Значение и происхождение фамилии Мамонтов

Семья Саввы Ивановича Мамонтова

Биография Саввы Мамонтова, его семья интересуют многих людей нынешнего поколения. В 1864 году младший сын отправляется в Италию, чтобы подлечиться и изучить положение на местных рынках. Здесь он знакомится со своей будущей женой – Елизаветой Григорьевной Сапожниковой. 17-летняя девушка не отличалась особенной красотой. Но Савву Мамонтова привлекло в ней совсем не это. Она увлекалась искусством, прекрасно пела, много читала и занималась музыкой. Спустя год состоялась пышная свадьба, после которой молодые поселились в Москве. Именно в это время Мамонтовы отошли от торгового дела и занялись железнодорожным строительством. Занимаясь семейным бизнесом, Савва Мамонтов, краткая биография которого изложена в статье, никогда не переставал служить искусству и вкладывал в него огромные средства.

После смерти отца в 1869 году руководство семейным бизнесом полностью перешло в руки младшего сына. Молодая семья решает приобрести собственный дом. В поместье Абрамцево, владельцем которого с 1870 года стала семья Мамонтовых, постоянно собирались именитые русские художники, литераторы и музыканты. Благодаря содействию Саввы Ивановича в то время начала развиваться опера. Зазвучали и стали знамениты такие имена, как Шаляпин, Мусоргский, Римский-Корсаков

Большое внимание меценат уделял декорациям, которые писали знаменитые художники. Сам Мамонтов Савва Иванович, краткая биография которого, конечно, не может раскрыть всех его талантов, вместе с историками и искусствоведами кропотливо выбирал все декорации, сценические детали и костюмы

Наследник состояния

Савва Мамонтов родился 14 октября 1841 года в сибирском городе Ялуторовске. Его отец Иван Мамонтов занимался винным откупом: откупщики платили государству налог на алкоголь и получали право продавать его по своим ценам. В 1847 году Иван Мамонтов начал торговать вином в Московской губернии. Перебравшись в Москву, он основал Закаспийское торговое товарищество, приобрел акции Московско-Курской железной дороги, участвовал в строительстве Московско-Ярославской железной дороги.

Купцы того времени считали достаточным давать детям домашнее образование. Но шестеро детей Мамонтовых учились в гимназиях и университетах. Непоседливый Савва, третий по старшинству, был в числе отстающих учеников. В 1859 году, сдав через подставное лицо вступительный экзамен в Петербургский университет, он перевелся в Москву. Учеба на юридическом факультете не сделала из Мамонтова юриста, зато он стал завсегдатаем театральной студии и политических кружков. Летом 1862 года, после студенческих беспорядков в Казани, Петербурге и Москве, отец отправил сына в Баку — подальше от полиции, которая подозревала Савву в революционной деятельности. Он хотел, чтобы сын наконец прекратил «музыкантить, петь и кувыркаться в драматическом обществе».

В конторе Закаспийского торгового товарищества 20-летний Савва наконец занялся делом. Почти год он провел в Баку и городах Персии, а в конце 1863 года вернулся в Москву и вскоре отправился в Милан поправить здоровье после длительного каспийского вояжа. Здесь Мамонтов начал брать уроки оперного вокала, репетировал басовые партии в миланском театре — правда, на профессиональной сцене так ни разу и не выступил. Но ясно понял, что искусство для него было бóльшим, чем просто увлечением. Савва чувствовал и понимал прекрасное как истинный художник. Позже живописец Илья Репин признавался коллеге по цеху Валентину Серову: «Я люблю с ним советоваться, он ведь очень чуткий человек — артист и умница!».

Падение

Разорение С.И. Мамонтова стало шоком для всех. Никто не ожидал ничего подобного, его арест воспринимался, как неудачная шутка, а его партнеры и вовсе не сразу поверили в возможность такого сценария. Однако, как нам кажется, крах С.И. Мамонтова начался задолго до финансового скандала 1899 года. Все началось со слухов о связи Саввы Ивановича и актрисы РЧО Татьяны Любатович. Эта история очень тяжело была воспринята и Елизаветой Григорьевной Мамонтовой и младшими Мамонтовыми. С этих пор Елизавета Григорьевна закрывается в Абрамцеве, а Савва все более теряет былую веселость и беззаботность, начинаются конфликты с ближайшими друзьями и соратниками.

За 1890-е годы Мамонтов успел страшно поссориться с Репиным, Коровиным, Шаляпиным и даже незлобливым и тихим Врубелем. Если верить современникам, «Савва становился самодуром».

Возможно, этот душевный разлад и вызвал те промахи, которые Савва Иванович допустил в своих железнодорожных делах. Ввиду убыточности и нехватки средств на строительство железной дороги в Архангельск Мамонтов стал использовать деньги из казны акционерного общества Ярославской дороги для поддержания других своих проектов. На фоне нарастающего мирового кризиса перепроизводства это было очень рискованно. Но Мамонтов надеялся, во-первых, на данную ему концессию для строительства ветки Петербург-Вологда-Вятка, а во-вторых, на казенный кредит, на который он, друг и соратник всесильного министра финансов С.Ю. Витте, как ему казалось, мог рассчитывать. Именно здесь он и просчитался.
Не будучи силен в большой политике, Мамонтов не заметил изменения политико-экономического курса Витте, и когда акционеры потребовали отчета, а кредиторы – выплат, Савва Иванович просто не смог со всеми рассчитаться. Это вызвало целую цепочку обрушений и, наконец, арест самого Мамонтова, его брата и их компаньонов.

На защиту Мамонтова встала вся художественная общественность Москвы, защищать его в суде вызвались лучшие юристы – А.Ф. Кони и Ф.Н. Плевако, которые убедили присяжных в невиновности промышленника. Это, правда, не вернуло Савве Ивановичу потерянного. Все его имущество, включая дом в Москве, коллекцию произведений искусства, все акции, заводы и земли – все это было арестовано и распродано. Только Абрамцево, как собственность жены, к счастью, осталось нетронутым.

Остаток жизни Савва Иванович доживал в доме своей дочери на задворках Бутырского замка, где располагалась московская керамическая мастерская «Абрамцево». Несколько раз Мамонтов будет пытаться вернуться к делам, но в итоге бросит эти попытки. Главное и единственное, что останется у постаревшего Садко — это семья: дочь, сын и внуки, которых он будет нежно любить. С женой он так и не помирится. Умрет Савва Иванович очень тихо в апреле 1918 года после всех позорных миров и революций. Похоронен будет в Абрамцеве. Служащий железной дороги, увидев процессию и узнав о том, кого хоронят, воскликнет: «Эх, буржуи, такого человека похоронить не можете как следует!»

Могилы Саввы Мамонтова, его жены Елизаветы и дочери Веры. Усадьба Абрамцево, Московская область.

Поддержка жены Елизаветы Григорьевны

Жена Саввы Ивановича во всем поддерживала своего мужа. Именно она открыла школу для детей крестьян, а чуть позже и столярную мастерскую. Выпускники этой мастерской получали в награду набор инструментов, что позволяло им и дальше заниматься трудовой деятельностью.

В доме Мамонтовых была прекрасная библиотека. Елизавета Григорьевна всегда оказывала помощь в подборе необходимых исторических сведений и документов, если кто-то из художников брался писать полотно на историческую тематику. Нередко во время работы художников она читала им классическую литературу, развивая чувство прекрасного в молодых дарованиях.

Савва Мамонтов: биография, дети

Савва Иванович очень удачно совмещал служение культуре и искусству с предпринимательской деятельностью. И то и другое отнимало немало сил, но для него это было делом всей жизни. Как признавался сам предприниматель, он ни за что не бросит заниматься ни искусством, ни бизнесом. В своей предпринимательской деятельности, кстати, он видел не только денежную прибыль, но и служение людям, служение на благо людей.

Биография Саввы Мамонтова была бы неполной, если не упомянуть о детях, наследниках великого мецената и промышленника. В семье было пятеро детей. Примечательно, что всех своих отпрысков Савва назвал так, что из первых букв их имен складывалась его собственное имя. Сергей, Андрей, Всеволод, Вера, Александра – САВВА. Один из сыновей, Сергей, в какой-то мере продолжил дело отца. Его имя не стало таким же известным, однако он был и драматургом, и поэтом, достаточно знаменитым в своих кругах.

МАМОНТОВ: число истинных особенностей «3»

Люди, находящиеся под влиянием числа три, отличаются завидной любовью к жизни и умением проносить веру в лучшее через все испытания, которые посылает им судьба. Возможно, этому способствует их дар видеть прекрасное в повседневном.

«Троечникам» чужды такие качества, как жажда наживы любой ценой и зависть по отношению к счастью других людей. Они наслаждаются тем хорошим, что у них есть, и благодарят жизнь за повседневные радости, замечать и ценить которые дано не всем.

Человек, подверженный воздействию вибраций числа три, имеет редкий дар одеваться элегантно, подчеркивая с помощью одежды и аксессуаров выгодные стороны своей внешности, не обладая при этом безупречной красотой. Удивительно, что «троечник» прекрасно выглядит даже в том случае, если не имеет достаточно средств, чтобы тратить деньги на дорогие вещи. На помощь ему в этой ситуации приходят врожденное обаяние и тонкий вкус.

Являясь прирожденными ораторами, «троечники» без труда увлекают своими идеями других людей. Им нет нужды командовать окружающими, отдавать приказы. Все, что им нужно, они могут получить исключительно благодаря врожденному дару убеждения и умению нравиться тем, в чьей помощи они нуждаются.

Особенности числа три проявляются в человеке через обостренную интуицию. Она позволяет избегать в общении острых углов, сглаживать наметившиеся конфликтные ситуации и дружить с людьми самых разных убеждений. Разговориться по душам с незнакомцем и за короткое время расположить его к себе – абсолютно рядовая ситуация для «троечника», не требующая от него каких-либо усилий.

К положительным качествам «троечников» относится также их потрясающее чувство юмора. Они не боятся выглядеть смешными в любой ситуации, всегда готовы от души посмеяться (в том числе и над собой). Они не требуют развлекать себя, им весело и интересно жить в тех обстоятельствах, которые предлагает им жизнь. В любой компании такие люди являются желанными, потому что придают общению непринужденность.

Единственный, пожалуй, недостаток «троечников» – это лень. Назвать их терпеливыми и усидчивыми язык не повернется. Там, где для достижения успеха надо приложить усилия, им будет не очень комфортно. А переделывать уже выполненную работу для таких людей – просто мука.

Родословная роспись

  • Иван Мамонтов (1730-?)

    • Фёдор Иванович (1760—1811) — занимался откупным промыслом. Похоронен в Звенигороде

      • Иван Фёдорович (1802—1869). После Мосальска торговал спиртным сначала в Шадринске (Зауралье), а затем перебрался в Ялуторовск. Переехал в Москву в 1849 году. Жена — Мария Тихоновна Лахтина (1810—1852).

        • Виктор Иванович
        • Александра Ивановна (р. 1833)
        • Ольга Ивановна
        • Федор Иванович (ок. 1837—1874). Жена — Ольга Ивановна Кузнецова (1847—1932). По завещанию отца получил усадьбу Киреево.

          • Якунчикова, Мария Фёдоровна (1863—1952). Муж — Владимир Васильевич Якунчиков (1855—1916).
          • Софья Федоровна (1868—1920). Жена камергера Павла Александровича Тучкова (ум. 1918).
          • Иван Фёдорович (1869−1920). Жена — Зинаида Константиновна Рукавишникова

            • Мамонтов, Сергей Иванович (1898—1987). Белогвардеец, эмигрант, автор книги «Походы и кони».
          • Ольга Фёдоровна (1872—1952). В замужестве — Тамара.
        • Мамонтов, Анатолий Иванович (ок. 1840—1905). Владелец типографии и книжного магазина, коллекционер, переводчик. Жена — Мария Александровна Лялина (певица)

          • Татьяна Анатольевна Мамонтова (1863—1920). Муж — Г. А. Рачинский (1856—1925).
          • Мамонтов, Михаил Анатольевич (1865—1920) — художник-пейзажист, издатель
          • Наталья Анатольевна (1870—1906)
          • Юрий Анатольевич (1871—1907)
          • Прасковья Анатольевна (Параша) (1873—1845). Муж — А. К. Рачинский
          • Людмила Анатольевна (6.05.1874 — 22.06.1937). Муж — М. В. Муравьев
        • Мамонтов, Савва Иванович (1841—1918). Жена — Елизавета Григорьевна Сапожникова (1847—1908)

          • Мамонтов, Сергей Саввич (1867—1915), — поэт, драматург, создатель театра миниатюр. Жена — Эберле, Варвара Аполлоновна (Эберлей, Мельникова), оперная певица
          • Мамонтов, Андрей Саввич (1869—1891), художник. Послужил моделью к образу Алеши Поповича для картины В. М. Васнецова «Богатыри».
          • Всеволод Саввич (1870—1951). Автор книги «Воспоминания о русских художниках». Жена — Елена Дмитриевна Свербеева (её брат Свербеев, Фёдор Дмитриевич был женат на Маре Олив).
          • Вера Саввишна (1875—1907) + Самарин, Александр Дмитриевич

            • Юрий, Елизавета (в зам. Чернышева)
          • Александра Саввична (1878—1952)
          • Наталия Саввишна (1883—1945), муж — Третьяков, Сергей Николаевич
        • Мамонтов, Николай Иванович (1845—1918). Владелец книжного магазина на Кузнецком мосту. Жена — Анна Александровна Щепотьева

          • Фёдор Николаевич (1885—1903). Жена — Мария Константиновна Рукавишникова
      • Михаил Фёдорович. Потомства не имел.
      • Николай Фёдорович (1807—1860). Первым переехал в Москву. Жена — Вера Степановна Вагина (1810—1864). «Купил большой и красивый дом с обширным садом на Разгуляе». Открыл на Сыромятнической улице фабрику сургуча, смолок и пробок, которая в 1858 году переехала в собственное помещение за Пресненской заставой, где был открыт завод лаков и красок. С 1853 года он уже купец первой гильдии, Потомственный почётный гражданин Москвы.

        • Иван Николаевич (1846—1899), директор завода по производству сургуча и красок. Жена — Екатерина Александровна Робер

          • Мамонтов, Сергей Иванович (1877—1938) — дирижер. Жена — Шереметьевская, Наталья Сергеевна

            • Наталья Сергеевна Мамонтова (1903—1969) была замужем за британским продюсером Вэлом Гилгудом, затем за шотландским композитором Сесилом Греем.
        • Кирилл Николаевич . Разорился, покончил с собой. Жена — Маргарита Оттовна Левенштейн

          • Морозова, Маргарита Кирилловна. Муж — Морозов, Михаил Абрамович

            • Морозов, Михаил Михайлович
            • Морозова, Мария Михайловна
          • Елена Кирилловна. Муж — Родион Дмитриевич Востряков
        • Александр Николаевич (1832—1900). Жена — Татьяна Алексеевна Хлудова (дочь коллекционера Хлудова, сестра Варвары Морозовой)

          • Марина Александровна. Муж — Николай Анатольевич Костарев

            • Татьяна, Елена, Николай
        • Виктор Николаевич (1839—1903). Музыкант, хормейстер Большого театра
        • Николай Николаевич
        • Зинаида Николаевна (1843—1919) + Якунчиков, Василий Иванович

          • Якунчикова, Мария Васильевна (Вебер), Николай (1873—1931) — предприниматель, дипломат; атташе лондонского посольства; Вера Вульф (1871—1923) — художница, музыкант, благотворительница; замужем за Георгием Викторовичем Вульфом.
        • Вера Николаевна (р. 1844) + Третьяков, Павел Михайлович

          • Вера (1866—1940), Александра (1867—1959; муж — Боткин, Сергей Сергеевич), Любовь (1870—1928), Михаил (1871—1912), Мария (1875—1952), Иван (1878—1887)
        • Евдокия Николаевна (1849—1921). Муж — Константин Васильевич Рукавишников

          • Константин, Зинаида, Евдокия, Елена, Николай, Мария

Банкротство империи Мамонтова

В это же время расширялась промышленная империя Мамонтова. После смерти отца в 1869 году Савва продлил железную дорогу от Ярославля до Костромы. Это решение вызвало всеобщее недовольство: торговый оборот с Русским Севером в то время не окупал затраты на строительство дороги. В 1878 году была открыта Донецкая железная дорога, тоже признанная «нерентабельной». В 1882 году ее довели до Мариуполя, и донецкий уголь стал поступать к морю. В 1897 году Мамонтов продлил костромскую дорогу до Архангельска. В его планах было начать строительство дороги Петербург — Вятка, а также железнодорожной ветки от Томска до Ташкента. При этом Мамонтов хотел создать конгломерат из заводов, которые производили бы металл и оборудование для железных дорог. Чтобы получить деньги на реализацию проекта, ему пришлось взять их из кассы Ярославской железной дороги.В сентябре 1899 года Савва Мамонтов был арестован. Одни историки полагают, что он стал жертвой соперничества министра финансов Сергея Витте и министра юстиции Николая Муравьева. Другие считают, что разорение было срежиссировано исключительно Сергеем Витте. С его молчаливого согласия Мамонтов приступил к воплощению своего плана, и именно Витте отдал приказ об аресте. Пока промышленника держали в заключении, его предприятия и недвижимость распродали за бесценок. Сумму залога подняли с 763 тысяч до заоблачных 5 миллионов, чтобы не выпустить промышленника на свободу, ведь он успел бы спасти капитал. Бывшая любовница Саввы Любатович и директриса Частной оперы Винтер спешно вывезли из театра имущество, часть которого распродали, а часть стали сдавать в аренду «родной» труппе за немалые деньги.

Но общество встало на защиту московского Медичи. Начальник мастерских Ярославской дороги дал такие показания: «Савва Иванович — отец второй, добрая душа, другого такого не будет. Плакали мы горько, когда его взяли под арест. Все служащие сложиться хотели, внести кто сколько может, чтобы только вызволить его». Адвокат Федор Плевако произнес на процессе речь, вошедшую в историю отечественной юриспруденции: «Ведь хищение и присвоение оставляют следы: или прошлое Саввы Ивановича полно безумной роскоши, или настоящее — неправедной корысти. А мы знаем, что никто не указал на это. Когда же, отыскивая присвоенное, судебная власть… вошла в его дом и стала искать незаконно награбленное богатство, она нашла 50 рублей в кармане, вышедший из употребления железнодорожный билет, стомарковую немецкую ассигнацию… что же тут было? Преступление хищника или ошибка расчета? Грабеж или промах? Намерение вредить Ярославской дороге или страстное желание спасти ее интересы? Судите, но отнесите часть беды на дух времени, дух наживы, заставляющий ненавидеть удачливых соперников, заставляющий вырывать друг у друга добро. В наше время мало работать — надо псом сидеть над своею работой».

В июле 1900 года суд признал Мамонтова невиновным. Бывший миллионер поселился у дочери Александры и жил на скромные доходы от гончарной мастерской, перенесенной в Москву из Абрамцева.

Спустя 15 лет, в разгар Первой мировой войны, журналист Влас Дорошевич писал:

Саввы Мамонтова не стало 6 апреля 1918 года, похоронили его в Абрамцево.

Русская частная опера

Савва Иванович всегда был поклонником и оперного пения, и театра, и живописи. Ему хотелось совместить эти три искусства, которые в тот момент были разделены невидимыми стенами академии. Поэтому свою оперу он стал собирать не столько из певцов, сколько из талантливых актеров и художников-декораторов. Конечно, это вызывало нарекания, Мамонтову часто указывали на непрофессионализм его певцов, обвиняли их в дилетантстве. Савва Иванович не сдавался и в итоге действительно сумел создать что-то необычайное. В его опере ставились отвергнутые в казенных театрах произведения Мусоргского, Римского-Корсакова, Рахманинова, а исполнителями главных ролей были Шаляпин, Любатович, Салина. В создании костюмов и декораций участвовали Нестеров, Поленов, Суриков, Коровин, Врубель, Васнецов, Левитан. Одной из главных идей мамонтовского театра стала постановка русских опер с русскими актерами наравне с господствовавшими тогда повсеместно итальянскими произведениями.

Сама частная опера изначально занимала сцену театра купца Солодовникова (Б. Дмитровка, 6 – ныне театр «Оперетты»), но С.И. Мамонтов рассчитывал со временем перевести ее в зал, который специально для нее строил в гостинице «Метрополь», чему, к сожалению, не было суждено случиться из-за разорения Саввы Ивановича. Опера окончательно закрылась в 1904 году, однако многие из певцов продолжили свою карьеру в других театрах и с большой теплотой вспоминали время РЧО.

Значение фамилии Демченко

Все фамилии с начальным слогом Дем- могли быть образованы от производных форм трех имен Дементий (от латинского укротитель Демид или Диомид (от греческого совет божий Демьян (от греческого покоритель Демихов может быть от прозвища Демих, которое образовано из диалектного (новгород. и твер. глагола демить лукавить, обманывать Суффикс -ец использовался в прозвищах с географической основой и указывал на место жительства, Демидовцев из Демидова, Демьянец мог быть из Демьянска. Демченко, Демиденко, Деменчук, Демчук, Демидас, Демидась фамилии украинского происхождения. Суффикс -енко самый употребляемый при образовании украинских фамилий, -ук особенно распространен на Зап. Украине. Представляют интерес и фамилии, оканчивающиеся на -ат. Этот суффикс соответствует родительному падежу множественного числа морфологического типа существительных, обозначающих детей или молодняк животных (укр. теля теленок род.п. ед.ч. теляти, им.п. мн.ч. телята, род.п. мн.ч. телят) Таким образом фамилия Демчинят в действительности означает один из (семьи) Демчинят первоначально сын Демида или Демьяна В некотором смысле, это украинский аналог русского типа Фоминых, где -их-ых является окончанием род.п. мн.ч. прилагательных. Демченский от Демченко, тоже украинская, образована под влиянием польского языка. Демиденок, Демьянок, Демешко, Демешка фамилии белорусского происхождения. Суффикс -ко в белорусских фамилиях во многих случаях безударный и пишется как -ка. Многие фамилии на -ко невозможно отличить от их украинских аналогов. Фамилия Демьянец никак не связана с нечистой силой. В ее основе лежит крестильное имя Демьян, вариант имени Демиан (из греч. укротитель Суффикс -ец при образовании патронимических фамилий типичен для украинских фамилий. Именно в таком качестве фамилия упоминается в книге Унбегауна Б.О. Русские фамилии

Происхождение фамилии Демченко: Русские фамилии.

Для каждой фамилии может быть рассчитано значение степени совместимости ее с другими фамилиями.

Совместимость фамилий позволяет определить насколько данные фамилии, благодаря своим особенностям и характеристикам, позволяют выстраивать коммуникативные, дружеские, любовные отношения между людьми.

Фамилия как зеркало человека — в ней отражается его характер, судьба. И понятно стремление любого человека окружить себя единомышленниками, с которыми чувствуешь себя в своей тарелке, с которыми спокойно и надежно.
Наоборот, борьба характеров, противостояние темпераментов ведут к спорам, разладам и конфликтам.

Поделиться ссылкой «Совместимость фамилий Мамонтов и Демченко» с друзьями в соцсетях:

Биография

Сергей Мамонтов родился 4 (16) апреля 1867 года в Москве в семье Саввы Ивановича и Елизаветы Григорьевны Мамонтовых. Учился в московской Поливановской гимназии. Окончил Николаевское кавалерийское училище в Санкт-Петербурге, затем служил в лейб-гвардии Гродненском гусарском полку. Оставил военную службу спустя три года в чине поручика запаса.

Принимал участие в делах своего отца. В 1895—1899 годах являлся членом правления акционерного общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги.

Регулярно писал обзоры художественных выставок и театральных новостей в московских газетах и журналах. Во время русско-японской войны, будучи корреспондентом «Русского слова», поступил на службу на Дальний Восток в казачье войско. Участвовал в ряде боёв, был награждён. Написал несколько пьес, которые ставились на сценах театров Москвы и других городов. В 1911 году основал антрепризу «Мамонтовский театр миниатюр».

Принимал участие в выставках «Союза русских художников» со своими мозаиками из морских камней (портреты Шаляпина, Станиславского, Поленова). Занимался рисованием и живописью, одно время учился у Ильи Репина. Издал две книги стихов.

После начала Первой мировой войны был фронтовым корреспондентом газеты «Русское слово». Под псевдонимом «С. Матов» публиковал статьи о сражениях и жизни русской армии. Сделал ряд фотографий для журнала «Искры».

Умер 3 (16) августа 1915 года в Тарнополе (ныне Тернополь, Украина) в Горноуральском подвижном лазарете общества «Красного Креста» от воспаления почек. Похоронен 11 (24) августа на Московском городском Братском кладбище на участке для офицеров (8-й ряд, около часовни, рядом с могилой В. Н. Токарева)

Покровитель искусств

При необходимости меценат Савва Мамонтов помогал художникам не только морально, но и материально. Он был настоящим крестным отцом многих молодых талантов. Живописцы месяцами жили прямо у него в доме. Благодаря Савве Ивановичу на ноги встали такие звезды, как Врубель, Васнецов, Коровин и Серов. Некоторые их картины, ставшие затем общепризнанной классикой, были нарисованы в усадьбе Мамонтова. Хотя купец не занимался коллекционированием напрямую, картины у него оседали вместе с появлением новых знакомств из мира искусства.

Меценатская деятельность Саввы Ивановича очень помогла молодым художникам-передвижникам. В 1880 году на средства негоцианта большим тиражом был издан их альбом. Также Мамонтов организовывал московские художественные выставки. Вместе с дворянкой Марией Тенишевой он финансировал знаменитый журнал «Мир искусства».

Предыстория

Детство Саввы Ивановича представляется вполне узнаваемым – третий сын сибирского винного откупщика и торговца тканями, занявшегося модными и сулящими несметную прибыль железными дорогами и нефтью, Ивана Федоровича Мамонтова. Он плохо учился в гимназии, с трудом поступил в университет на юридический факультет (экзамен по ненавистной латыни за него сдал подставной человек), где почти не посещал профильные предметы, а бегал то на лекции по анатомии, то на репетиции театрального кружка (в числе участников: драматург А.Н. Островский и будущий великий актер А.Ф. Федотов). А то и вовсе на недели уходил в чтение современной литературы и обсуждение с друзьями левых идей, ставших в 1860-е годы невероятно популярными. После постановки «Грозы», что вызвало даже у его прогрессивного отца, дружившего с М.П. Погодиным и уважавшим А.Н. Островского, острый прилив беспокойства за будущее сына, был послан отцом набираться уму-разуму в прикаспийские области – Баку, Персию, Среднюю Азию. Там Савва вроде бы наконец внял отцовским просьбам и взялся за дело.

По возвращении в Москву из своей восточной командировки Савва Иванович сильно заболел и был послан на лечение в Милан, где неожиданно вновь увлекся театром, на сей раз – оперным, и даже спел несколько басовых партий в «Норме» и «Лукреции Борджиа» на сцене «Ла Скала». Здесь же он встретил свою любовь – Елизавету Григорьевну Сапожникову, столь же нежно увлеченную музыкой и искусством, как и сам Савва.

Вся эта история похожа на сюжет одной из вставных новелл в «Будденброках» Томаса Манна, но никак не на реальную биографию сибирского купеческого сына. Однако ничего исключительного в ней все же нет – русское купечество для Европы уже с середины XIX века перестало быть чем-то необычным, целые семьи русских промышленников и заводчиков путешествуют по Италии и Германии, постепенно затмевая собой подразорившееся ко времени Великой реформы дворянство. Вот и Савва с молодой женой и детьми часто будет приезжать в Италию, где у него сложится определенный круг общения и появятся «свои» места. В ходе одной из таких поездок Елизавета Григорьевна познакомится со скульптором М.М. Антокольским, а позже будет помогать ему с организацией выставки в Риме. Это событие станет отправной точкой в истории меценатства семьи Мамонтовых.

Значение и происхождение фамилии Мамонов.

Мамонов. Фамилия могла произойти от редкого мирского имени Мамон, которое означало кроткий, скромный, тихий. В пензенских краях «мамонить» — соблазнять, прельщать, а у псковичей и тверян — обжираться или пить-есть за чужой счет, поэтому Мамоня — обжора, лентяй и разиня. Варианты фамилии — Мамонин, Мамошин.

Мамонов Николай Евграфович (1828-1888) — врач и основатель Московского общества русских врачей. Его работы были, в основном, посвящены санитарии. По его инициативе проведено исследование и опубликованы «Материалы для истории медицины в России».

2. Значение и происхождение фамилии Мамонов.

Фамилия Мамонов, по одной из версий, могла восходить к крестильному имени Мамон, которое, в свою очередь, является одной из форм имени Мамант, что в переводе с греческого означает «грудной ребенок». Известно, что до середины XVII века это имя произносилось с ударением на 1-ом слоге. Однако уже в XVI—XVII вв.ека в южнославянских текстах зафиксированы формы Мамонт, Мамон с ударением на 2-ой слог.

Это имя появилось в именнике в честь святого Маманта, жившего в III веке в Пафлагонии. Святой был известен тем, что с детства его оберегали божеские силы. В отроческом возрасте он попал в окружение диких зверей, но те к нему даже не прикоснулись.

Нельзя исключить версию о том, что исследуемая фамилия могла произойти от диалектного прозвища Мамон в значении «живот, желудок». Такое прозвище мог получить полный человек, любящий покушать.

Кроме того, существовало прозвище Мамоня — «сластена, лентяй».

Также в основе фамилии может лежать прозвище Мамоня в значении «соблазнитель, прельститель».

Существует еще одна, не менее правдоподобная версия происхождения фамилии Мамонова. Согласно этой гипотезе, Мамоновы могли иметь в своем роду предка с тюркским именем Мамон в значении «тихий, скромный, робкий, кроткий».

Таким образом, потомки человека, обладавшего именем или прозвищем Мамон, со временем получили фамилию Мамоновы.

В истории России известен дворянский и графский род Дмитриевых-Мамоновых, происходящий от князя Константина Ростиславовича Смоленского, внук которого, Александр Юрьевич Нетша, был родоначальником Дмитриевых, Дмитриевых-Мамоновых и Даниловых. Согласно документам, Григорий Андреевич Мамон Дмитриев был окольничим; Михаил Самсонович Дмитриев был воеводой и наместником звенигородским, убит в бою с казаками в 1617 г. Его сын Михаил Михайлович был стольником и воеводой, именно его потомки в 1689 г. получили дозволение именоваться Дмитриевыми-Мамоновыми. Впоследствии многие представители этого рода занимали важные государственные посты. Например, Матвей Васильевич Дмитриев-Мамонов (1724—1810) был правителем Смоленского наместничества и сенатором, а его сын Александр был фаворитом императрицы Екатерины II. Однако со смертью, в 1863 г., единственного сына Александра Матвеевича пресекся род графов Дмитриевых-Мамоновых, дворянская же отрасль существует доныне. Род Дмитриевых -Мамоновых внесен в V и VI части родословной книги Московской губернии.

О точном месте и времени возникновения фамилии Мамонова в настоящее время говорить сложно, поскольку процесс формирования фамилий был достаточно длительным. Тем не менее, фамилия Мамонова представляет собой замечательный памятник славянской письменности и культуры.

3. Значение и происхождение фамилии Мамонов.

Скорее всего, фамилия Мамонов происходит от прозвища Мамон. Мамоном в старину называли богатство, пожитки, земные сокровища, а также желудок, живот. Следовательно, прозвище Мамон мог получить очень богатый человек или тот, у кого был большой живот. Стоит отметить, что в старину большой живот считался признаком здоровья, а также достатка. Однако в некоторых говорах Мамоном также иногда называли ленивого человека. Одно из первых упоминаний этого прозвища в исторических источниках относится ко второй половине XV века: в «Ономастиконе» С. Б. Веселовского записан Мамон Григорий Андреевич, окольничий вел. кн. Ивана III, 1484 г. Мамон, со временем получил фамилию Мамонов.

Талантлив во всем

Савва Иванович был удивительно «артистическим» человеком, увлекаясь, работал неудержимо и много, но главное – делал все очень недурно, не оставаясь талантливым дилетантом, но совершенствуя свое мастерство. Очень показательна здесь история увлечения Саввы скульптурой – следующей после театра «страсти» неутомимого купца. Познакомившись с М.М. Антокольским, он вдруг начинает много лепить, в следующий свой приезд в Рим берет у скульптора уроки. По отъезду Мамонтова Марк Матвеевич пишет в письме: «Вчера уехал один из новых друзей моих, некто Мамонтов… Приехавши в Рим, он вдруг начал лепить, — успех оказался необыкновенный… Лепка у него оказалась широкой и свободной… Вот Вам и новый скульптор!!! Надо сказать, что если он будет продолжать и займется искусством серьезно хоть годик, то надежды на него очень большие».

Необычайные таланты были у Саввы Ивановича и в драматургии и режиссуре. После покупки Абрамцево семья Мамонтовых чаще всего проводила лето именно там, в кругу родных и друзей, среди которых было много композиторов, художников, скульпторов, архитекторов. Еще с детства самого Саввы Ивановича повелось во время этих летних вакаций устраивать театральные представления. Савва писал целые драмы, дети и все насельники усадьбы разучивали текст и музыку, под руководством Елены Григорьевны рисовались декорации, шились костюмы, эскизы для которых создавали все проживавшие в усадьбе художники. За год таких постановок могло быть больше десятка – и все это со смехом, в свое удовольствие. Когда позже это увлечение Саввы Ивановича перерастет в первую русскую частную оперу, мамонтовский талант увидит вся Россия.

Однако при всей многочисленности и силе дарований Мамонтов имел один изъян – свои затеи он часто не доводил до совершенства. Где-нибудь и в чем-нибудь обязательно, как говорил А. Серов, «прокалывался». Например, представляя публике свою первую постановку, оперу «Алая роза», Мамонтов даже не удосужился дать генеральную репетицию, более того – сам композитор и актеры слышали целиком эту оперу впервые. Похожие проблемы были и во времена второго открытия Русской Частной оперы, когда на Мамонтова будет жаловаться композитор Н.А

Римский-Корсаков, известный своим невероятным вниманием к деталям и потому совершенно не выносивший недоделок. Вот отрывок из его воспоминаний о премьере «Садко» в декабре 1897 года: «В оркестре помимо фальшивых нот не хватало некоторых инструментов; хористы в первой картине пели по нотам, держа их в руках вместо обеденного меню, а в четвертой картине хор вовсе не пел, а играл один оркестр

Все объяснялось спешностью постановки. Но у публики опера имела громадный успех, что и требовалось С.И. Мамонтову. Я был возмущен, но меня вызывали, подносили венки, артисты и Савва Иванович всячески меня чествовали, и я попал как «кур в ощип».

По поводу мамонтовских театральных экзерсисов будет нелестно отзываться и А.П. Чехов, который высмеивал Мамонтова за барскую безалаберность и создание оперного театра только для своего удовольствия. В том же будут обвинять Савву Ивановича и его друзья-художники.

Однако за всеми этими придирками практически все его критики не заметят главного таланта «московского Медичи», о котором очень точно напишет уже после смерти Я.А. Тучендхольд: «Другие коллекционировали искусство, он же его двигал. Можно говорить о целом мамантовском периоде русской литературно-художественной жизни, ибо Мамонтов был ее средоточием в 80-х-90-х гг.» Ему вторит и В.М. Васнецов, который называл Савву Ивановича «творцом художественной среды» России рубежа веков. В этом-то и был главный талант Саввы, ведь С.И. Мамонтов – это в первую очередь гениальный куратор. Быть может, он не был автором гениальных произведений, но он делал все, чтобы создать атмосферу для их появления. Своими подчас совершенно безумными проектами он составлял конкуренцию императорскому академизму, что и стало питательной средой для «русского чуда» начала XX века.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий