Значение и происхождение фамилии Прокопович

ПРОКОПОВ: число взаимодействия с миром «7»

Люди, находящиеся под влиянием семерки, реже других бывают правильно поняты окружающими. Часто их считают надменными снобами, не склонными к общению и мало с кем идущими на контакт, однако это вовсе не так; просто в данном случае поведение, особенно в кругу малознакомых людей, в очень малой степени соответствует внутренней сущности. Итак, «семерочник», это вовсе не мрачный бука, который только и ждет, пока другие ошибутся или выставят себя в смешном свете; на самом деле он наделен любовью к миру и всем его представителям, а также душой неутомимого искателя, любопытство которого безгранично.

«Семерочники» сами выбирают, с кем им общаться, и обычно предпочитают одиночество скучному обществу и пустым разговорам, но они чутко прислушиваются к словам каждого в надежде найти в них разумное зерно. Склонный к переменам и непостоянству, человек семерки лучше других понимает, что в одну реку нельзя войти дважды – но он верит в то, что люди меняются к лучшему, и всегда готов дать некогда провинившемуся второй, а то и третий шанс. Саморазвитие является неотъемлемым атрибутом жизни «семерочников», а для того, чтобы не стоять на месте, им необходимы свобода и отсутствие ограничений, в том числе и внутренних. Именно поэтому, взрослея, они первым делом пробуют то, что долгое время запрещалось родителями, не ведут себя так, как их учили, а, освободившись от опеки, начинают формировать собственную личность.

Завоевать расположение «семерочника» не трудно, поскольку такой человек обычно щедр на эмоции, но сохранить его привязанность надолго практически невозможно. Это удается только тем, кто готов работать над собой, не раскрываться до конца, ускользать и скрываться; тот, в ком нет непредсказуемости и загадки, «семерочнику» быстро наскучит.

Личная жизнь людей семерки складывается непросто. На их долю выпадает череда браков, легкомысленных и серьезных связей, а вместе с ними – болезненные разрывы, скандалы, взаимные претензии. Такова плата за право не принадлежать до конца никому, кроме самого себя.

«Семерочники» часто стремятся к недосягаемому и обычно прекрасно знают это. В своей борьбе, пусть даже обреченной на неудачу, они обретают бесценный опыт, необходимый им для движения вперед. Эти люди обладают сильной склонностью к философии и метафизике; часто именно знание оккультных наук помогает им не падать духом.

Семья и образование

Происходил из дворян Могилёвской губернии. Отец — Николай Николаевич, офицер, затем генерал-майор; мать — Александра Фёдоровна, владелица поместья, участница народнического движения.

Окончил Александровское реальное училище в Смоленске. Учился в Петровской сельскохозяйственной академии (был исключён за участие в студенческих волнениях), в Брюссельском университете (Бельгия, 1894—1899). В 1895 году женился: жена — Екатерина Дмитриевна, урождённая Есипова, в первом браке Ювеналиева, во втором (фиктивном) — Кускова (1869—1958), публицист, общественный деятель.

Доктор философии Бернского университета (Швейцария, ).

ПРОКОПОВИЧ: число душевных стремлений «4»

Рожденные под воздействием четверки находятся в гармонии с собой и окружающим миром. Они умеют ставить цели и достигать их, неукоснительно соблюдают правила и сохраняют позитивный настрой в любой ситуации. Их смело можно назвать перфекционистами: они стремятся сделать головокружительную карьеру, свить идеальное семейное гнездышко, построить огромный дом и воспитать детей так, чтобы ими можно было гордиться. Эти люди привыкли доводить любое дело до конца, а если обстоятельства складываются иначе, еще долго не могут с этим смириться.

Четверочники упорны не только в работе, но и в личной жизни. Они могут завоевывать любовь понравившегося человека годами, подолгу помнят безответные чувства. Эти люди любят придерживаться традиций в романтических отношениях и того же ждут от своих избранников. Обычно они рано заводят семью, однако это не мешает им всю жизнь прислушиваться к родительским советам.

В воспитании детей люди четверки используют метод кнута и пряника. Это замечательные родители, но если желания их чада выходят за нормы, установленные социумом, то на понимание с их стороны вряд ли придется рассчитывать. У четверочников обострено чувство справедливости, они видят соринку не только в чужом глазу, но и в своем, поэтому редко подолгу конфликтуют с близкими.

Эти люди стремятся все упорядочить

Им нравится работа, в которой требуется внимание к деталям, но можно тщательно обдумывать решения. Если четверочник является представителем творческой профессии, то все равно придерживается дисциплины и установленного графика – даже муза посещает его в строго оговоренные часы

Этот человек неуютно чувствует себя на руководящих должностях, но зато прекрасно справляется с ролью исполнителя.

Он затрачивает массу усилий на работе, однако делает это не ради поощрения, а просто потому, что не может иначе. При этом он точно не готов трудиться бесплатно, поэтому ищет работодателя, который мог бы по достоинству оценить его рвение и таланты.

Если человек четверки решает открыть собственное дело, то в основном выбирает области, связанные с техникой или информационными технологиями. Его вряд ли заинтересуют предприятия, сулящие огромную прибыль, но сопряженные при этом с повышенным риском.

Этот человек честен с окружающими и ждет от них взаимности. Он редко участвует в дискуссиях, не любит вести великосветские беседы. Четверочник помогает делом, но добрые слова для моральной поддержки найти не способен.

Деятельность в 1917 году

Екатерина Кускова

После Февральской революции был членом Совета всероссийских кооперативных съездов исполкома Комитета общественных организаций, председателем Главного экономического комитета, заместителем председателя Экономического совета при Временном правительстве. Был министром торговли и промышленности в третьем (втором коалиционном) составе Временного правительства, министром продовольствия — в четвёртом (третьем коалиционном) составе. Был сторонником государственного контроля над предприятиями (но при этом против рабочего контроля и за гарантии прав собственников в деле управления фабриками), за установление твёрдых цен на большинство предметов потребления.

Был арестован 25 октября (7 ноября)  года восставшими большевиками, доставлен в Смольный институт, но в тот же день освобождён. Организовал демонстрацию в поддержку Временного правительства с участием членов Петроградской городской думы, которая не была допущена матросами к Зимнему дворцу. Входил в состав Комитета спасения Родины и революции, был председателем подпольного Временного правительства. За антибольшевистскую деятельность арестован и отправлен в Кронштадт под надзор исполкома Совета рабочих и солдатских депутатов, но вскоре освобождён.

Биография

Николай Прокопович родился в Туле. В школьные годы занимался в театральной студии Дома пионеров.

Сразу после окончания средней школы в 1943 году был призван в ряды РККА, прошёл боевой путь от солдата до командира отделения. В апреле 1945 года в Германии был ранен, войну закончил в госпитале под Берлином в звании старшего сержанта. Награждён медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и орденом «Отечественной войны» II степени.

Вернувшись в Москву, Прокопович поступил в Школу-студию МХАТ, которую окончил в 1949 году.

С 1949 года — актёр Камерного театра (с 1950 года — Московский драматический театр имени А. С. Пушкина). Играл в спектаклях: «Тени» (князь Тараканов), «Поднятая целина» (дед Щукарь). С 1983 по 1985 год служил в Московском драматическом театре им. К. С. Станиславского.

С 1986 года работал в Театре имени Моссовета. Ему одинаково хорошо удавались роли как комедийного жанра, так и драматического, отмечались лёгкость и пластичность в подаче образа. За время работы в театре Николай Константинович играл в спектаклях: «Последний посетитель» (Ермаков), «Торможение в небесах» (Гнеушев), «Царская охота» (Кустов), «Кин, или Гений и беспутство» (Граф Кефельд), «Школа неплательщиков» (Фромантель), «Кубик для президента» (Председатель энергетической комиссии), «Чёрная невеста, или Ромео и Жанетта» (Отец), «Фома Опискин» (Ежевикин), «Страсти по Митрофану (Недоросль)» (Стародум), «Ошибки одной ночи» (Хардкэстль).

Николай Прокопович много снимался в кино.

Николай Прокопович был дважды женат. От первого брака с однокурсницей по студии Камерного театра Ираидой Галаниной у него родился сын Андрей Николаевич Галанин , впоследствии ставший переводчиком,более 30-ти лет проводит экскурсии в Кремле. Со второй супругой, актрисой Ингой Трофимовной Задорожной, актёр прожил 43 года,у них общий сын Константин Николаевич Прокопович (14 апреля 1966 г.р.).,учился в школе 610-й Московской школе ,закончил мед.училище,специальность -стоматолог.

Умер Николай Прокопович в Москве 24 февраля 2005 года после тяжёлой и продолжительной болезни. Похоронен на Митинском кладбище.

Конец жизненного пути

Скончался преосвященный Феофан 8 сентября 1736 года в одном из помещений своего подворья, подаренного ему когда-то императором Петром I. Его последние слова: «О голова моя, исполнившаяся разума, куда ты приклонишься?» также сделались расхожей цитатой. Причиной смерти стал сердечный приступ.

Тело покойного архиерея было перевезено в Новгород и там, после отпевания, совершенного викарным архиепископом Иосифом, погребено в усыпальнице Софийского собора. Среди его богатого наследия особую ценность представляла обширная библиотека, включавшая в себя несколько тысяч томов религиозных сочинений. По указу императрицы она была полностью передана в дар Новгородской духовной академии.

Театральная карьера

С 1949 года, Николай Константинович начинает работать на подмостках Камерного театра. Но уже на следующий год переходит в столичный Театр драмы имени Пушкина. Известно, что он успешно сыграл такие роли, как князь Тараканов в театральной постановке «Тени», деда Щукаря в спектакле «Поднятая целина» и другие. Но Прокопович Николай, актер которого знала и любила вся страна, на театральных гастролях в Сочи в спектакле «Кафедра» появился в нетрезвом виде и за это тут же был уволен из театра.

Тогда в этом же году он устраивается на работу в столичный Театр драмы имени Станиславского, в котором проработал в течение двух лет. Начиная с 1986 года, актер Прокопович Николай переходит работать в театр имени Моссовета.

На подмостках этого театра он играл не только драматических, но и комедийных героев в десяти спектаклях. Это, например, роль Ермака в театральной постановке «Последний посетитель», роль Кустова в спектакле «Царская охота» и другие. Каждый его герой всегда был гармоничен и легок для понимания зрителей.

Аргументы, почерпнутые из Священного Писания

Особенно ярким стало его выступление, текст которого впоследствии был издан под заголовком «Слово о власти и чести царской». Оно было приурочено к возвращению государя из заграничной поездки и содержало в себе почерпнутые из Священного Писания доказательства того, что неограниченная монархия является непременным условием процветания государства. В нем же проповедник нещадно обличал тех церковных иерархов, которые пытались установить главенство духовной власти над светской. Слова Феофана Прокоповича были подобны стрелам, без промаха разящим всех, кто дерзал посягнуть на приоритет самодержавия.

Первые государевы милости

Следующим шагом на пути к подножию государева трона стало его выступление с хвалебной проповедью, написанной по случаю победы русской армии в Полтавском сражении, одержанной 27 июня (8 июля) 1709 года. Прочитав текст этого сочинения, выдержанного в восторженно-патриотических тонах, Петр I остался весьма доволен и приказал автору перевести его на латинский язык, что и было исполнено с большим усердием. Так молодой киевский педагог, еще недавно пренебрегший предложением римского понтифика, попал в поле зрения российского императора.

Впервые царская милость излилась на Феофана Прокоповича в 1711 году, когда государь во время Прутского похода вызвал его в свой лагерь и, удостоив аудиенции, назначил ректором Киево-Могилянской академии. Кроме того, учитывая всестороннюю осведомленность молодого человека в вопросах богословия, государь поставил его игуменом Братского монастыря, в котором тот когда-то принял монашеский постриг.

Все Прокопович

  • Прокопович Авраам
  • Прокопович Адам
  • Прокопович Адриан
  • Прокопович Александр
  • Прокопович Алексей
  • Прокопович Анатолий
  • Прокопович Андрей
  • Прокопович Антон
  • Прокопович Аристарх
  • Прокопович Аркадий
  • Прокопович Арсений
  • Прокопович Артем
  • Прокопович Артемий
  • Прокопович Архип
  • Прокопович Афанасий
  • Прокопович Богдан
  • Прокопович Борис
  • Прокопович Вадим
  • Прокопович Валентин
  • Прокопович Валерий
  • Прокопович Василий
  • Прокопович Вениамин
  • Прокопович Викентий
  • Прокопович Виктор
  • Прокопович Вилли
  • Прокопович Виссарион
  • Прокопович Виталий
  • Прокопович Владимир
  • Прокопович Владислав
  • Прокопович Всеволод
  • Прокопович Вячеслав
  • Прокопович Гавриил
  • Прокопович Галактион
  • Прокопович Геннадий
  • Прокопович Георгий
  • Прокопович Герасим
  • Прокопович Герман
  • Прокопович Глеб
  • Прокопович Гордей
  • Прокопович Григорий
  • Прокопович Давид
  • Прокопович Даниил
  • Прокопович Денис
  • Прокопович Дмитрий
  • Прокопович Евгений
  • Прокопович Евдоким
  • Прокопович Емельян
  • Прокопович Ефим
  • Прокопович Захар
  • Прокопович Зиновий
  • Прокопович Иван
  • Прокопович Игнатий
  • Прокопович Игорь
  • Прокопович Иларион
  • Прокопович Илья
  • Прокопович Иннокентий
  • Прокопович Иосиф
  • Прокопович Ираклий
  • Прокопович Исаакий
  • Прокопович Казимир
  • Прокопович Карп
  • Прокопович Кирилл
  • Прокопович Клемент
  • Прокопович Клим
  • Прокопович Кондрат
  • Прокопович Константин
  • Прокопович Корнилий
  • Прокопович Кузьма
  • Прокопович Лазарь
  • Прокопович Лев
  • Прокопович Леонид
  • Прокопович Леонтий
  • Прокопович Лукьян
  • Прокопович Макар
  • Прокопович Максим
  • Прокопович Максимилиан
  • Прокопович Марк
  • Прокопович Мартин
  • Прокопович Матвей
  • Прокопович Мечислав
  • Прокопович Мирон
  • Прокопович Митрофан
  • Прокопович Михаил
  • Прокопович Модест
  • Прокопович Моисей
  • Прокопович Назар
  • Прокопович Наум
  • Прокопович Никанор
  • Прокопович Никита
  • Прокопович Николай
  • Прокопович Нисон
  • Прокопович Олег
  • Прокопович Орест
  • Прокопович Осип
  • Прокопович Павел
  • Прокопович Памфил
  • Прокопович Парамон
  • Прокопович Петр
  • Прокопович Платон
  • Прокопович Порфирий
  • Прокопович Прокофий
  • Прокопович Прохор
  • Прокопович Рафаил
  • Прокопович Роман
  • Прокопович Ростислав
  • Прокопович Савелий
  • Прокопович Самсон
  • Прокопович Самуил
  • Прокопович Святослав
  • Прокопович Севастьян
  • Прокопович Сергей
  • Прокопович Степан
  • Прокопович Тарас
  • Прокопович Терентий
  • Прокопович Тимофей
  • Прокопович Тихон
  • Прокопович Трофим
  • Прокопович Фаддей
  • Прокопович Федор
  • Прокопович Федот
  • Прокопович Феликс
  • Прокопович Фома
  • Прокопович Юлиан
  • Прокопович Юрий
  • Прокопович Ярослав
  • Прокопович Агния
  • Прокопович Аза
  • Прокопович Акулина
  • Прокопович Алевтина
  • Прокопович Александра
  • Прокопович Алла
  • Прокопович Анастасия
  • Прокопович Ангелина
  • Прокопович Анна
  • Прокопович Антонина
  • Прокопович Анфиса
  • Прокопович Ариадна
  • Прокопович Валентина
  • Прокопович Валерия
  • Прокопович Варвара
  • Прокопович Василиса
  • Прокопович Вера
  • Прокопович Вероника
  • Прокопович Виктория
  • Прокопович Виталина
  • Прокопович Владислава
  • Прокопович Галина
  • Прокопович Гелена
  • Прокопович Гелла
  • Прокопович Генриетта
  • Прокопович Гертруда
  • Прокопович Глафира
  • Прокопович Глория
  • Прокопович Грета
  • Прокопович Данута
  • Прокопович Дарья
  • Прокопович Джульетта
  • Прокопович Диана
  • Прокопович Дина
  • Прокопович Доля
  • Прокопович Доминика
  • Прокопович Ева
  • Прокопович Евгения
  • Прокопович Евдокия
  • Прокопович Екатерина
  • Прокопович Елена
  • Прокопович Елизавета
  • Прокопович Зинаида
  • Прокопович Зоя
  • Прокопович Инна
  • Прокопович Ираида
  • Прокопович Ирина
  • Прокопович Ия
  • Прокопович Калерия
  • Прокопович Капитолина
  • Прокопович Кира
  • Прокопович Клавдия
  • Прокопович Кристина
  • Прокопович Ксения
  • Прокопович Лариса
  • Прокопович Лидия
  • Прокопович Любовь
  • Прокопович Людмила
  • Прокопович Маргарита
  • Прокопович Марианна
  • Прокопович Марина
  • Прокопович Мария
  • Прокопович Марфа
  • Прокопович Мирра
  • Прокопович Муза
  • Прокопович Надежда
  • Прокопович Наталья
  • Прокопович Неонила
  • Прокопович Ника
  • Прокопович Нина
  • Прокопович Нонна
  • Прокопович Оксана
  • Прокопович Ольга
  • Прокопович Пелагея
  • Прокопович Полина
  • Прокопович Прасковья
  • Прокопович Раиса
  • Прокопович Римма
  • Прокопович Светлана
  • Прокопович Серафима
  • Прокопович Софья
  • Прокопович Сусанна
  • Прокопович Таисия
  • Прокопович Тамара
  • Прокопович Татьяна
  • Прокопович Фаина
  • Прокопович Фекла
  • Прокопович Харита
  • Прокопович Юлия

Читать дальше…

ПРОКОПОВИЧ: число взаимодействия с миром «6»

«Шестерочника» легко узнать – это тот самый человек, который отличается необыкновенной удачливостью, всегда окружен друзьями, имеет прекрасную семью и не понаслышке знает, что такое взаимная любовь. Баловень судьбы? На самом деле это не совсем так. Все, что получает «шестерочник» с кажущейся легкостью, им заслужено. Этот человек отличается спокойным, уравновешенным характером, умением помочь в трудной ситуации, дать толковый совет или просто выслушать того, кому необходима моральная поддержка. В служении другим на самых разных уровнях люди шестерки часто находят смысл своей жизни; именно они умеют отдавать, ничего не теряя, и спокойно принимать любые дары. Близкие и друзья «шестерочника» чувствуют себя рядом с ним спокойно и комфортно – такой человек не играет в психологические игры, не пытается ими манипулировать, говорит именно то, что думает, но в форме, которая никого не обидит.

«Шестерочник» — отличный семьянин, причем его заботят не только уют дома и успешность всех членов семьи, но и душевное состояние близких. Это несравненный хранитель домашнего очага, умный и терпеливый наставник, достойный пример для подражания. Заботясь об окружающих, люди шестерки часто забывают о себе, и один из важных уроков, которые им следует усвоить – не растрачивать себя без остатка, поскольку силы их велики, но все же не неисчерпаемы.

Стремление «шестерочников» к гармонии накладывает отпечаток не только на их отношения с людьми, но и на то, как они организовывают свою жизнь – от основополагающих тенденций, до мелочей. Можно не сомневаться, что квартира человека шестерки чиста и уютна, рабочее место – комфортно и располагает к продуктивному труду, а место отдыха радует глаз приятным пейзажем. «Шестерочники» не только ценят красоту, но и способны увидеть ее во всем, что их окружает

Именно поэтому они часто обладают незаурядными талантами в области дизайна, и, что немаловажно, способны помочь любому раскрыть лучшие стороны своей души

Если «шестерочникам» что и мешает в жизни, так это неспособность принять решение быстро, и не отступать от него ни на шаг. Такие люди способны помогать другим, давать простые и разумные советы, но сами часто терзаются беспричинными сомнениями, нервничают и переживают по мелочам. Они восприимчивы к радостям жизни, но и беды принимают близко к сердцу; часто реагируют излишне эмоционально и подолгу страдают от душевных ран.

Преподавательская деятельность в Киеве

Феофан Прокопович на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

Вернувшись в Киев и снова обратившись в православие, он стал преподавать в Киево-Могилянской академии сначала поэтику, потом риторику, философию и наконец, богословие. По всем этим предметам он составил руководства, отличавшиеся от других подобных изданий того времени ясностью изложения и отсутствием схоластических приёмов.

Будучи преподавателем поэтики и удовлетворяя обычаю, требовавшему сочинения драматических представлений для школьной сцены, написал трагикомедию «Владимир», посвящённую гетману Мазепе, в которой, изображая победу христианства над язычеством и осмеивая жрецов, как поборников суеверия и невежества, выступил горячим защитником просвещения и сторонником начатой уже Петром Великим решительной борьбы со старыми народными предрассудками. По случаю Полтавской победы 1709 года сочинил панегирическую проповедь, которая была по приказанию Петра переведена на латинский язык самим автором.

В 1711 году был вызван в царский лагерь во время Прутского похода, а по возвращении оттуда сделан игуменом Братского монастыря и ректором Киево-Могилянской академии.

Продолжая свою преподавательскую деятельность, издал ряд популярных рассуждений, диалогов и проповедей о различных богословских вопросах. Все эти сочинения отличаются живым и остроумным изложением и стремлением к критическому анализу. Несмотря на полученное в юности католическое образование, Феофан являлся заклятым противником всего католического в науке и жизни и поклонником новой европейской науки, созданной Фрэнсисом Бэконом и Рене Декартом; он решительно выступал с резким, принципиальным отрицанием всякого авторитета духовенства как учительского сословия, требуя свободного, критического отношения ко всем научным и жизненным вопросам и опровергая старую теорию о первенстве духовной власти над светской и вообще о первенстве духовенства над всеми прочими сословиями.

Оценка

Ректор Московской академии, впоследствии архиепископ Тверской, второй вице-президент Синода Феофилакт Лопатинский полагал (как и иные, например, Маркелл Радышевский) Феофана протестантом.

Протоиерей Георгий Флоровский: «Феофан Прокопович был человек жуткий. Даже в наружности его было что-то зловещее. Это был типический наемник и авантюрист, — таких ученых наемников тогда много бывало на Западе. Феофан кажется неискренним даже тогда, когда он поверяет свои заветные грезы, когда высказывает свои действительные взгляды. Он пишет всегда точно проданным пером. Во всем его душевном складе чувствуется нечестность. Вернее назвать его дельцом, не деятелем. Один из современных историков остроумно назвал его „агентом Петровской реформы“. Однако, Петру лично Феофан был верен и предан почти без лести, и в Реформу вложился весь с увлечением. И он принадлежал к тем немногим в рядах ближайших сотрудников Петра, кто действительно дорожил преобразованиями».

«Не было почти рода писательства, к которому не был бы причастен Феофан. Богослов, проповедник, канонист, юрист, историк, поэт совмещались в нём с разною степенью дарования, но, во всяком случае, в необыкновенном сочетании. Таких разносторонних и плодовитых талантов мало можно встретить среди наших деятелей XVIII века. Взятая в целом личность Феофана Прокоповича всегда останется одной из центральных фигур русской истории XVIII столетия».

Учёный и общественный деятель

В Россию вернулся в 1899 году. Был председателем экономической секции Вольного экономического общества, председателем секции по страхованию рабочих при московском отделении Императорского технического общества, председателем различных кооперативных объединений, сотрудничал в Обществе имени А. Чупрова.

Первоначально был близок к народничеству, затем к социал-демократам (в 1890-е годы входил в состав «Союза русских социал-демократов за границей»), с которыми вступил в конфликт после публикации двух своих книг «К критике Маркса» и «Рабочее движение на Западе. Опыт критического исследования», которые носили ревизионистский характер. Был сторонником «экономизма», отвергал революционный путь, являлся сторонником эволюции.

С 1904 года участвовал в деятельности либерального «Союза Освобождения»; входил в состав руководящего органа «Союза Освобождения» — Совета. В ноябре 1904 года вместе с группой членов «Союза освобождения» встречался со священником Георгием Гапоном, убеждая его присоединиться к кампании земских петиций. После событий 9 января 1905 года арестован. В был членом временного центрального комитета Конституционно-демократической партии, но вскоре отошёл от кадетов, оставаясь внефракционным социалистом. Совместно с женой Екатериной Кусковой и историком В. Я. Богучарским (Яковлевым) издавал общественно-политический журнал «Без заглавия» (), входил в состав редколлегий газет «Товарищ» и «Новая жизнь» (). Был деятелем масонства (вступил в масонство в 1898, ещё во время учёбы в Бельгии), один из руководителей ложи, названной по его фамилии ложей Прокоповича.

Специалист в области статистики (в опубликовал в «Трудах Вольного экономического общества» работу, посвящённую исчислению народного дохода в для 50 губерний Европейской России; расширенное издание (за 1900—1913) вышло в 1918), политической экономии, промышленного производства России. Изучал проблемы аграрной политики и положения рабочих. Преподавал в кружках, воскресных школах, с 1908 года — в Народном университете А. Шанявского. В 1909—1910 годах состоял в качестве «сведущего лица» (выражение охранного отделения) при социал-демократической фракции в Государственной думе III созыва, занимаясь аграрным вопросом (в момент написания записки «временно проживал за границей»).

Входил в Совет Общества имени А. И. Чупрова для разработки общественных наук.

Во время Первой мировой войны работал в Московском областном Военно-промышленном комитете.

Труды

  • «Приветственное слово», сказанное государю в Киеве 5 июля 1706 г.
  • «Похвальное слово», произнесенное по случаю Полтавской победы в присутствии Петра.
  • Проповедь, произнесенная 24/XI-1717 г. в день именин императрицы, на текст: «Крепка, яко смерть, любы».
  • «Слово в неделю цветную о власти и чести царской, яко от самого Бога в мире учинена есть и како почитати царей и оным повиноватися людие долженствует ; кто же суть и коликий имеют грех противляющиеся им». 6 апреля 1718 г.
  • Слово в день памяти Александра Невского, произнесенное в 1718 году, на текст: «Учителю Благий, что сотворив, живот вечный наследую?»
  • Слово похвальное о флоте российском и о победе галерами российскими над кораблями шведскими. (Произнесено 8/IX-1720 г.)
  • Слово во время торжеств по случаю Ништадтского мира. (Произнесено в Москве 28 января 1722 г.)
  • Две проповеди на смерть Петра Великого (1 марта 1725 года — в день погребения и в том же году в день Петра и Павла).
  • Надгробное слово Екатерине I, произнесенное 16 мая 1727 г.
  • Речь в день коронации имп. Анны Иоанновны 28 апреля 1730 г.
  • Слово в день коронации, произнесенное в 1732 году, на текст: «Воздадите Кесарева Кесареви».
  • Слово в день коронации в 1734 году, сказанное в пользу монархии вообще.
  • Шесть монашеских (или аскетических) проповедей.
  • «Поучения и речи» в 3-х частях (собрание проповедей). СПб., 1760, 1761, 1765.
  • «Правила риторические» (учебник), составлен в 1706 г., полностью не издан.
  • Духовный регламент.
  • Вещи и дела, о которых духовный учитель народу христианскому проповедовать должен. М., 1784.
  • Владимир, славянороссийских стран князь и повелитель, от неверия тьмы в свет Евангельский приведенный Духом Святым (трагикомедия в рукописи сборника имп. публ. библ.).
  • Торжественная песнь на Полтавскую победу (латинские стихи).
  • Ода на путешествие Петра II в Москву на коронацию (напеч. в «???»).
  • Описание Киева (латинские элегические стихи).
  • Увещательная элегия (латинская).
  • Монашеская элегия (латинская) — эти три элегии помещены в сборнике»???».
  • Родословная роспись великих князей и царей российских до гос. Петра I, с кратким описанием знатнейших дел их и гравированным каждого портретом. СПб., 1717.
  • История имп. Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии, изд. Щербатова. СПб., 1783; М., 1788 (есть мнение, что к этому труду Феофан делал лишь замечания и поправки).
  • Краткая повесть о смерти Петра. СПб., 1726.
  • Надгробное слово под названием: «???».
  • Сказание о кончине Петра II и о вступлении на престол Анны Иоанновны. СПб., 1737.
  • Правда воли монаршей во определении наследника державы своей. Напеч. в авг. 1722 г.
  • Манифест о коронации.
  • Церемониал встречи государя в Новгороде в 1728 году. (напеч. в IX ч. «Древней Российской Вивлиофики», 2-е изд.).
  • Рассуждение о нетлении мощей св. угодников Божиих в Киевских пещерах нетленно почивающих. Киев, 1890.
  • Семь богословских трактатов, составляющих неоконченную систему Богословия.
  • Христовы о блаженствах проповеди. // Русский архив. 1916. кн. 1.
  • Диалогизм или беседа о догматах Православной Церкви.
  • Истинные основания и должности христианской веры, или наставления язычникам, обращающимся в христианскую веру.

Литература

  • Самарин Ю. Ф. Стефан Яворский и Феофан Прокопович как проповедники. — М.: 1844.
  • Морозов П. О. Феофан Прокопович как писатель. — СПб.: 1880.
  • Самарин Ю. Ф. Стефан Яворский и Феофан Прокопович // Он же. Сочинения. — Т. V. — М.: 1880.
  • Ігор Шаров. 100 видатних імен України. — К.: АртЕк, 2004. — С. 332—336. ISBN 966-505-218-7.
  • Ничик В. М. Феофан Прокопович. — М.: Мысль, 1977. — 192 с. — (Мыслители прошлого).
  • Смирнов В. Г. Феофан Прокопович. — М.: Соратник, 1994. — 221 с.
  • Буранок О. М. Ораторская проза Феофана Прокоповича и русский историко-литературный процесс первой трети XVIII века. Монография. — Самара: НТЦ, 2002. — 192 с.
  • Буранок О. М. Русская литература XVIII в.: Петровская эпоха; Феофан Прокопович. — М.: Флинта; Наука, 2003. — 336 с.
  • Буранок О. М. Лирика Феофана Прокоповича и русский историко-литературный процесс первой трети XVIII века. Монография. — Самара: НТЦ, 2004. — 145 с.
  • Буранок О. М. Феофан Прокопович и В. К. Тредиаковский: преемственность литературных традиций // В. К. Тредиаковский и русская литература / Под ред. А. С. Курилова. — М.: ИМЛИ РАН, 2005. — С. 73—93.
  • Абашник В. А. Георг Вильгельм Стеллер (1709—1746) и Феофан Прокопович (1681—1736) // Aus Sibirien — 2011 / Научно-информационный сборник (к 75-летию А. В. Христеля). — Тюмень: Печатник, 2011. — С. 10—15.
  • Абашник В. А. Феофан Прокопович (1681—1736) и немецкие богословы // Collegae, amico, magistro: збірник наукових праць до 70-річчя д-ра Віланда Ґiнтцше / за ред. В. О. Абашніка, Л. Д. Бондар, А.-Е. Ґінтцше. — Харків: Майдан, 2019. — С. 101—116.

Борец с пережитками прошлого

Свою дальнейшую преподавательскую деятельность Феофан совмещал с работой над сочинениями по самому широкому кругу богословских вопросов, но, независимо от затронутых в них тем, все они отличались живым языком изложения, остроумием и стремлением к глубокому научному анализу. Несмотря на то что, обучаясь в Риме, он был вынужден следовать традициям католической схоластики, дух европейского просвещения во многом определил его мировоззрение. Лекции, прослушанные в университетах Лейпцига, Йены и Халле, поставили его в ряд передовых людей своего времени, безоговорочно принявших сторону философов-просветителей Рене Декарта и Фрэнсиса Бэкона.

Вернувшись на родину, где в то время еще господствовал дух патриархального застоя, и написав свое первое сатирическое произведение «Владимир», Феофан Прокопович повел неустанную борьбу с пережитками прошлого, к которым он относил, в частности, приоритет церковной власти над светской. Оспаривал он и право духовенства на разного рода привилегии, чем уже в этот ранний период своей деятельности нажил себе весьма опасных врагов. Однако когда стало известно о благоволении, проявленном к нему государем, его противники были вынуждены молчать в ожидании более подходящего момента.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий