Значение и происхождение фамилии Шаталов

Уникальность авторской методики

Главное отличие обучения Шаталова от других экспериментальных методик — это получение знаний от общего к частному.

При этом используются опорные сигналы. Они являются средством подачи учебного материала. Листы опорных сигналов (некое хранилище) помогают воспринять много информации в целостности, при этом осмыслить и запомнить ее.

Уникальность методики также в:

  • освоении материала с умением применения любым учеником (даже слабым);
  • запоминании при минимуме времени максимума информации;
  • выработке беглых навыков решения простых задач;
  • приобщении каждого ученика к ежедневному умственному труду;
  • отсутствии отметок на текущем занятии (не отвлекают от процесса вживания в знание);
  • отсутствии внешней оценки (ты умница, а ты — тупой);
  • бесконфликтности;
  • быстром движении вперед;
  • открытых перспективах;
  • гласности;
  • в реализации идеи «борьбы с двойками»;
  • объединении ученика и учителя;
  • возможности использования в школах и ВУЗах.

Взаимодействие с родителями по Шаталову

Педагогика народного учителя работает эффективней, если ученика поддерживают и контролируют дома.

Позитивное отношение к любым результатам учебы своего ребенка позволяет убрать страхи, добавить мотивации. Родители обязаны оказывать своему ребенку помощь, поддержку, уделять внимание, осуществлять контроль. По опорным конспектам это сделать очень легко и быстро. Такие меры могут быть нужны поначалу. Далее необходимость в них отпадает автоматически

По опорным конспектам это сделать очень легко и быстро. Такие меры могут быть нужны поначалу. Далее необходимость в них отпадает автоматически.

Когда возникает стойкая мотивация, помощь родителей не только не нужна. Она просто запрещена. Но поддержка мотивации со стороны родителей должна быть постоянной. При этом идет постоянное информирование родителей об успехах ребенка. Это исключает конфликты между школой и родителями.

Система Шаталова

3 ноября 1971 года в газете Комсомольская Правда появилась статья Симона Соловейчика «Метод Шаталова», которая направила движение педагогической общественности на новое русло, в сторону Педагогики сотрудничества. Виктор Федорович Шаталов представил на всю страну свою авторскую дидактическую систему, благодаря которой учителям можно научиться учить всех детей предметам математика, физика, химия, астрономия, и другим, успешно и быстро, и независимо от подготовки детей и материального уровня их родителей.

Оригинальная система интенсивного обучения Шаталова, разработанная для средней и старшей ступеней общеобразовательной школы, включает около 200 педагогических открытий, самые важные из которых:

  • авторские учебные пособия, представляющие программный материал главным образом в вербально-графических формах, упрощающих процесс изложения, восприятия и запоминания,
  • принцип открытых перспектив, ориентированный на развитие творческого мышления школьников,
  • принцип систематической обратной связи, на базе разнообразных нестандартных форм объективного учёта и контроля знаний каждого учащегося на каждом уроке, позволяющий отказаться от ученических дневников и классных журналов.
  • вместо традиционных домашних заданий учащиеся получают обширные «предложения», объём и сложность которых варьируются на этапах обучения с учётом индивидуальных особенностей, а к окончанию курса приближаются к конкурсным и олимпиадным.
  • практикуются оригинальные формы взаимопроверки учащихся, в том числе в интересах увеличения времени для решения задач высокой сложности и развития продуктивного мышления.
  • традиционные экзамены заменены работами по «листам группового контроля» и так называемыми релейными, выявляющими результат самостоятельной деятельности над всеми видами заданий.
  • устранению дидактических противоречий способствует принцип бесконфликтности учебной ситуации, то есть создание при участии родителей школьников для занятий соответствующих условий.
  • широко используются игровые формы учебных занятий.

Многие находки Шаталова используются не только школьными учителями, но и педагогами вузов и при обучении некоторым сложным профессиям.

Награды и звания

Награждение орденом Дружбы, 12 апреля 2011 года.

Почтовый блок СССР, 1969 год.

Почтовая марка СССР, 1969 год.

  • Лётчик-космонавт СССР (1969)
  • Заслуженный мастер спорта СССР (21 октября 1969)
  • Почетный радист СССР (1971)
  • Почетный металлург (14 июля 1972)
  • Почетный геодезист (1988)

Классность

  • Космонавт 1-го класса (10 мая 1971)
  • Космонавт 2-го класса (15 октября 1969)
  • Космонавт 3-го класса (23 января 1969)
  • Инструктор парашютно-десантной подготовки (ПДП) ВВС (24 декабря 1964)
  • Военный летчик 1-го класса (24 июня 1960)
  • Военный летчик 2-го класса (01 июля 1958)

Награды России и СССР:

  • Дважды Герой Советского Союза (22 января , 22 октября

    медаль «Золотая Звезда» (№ 10713 — 22 января 1969, № 85 — 22 октября 1969);

    1969);

  • орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2 марта ) — за большие заслуги перед государством в развитии отечественной пилотируемой космонавтики;
  • орден Дружбы (12 апреля 2011 года) — за большой вклад в развитие отечественной пилотируемой космонавтики и многолетнюю плодотворную общественную деятельность;
  • три ордена Ленина (№ 400976 — 22 января 1969, 30 апреля , 15 января );
  • орден Октябрьской Революции (27 декабря );
  • орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени (22 февраля );
  • медаль «За боевые заслуги» (30 декабря );
  • медаль «За воинскую доблесть. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина» ();
  • медаль «За отличие в охране государственной границы СССР»;
  • медаль «За оборону Ленинграда» (/);
  • юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» ();
  • юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» ();
  • юбилейная медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» ();
  • юбилейная медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» ();
  • юбилейная медаль «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» ();
  • юбилейная медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» ();
  • юбилейная медаль «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» ();
  • медаль «Ветеран Вооружённых сил СССР» ();
  • медаль «За освоение целинных земель» ();
  • медаль «За укрепление боевого содружества» (24 мая );
  • медаль «В память 850-летия Москвы» ();
  • медаль «В память 250-летия Ленинграда» (16.05./);
  • медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга» ();
  • другие медали;
  • Государственная премия СССР (1981) — за организацию международных полётов на орбитальной станции «Салют»;
  • Благодарность Президента Российской Федерации (9 апреля 1996 года) — за большой личный вклад в развитие отечественной космонавтики.

Иностранные награды:

  • Орден «Мадарский всадник» I степени (Болгария, 2008);
  • медаль «За укрепление братства по оружию» (НРБ, 1977);
  • медаль «25 лет Народной власти» (НРБ);
  • медаль «100 лет Освобождения Болгарии от османского рабства» (НРБ);
  • орден Государственного Знамени (ВНР, 1981);
  • золотая медаль «За боевое содружество» (ВНР, 20 июня );
  • Герой Труда (СРВ, 1980);
  • орден Хо Ши Мина (СРВ, 1980);
  • орден Карла Маркса (ГДР, 1977);
  • медаль «Братство по оружию» 3 класса (ГДР, 1978);
  • национальный орден «Плайя-Хирон» (Куба, 1980);
  • орден «Солидарность» (Куба , 1983);
  • медаль «20 годовщина Революционных вооружённых сил» (Куба);
  • орден Полярной звезды (МНР, август 1983);
  • медаль «Братство по оружию» (ПНР, 1977);
  • медаль «Воинская доблесть» I степени (СРР, 1980);
  • орден «Дружба народов» (САР);
  • медаль «Воинская доблесть» (САР);
  • медаль «За укрепление дружбы по оружию» (ЧССР) (1980);
  • восемь медалей и два ордена Австрии и Сирии.

Общественные и научные награды:

  • орден «Гордость России» (2008)
  • золотая медаль имени К. Э. Циолковского АН СССР
  • почётный диплом имени В. М. Комарова (ФАИ)
  • золотая медаль имени Ю. А. Гагарина АН СССР

Почётный гражданин городов Калуга, Курган (1969), Нальчик (Россия), Караганда, Петропавловск (Казахстан), Прага (Чехия), Хьюстон (США).

ШАТАЛОВА: число взаимодействия с миром «9»

Вибрации числа девять заставляют людей стремиться к совершенству и работать над собой на протяжении всей жизни. «Девяточники» — очень сильные и многогранные люди, порой не слишком приятные в общении: они столь же требовательны к окружающим, как и к себе, бывают резки на язык и не всегда знают меру в критике. Слова — лучшее оружие людей девятки, но не всегда оно используется наилучшим образом; часто гнев или обида заставляют «девяточника» говорить совсем не то, что он думает, и это становится причиной серьезных проблем, порой затягивающихся надолго. Недостатки людей девятки многочисленны и разнообразны, но непременно преодолимы – было бы желание. «Девяточник» может изменять свой характер, привычки и манеры, но будет жестоко наказан, если делает это не для себя самого, а лишь ради того, чтобы угодить другому.

Для людей девятки очень важно не замыкаться в себе: видеть мир, интересоваться делами окружающих, постигать науки им необходимо для саморазвития и душевного комфорта. Сколь бы трудными в общении ни казались порой «девяточники» — увлекающиеся, непостоянные, иногда забывающие о компромиссах и чувстве такта, — в их характере преобладает положительное начало, и быстро становится очевидным для всех

Впрочем, человек девятки не слишком нуждается в компании и, оставшись в одиночестве, не сокрушается о своей судьбе. У него всегда много дел, интересов и поводов для размышления, а вокруг него – людей, которые нуждаются в помощи, поддержке и любви.

«Девяточник» способен раствориться в любви целиком и наслаждается ею, даже если не получает взаимности. Он мало в чем нуждается и многое отдает; ни собственные силы, ни материальные факторы не имеют в его глазах большой ценности, поэтому ни к комфорту, ни к богатству особенно не стремятся. Для людей девятки куда важнее добиться того, чтобы их жизнь была насыщенной и интересной. Именно поэтому они обычно предпочитают город деревне и не получают радости от пассивного, бездеятельного отдыха.

Нужно помнить еще и о том, что на характер «девяточника»оказывают влияние вибрации всех чисел, поэтому многим поведение такого человека может показаться непредсказуемым. Логика и рациональные суждения – не лучшие помощники в деле под названием «понять человека девятки». Тут скорее полезной окажется интуиция, да и доверие будет не лишним – надо признать, что в большинстве случаев «девяточник» поступает правильно и, если ему не мешают, решает проблемы наилучшим образом.

ШАТАЛОВ: число душевных стремлений «9»

Категория людей, числом душевных стремлений которых является девятка, отличается неуравновешенностью и противоречивостью. Основное их стремление – улучшить качество жизни (как своей, так и других), которое они стараются воплотить в жизнь исключительно в соответствии с собственными представлениями. Природа наделила «девяточников» сверхсильным чувством ответственности и завышенными требованиями к окружающим, и лишь привязанность к близким делает их снисходительными.

Несмотря на то, что «девятки» достаточно амбициозны, излишняя мечтательность и нехватка жизненной энергии не позволяет им достичь больших высот. Неудачи могут превратить таких людей в сварливых и озлобленных на весь мир неудачников, но чаще всего «девятки» философски воспринимают поражение и продолжают искать новые пути для развития.

«Девяточников» привлекает все прекрасное. Отличаясь обостренным чувством гармонии, такие люди всегда выделяются я «в толпе»: экстравагантными нарядами, необычными занятиями, артистичностью

Всеобщее внимание необходимо им как воздух, в то время как ощущение ненужности вызывает горькую обиду. Мечта «девяток» — осчастливить всех вокруг

Но чаще всего им это не удается, потому как они не хотят вдаваться в подробности выяснения сущности счастья для конкретного человека, и поэтому либо бездействуют, либо делают что-то не то, в последствии не желая признавать свои ошибки.

Люди – «девятки» постоянно живут в мире иллюзий, которые холят и лелеют. При этом, столкновение с худшими проявлениями реальности для них – серьезный стресс, порождающий страдания и даже депрессию. Пребывая уже в зрелом возрасте, «девятки» отличаются легкомыслием, непрактичностью, неприспособленностью к жизни и юношеским идеализмом.

Между тем, иногда им все же присущи здравомыслие и рассудительность. В привычной и комфортной обстановке «девяточники» расслабляются, становятся обаятельными и милыми собеседниками. Личная жизнь у них очень насыщенна, полна эмоций и глубоких переживаний. Благодаря тому, что «девятки» умеют тонко чувствовать желания окружающих, а также создавать гармоничный ансамбль «внутреннего» и «внешнего», они нередко становятся талантливыми дизайнерами.

Принципы построения метода Шаталова

 1.  Целостного восприятия информации:

сначала дается скелет предмета, вся картинка целиком;
от него выстраиваются отдельные эскизы;
постоянно идет возвращение к главному фрагменту;
особое внимание уделяется повторению — так постепенно могут усвоить материал все ученики;
новый скелет дается только после восприятия материала всеми учениками.

2. Ограниченности восприятия информации:

  • Опорный конспект от учителя содержит 7 оптимальных элементов восприятия по теме, которые сохраняются в долговременной памяти.
  • Весь объем информации делится на 5-7 блоков.
  • Конспект состоит из листа с опорными сигналами (дидактическое средство).
  • Ставится задача не запоминания конспекта, а его понимание.
  • Понять лист конспекта можно только после прослушивания учителя и чтения учебника (зубрежка исключена).

3. Сотрудничества:

  • гуманное отношение к ученику;
  • отсутствие критики;
  • отсутствие негативной оценки знаний;
  • снятие психологического напряжения в классе;
  • отсутствие жестких рамок (основа будущего творчества).

4. Бесконфликтности (особое оценивание):

  • позволяет добиться результата вне зависимости от способностей (низкая оценка накрывается высокой, давая возможность получить хороший результат в конце семестра, а журнал отражает не сам процесс усвоения материала, а качество знаний в данный момент учебы);
  • подвижность оценки меняет отношение ученика к обучению;
  • дает мотивацию уверенности в себе, своем разуме, своих способностях;
  • строит открытые отношения между учителем и учеником.

5. Особого решения задач — сначала научить, потом спрашивать:

  • не оценивает решение задач до конца семестра, пока не научит;
  • поощряет самостоятельное решение.

6. Учения с увлечением:

  • учение с большим трудом;
  • чем больше труда, тем больше успеха, тем больше увлечения;
  • увлечение подвигает на новый труд.

7. Максимализма:

  • в требовательности и пощаде;
  • в самостоятельности и контроле;
  • в загрузке учителя и облегчении его труда;
  • в заинтересованности ученика;
  • в равенстве и праве выбора (быть в активе или пассиве);
  • в просторе для сильного ученика.

8. Последовательности:

  • изучение теории;
  • отработка практики.

9. Здоровья:

физическое воспитание ежедневно.

10. Открытых перспектив:

  • открытое и подвижное оценивание (гласность);
  • открытый учет знаний («Ведомость открытого учёта знаний»);
  • возможность ученику выйти на высокий уровень знаний и оценок.

ШАТАЛОВ: число взаимодействия с миром «8»

Люди, находящиеся под влиянием числа восемь, отличаются характером беспокойным и целеустремленным. Они редко бывают довольны тем, что имеют, и стремятся максимально расширить границы своих возможностей. Потенциал «восьмерочников» очень велик, но и запросы маленькими не назовешь, поэтому чувство удовлетворения от проделанной работы или радость победы они испытывают редко. Люди восьмерки умеют строить планы и воплощать их в реальность, но вынуждены мириться с тем, что все получается немного (а то и вовсе) не так, как было задумано.

«Восьмерочники» мало чего боятся. Ответственность за других и руководство большими коллективами для них естественны, как и резкие перемены в жизни. Как правило, они хорошо ладят с окружающими, но стараются избегать слишком большой близости и предпочитают играть роль лидера в отношениях. Высоко ценя интеллект, моральные качества и чувство юмора, они не переносят лести и лжи, а также бывают очень чувствительны к проявлениям невежливости и бестактности.

Супружеские отношения «восьмерочников» складываются мирно, хотя не всегда в них присутствуют страсть или даже глубокая привязанность. Тем не менее, люди восьмерки почти всегда стремятся к устойчивым отношениям и браку – без постоянного спутника жизни они чувствуют себя дискомфортно. Избегать ссор в семье им помогает врожденный такт, а справляться с бытовыми проблемами – умение как действовать самостоятельно, так и распределять обязанности.

«Восьмерочники» любят принимать гостей и не упускают возможности похвастаться своим домом, как правило – большим и уютным. Собственное жилье – «пунктик» многих людей восьмерки; в съемных квартирах или родительском доме они обычно чувствуют себя не слишком уютно. При этом стяжателями, интересующимися только материальными благами, их назвать никак нельзя; многие «восьмерочники» щедро делятся всем, что зарабатывают, активное участие принимают в деятельности благотворительных организаций и помогают близким и дальним родственникам деньгами. Но главное, что дают люди восьмерки окружающим – это их любовь и искренняя заинтересованность.

«Восьмерочники» так заботятся о других, что порой им не хватает сил и энергии на то, чтобы обустроить собственную жизнь. Другой распространенной проблемой является стремление к недосягаемым целям и неспособность сохранять спокойствие и здравый смысл, если на пути появляются препятствия.

Школа Шаталова

В 2000 году в Москве при участии Виктора Шаталова было открыто учебное заведение для дополнительного образования, впоследствии получившее название «Школа-студия Шаталова». В школе преподают ученики и последователи Народного учителя СССР. Руководитель школы — Виноградов Сергей Николаевич.

Сергей Виноградов и Виктор Шаталов

Обучение в школе проходит в дни каникул и по выходным, курсы рассчитаны на 7 дней интенсивного обучения. При этом все уроки являются открытыми: родители могут наблюдать за процессом обучения по прямой видеотрансляции. Курсы рассчитаны на все группы учеников: от дошкольников до одиннадцатиклассников.

Школа выпускает собственные учебные материалы по всем предметам школьной программы: видеозаписи уроков с участием Виктора Шаталова, Шалвы Амонашвили, Софьи Лысенковой, методическую литературу, учебники и др., по которым учатся дети из других городов.

Суть новаторства Шаталова

Привлечение ученика к изучению предмета, обучение его и воспитание — это основная идея методики Шаталова.

Цель методики:

1. Воспитание и формирование:

  • мотивов учения;
  • любознательности и познавательных интересов;
  • чувства долга и ответственности за результаты учения;
  • осознание себя личностью.

2. Учеба и познание

  • развитие способностей;
  • знание;
  • потребность в познании.

В соответствии с целями создана многоуровневая система школьных программ. С ее помощью возможно облегченное освоение и запоминание сложных предметов (физики, математики, химии и т.д.) и сокращение времени обучения более чем в 2-3 раза.

«Голова ученика — не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь», — Плутарх.

Для Шаталовым этого используется 4 вида мотивации:

  • ориентация на результат;
  • заинтересованность в процессе деятельности;
  • заинтересованность в получении хорошей оценки;
  • избежание неприятностей.

В основу своей педагогики Шаталов заложил:

  • психологические законы восприятия информации;
  • дидактические материалы (опорные конспекты);
  • гуманное отношение к ученику —  педагогику сотрудничества;
  • подвижное оценивание;
  • систематизацию информации;
  • стройность и взаимосвязанность знаний;
  • воспитание познавательной самостоятельности;
  • укрепление в ученике чувства собственного достоинства и уверенности.

Вся многоуровневая авторская система использует ряд принципов.

Начало работы над новой методикой

Учитель Шаталов Виктор Федорович в 1956 году создал несколько экспериментальных классов в родном городе. С этого момента начался сложный процесс работы над совершенствованием методики. Для начала он решил использовать её на практике всего пару раз в неделю.

Первый класс, на котором учитель опробовал экспериментальную программу, состоял из 33 человек. Интересно то, что ученики закончили изучение полного курса школы на 2 года раньше, показав при этом большие успехи. В высшие учебные заведения поступили абсолютно все ученики, более половины из них во время учебы получали повышенную стипендию.

Все следующие годы талантливый педагог посвятил углублению своих знаний. Он писал книги, проводил семинары и рассказывал свои идеи. В период перестройки активного учителя, желающего реформировать систему преподавания, заметили. Он получил орден Знак Почета, награды Заслуженный учитель и Народный учитель.

Со временем об учениках в экспериментальных классах забыли, но Шаталов продолжал авторское преподавание. Он регулярно устраивал в Москве недельные ежегодные курсы по математике и физике. На данный момент с авторскими курсами Виктор Федорович в Москву не приезжает из-за состояния здоровья.

ШАТАЛОВА: число истинных особенностей «8»

Число восемь не зря было на особом счету у многих народов. От него исходят сильные вибрации, дарящие его носителям могущество, незаурядные способности и бесстрашие. Если такие люди и способны испытывать страхи, то никогда в этом не признаются.

«Восьмерочники» запрограммированы на достижение успеха. Слово «скука» отсутствует в их лексиконе. Как правило, у них нет времени, чтобы ее почувствовать. Напротив, им зачастую не хватает времени на то, чтобы выполнить все задуманное. Они любят учиться, и с огромным рвением поглощают новые знания.

Стремясь преуспеть в жизни, они не боятся идти самыми сложными путями, свысока поглядывая на все встречающиеся на пути опасности и с энтузиазмом обходя подводные камни. Ошибки, как свои собственные, так и чужие, считают не провалом, а опытом. Совершив их, они не остановятся, а, проанализировав, ринутся в дело с удвоенной энергией.

Со стороны может показаться, что поражения им неведомы, но это совершенно не так. Трудностей у них, как и у всех деятельных натур, бывает предостаточно. Однако «восьмерочники» обожают их преодолевать. Проблемы лишь заставляют их мобилизовать все свои силы. При встрече с ними, у таких людей пробуждаются охотничьи инстинкты, появляется азарт.

Так же действует на них наличие достойного соперника. Такие люди нужны им не меньше, чем верные друзья. Конкуренция подгоняет их делать еще больше, выкладываться по полной программе и открывать в себе новые способности, порой даже сверхъестественные.

«Восьмерочники» созданы для больших дел. Они способны мыслить масштабно, а вот мелочи и детали редко их интересуют. Поэтому лучше всего они чувствуют себя на руководящих ролях. Их дело – возглавлять опасную экспедицию или руководить рискованным проектом.

Зачастую их жажда успеха и постоянный поиск новых приключений приводит к печальным последствиям. Эти качества с удовольствием используют мошенники, заманивая обещаниями славы и денег в липовые проекты. Впрочем, рано или поздно «восьмерочники» сумеют выпутаться из любой, даже самой запутанной истории.

Впрочем, спокойная жизнь отнюдь не претит им. Они всегда найдут, чем занять все свободное время. Хотя максимальных успехов добьются на самой трудной дороге.

Люди, которым покровительствует цифра восемь, свойственна гордыня. Они часто противопоставляют себя толпе. Быть частью ее для них настоящая мука. Они стремятся быть непохожими на других, всегда имеют свое мнение и готовы до конца отстаивать его. Увы, но иногда это оборачивается против их близких. Обладая по-настоящему блестящими способностями, они тем не менее не могут рассмотреть, что некоторые их слова и поступки причиняют боль тем, кто находится рядом.

Критика экспериментальной методики

Сейчас интерес к самобытному преподаванию Шаталова угас.  Широкого распространения его методика не получила по причинам:

  • не универсальности, она создавалась под конкретного педагога;
  • уникальный результат возможен только при таланте учителя, огромной трудоотдаче, полном понимании и принятии метода;
  • идея конспекта не доведена до уровня хорошего инструмента;
  • упор сделан на создание и развитие репродуктивных, а не творческих способностей (академик А.А. Бодалев);
  • отсутствия культуры рассуждений и умозаключений;
  • неумению работать с большими текстами;
  • сложности видоизменения самой системы.

Библиография

В.Ф. Шаталов написал больше 60 книг: учебников, методичек, опорных конспектов, учебных пособий, педагогической и дидактической литературы. Многие из них переведены другие языки мира.

Куда и как исчезли тройки — практический педагогический опыт работы с учениками Донецка:

  • М. — 1978
  • София — 1980
  • Пекин — 1980
  • Будапешт — 1982
  • Рига — 1988
  • Минск — 1989

Тройка обречена. — М. — 1995.

Точка опоры — об экспериментальной методике преподавания, организационные основы, исследования:

  • М. — 1987
  • Варшава — 1989
  • Казань — 1990
  • Минск — 1990
  • Италия — 2001

Эксперимент продолжается:

  • М. — 1989
  • www.e-lib.info
  • Донецк — 1998

Организационные основы экспериментальных исследований. — М.: — 1982

Кредо экспериментатора. — М. — 1994

Введение в поиск. – Краснодар. — 1989

За чертой привычного. — Донецк —1988

Учить всех, учить каждого. — Прага: — 1988

Путь поиска. — СПб — 1996

Трудных детей не бывает. — М. — 2001

В будущее из вчера. — Донецк — 2001

Соцветие талантов, ч.1-2. — М — 2001-2003

Секундант. — М. — 2006

Жизнь продолжается. — М. — 2002

Сквозь призму сердца. — М. — 2002

Приглашение к поиску. — М. — 2002

Город в облаках. — М. — 2006

Учебные задания:

  • по истории и обществоведению. — Донецк — 1984.
  • по истории в 4 классе. — М. — 1984.
  • по истории в 7 классе. — М. — 1985.
  • по тригонометрии. — М. — 1993.

17 опорных конспектов по педагогике. — Донецк — 1999.

Общая методика опорных сигналов. — Пекин — 1991.

Творческая тетрадь ученика 5 класса. — Архангельск — 1981

Опорные конспекты по:

  • физике 6 — Киев — 1976
  • физике 7 — Киев —1977
  • физике 8 — Ульяновск — 1988
  • физике 9 — Ульяновск — 1988
  • физике 10 — Ульяновск — 1988
  • физике — Пекин — 1981
  • астрономии — М. — 1978
  • математике 4–5 — М. — 1978
  • природоведению — М. — 1979
  • географии 6 — М. — 1981
  • высшей математике — Кр. Рог — 1985
  • истории — М. — 1985
  • кинематике и динамике — М. — 1989
  • физической географии — Донецк — 1991
  • тригонометрии — М. — 1993

Учебники:

  • Геометрия — Волгоград — 1990
  • Физика на всю жизнь. — М. — 2003
  • Быстрая тригонометрия. — М. — 2004
  • Алгебраические волны. — М. — 2005
  • Геометрия в лицах. — М. — 2006
  • Астрономия. — М. — 2006
  • Физика чести. — М. — 2006
  • Трилогия. — Архангельск — 1990

Педагогическая проза — опыт работы в школах Донецка:

  • М. — 1980
  • Пекин — 1980
  • Тбилиси — 1988

Педагогический поиск:

  • М. — 1989
  • Київ — 1989
  • Прага — 1995

Педагогические лабиринты. — Донецк — 2001

Оптимистическая педагогика. — Португалия. — 1987

Педагогическая адвокатура. — М. — 2006

Педагогика наших дней. — Краснодар — 1984

Психологические контакты. — М. — 1989

Фото: Білецький В.С., Википедия.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий