Значение и происхождение фамилии Отроков

Все Отроковы

  • Отроков Авраам
  • Отроков Адам
  • Отроков Адриан
  • Отроков Александр
  • Отроков Алексей
  • Отроков Анатолий
  • Отроков Андрей
  • Отроков Антон
  • Отроков Аристарх
  • Отроков Аркадий
  • Отроков Арсений
  • Отроков Артем
  • Отроков Артемий
  • Отроков Архип
  • Отроков Афанасий
  • Отроков Богдан
  • Отроков Борис
  • Отроков Вадим
  • Отроков Валентин
  • Отроков Валерий
  • Отроков Василий
  • Отроков Вениамин
  • Отроков Викентий
  • Отроков Виктор
  • Отроков Вилли
  • Отроков Виссарион
  • Отроков Виталий
  • Отроков Владимир
  • Отроков Владислав
  • Отроков Всеволод
  • Отроков Вячеслав
  • Отроков Гавриил
  • Отроков Галактион
  • Отроков Геннадий
  • Отроков Георгий
  • Отроков Герасим
  • Отроков Герман
  • Отроков Глеб
  • Отроков Гордей
  • Отроков Григорий
  • Отроков Давид
  • Отроков Даниил
  • Отроков Денис
  • Отроков Дмитрий
  • Отроков Евгений
  • Отроков Евдоким
  • Отроков Емельян
  • Отроков Ефим
  • Отроков Захар
  • Отроков Зиновий
  • Отроков Иван
  • Отроков Игнатий
  • Отроков Игорь
  • Отроков Иларион
  • Отроков Илья
  • Отроков Иннокентий
  • Отроков Иосиф
  • Отроков Ираклий
  • Отроков Исаакий
  • Отроков Казимир
  • Отроков Карп
  • Отроков Кирилл
  • Отроков Клемент
  • Отроков Клим
  • Отроков Кондрат
  • Отроков Константин
  • Отроков Корнилий
  • Отроков Кузьма
  • Отроков Лазарь
  • Отроков Лев
  • Отроков Леонид
  • Отроков Леонтий
  • Отроков Лукьян
  • Отроков Макар
  • Отроков Максим
  • Отроков Максимилиан
  • Отроков Марк
  • Отроков Мартин
  • Отроков Матвей
  • Отроков Мечислав
  • Отроков Мирон
  • Отроков Митрофан
  • Отроков Михаил
  • Отроков Модест
  • Отроков Моисей
  • Отроков Назар
  • Отроков Наум
  • Отроков Никанор
  • Отроков Никита
  • Отроков Николай
  • Отроков Нисон
  • Отроков Олег
  • Отроков Орест
  • Отроков Осип
  • Отроков Павел
  • Отроков Памфил
  • Отроков Парамон
  • Отроков Петр
  • Отроков Платон
  • Отроков Порфирий
  • Отроков Прокофий
  • Отроков Прохор
  • Отроков Рафаил
  • Отроков Роман
  • Отроков Ростислав
  • Отроков Савелий
  • Отроков Самсон
  • Отроков Самуил
  • Отроков Святослав
  • Отроков Севастьян
  • Отроков Сергей
  • Отроков Степан
  • Отроков Тарас
  • Отроков Терентий
  • Отроков Тимофей
  • Отроков Тихон
  • Отроков Трофим
  • Отроков Фаддей
  • Отроков Федор
  • Отроков Федот
  • Отроков Феликс
  • Отроков Фома
  • Отроков Юлиан
  • Отроков Юрий
  • Отроков Ярослав
  • Отрокова Агния
  • Отрокова Аза
  • Отрокова Акулина
  • Отрокова Алевтина
  • Отрокова Александра
  • Отрокова Алла
  • Отрокова Анастасия
  • Отрокова Ангелина
  • Отрокова Анна
  • Отрокова Антонина
  • Отрокова Анфиса
  • Отрокова Ариадна
  • Отрокова Валентина
  • Отрокова Валерия
  • Отрокова Варвара
  • Отрокова Василиса
  • Отрокова Вера
  • Отрокова Вероника
  • Отрокова Виктория
  • Отрокова Виталина
  • Отрокова Владислава
  • Отрокова Галина
  • Отрокова Гелена
  • Отрокова Гелла
  • Отрокова Генриетта
  • Отрокова Гертруда
  • Отрокова Глафира
  • Отрокова Глория
  • Отрокова Грета
  • Отрокова Данута
  • Отрокова Дарья
  • Отрокова Джульетта
  • Отрокова Диана
  • Отрокова Дина
  • Отрокова Доля
  • Отрокова Доминика
  • Отрокова Ева
  • Отрокова Евгения
  • Отрокова Евдокия
  • Отрокова Екатерина
  • Отрокова Елена
  • Отрокова Елизавета
  • Отрокова Зинаида
  • Отрокова Зоя
  • Отрокова Инна
  • Отрокова Ираида
  • Отрокова Ирина
  • Отрокова Ия
  • Отрокова Калерия
  • Отрокова Капитолина
  • Отрокова Кира
  • Отрокова Клавдия
  • Отрокова Кристина
  • Отрокова Ксения
  • Отрокова Лариса
  • Отрокова Лидия
  • Отрокова Любовь
  • Отрокова Людмила
  • Отрокова Маргарита
  • Отрокова Марианна
  • Отрокова Марина
  • Отрокова Мария
  • Отрокова Марфа
  • Отрокова Мирра
  • Отрокова Муза
  • Отрокова Надежда
  • Отрокова Наталья
  • Отрокова Неонила
  • Отрокова Ника
  • Отрокова Нина
  • Отрокова Нонна
  • Отрокова Оксана
  • Отрокова Ольга
  • Отрокова Пелагея
  • Отрокова Полина
  • Отрокова Прасковья
  • Отрокова Раиса
  • Отрокова Римма
  • Отрокова Светлана
  • Отрокова Серафима
  • Отрокова Софья
  • Отрокова Сусанна
  • Отрокова Таисия
  • Отрокова Тамара
  • Отрокова Татьяна
  • Отрокова Фаина
  • Отрокова Фекла
  • Отрокова Харита
  • Отрокова Юлия

Читать дальше…

Отрок. Внук сотника

Он — обыкновенный человек. Не супер-герой, не спецназовец, не физик-химик-инженер. Он не умеет рвать супостатов голыми руками и не способен ускорить технический прогресс. Но почему-то именно он, человек с базовыми знаниями теории управления, оказался в далёком прошлом.

И досталось ему не тело могучего богатыря или всесильного князя. Теперь он обыкновенный подросток, живущий в лесной глухомани. Возможно, в этом мире во все времена существовали вещи гораздо более важные, чем умение получать нитроглицерин на болотах?

Любовь, совесть, семейные узы, честность, любовь к Родине… Открутив девять веков назад, вдруг понимаешь, что люди не меняются.

И именно поэтому — приключения начинаются.

[править] Научный анализ

Распространение легенды


Миниатюра из «Золотой легенды»

Легенда распространялась из Эфеса. Уже в V веке она широко разошлась в Малой Азии и Сирии. Самым древним сохранившимся источником называют сирийский текст монаха по имени Иаков из Сарука (V век), написавшим гомилию, вошедшую в Acta Sanctorum и повлиявшую на тексты на других восточных языках. Этот же сюжет о спящих отроках встречается в житии Паисия Великого, написанном преподобным Иоанном Коловым (V век). Другая версия VI века встречается в сирийском манускрипте в Британском музее (Cat. Syr. Mss, p. 1090), там названо 8 спящих. Прочие публикации сирийских текстов: Land. Anecdota, iii. 87ff; Barhebraeus, Chron. eccles. i. 142ff., cf Assemani, Bib. Or. i. 335ff. Память семи отроков Эфесских присутствует в церковном календаре эфиопской православной церкви и у маронитов.

Среди византийских авторов её использует Симеон Метафраст, работавший на сирийском материале и создавший её греческий вариант в своих «Житиях святых» под месяцем июлем. Православная традиция основывается именно на этом варианте.

На Западе — в изложении на латинском языке, она известна с VI века (её сообщает Григорий Турский, опирающийся на Колобо, помещая в свою «De gloria martyrum» с указанием, что легенду ему рассказал некий сириец), а в VIII в. — Павел Диакон в своей «Истории Лангобардов». Павел Диакон помещает место действия в Германию: «На самой далёкой окраине Германии, на северо-западе, на берегу океана есть пещера под скалой, где с незапамятных времён спят семь отроков». Существует англо-нормандская поэма «Li set dormanz» («Семеро спящих»), написанная неким Шардри (Chardry). Но особую популярность она приобретает во времена крестовых походов. Её изложение находится и в «Золотой легенде» Якова Ворагинского. В «Римский мартиролог» история вошла под датой 27 июля, когда отроки и стали поминаться в католичестве.

Благодаря восточному происхождению легенда популярна и в мусульманском мире — её использует Мухаммед в Коране.

Имена отроков

Православная традиция

(идёт от Симеона Метафраста)

Григорий Турский

(V век)

Dionysius TelmaharensisРимско-католическая традиция

(идёт от «Золотой легенды»)

Исламская традиция

(по комментариям Ат-Табари)

  1. Максимилиан — сын градоначальника
  2. Иамвлих — самый младший
  3. Мартиниан
  4. Иоанн
  5. Дионисий
  6. Ексакустодиан (Константин)
  7. Антонин
  1. Achillides — Ахиллид
  2. Diomedes — Диомед
  3. Diogenus — Диоген
  4. Probatus — Проб
  5. Stephanus — Стефан
  6. Sambatus — Самбатус
  7. Quiriacus — Кириак
  1. Maximilianus — Максимилиан
  2. Jamblicha — Иамвлих
  3. Martelus — Марцелл
  4. Dionysius — Дионис
  5. Johannes — Иоанн
  6. Serapion — Серапион
  7. Exustadianus — Ексакустодиан
  8. Antonius — Антоний
  1. Maximianus — Максимиан
  2. Malchus — Малх
  3. Martinianus — Мартиниан
  4. Dionysius — Дионис
  5. Joannes — Иоанн
  6. Serapion — Серапион
  7. Constantinus — Константин
  1. Mekseline (مكثملينا)
  2. Yemliha (يمليخا)
  3. Mislina (مثلينا)
  4. Mernuş (مرنوش)
  5. Sazenuş (ساذنوش)
  6. Debrenuş (دبرنوش)
  7. Kefeştetayuş (كفشططيوش)

Собака: Kıtmir (قطمير)

Фольклорность сюжета

Данная история является одним из многих рассказов о людях, которые заснули, а проснувшись, убедились, что их мир изменился.

Иаков из Сарука даёт продолжительность сна отроков в 372 года. Сообразуясь с хронологией правления императоров, срок сна подчас сокращают до 193 или 187 лет.

Аналогичные истории:

  • Талмуд: легенда о Хони, спавшем с момента разрушения Иерусалимского храма до конца вавилонского пленения.
  • Аристотель: история о спящих в Сарде (Phys., IV, xi)
  • Фридрих Барбаросса — и другие истории о заснувших королях под горой (см. Король под горой).
  • Рип ван Винкль — персонаж, созданный под влиянием истории об отроках и короле под горой.

Упоминают также близость легенды со встречающимися в ряде евразийских легенд историей происхождения созвездия Большой Медведицы, звезды которой трактуются как 7 мужчин и одна собака — звезда Алькор.

ОТРОКОВ: число истинных особенностей «8»

Число восемь не зря было на особом счету у многих народов. От него исходят сильные вибрации, дарящие его носителям могущество, незаурядные способности и бесстрашие. Если такие люди и способны испытывать страхи, то никогда в этом не признаются.

«Восьмерочники» запрограммированы на достижение успеха. Слово «скука» отсутствует в их лексиконе. Как правило, у них нет времени, чтобы ее почувствовать. Напротив, им зачастую не хватает времени на то, чтобы выполнить все задуманное. Они любят учиться, и с огромным рвением поглощают новые знания.

Стремясь преуспеть в жизни, они не боятся идти самыми сложными путями, свысока поглядывая на все встречающиеся на пути опасности и с энтузиазмом обходя подводные камни. Ошибки, как свои собственные, так и чужие, считают не провалом, а опытом. Совершив их, они не остановятся, а, проанализировав, ринутся в дело с удвоенной энергией.

Со стороны может показаться, что поражения им неведомы, но это совершенно не так. Трудностей у них, как и у всех деятельных натур, бывает предостаточно. Однако «восьмерочники» обожают их преодолевать. Проблемы лишь заставляют их мобилизовать все свои силы. При встрече с ними, у таких людей пробуждаются охотничьи инстинкты, появляется азарт.

Так же действует на них наличие достойного соперника. Такие люди нужны им не меньше, чем верные друзья. Конкуренция подгоняет их делать еще больше, выкладываться по полной программе и открывать в себе новые способности, порой даже сверхъестественные.

«Восьмерочники» созданы для больших дел. Они способны мыслить масштабно, а вот мелочи и детали редко их интересуют. Поэтому лучше всего они чувствуют себя на руководящих ролях. Их дело – возглавлять опасную экспедицию или руководить рискованным проектом.

Зачастую их жажда успеха и постоянный поиск новых приключений приводит к печальным последствиям. Эти качества с удовольствием используют мошенники, заманивая обещаниями славы и денег в липовые проекты. Впрочем, рано или поздно «восьмерочники» сумеют выпутаться из любой, даже самой запутанной истории.

Впрочем, спокойная жизнь отнюдь не претит им. Они всегда найдут, чем занять все свободное время. Хотя максимальных успехов добьются на самой трудной дороге.

Люди, которым покровительствует цифра восемь, свойственна гордыня. Они часто противопоставляют себя толпе. Быть частью ее для них настоящая мука. Они стремятся быть непохожими на других, всегда имеют свое мнение и готовы до конца отстаивать его. Увы, но иногда это оборачивается против их близких. Обладая по-настоящему блестящими способностями, они тем не менее не могут рассмотреть, что некоторые их слова и поступки причиняют боль тем, кто находится рядом.

Отрок. Бешеный Лис

О каких правах человека, гуманном обращении с пленниками и о ценности человеческой жизни может идти речь в XII веке?

У кого есть меч, тот и прав. Убей первым или готовься умереть сам. И никто не будет принимать в расчёт то, что жил ты в будущем, во второй половине ХХ века. Всем плевать на твоё мировоззрение и гуманизм.

А вот ты решай сам: стоит ли принимать правила этого времени и, подобно всем остальным, идти по трупам? Или всё-таки ты хочешь попытаться изменить этот мир?

И не забывай, что тебе всего тринадцать. Пока ты слаб и не владеешь оружием сильного — великодушием — попробуй стать хитрым, беспощадным, ловким.

Бешеный Лис — звучит неплохо, не так ли?..

Отрок. Ближний круг

Опытный управленец знает, что достичь вершины можно только тогда, когда люди подобраны и организованы верно.

«Если хочешь, чтобы что-то делалось как следует – делай это сам» — эта фраза для неудачников, которые не смогли реализоваться в своей сфере деятельности.

Но, пожалуй, мы согласимся, что в теории всё звучит гладко: правильная мотивация, чёткие формулировки, обеспечение ресурсами, цели, задачи…

А вот с живыми людьми куда сложнее. Но тебе, попаданцу из будущего, деваться некуда и порой стоит безоговорочно принять железный аргумент XII века — острый меч.

Деньги, вера, власть… В этом времени далеко не самое главное.

Отрок. Стезя и место

Роль и место — вот база для самоидентификации и отправная точка для всех твоих планов, расчётов и размышлений. Альфа и омега.

Допустишь ошибку при выборе места и роли — всё рассыпется в миг. А в глазах окружающих тебя людей будешь выглядеть нелепо и смешно: зачем вёл себя «не по чину»? Почему не рассчитал ресурсы заранее?

Но и сидеть, сложа руки — не стоит. Есть шанс (и далеко не маленький!), что ты станешь безвольной марионеткой в опытных руках кукловода.

А жизнь не делает скидок на твой юный возраст и ещё слабые руки. Скидок и послаблений не будет.

Возглавил сотни отроков, ухитрился стать для них учителем и воспитателем? Иди до конца.

В словаре Фасмера Макса

о́трокрод. п. -а, укр. отрiк “работник”, др.-русск. отрокъ “слуга, работник” (грам. Варл. Хутынск. 1192 г.; см. Ягич, AfslPh 13, 293), ст.-слав. отрокъ παῖς, παιδίον (Клоц., Супр.), болг. отро́к “мальчик”, др.-сербск. отрокъ “несовершеннолетний”, словен. otròk, род. п. -ókа “дитя”, чеш., слвц. оtrоk “раб, холоп”, др.-польск. оtrоk “работник”, в.-луж. wotročk “слуга, работник, батрак”. Праслав. *оt(ъ)ß rokъ “не имеющий права говорить”. Из от и реку́, рок (см. Гуйер, LF 40, 304; Мi. ЕW 274); Мейе (Ét. 233) толковал как кальку лат. infans.••(Маловероятно в фонетическом отношении объяснение Мошинского (JР, 35, 1955, стр. 130 и сл., его же, Zasiąg, стр. 243) из о-trоkъ, родственного цслав. тръкъ “бег”, словен. tŕčati “бегать”. См. еще Трубачев, Терм. родства, стр. 46 и сл.; Махек, “Linguа viget. Commentationes slavicae in hоnоrеm V. Kiparsky”, Helsinki, 1965, стр. 90 и сл.; Копечный, “Этимология. 1966”, М., 1968, стр. 54 и сл. – Т.)

В разговорном языке и литературе

Словосочетание «seven sleepers» стало крылатым в протестантской культуре XVI века. В частности, оно встречается у поэта Джона Донна. В эпоху Просвещения легенда непопулярна, но она снова всплывает на поверхность в эпоху романтизма. Её влияние можно заметить в «Исповеди английского морфиниста» Томаса де Квинси, сборнике Гёте «West-östlicher Divan», «Рипе ван Винкле» Вашингтона Ирвинга, романе «Когда Спящий проснётся» Герберта Уэллса и т. п.

Слово syvsover (букв. «семь спящих») закрепилось в шведском, норвежском и датском языках в значении «тот, кто крепко и давно спит». Аналогичное значение имеют образованные по той же схеме слова Siebenschläfer в немецком и hétalvó в венгерском языках, они характеризуют тех, кто спит давно и что-либо проспал. Грызун соня-полчок по-немецки называется Siebenschläfer.

Существует оратория «Die Siebenschläfer», написанная Людвигом Гизебрехтом (нем.)русск. и Карлом Лёве.

Мусульманская версия легенды упоминается в третьей главе романа Орхана Памука «Имя мне — Красный».

[править] Житие

Мученичество

Семь отроков жили в III веке. Святой Максимилиан, один из них, был сыном градоначальника города Эфеса, остальные шестеро его друзей также происходили из эфесской аристократии, и все они находились на военной службе и были христианами. Император Декий (Деций Траян) (249—251 гг.) прибыл в Эфес и приказал приносить жертвы языческим божествам, но юноши отказались это сделать. Тогда император приказал снять с них знаки воинского отличия — воинские пояса, но тем не менее, отпустил их на свободу, надеясь, что они передумают, пока он воюет.

Юноши покинули город и укрылись в пещере на горе Охлон (Селион, Пион — встречаются различные варианты, Симеон Лехаци отождествляет её с Кешиш-Дагом), где молились, готовясь к мученическому подвигу. Святой Иамвлих во время одного из своих походов в город за хлебом услышал, что император вернулся, и его с товарищами ищут для суда. Отроки добровольно вышли из пещеры и явились на суд.

Их приговорили принять смерть в своей пещере — император приказал заложить вход в неё камнями, чтобы отроки умерли от жажды и голода. Два сановника, присутствовавших при закладке входа, были тайными христианами и, чтобы память о мучениках сохранилась, они вложили в кладку ковчежец с 2 оловянными дощечками, где были написаны имена семи отроков и обстоятельства их страданий и смерти.

Чудесное пробуждение

Согласно житию, по воле Божьей отроки не умерли, а заснули чудесным сном, длившимся почти два столетия. Когда в V веке, при Феодосии Младшем (в некоторых вариантах текста упоминается другой правитель, например, Феодосий Великий) явились еретики, отвергавшие воскресение мёртвых во время Второго пришествия, Господь открыл тайну ожидаемого воскресения мёртвых и будущей жизни через Семь отроков. (Еретиков заботил вопрос: «Как может быть воскресение мёртвых, когда не будет ни души, ни тела, так как они уничтожатся?». Существовало также мнение «Только одни души будут иметь воздаяние, так как невозможно телам восстать и ожить после тысячи лет, когда не останется от них и праха»).

Монета Деция Траяна

Владелец участка (встречается вариант его имени Adolios), на котором находилась г. Охлон, начал стройку, и его рабочие разобрали вход в пещеру (вариант — чтобы использовать пещеру в качестве загона для скота). В этот момент Господь оживил отроков, и они проснулись словно от обыкновенного сна, не подозревая, что прошло почти двести лет. Готовясь принять мучения, друзья поручили Иамвлиху (в католической традиции он носит имя Диомед) ещё раз купить им хлеба в городе. Подойдя к городу, юноша поразился, увидев на воротах святой крест — время гонения на христиан уже давно прошло.

Расплачиваясь за хлеб, Иамвлих подал торговцу монету императора Декия и был задержан, как скрывший клад старинных монет. Его привели к градоначальнику, у которого в то время находился епископ. Священник понял, что Бог открывает через юношу какую-то тайну, и отправился вместе с народом к пещере.

Там в груде камней он нашёл запечатанный ковчежец. Прочтя на оловянных дощечках имена святых и обстоятельства их замурования, епископ вошёл в пещеру и увидел в ней живых отроков. Так было показано, что Господь, через пробуждение их от долгого сна, открывает Церкви тайну воскресения мёртвых — чудо их пробуждения способствовало укреплению веры в воскресение плоти.

Вскоре сам император прибыл в Эфес и беседовал с юношами в пещере. Тогда святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули, на этот раз до дня всеобщего воскресения. Император хотел каждого из отроков положить в драгоценную раку, но, явившись ему во сне, святые отроки сказали, чтобы тела их были оставлены в пещере на земле.

ОТРОКОВ: число взаимодействия с миром «2»

Люди, числом взаимодействия с миром которых является двойка, редко переживают по мелочам. Они уверены, что любой конфликт можно уладить, а добрые отношения с оппонентом, даже несимпатичным и агрессивно настроенным – залог успеха в общем деле

В компании, где появляется «двоечник», любое дело становится общим – таково уж свойство этого человека; при этом, что немаловажно, он никому не навязывает свою волю, не вступает в ссоры, да и голос повышает лишь изредка. Друзей у «двоечника» немного, но все они, как правило, испытывают друг к другу искреннюю привязанность; кроме того, у человека двойки наверняка есть не один десяток приятелей и знакомых, которые обращаются к нему в случае малейших трудностей, но никогда не позволяют себе лишнего и не «садятся на шею»

«Двоечники» способны работать в любом коллективе и, чаще всего, влияют на него благотворно, сплачивая коллег и способствуя установлению неформальных отношений. Правда, руководству все же придется приглядывать за трудовым процессом, иначе в один прекрасный момент может выясниться, что человек двойки в одиночку выполняет всю работу, а остальные лишь дают ему советы – и не всегда, надо признать, толковые.

«Двоечники» – люди добрые и неравнодушные к чужим проблемам, из-за чего, порой, и страдают, становясь жертвой хитрых манипуляторов или вполне заурядных мошенников. При этом они неплохо разбираются в людях, всегда анализируют ситуацию, учитывают массу факторов, но совершенно забывают о логике, как только видят человека, которому нужна помощь.

Доброжелательность «двоечников» никогда не бывает навязчивой, их чувство такта и дипломатичность достойны подражания. Вряд ли кто-то сможет упрекнуть человека двойки в том, что он лезет не в свое дело, дает непрошенные советы и оказывает медвежьи услуги. «Двоечник» почти никогда не напомнит об оказанной помощи, но обычно все же ждет за нее благодарности. Просить такие люди не умеют, но своим близким доставляют немало беспокойства: они часто нуждаются в моральной поддержке, но не всегда могут объяснить, чего именно ждут от окружающих.

Настроение «двоечников» не отличается стабильностью: они стремятся к гармонии во всем, но понимают, что всеобщее счастье – явление редкое и недолгое, поэтому редко расстаются с ощущением внутренней тревоги и ожиданием неприятностей.

Почитание

В православии

Православная церковь совершает память семи отрокам дважды: 4 августа и 22 октября (по юлианскому календарю). По одному преданию, которое вошло в русский Пролог, отроки вторично уснули в этот день; по заметке греческой минеи 1870 года, они в первый раз уснули 4 августа, а пробудились 22 октября. Святые отроки упоминаются и в службе церковного новолетия — 1 сентября.

Эта дата утвердилась не сразу: так, одно время память Семи Эфесских отроков по Уставу Великой церкви праздновалась 2 августа, по Студийскому — 7 августа, а по Иерусалимскому — 4 августа.

Один из немногих православных храмов, названных в честь Семи отроков Ефесских, находится на территории старого Завального кладбища в городе Тобольске (Тюменская область).

В католицизме

В католицизме отроков вспоминают 27 июня. Исключение составляют регион Регенсбурге (12 сентября) и Аквилея, Зальцбург и Пассау (13 сентября).

В исламе

Основная статья: Асхаб аль-Кахф

Защитный амулет — каллиграфия с именами отроков

В 18-ой суре Корана Аль-Кахф говорится о юношах, скрывшихся в пещере от своих преследователей, желая сохранить свою религию. После того как они обратились с молитвой к своему Господу, Он усыпил их в пещере на 309 лет. Вместе с ними также была и их собака.

В исторической литературе и толкованиях Корана делаются предположения, что речь может идти о событиях, имевших место во второй половине III века. Римский наместник Дакьянус (возможно, что речь идет о римском императоре Деции) желал отречения этих юношей от веры в Аллаха. Это вынудило их покинуть свой город, после чего они укрылись от преследований в пещере. «И остались они в пещере своей триста лет и прибавили еще девять» (Коран, 18: 25). На протяжении этого периода все они пребывали в состоянии сна. Проснувшись, они посчитали что пробыли в пещере лишь один день. Через некоторое время молодые люди послали одного из своих товарищей в город, чтобы он купил для них еды

По пути он обратил внимание, что город сильно изменился. Подойдя к торговцу, он протянул ему монету

Однако тот заметив что монеты выглядят иначе, отвел этого юношу к правителю, которому он рассказал свою историю. В тот период в Римской империи уже господствовало христианство. Заинтересовавшись этим чудом, люди отправились к той пещере, на которую указал юноша. Они обнаружили, что все, кто был там, включая собаку, исчезли. После этого это место стало священным и там был воздвигнут храм.

В Коране местонахождение пещеры точно не указано, но детали рассказа дают возможность предположить, что имеется в виду не эфесская пещера, а погребение на территории римского некрополя в окрестностях современного Аммана, с которым в Сирии и Палестине ещё в доисламский период связывали действие этого сказания.

Семь спящих в Османской империи считались покровителями мореплавания. В среде моряков пользовались популярностью каллиграфические композиции в виде корабля, составленные из имён семи отроков и, по мусульманской версии, уснувшей с ними в пещере собаки по имени Китмир. В некоторых мусульманских странах имя Китмир также надписывали на посланиях, чтобы уберечь последние от пропажи.

ОТРОКОВ: число душевных стремлений «3»

Тройка оказывает неоднозначное влияние на своих подопечных: они могут быть дружелюбными и высокомерными, уступчивыми и бескомпромиссными, коммуникабельными и закрытыми. Им нравится быть на виду, они любят комфорт, но стабильными их точно нельзя назвать, поэтому их поведение всегда остается крайне непредсказуемым.

Рожденные под знаком тройки одинаково прислушиваются к голосу сердца и разума, а в зрелом возрасте несут за собой багаж бесценного опыта и житейской мудрости. Привыкшие во всем руководствоваться доводами рассудка, троечники совершенно не способны на сочувствие, однако среди их знакомых много ранимых, впечатлительных и даже неуравновешенных людей.

Находящиеся под влиянием тройки могут добиться успеха в любой профессии, но все же предпочитают сферы, которые способны подарить стабильность. Они прекрасно разбираются в людях, могут нарисовать психологический портрет каждого и с легкостью находят выход даже из самых сложных ситуаций. Троечники весьма уютно чувствуют себя в светском обществе, умеют поддержать беседу, обладают не только ораторскими навыками, но и умением слушать других. Они обожают дружеские посиделки, а если берутся за организацию праздника, то справляются с этим лучше любого профессионала.

В сфере личных отношений, как это ни покажется странным, люди тройки регулярно сталкиваются с проблемами. Они кажутся черствыми и равнодушными, не склонны демонстрировать положительные черты своего характера и редко бывают самими собой. Такой человек вполне может прослыть хитрым лжецом и лицемером, так как его стремление приукрашивать правду порой не знает границ. Он не привык делиться со второй половинкой своими мыслями и желаниями, но при этом живет в собственноручно построенном воздушном замке.

Рожденный под воздействием тройки всегда находит свое место под солнцем. Ему нравится рассказывать людям о своих успехах, зачастую сильно преувеличивая действительность. Многие считают этого человека обычным хвастуном, но при этом не судят его слишком строго, ведь он не лишен обаяния. Помимо этого, троечник с удовольствием делает подарки, внимателен к нуждающимся и нередко участвует в благотворительности.

Пещера отроков и их мощи

Грот в Эфесе

Об отроках упоминает в своём «Хождении» в Святую землю русский игумен Даниил (начало XII века). Посетив Эфес, он записал в своей книге: «И ту есть пещера, иде же лежат телеса 7-ми отрок, иже спали 300 и 60 лет; при Декии цари успоша, а при Феодосии цари явишася» (12, 28).

Местонахождение пещеры точно не определено, выделяют 2 основных кандидата: собственно грот в Эфесе (Турция) и пещера в Аммане (Иордания), с которым связывается мусульманское повествование.

С отроками эфесскими связывают также различные пещеры Передней и Средней Азии, и даже Испании (южная Андалузия), но приоритет (помимо собственно эфесского грота) остается за пещерой на самой окраине Аммана, в урочище Аль-Раджиб, называемой арабским именем Ахль Аль-Кахаф (Пещера спящих). Как место их упокоения она почиталась уже V—VI веках.

Храм в амманской пещере — в форме равностороннего креста (что свидетельствует о его немусульманском происхождении), его потолок и стены выложены камнем. Слева стоят три белокаменные гробницы, справа — другие четыре.. Вероятней всего, древний храм относился к раннехристианскому типу построек — мартириуму.

Одна из гробниц справа застеклена: мощи, считающиеся мощами отроков, покоятся сейчас как раз в ней. «В 1963 году все семь гробниц пещеры были вскрыты, и в каждой из них обнаружены череп и кости, а также некоторые предметы быта. Останки переложили в одну гробницу, в торце которой неаккуратно пробили отверстие».

Католическая традиция, тем не менее, считает, что мощи отроков покоятся во Франции, в церкви Сан-Виктуар в Марселе, куда они были перенесены во время Крестовых походов, когда была обнаружена пещера с останками около Эфеса. Эфесские пещеры раскапывались австрийскими археологами XIX века.

В словаре Даля

м. отроковица ж. отрочица ж. арх. дитя от 7 до 15 лет, а пора
эта: отрочество, отроческий возраст; подросток. До семи лет зов.
младенцем, а иногда только до трех, а далее, до семи, дитятей. | Отрок,
стар. церк. царская, княжеская прислуга; паж; | служитель или раб
вообще; | урал. сорвиголова, повеса (Шейн). Отроков, -вицын, им лично
принадлеж. | Отрочий, -ческий, им вообще свойственый. Отрочествовать или
отроковать, быть отроком, в этом возрасте, и проводить где и как эту
пору. Отроча ср. отрочата мн. младенец, дитя или отрок, -ковица.
Отрочатин грех вменяется отцу-матери. Отрочище ср. отрочищ м. церк.
отрок на возрасте; слуга. Отроколюбивый, чадолюбивый. Отрокородный год,
детородный.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий