф) Сына Лари (см. Ларин) могли назвать Ларич, дети последнего именовались Ларичевы. Есть и нарицательное ларич разновидность рыбы голавль. Ларченко фамилия украинская от того же имени.

Происхождение фамилии Ларионов: Русские фамилии.

Лучизм и декорации к Русским сезонам

Третий период в творчестве художника связан с разработанной им теорией лучизма. В ранних полотнах этого этапа еще присутствовали очертания предметов — их словно образовывали лучи, которые отражались от разных объектов, — а позже Ларионов стал создавать абстрактные работы. В них господствовало стихийное начало и игра острых цветовых полос, которые пересекались, сплетались, расходились в разные стороны и вновь сбивались в пучки, рождая яркие фантазийные картины.

Во время Первой мировой войны Михаила Ларионова призвали на службу. После полученного ранения в 1915 году он поселился во Франции, где и прожил всю оставшуюся жизнь.

Михаил Ларионов. Пивной натюрморт. 1904. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Михаил Ларионов. Петух. Лучистый этюд. 1912. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Михаил Ларионов. Шампанское и розы. 1928. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва

В Париже вместе с Наталией Гончаровой он создавал декорации и костюмы для Русских сезонов Сергея Дягилева. Это была настоящая визитная карточка антрепризы. Балеты были известны своим оформлением — изысканными авангардными костюмами и декором. После смерти Сергея Дягилева в 1929 году Ларионов стал меньше заниматься живописью. У него появилось новое увлечение: он собирал произведения искусства для состоятельных клиентов. А сам по-прежнему увлекался русским лубком и коллекционировал китайскую графику. В живописи он вернулся к предметному искусству и эстетике импрессионизма и примитивизма: писал уличные сценки и натюрморты.

В 1955 году Михаил Ларионов и Наталия Гончарова официально стали мужем и женой. Однако спустя семь лет художницы не стало. Ларионов вскоре женился на Александре Томилиной, своей старой знакомой, служащей одной из французских библиотек. После его смерти в 1964 году Томилина проводила выставки Ларионова и Гончаровой в Европе и Америке и организовала первую после их эмиграции экспозицию в Москве в 1980 году. Она унаследовала парижские полотна и архив Ларионова и Гончаровой и в 1989 году подарила их Третьяковской галерее, как того хотели художники.

Эпоха неопримитивизма в творчестве Михаила Федоровича

В 1906 году на русской экспозиции Осеннего Салона в Париже картины Ларионова произвели фурор. А сам он был потрясен Парижем. Оказывается, Моне – вчерашний день, а герои нынешнего времени – Ван Гог, Сезанн, Гоген. С утра до ночи Ларионов бродил по музеям и выставкам. Как ни удивительно, близкое знакомство с европейской живописью сделало его не последователем, но новатором. Он вернулся в Россию, и началась эпоха неопримитивизма Ларионова.

Ларионов провозглашает лучшими учителями создателей вывесок. И действительно, «Парикмахерские» явно ориентированы на зрителя, они нарочито демонстративны. Ларионов не заигрывает с лубком и не улыбается, как вежливый человек, «народу», подразумевая незримое, но явственное «ну, мы же с вами понимаем». Он погружается в этот мир. Собственно, это одна из особенностей неопримитивизма – он ни в коем случае не стилизация, он и есть отображение простонародного взгляда на жизнь. Не «представим на минуточку точку зрения солдата, комфортно расположившись в нашей светской гостиной», а оказываемся возле солдата, становимся им. Некоторые картины мастера приобретает Третьяковская галерея, что считалось безусловным показателем успеха.

1912 – 1913 гг. Лучизм

Выставкой «Мишень» в 1913 году закончился примитивистский
период творчества Ларионова и начался период лучизма. Об этом художник заявил в
каталоге к выставке. Дальнейшее развитие новая концепция получила в манифесте
«Лучисты и будущники», который подписали кроме Михаила Федоровича еще десять
человек – бывшие «ослинохвостовцы» и молодая поросль авангардистов.

В манифесте присутствует два определения лучизма:

В лучизме Ларионов видел не только уход от стандартного
изображения предметов, но и от новых течений, таких как кубизм, фовизм и
постимпрессионизм. Он смотрел в глубь природы зрения. Ведь если глаз человека
видит не предметы, а отраженные от них лучи, то и изображать нужно лучи, а не
предметы. Задача же художника состоит в том, чтобы выделить желаемые лучи из
хаоса отраженных.

Ларионов говорил, что всякая картина представляет собой
цветную поверхность, фактуру и ощущение, возникающее при слиянии этих
составляющих. Предметы или их отсутствие не имеют никакого значения при таком
подходе. Наличие предметов – просто дань устоявшимся привычкам, и если они
исчезнут, ничто не будет отвлекать зрителя от созерцания чистой живописи.

Самой зрелой лучистской работой Ларионова было «Стекло».
Расходящиеся лучи, смазывающие очертания предметов составляют содержание
картины. Ларионов называл это суммой отраженных от предмета лучей. Стекло
представлено зрителю в своем универсальном виде – изображена сама хрупкость,
острота, прозрачность и звонкость. То, что составляло суть стекла, обрело
бытие.

«Стекло» 1912

Лучистские картины Ларионова и его соратников получили
большое признание на выставке в Париже. Благодаря этому Михаил Федорович стал
известным в среде европейской творческой элиты и близко познакомился с Жаном
Кокто, Пабло Пикассо и Гийомом Аполлинером. Это было время расцвета творческого
потенциала Ларионова, но Первая Мировая война внесла свои коррективы в жизнь
мастера.

«Лучизм. Абстрактная композиция» 1910-е
«Лучистые линии» 1911

1907 – 1911 гг. Синтетический период

Знакомство с Давидом Бурлюком в 1907 году придало новый
импульс творческим исканиям Михаила Федоровича. Совместно они организовали
выставку «Стефанос», ставшую первым смотром сил нового русского авангарда и
вызвавшую бурную критику.

Ларионов тем временем движется в сторону неопримитивизма и
начинает осмыслять зарождающуюся тенденцию «ухода от предмета». Он действует в
своей манере – изучает, анализирует и выплескивает на холсты свой взгляд и свое
высказывание.

Неопримитивизм стал первым открытием зарождающегося русского
авангарда и вышел из переосмысления лубка и иконы. В новом течении Ларионов
демонстрировал отказ от подражания западной традиции, в частности примитивам
Гогена, и резкий уход от классических догм живописи.

Впервые свои примитивистские работы Ларионов показал в 1909
году на выставке «Золотое руно».

Грубость сюжетов, нарочитая небрежность, явное
издевательство и пародия на «высокое искусство» совсем не понравились публике.
Именно тогда обозначился резкий разрыв в понимании эстетики между творцом и
зрителем. Возникла совсем новая для России ситуация в искусстве. Художники стали
работать без оглядки на зрителя. Зародился русский авангард.

«Парикмахер» 1907
«Пекарь» 1909
«Провинциальная франтиха» 1907
«Месильщики теста» 1907

Как и большинство авангардистов, Ларионов придерживался
левых взглядов. Возможно поэтому в его работах так много представителей рабочих
профессий. Да и сам он, часто нуждаясь в деньгах, подрабатывал на
низкооплачиваемых работах. В картины Ларионов вкладывал и свой опыт, и тонкие
наблюдения за окружающим миром и прозрения, свойственные гению.

Михаил Федорович одним из первых заметил огромную пропасть
между реальной жизнью и респектабельным искусством. Он понял, что необходим
новый язык для обновления живописи. Жизнь, с ее кабаками, трактирами,
безработными и обездоленными, нужно было впустить в искусство. Новые ценности
должны были отображаться на холстах.

«Ссора в кабачке» 1911

Уникальность Ларионова в том, что он с одной стороны говорил
на обманчиво простом, «детском» языке, понятным каждому, но с другой стороны
представлял сложную работу с глубочайшим смыслом.

В 1910 году Ларионов вместе с Ильей Машковым, Аристархом
Лентуловым и Петром Кончаловским организовал выставку «Бубновый валет». О
реакции публики на это событие Казимир Малевич писал в автобиографии –
«выставка была подобна взрыву сильного вулкана».

Критика не приняла «Бубнового валета». На художников
обрушился шквал негативных публикаций. Самым безобидным был отзыв Максимилиана
Волошина. О Ларионове он отозвался очень тактично: «Что он очень талантлив это
бесспорно, но в его талантливости есть что-то весело-дурацкое. Стоит только
посмотреть на его солдата».

«Курящий солдат» 1910-1911
«Отдыхающий солдат» 1911

Через год Ларионов с Гончаровой создали объединение
художников «Ослиный хвост». К ним присоединились Казимир Малевич, Кирилл
Зданевич, Михаил Ле-Дантю, Александр Шевченко и другие. Целью группы была русская
живопись без оглядки на европейские течения.

В 1912 была организована выставка «Ослиный хвост», где кроме
работ художников группы выставлялись рисунки детей и произведения маляров.
Жизнь стремительно входила в искусство, а искусство теряло свою элитарность. К
чему, собственно, и стремились авангардисты.

Последней яркой вспышкой примитива в творчестве Ларионова стал
цикл «Времена года». В нем художник объединил детский рисунок и архаику, но
пошел еще дальше – создал второе символическое дно, пространство смыслов, где фигуры-знаки
и криптограммы слагаются в стихотворения, состоящие из образов.

«Весна. Из цикла Времена года» 1912
«Лето. Из цикла Времена года» 1912
«Осень. Из цикла Времена года» 1912
«Зима. Из цикла Времена года» 1912

Карьера

Ларионов родился в Воскресенске и с детства занимался хоккеем. В 17 лет он дебютировал в чемпионате СССР в составе воскресенского «Химика». После трёх сезонов в «Химике» Ларионов был переведён в ЦСКА, который под руководством Виктора Тихонова с конца 1970-х был бессменным чемпионом страны и базовым клубом сборной.

В ЦСКА Ларионов постоянно играл в звене с Сергеем Макаровым и Владимиром Крутовым. Вместе с защитниками Вячеславом Фетисовым и Алексеем Касатоновым они образовали пятёрку Ларионова, которая в 1980-х была основой ЦСКА и сборной СССР. Всего в чемпионатах СССР Ларионов провёл 457 матчей и забросил 204 шайбы.

Ларионов стал одним из первых советских хоккеистов, в конце 1980-х уехавших играть в НХЛ. Разрешения на отъезд Ларионов добился после публикации в «Огоньке» скандального открытого письма Виктору Тихонову. Первым клубом Ларионова стали «Ванкувер Кэнакс», ещё в 1985 году задрафтовавший хоккеиста. Ларионов прибыл в Ванкувер вместе с Крутовым и в отличие от последнего, отыгравшего в НХЛ только один год, адаптировался к жизни в Северной Америке и провёл в Ванкувере три результативных сезона, дважды вместе с командой выйдя в плей-офф. В сезоне 1991-92 партнёром Ларионова по звену стал молодой Павел Буре, которого опытный соотечественник взял под опеку, помогая обустроиться за границей.

В 1992 году Ларионов покинул США. Своё решение он объяснял конфликтной ситуацией с «Совинтерспортом», забиравшим себе половину заработка российских энхаэловцев. Отдыхая в Швейцарии в гостях у Андрея Хомутова, получил приглашение от швейцарского «Лугано», которое он вскоре принял.

К началу сезона 1993/94 Ларионов вернулся в НХЛ — в октябре 1992 «Кэнакс» уступили права на него «Сан-Хосе Шаркс». Контракт с клубом заключил по схеме «2+1». В Сан-Хосе партнёром Ларионова стал Сергей Макаров. Связка советских ветеранов позволила команде-аутсайдеру выйти в плей-офф и в первом раунде обыграть фаворитов из «Детройт Ред Уингз».

В начале сезона 1995-96 «Сан-Хосе» обменял Ларионова в «Детройт». В «Детройте» хоккеист воссоединился с Фетисовым, там же играли и три более молодых соотечественника — Владимир Константинов, Вячеслав Козлов и Сергей Фёдоров. Тренер Скотти Боумэн придумал выпускать русских игроков в составе одной пятёрки, и получившаяся «Русская пятёрка» отличалась от других звеньев «Детройта» культурой паса и поставленной комбинационной игрой. В том же сезоне «Детройт» выиграл регулярный чемпионат с 62 победами, а в следующем — Кубок Стэнли. «Русская пятёрка» прекратила существование, когда автомобильная авария поставила крест на карьере Константинова. В следующем сезоне «Детройт» повторно выиграл Кубок Стэнли.

В 2000 году после истечения соглашения с «Детройтом» Ларионов подписал контракт с «Флоридой», где его партнёром снова стал Павел Буре, но это решение оказалось неудачным, и уже по ходу сезона он был обменян в «Детройт». Там Ларионов отыграл ещё два с половиной сезона.

В третьем матче финальной серии кубка Стэнли 2002 года против «Каролины» Ларионов забил гол в третьем овертайме, который, по общему признанию, предопределил итоговую победу «Уингз».

Последним клубом в энхаэловской карьере Ларионова стал «Нью-Джерси Дэвилз». Сезон 2003-04 годов стал для него самым неудачным: он забил только одну шайбу в 49 играх регулярного чемпионата. 13 декабря 2004 года Ларионов провёл в Москве прощальный матч.

В 2008 году введён в Зал славы ИИХФ и в Зал хоккейной славы НХЛ в Торонто.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий