Значение и происхождение фамилии Мамонов

Значение и происхождение фамилии Мамонов.

Мамонов. Фамилия могла произойти от редкого мирского имени Мамон, которое означало кроткий, скромный, тихий. В пензенских краях «мамонить» — соблазнять, прельщать, а у псковичей и тверян — обжираться или пить-есть за чужой счет, поэтому Мамоня — обжора, лентяй и разиня. Варианты фамилии — Мамонин, Мамошин.

Мамонов Николай Евграфович (1828-1888) — врач и основатель Московского общества русских врачей. Его работы были, в основном, посвящены санитарии. По его инициативе проведено исследование и опубликованы «Материалы для истории медицины в России».

2. Значение и происхождение фамилии Мамонов.

Фамилия Мамонов, по одной из версий, могла восходить к крестильному имени Мамон, которое, в свою очередь, является одной из форм имени Мамант, что в переводе с греческого означает «грудной ребенок». Известно, что до середины XVII века это имя произносилось с ударением на 1-ом слоге. Однако уже в XVI—XVII вв.ека в южнославянских текстах зафиксированы формы Мамонт, Мамон с ударением на 2-ой слог.

Это имя появилось в именнике в честь святого Маманта, жившего в III веке в Пафлагонии. Святой был известен тем, что с детства его оберегали божеские силы. В отроческом возрасте он попал в окружение диких зверей, но те к нему даже не прикоснулись.

Нельзя исключить версию о том, что исследуемая фамилия могла произойти от диалектного прозвища Мамон в значении «живот, желудок». Такое прозвище мог получить полный человек, любящий покушать.

Кроме того, существовало прозвище Мамоня — «сластена, лентяй».

Также в основе фамилии может лежать прозвище Мамоня в значении «соблазнитель, прельститель».

Существует еще одна, не менее правдоподобная версия происхождения фамилии Мамонова. Согласно этой гипотезе, Мамоновы могли иметь в своем роду предка с тюркским именем Мамон в значении «тихий, скромный, робкий, кроткий».

Таким образом, потомки человека, обладавшего именем или прозвищем Мамон, со временем получили фамилию Мамоновы.

В истории России известен дворянский и графский род Дмитриевых-Мамоновых, происходящий от князя Константина Ростиславовича Смоленского, внук которого, Александр Юрьевич Нетша, был родоначальником Дмитриевых, Дмитриевых-Мамоновых и Даниловых. Согласно документам, Григорий Андреевич Мамон Дмитриев был окольничим; Михаил Самсонович Дмитриев был воеводой и наместником звенигородским, убит в бою с казаками в 1617 г. Его сын Михаил Михайлович был стольником и воеводой, именно его потомки в 1689 г. получили дозволение именоваться Дмитриевыми-Мамоновыми. Впоследствии многие представители этого рода занимали важные государственные посты. Например, Матвей Васильевич Дмитриев-Мамонов (1724—1810) был правителем Смоленского наместничества и сенатором, а его сын Александр был фаворитом императрицы Екатерины II. Однако со смертью, в 1863 г., единственного сына Александра Матвеевича пресекся род графов Дмитриевых-Мамоновых, дворянская же отрасль существует доныне. Род Дмитриевых -Мамоновых внесен в V и VI части родословной книги Московской губернии.

О точном месте и времени возникновения фамилии Мамонова в настоящее время говорить сложно, поскольку процесс формирования фамилий был достаточно длительным. Тем не менее, фамилия Мамонова представляет собой замечательный памятник славянской письменности и культуры.

3. Значение и происхождение фамилии Мамонов.

Скорее всего, фамилия Мамонов происходит от прозвища Мамон. Мамоном в старину называли богатство, пожитки, земные сокровища, а также желудок, живот. Следовательно, прозвище Мамон мог получить очень богатый человек или тот, у кого был большой живот. Стоит отметить, что в старину большой живот считался признаком здоровья, а также достатка. Однако в некоторых говорах Мамоном также иногда называли ленивого человека. Одно из первых упоминаний этого прозвища в исторических источниках относится ко второй половине XV века: в «Ономастиконе» С. Б. Веселовского записан Мамон Григорий Андреевич, окольничий вел. кн. Ивана III, 1484 г. Мамон, со временем получил фамилию Мамонов.

Театр

В 1992 году Мамонов ставит музыкальные шоу-спектакли и выступает на сцене драматического театра имени К.С. Станиславского. Среди его работ: «Лысый брюнет» (1991), «Полковнику никто не пишет» (1995), «Есть ли жизнь на Марсе?» (1997).

Спектакли участвовали в международных фестивалях Европы и Америки. 27 ноября 2003 года Петр Мамонов в последний раз сыграл спектакль «Шоколадный Пушкин» в «Клубе на Брестской» в рамках программы «Русский стиль», представляющей творческие вечера мэтров российского искусства.

А уже в марте 2004 года состоялась премьера «Мыши, Мальчик Кай и Снежная Королева». Потом был спектакль «Балет», созданный Мамоновым, Творческим объединением «СВОИ» и арт-группой «Слепые».

В конце 2012 года Мамонов после долгого перерыва вернулся на театральную сцену с новым моноспектаклем «Дед Петр и зайцы».

[править] Житие

Кто самый крутой рокер? Ты самый крутой рокер, ёпт!

Петр Мамонов

Мамонов, поющий раком ртом

Помним.

Кадр из «Острова»

Почти Джобс

В отличие от многих рокеров того поколения, тунеядцем Мамонов не был, а успел поработать банщиком, лифтёром, наборщиком в типографии, корректором, работником бойлерной, заведующим отделом писем в журнале «Пионер», и ещё черт знает кем, обо всём этом у него написано много песен и сыграно не меньше театральных ролей.

Как и большинство наших говнорокеров, стал гоняться за славой и деньгами, но параллельно бухал, курил дурь, потихоньку давал концерты, писал стихи и смотрел на то, что происходит вокруг, по факту плохо получилось и то, и другое, и третье. В результате, разосравшись с остальными участниками группы на почве музыки и зарождающегося у него ПГМ, Мамонов послал всех нахуй и уехал жить в деревню, где из простого советского алкаша эволюционировал в православного христианина.

Известные представители рода Дмитриевых-Мамоновых

  • Дмитриев-Мамонов, Василий Афанасьевич  — адмирал, командовал Днепровской военной флотилией при императрице Анне Иоанновне.

    • Дмитриев-Мамонов, Матвей Васильевич (1724—1810) — сенатор, действительный тайный советник, главный директор Екатерининской больницы.

      • Дмитриев-Мамонов, Александр Матвеевич

        Дмитриев-Мамонов, Матвей Александрович (1790—1863), российский командир эпохи наполеоновских войн, генерал-майор.

        (1758—1803) — один из фаворитов Екатерины II.

  • Дмитриев-Мамонов, Иван Ильич (1680—1730) — русский военачальник и государственный деятель, морганатический супруг царевны Прасковьи Иоанновны.
  • Дмитриев-Мамонов, Федор Иванович (1727—1805) — русский писатель-вольнодумец, бригадир, коллекционер.
  • Дмитриев-Мамонов, Михайло Михайлович — стольник и воевода в Севске.
  • Дмитриев-Мамонов, Александр Иванович (1787—1836) — командир Клястицкого гусарского полка, художник-баталист.

    • Дмитриев-Мамонов, Эммануил Александрович (1824—1884) — художник-портретист, график, славянофильский публицист и искусствовед. Сын предыдущего.
    • Дмитриев-Мамонов, Ипполит Александрович

      Дмитриев-Мамонов, Александр Ипполитович (1847—1915) — русский историк, географ, экономист. Сын предыдущего

      (1825-1884) — художник-оформитель, карикатурист. Брат предыдущего.

Значение фамилии Китов

Китаевы не потомки китайцев или выходцев из Китая. Тюркское имя Китай было весьма популярным среди русских еще в начале нашего тысячелетия, когда никто о Китайском государстве на Руси не слыхал. Даже владимиро- суздальский князь Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукова, помимо церковного имени Андрей, носил мирское имя Китай. Тем не менее связь между именем и названием государства есть: государство названо по китайской династии, основателем которой было монгольское племя китай. Название этого же племени стало личным именем. Так фамилия Китов не имеет отношения к рыбе кит. Слово Кит народная форма имени Тит честь почет (лат..появилась на Руст в веке, так было удобнее произносить. Слово китай также означает укрепление, плетень, набитый землей, и могло быть воинским прозвищем. Хочу добавить: Я слышал о такой версии,происхождения фамилии Китаев эта фамилия, произошла от названия части Москвы Китай-Город которая была огорожена плетнем из связанных ветвей -связка веток назвалась кита Александр Китаев.

Происхождение фамилии Китов: Русские фамилии.

Для каждой фамилии может быть рассчитано значение степени совместимости ее с другими фамилиями.

Совместимость фамилий позволяет определить насколько данные фамилии, благодаря своим особенностям и характеристикам, позволяют выстраивать коммуникативные, дружеские, любовные отношения между людьми.

Фамилия как зеркало человека — в ней отражается его характер, судьба. И понятно стремление любого человека окружить себя единомышленниками, с которыми чувствуешь себя в своей тарелке, с которыми спокойно и надежно.
Наоборот, борьба характеров, противостояние темпераментов ведут к спорам, разладам и конфликтам.

Поделиться ссылкой «Совместимость фамилий Мамонов и Китов» с друзьями в соцсетях:

МАМОНОВА: число взаимодействия с миром «8»

Люди, находящиеся под влиянием числа восемь, отличаются характером беспокойным и целеустремленным. Они редко бывают довольны тем, что имеют, и стремятся максимально расширить границы своих возможностей. Потенциал «восьмерочников» очень велик, но и запросы маленькими не назовешь, поэтому чувство удовлетворения от проделанной работы или радость победы они испытывают редко. Люди восьмерки умеют строить планы и воплощать их в реальность, но вынуждены мириться с тем, что все получается немного (а то и вовсе) не так, как было задумано.

«Восьмерочники» мало чего боятся. Ответственность за других и руководство большими коллективами для них естественны, как и резкие перемены в жизни. Как правило, они хорошо ладят с окружающими, но стараются избегать слишком большой близости и предпочитают играть роль лидера в отношениях. Высоко ценя интеллект, моральные качества и чувство юмора, они не переносят лести и лжи, а также бывают очень чувствительны к проявлениям невежливости и бестактности.

Супружеские отношения «восьмерочников» складываются мирно, хотя не всегда в них присутствуют страсть или даже глубокая привязанность. Тем не менее, люди восьмерки почти всегда стремятся к устойчивым отношениям и браку – без постоянного спутника жизни они чувствуют себя дискомфортно. Избегать ссор в семье им помогает врожденный такт, а справляться с бытовыми проблемами – умение как действовать самостоятельно, так и распределять обязанности.

«Восьмерочники» любят принимать гостей и не упускают возможности похвастаться своим домом, как правило – большим и уютным. Собственное жилье – «пунктик» многих людей восьмерки; в съемных квартирах или родительском доме они обычно чувствуют себя не слишком уютно. При этом стяжателями, интересующимися только материальными благами, их назвать никак нельзя; многие «восьмерочники» щедро делятся всем, что зарабатывают, активное участие принимают в деятельности благотворительных организаций и помогают близким и дальним родственникам деньгами. Но главное, что дают люди восьмерки окружающим – это их любовь и искренняя заинтересованность.

«Восьмерочники» так заботятся о других, что порой им не хватает сил и энергии на то, чтобы обустроить собственную жизнь. Другой распространенной проблемой является стремление к недосягаемым целям и неспособность сохранять спокойствие и здравый смысл, если на пути появляются препятствия.

Мамонов-киноактер

В 1988 году Петр Мамонов снялся в фильме Рашида Нугманова «Игла», где главную роль сыграл еще один знаковый персонаж рок-тусовки — Виктор Цой. Соратники по музыкальному поприщу, на экране Мамонов и Цой предстали антагонистами. Герой Мамонова, зловещий доктор Артур Юсупович, воплощал коварное зло, а персонаж Цоя, благородный Моро, — добро. Рашид Нугманов открыл для кинематографа Мамонова-актера, и за то стоит сказать режиссеру большое спасибо. С тех пор Мамонов не раз снимался в кино, и коллекция его экранных созданий поражает воображение. Аутичный саксофонист Лёха в фильме Павла Лунгина «Такси-блюз» (приз за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале — 1990!), таинственный геодезист Мефодий в третьей и последней режиссерской работе Сергея Сельянова «Время печали еще не пришло», собеседник героини Жанны Моро в одиозной картине-фантазии Рустама Хамдамова «Анна Карамазофф», старец-исцелитель Анатолий в значительном фильме Лунгина «Остров» и венценосный юродивый Иван Грозный в его же картине «Царь». Особой строкой в фильмографии Петра Мамонова проходит сотрудничество с дуэтом режиссера Сергея Лобана и сценаристки Марины Потаповой. В 2005 году он неожиданно принял предложение молодых и никому не известных кинематографистов сняться в их странном, экспериментальном фильме «Пыль» в роли очередного зловещего доктора. А через несколько лет Мамонов солировал в одной из новелл оригинального фильма Лобана «Шапито-шоу».

«Остров»

В 2006 году продолжилось сотрудничество Мамонова и режиссера Лунгина. В драме «Остров» актер  получил роль главного героя — старца Анатолия, всю жизнь искупающего грех убийства.

Фильм получил шесть премий «Золотой орел», шесть премий «Ника», приз зрительских симпатий и приз за лучшую мужскую роль на фестивале в Онфлере, во Франции. Эта малобюджетная картина собрала в прокате больше 2 миллионов долларов. Рейтинги фильма оказались заоблачными.

Лента открывала «Кинотавр 2006» и фестиваль духовного кино в Риме, закрывала Венецианский кинофестиваль, а 27 июня 2006 года была впервые показана в столице России — в рамках  внеконкурсной программы XХVIII Московского международного кинофестиваля.

В огромном зале не было ни одного свободного места, во время сеанса стояла напряженная тишина, а по его окончании публика 10 минут стоя аплодировала Лунгину и Мамонову  — настолько сильным оказалось впечатление от картины.

Павел Лунгин говорит, что картина «Остров» — «это фильм о Боге, стыде, грехе, преступлении. Но это еще и попытка рассказать о том, как это мучительно больно — быть человеком. И как необходимо им быть». Лунгин также отмечал, что «Остров» в чем-то продолжает «Покаяние» Тенгиза Абуладзе и «Цареубийцу» Карена Шахназарова, но он более камерный и в большей мере обращен к отдельному человеку, нежели к обществу в целом.

«Остров» снимался в городе Кемь в Карелии, на берегу Белого моря. Оттуда отходят катера на Соловки. Павел Лунгин считает, что аудитория этого фильма —  «это мучающиеся люди, те, которые не потеряли надежду найти смысл жизни. Мне кажется, что самодовольные христиане так же не примут этот фильм, как и самодовольные атеисты. Еще Бердяев сказал, что в наше время ему кажется, что мучающийся атеист ближе к Богу, чем самодовольный христианин».

Петр Мамонов считает, что «самое ценное в этом кино — это что фильм достаточно робкий, что никаких там нет лозунгов, что никто ни на чем не настаивает

Мы робко притронулись к очень важной теме». «Остров» — очень удачная работа, я ее не стыжусь

Я сделал все, что мог. Во время съемок целыми ночами думал и плакал… Посмотрел его девять раз и он мне все больше нравится! Только не надо к этому кино относиться на полном серьезе. Это не культурная революция типа фильм про православную веру. Просто о людях, выбравших такой путь», — признается Петр Николаевич.

Неподражаемый Мамонов дружен с Лунгиным с самого детства. Режиссер признается, что без Мамонова не было бы этой картины. Как не было бы и удачного знакомства с Виктором Сухоруковым. Если талант Дмитрия Дюжева Лунгин разглядел сам, то личность Сухорукова режиссеру раскрыл именно Мамонов.

Вера

Именно там, в 45 лет, к Мамонову пришла вера, которая помогла найти выход из жизненного тупика. «Стал думать для чего вообще жить, для чего мне эти отпущенные семьдесят — или сколько там — лет жизни. А прапрадед мой  был протоиреем собора Василия Блаженного. Дай, думаю, куплю молитвословчик, посмотрю, о чем они там молятся», — рассказывает Петр Николаевич.

С тех пор он занялся самосовершенствованием в православии, стал регулярно посещать местную церковь, исповедаться и молиться.

«Деревенские спрашивают: «Ты че, Петро, в церковь зачастил?», а я им: «Ты пивко любишь попить, с мужиками в пивной целый день простоять?» – «Люблю». – «А я в церковь люблю ходить». Это было начало, а настоящая встреча с Богом произошла не так давно… Я не мог выбраться из одного греха. Никак не мог. И вот утром на Сретение встал и вдруг почувствовал, что Господь залил мое сердце любовью и обезоружил меня. Вера вдруг пришла – как обухом. Смысл появился: вечная жизнь и счастье всегда. Мне даже рай приснился! И знаешь, что я понял? Рай — это так, как каждый хочет. «Ящик» выбросил в окно. Читаю труды святых отцов, Библию, стараюсь жить по божьим законам. Тяжело. Бог нам деньги придумал по нашей немощи, чтобы мы делились ими. А мы что делаем? Он украл, и он украл. А этот – не успел. Не хватило. Сколько можно копить? Кому все это достанется? Может быть, нам совсем немного осталось? Над собой работай, злобу уменьшай».

Кстати, чтобы сняться в «Острове», Мамонов испросил разрешения у своего духовного отца. Приступил к работе лишь после благословения.

[править] Работа в кино

Мамонов — гений, безусловно, — я думаю, надо использовать не его для кино каких-то не шибко талантливых киношников в качестве каких-то «ролей», которые явно мельче масштабов его таланта, а наоборот — просто снимать его «как такового».

— Жариков

Дебютировал в кинофильме «Игла», где сыграл вместе с Тсоем. Период бурной актёрской деятельности пришёлся на 1990—1992 годы, один из фильмов, где поциент снялся в главной роли — это «Такси-блюз» П. Лунгина.

Ролью саксофониста-алкоголика Мамонов здорово протроллил поцреотов. Некоторые до сих пор срут кирпичами, хотя уж лет прошло.

Потом я увидел его фильм «Такси-блюз» с тем же Петром Мамоновым в одной из главных ролей. Фильм был пронизан не просто презрением, а какой-то зоологической ненавистью ко всему русскому. Там есть характерный эпизод, когда еврейский музыкант (в исполнении П. Мамонова) говорит русскому таксисту: не прикасайся к моему саксофону своими руками, я же после тебя этот саксофон в руки взять не смогу, не то что на нём играть… Есть ещё множество эпизодов (особенно, заключительная сцена), которые прямо дышат ненавистью к русскому народу.

Другая главная роль, доставившая массу удовольствия зрителям, — землемер в фильме С. Сельянова «Время печали ещё не пришло». В этой странной комедии показана сцена обрезания МПХ при помощи топора, присутствуют ноты, написанные шрифтом Брайля, есть расовый татарин, вступивший в ряды израильской военщины, и множество более мелких лулзов.

На церемонии вручения премий «Золотой орёл» Мамонов выступил с речью, в которой назвал ажиотаж вокруг фильма «Остров» нездоровым и отметил чреватое последствиями безразличие общественности к реальным проблемам страны. Также он отметился своим фееричным видом. На сие великосветское мероприятие Мамонов припёрся практически в том виде, в котором снимался в фильме, что привело к фалломорфированию собравшейся публики. Говоря о проблемах современной России, Мамонов замечательно высказался о Путине:

А Путин — он маленький, худенький, че он может? Он… он разведчик. Он там (аплодисменты)… Где мы-то с вами, где?

Эта речь была цензурирована в трансляции церемонии по российскому телевидению, что как бы говорит нам…

В 2009 году следует продолжение темы — «Иван Васильевич меняет профессию» «ЦАРЬ», где Мамонов сыграл собственно Иоанна Грозного. В исполнении Мамонова царь предстал беззубым дремучим маньяком с болезненно завышенным ЧСВ. На протяжении фильма он пребывал в ожидании грядущего «Бледного Коня, имя которому — смерть», строил Новый мистический Иерусалим, молился, постился, слушал… да-да. Привычному течению болезни помешал митрополит Филипп, за что и пострадал.

Сразу после премьеры фильм вызвал неиллюзорный баттхерт у отдельных групп населения — православных, поцтреотов и имперцев. Суть его заключалась в резком неприятии образа царя, который ассоциировался у одних со святостью, непорочностью и образцом державного правителя, у других с фимозной личностью планетарного масштаба, далёкой от Бога.

Как реакция — брожение умов, битьё морд и троллинг разного пошиба.

Досталось и отцу Иоанну Охлобыстину за роль шута, как «лицедейцу». Тут стоит отметить, что православные святым Иоанна Грозного никогда не считали, к шутам относятся равнодушно, а некоторым поцтреотам просто не хватило школьной программы и элементарной трезвости для адекватного восприятия реалий того времени, предложенных в «Царе». Справедливости ради стоит отметить, что на глубокую историчность сие творение не претендует. Впрочем, кого это волнует?

Из последних работ Мастера можно отметить доставляющий местами «Шапито-шоу» и роль вора в законе в свежем научно-фантастическом высере на тему ВОВ «Пепел», где Мамонов появился всего на несколько минут, но успел изобразить по-настоящему страшного (хотя бы одним своим видом) местного авторитета. Также стоит отметить выходящий в конце 2014 года фильм «Иерей-сан», в котором Петр Николаевич также принимает участие. Судя по тому, что снимает фильм режиссер «Соловья-разбойника», сценарий пишет Охлобыстин, а православного священника играет Кэри-Хироюки Тагава, на выходе должен получиться знатный треш.

Мамонов-музыкант

В отличие от большинства музыкальных деятелей своего поколения, Мамонов не стал в юности битломаном. Его музыкальными кумирами были афроамериканцы Майлз Дэвис, Рэй Чарльз. Стиль Мамонова-музыканта также отличала бешеная, первозданная энергия. В ходе концертов он не просто пел, но устраивал целый спектакль: принимал причудливые позы, неожиданно падал плашмя, вихлялся, имитировал судороги и пускал пену изо рта… Каждая композиция «Звуков Му» становилась, таким образом, камланием, вводящим публику в коллективный транс. Только сложившись, группа приобрела необыкновенную популярность в рок-среде, музыканты кочевали по квартирникам, а в 1985-м «Звуки Му» получили возможность участвовать в официальных рок-концертах. История группы — яркая, но недолгая. Мамонова отвлекали съемки в кино, театральные эксперименты. Не хватало сил и терпения на то, чтобы развивать музыкальный коллектив. Но «Звуки Му» периодически возникают из небытия, в обновленных составах. Вот и в день своего 65-летия Мамонов обещает дать концерт в составе группы «Совершенно новые Звуки Му».

Петр Мамонов на концерте «Приключения Незнайки». Фотография: petrmamonov.ru

Биография

Актер и рок-музыкант Петр Николаевич Мамонов родился в семье московских интеллигентов на Большом Каретном. Отец был инженером, мама – переводчица скандинавских языков.

«Я рос на Большом Каретном, и у нас было принято в начале 1960-х — выходили во двор ребята лет по 20 вечером, стояли, курили – и разговор часа на два. И вот в том числе, наверное, Высоцкий там стоял, он как раз в те годы там жил», — вспоминает Петр Николаевич.

Феноменальный артистизм Мамонова проявился еще в детском возрасте. Правда далеко не все разглядели в нем творческую личность, скорее, наоборот, считали бунтарем и хулиганом.  Его даже дважды выгоняли из школ за то, что «устраивал цирк».

Он был в числе первых московских хиппи. В середине 1960-х собрал свою первую музыкальную группу «Экспресс» и выступал на школьных вечеринках. С юных лет писал стихи, устраивал спектакли. К тому же прекрасно танцевал твист и рок-н-ролл.

В 1979 году Петр окончил Московский полиграфический техникум. Затем в 1979-1982 годах учился на редакторском факультете Московского полиграфического института. В совершенстве владеет английским и норвежским языками, его переводы публиковались во многих поэтических антологиях. Работал печатником в типографии «Красный пролетарий».

Значение фамилии Грехов

Почему человек мог получить прозвище Грех, Грешник, Греховод вроде бы понятно отступник от бога, совершивший богу неугодный поступок. Но слово грех имело и более прозаическое значение беда, несчастье; преступление; распутство; греховодить соблазнять, совращать, греховод тот кто соблазняет, вводит в грех. (Даль) В любом случае это характеристика не благовидного человека. Но возможно и профилактическое происхождение имени, т.е. могло дано ребенку, дабы он не впал в грех, не стал преступником. В словаре Веселовского есть .Веселовского Грех Перфилий, крестьянин, г. Нижний Новгород.

Происхождение фамилии Грехов: Русские фамилии.

Происхождение и история рода

Происходит от князя Константина Ростиславовича Смоленского, внук которого, Александр Юрьевич Нетша, был родоначальником Дмитриевых, Дмитриевых-Мамоновых и Даниловых.

Григорий Андреевич Дмитриев († в 1510 г.) был окольничим; Михаил Самсонович Дмитриев был воеводой и наместником звенигородским, убит в бою с казаками в 1617 г. Сын его Михаил Михайлович Дмитриев был стольником и воеводой в г. Севск, где вторым воеводой одновременно с ним был Скрябин Михаил Фёдорович. Потомки Михаила Михаловича в 1689 г. получили грамоту именоваться Дмитриевыми-Мамоновыми. В 1688-1689 годах воевода г. Царицын Илья Михайлович Дмитриев-Мамонов.

В Боярской книге за 1692 год записаны стольники: Афанасий и Илья Михайловичи Дмитриевы-Мамоновы.

Н. А. Баскаков не сомневается в тюркской основе прозвища. Он считает, что наименование фамилии восходит к слову маммун (момун) — «тихий, скромный», что, по его мнению, вместе с наличием такого имени у казанцев усиливает доказательства в пользу казанско-тюркского происхождения фамилии, наличие полумесяца и восьмиконечной звезды на родовом гербе — является подтверждением казанского происхождения.

Василий Афанасьевич Дмитриев-Мамонов (ум. 1793) — адмирал, жена — Грушецкая, дочь боярина и стольника Михаила Фокича Грушецкого.

Их дети: Матвей (1724—1810) — сенатор, тайный советник, президент Вотчинной коллегии, владел участком в районе нынешнего Мамоновского (Мамонова) переулка, Елена (1716-ок. 1744) и Екатерина. Елена Васильевна замужем за графом Александром Григорьевичем Строгановым (02.11.1698, ум. 07.11.1754), похоронена в церкви во имя Святителя Ник. Чудотв. в Котельниках в Москве. Екатерина Васильевна вышла замуж за Ивана Андреевича Фонвизина — их дети: Денис Иванович Фонвизин (р. между 1743 и 1745, ум. 1792) — легендарный драматург, Павел Иванович (ум. 1803) — пятый директор Московского университета (1784—1796), и Феодосия Ивановна, которая вышла замуж за премьер-майора Василия Алексеевича Аргамакова, сына Алексея Михайловича Аргамакова (1711—1757) — первого директора Московского университета (1755—1757).

Матвей Васильевич Дмитриев-Мамонов (1724—1810) (сын Василия Афанасьевича и Грушецкой) был правителем Смоленского наместничества и сенатором. О сыне его Александре, фаворите императрицы Екатерины II, — см. соотв. статью. Со смертью, в 1863 г., его единственного сына окончательно пресекся род графов Дмитриевых-Мамоновых, дворянская же отрасль существует доныне. Александру Ипполитовичу Дмитриеву-Мамонову (1847—1915), действительному статскому советнику, чиновнику МПС, Именным Высочайшим Указом 1913 г. дозволено потомственно пользоваться графским титулом Всероссийской Империи с правом передачи его старшему в роде (Гербовник XXI, 1).

Род Дмитриевых-Мамоновых внесен в V и VI части дворянской родословной книги Московской губернии (Гербовник I, 30 и II, 21).

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий