Значение и происхождение фамилии Шелгунов

Последние годы

Могила Шелгунова на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге.

После перехода «Дела» в другие руки, Шелгунов прекратил в нём сотрудничество. Литературная деятельность Шелгунова в восьмидесятых годах носит иной характер. Представитель шестидесятников, Шелгунов скептически смотрел на появление на исторической сцене «восьмидесятников»; оставаясь верным идеям своей эпохи, он из публициста-пропагандиста превратился в обозревателя русской жизни. С этим он часто и выступал на страницах «Русской Мысли», где ежемесячно появлялись его «Очерки русской жизни», пользовавшиеся большим успехом у читателей

Мнения Шелгунова в это время приобрели высокий нравственный авторитет; к его голосу прислушивались с особенным вниманием, как к голосу человека, много испытавшего и сохранившего непреклонную верность убеждениям своей молодости. В «Русской Мысли» появились и очень ценные воспоминания Шелгунова о шестидесятых годах и их представителях.

В г. появились три тома «Сочинений Шелгунова». В г. Павленков издал «Сочинения Шелгунова» в двух томах. В г. О. Н. Попова переиздала «Сочинения» тоже в двух томах, но с иным распределением материала; в добавление к ним были отдельным томом изданы «Очерки русской жизни» (СПб., ). В этих книгах было собрано далеко не все, что написано Шелгуновым в течение продолжительной его деятельности в «Русском Слове», «Деле» и других изданиях.

Николай Васильевич Шелгунов умер 12 апреля года.

Значение деятельности

Шелгунов излагал мысли, характерные для либеральных течений 1860-х гг., однако он был одним из «первопроходцев» русского либерального движения и тем оригинален. Шелгунов уступал в даровании таким блестящим представителям его эпохи, как Писарев, но, обладая серьёзным образованием, очень хорошо исполнял то дело, которое выпало на его долю и к которому можно применить широкий термин «распространение знания». Шелгунов писал по самым разнообразным вопросам: его статьи в собрании его сочинений распределяются на исторические, общественно-педагогические, социально-экономические и критические. Эти рубрики все-таки ещё не выражают всего разнообразия тем, затрагиваемых Шелгуновым. Он писал только тогда, когда чувствовал, что статья его нужна. Он написал популярный очерк по русской истории до Петра Великого, потому что встретил одного капитан-лейтенанта, который не знал, кто такой Степан Разин. Он напечатал статью «Женское безделье», потому что увидел, что русской женщине неизвестны самые простые экономические понятия, с которыми нельзя познакомиться из романов и повестей — единственного чтения женщин того времени. Характерной особенностью Шелгунова, как публициста шестидесятых годов, является вера в силу знания: нужно только понять, узнать причины явления — дальше, как считали идеалисты-шестидесятники, процесс претворения знания в дело пойдет сам собой.

Историософия и социальные воззрения

Эта вера в активную силу знания напоминает воззрения Сократа. Представления о силе знания создают некоторую неясность в мнениях Шелгунова о сущности исторического процесса: с одной стороны, он только в социально-экономических условиях усматривает источник политической и юридической власти, с другой — видит основу всей цивилизации в улучшении человеческих способностей. Отводя огромное значение экономическим отношениям, Шелгунов все-таки утверждал, что единственный элемент прогресса есть свободная личность, развившаяся в свободном общежитии. Впрочем, Шелгунов не был теоретиком; другие его современники взяли на себя теоретическое оправдание основных идей движения -х гг. Довольно распространено мнение, что Шелгунов,

В июне г. в «Русской Мысли» появился весьма интересный для характеристики Шелгунова последний из «Очерков русской жизни», вызванный упомянутой формулой и посвященный самоопределению. Шелгунов находит, что подобная характеристика его личности может вызвать недоразумения, и указывает, что именно совокупность особенностей, присущих деятелю 60-х годов, и составляет его резкую индивидуальность. Оставаясь верным хранителем традиций своего времени, Шелгунов в последние годы жизни по общественно-практическому содержанию и направлению своей мысли явился как бы провозвестником общественного течения девяностых годов. Его роднит с этим течением сочетание широкого общественного идеализма с трезвым практическим пониманием деятельности.

За границей

Эта поездка завершила выработку миросозерцания Шелгунова. С восторгом, уже будучи стариком, Шелгунов вспоминал это время:

В жизни Шелгунова заграничная поездка была тем моментом, когда

В Эмсе Шелгунов познакомился с доктором Ловцовым, который привлек его внимание к сочинениям Герцена. В Париже он попал в кружок, в котором принимала участие Женни д’Эпикур, известная в то время пропагандистка идеи женской эмансипации

Пребывание в Париже преобразило Шелгунова и его жену; характерна фраза одной русской дамы после непродолжительного разговора с женой Шелгунова: «от вас каторгой пахнет».

После возвращения из-за границы осенью 1857 года М. Н. Муравьёв, только что назначенный руководителем Министерства государственных имуществ, взял с собой Шелгунова в ревизионную экспедицию по России. Муравьёв вполне оценил познания и служебное рвение Шелгунова и, несмотря на недостаточный для высокой должности чин капитана, назначил его начальником IV отделения лесного департамента. Помимо служебных дел Шелгунов ещё редактировал в это время газету «Лесоводство и Охота». Когда директором департамента был назначен А. А. Зеленой в департаменте «пошла ужасная кутерьма» и Шелгунов решил оставить департамент. Вместо отставки ему дали заграничный отпуск.

Н. В. Шелгунов — преподаватель Лесного института

Второй раз за границей после отставки из Лесного департамента Шелгунов пробыл (с мая 1858) около полутора лет; некоторое время он ездил вместе со своим другом Михайловым.

По-прежнему Шелгунов много работал по лесоводству, изучая практически положение лесного хозяйства в западноевропейских государствах (он был с этой целью и в Швеции). Вместе с Михайловым Шелгунов побывал у Герцена в Лондоне; несколько позже он встречался с ним в Париже.

ШЕЛГУНОВ: число взаимодействия с миром «5»

Человек, находящийся под влиянием вибраций пятерки, остается неуловимым и непонятным даже для тех, кто находится рядом с ним в течение долгого времени. Едва ли не всеми его поступками движет стремление к независимости и свободе; удержать «пятерочника» можно одним-единственным способом – отпустить его на все четыре стороны: в этом случае есть шанс, что он все-таки когда-нибудь вернется. Обаятельные, легко завоевывающие симпатии, милые и дружелюбные люди пятерки редко привязываются к кому-то всерьез; эмоциональная зависимость для них также тяжела, как любая другая. В числе приоритетов «пятерочников» — возможность ездить по миру, видеть разные страны, и не быть ограниченным ни в сроках путешествия, ни в его стоимости. Рассказы таких путешественников о пережитом необыкновенно ярки и красочны, но лишены преувеличений и весьма полезны; именно поэтому «пятерочники» частенько зарабатывают на жизнь, делясь собственным опытом.

Они отличные писатели и журналисты, умеют передать оттенки настроения с помощью слов и составить удачное описание, а потому часто востребованы не только в прессе, но и на радио. Кругозор «пятерочников» очень широк, но в сферу их интересов редко попадают супружеские и семейные отношения – тут люди пятерки не могут считаться ни экспертами, ни мало-мальски достойными уважения специалистами. Любая проблема в личной жизни может стать для них непреодолимым препятствием; способности понимать другого человека, уважать его интересы и желания многим «пятерочникам» не хватает.

Люди пятерки отлично умеют избегать проблем, но не любят решать их, обычно предоставляя другим справляться с житейскими трудностями. Вся жизнь «пятерочника» — большое путешествие в поисках нового и столь же продолжительное бегство от сложностей, однообразия, рутины, обязанностей и ответственности. Человек пятерки способен на глубокие душевные привязанности, но они редко приносят ему счастье, иногда становясь обузой и мешая в достижении цели. «Пятерочник» только выиграет, если научится отделять главное от второстепенного и поймет, от чего лучше отказаться, чтобы не обременять себя.

На протяжении всей своей жизни «пятерочники» усваивают уроки терпимости, понимания и настойчивости. Чем быстрее они становятся отличниками в этих непростых дисциплинах, тем лучше. Если же извлекать уроки из происходящего не удается, такой человек становится несдержанным, гневливым и не способным сдерживать свои эмоции и вести конструктивный диалог.

ШЕЛГУНОВА: число душевных стремлений «8»

Восемь – число устремлений души, придающее человеку громадное желание независимости. Для таких людей не существует авторитетов. Собственные мысли и идеалистические представления о мире делают их изгоями и отщепенцами. Однако громадная целеустремленность и умение диктовать собственные правила приводят людей «восьмерки» к признанию и заслуженному лидерству в коллективе.

Жажды власти, богатства и славы предостаточно

Желая обеспечить достойный уровень жизни для своего семейства, человек числа восемь может ступить на опасный путь, но природная осторожность не даст пострадать от собственной неосмотрительности. Чем раньше такой человек найдет наиболее подходящее дело для себя, тем скорее он приобретет авторитет, и тем более размеренной будет его жизнь

Если такого не происходит, то «восьмерочник» погружается в борьбу со стереотипами, предубеждениями, нормами и кажущейся несправедливостью. Вечный бой лишает людей числа восемь сил и бодрости, а также вероятности найти свое счастье. «Восьмерочники» часто имеют способности предпринимателя, но своими деньгами не рискуют. Их бизнес успешен, а партнеры и инвесторы честны.

Удача сопутствует людям восьмерки только тогда, когда выбрано правильное направление для самовыражения и реализации. Жизнь только своими интересами приводит к тоске, унынию и одиночеству, но эгоизм угасает, как только приходит понимание, что чем больше отдаешь, тем больше приобретаешь.

Люди числа восемь имеют огромные амбиции, но не всегда находят силы для их воплощения. Умение убеждать, увлечь за собой других открывает соратникам немалые возможности, однако чересчур трудный выбор ведущего наказывается своими же единомышленниками ударом в спину. Находчивость помогает сориентироваться в сложной ситуации, а речь, подкрепленная обоснованными аргументами, вызывает безграничное доверие.

Самый худший вариант «восьмерочника» нетерпелив, лишен благоразумия, капризен и невероятно придирчив в любовных отношениях, но даже такой всегда прислушивается к голосу разума и пересмотрит свои поступки, если убедится, что так надо для исполнения задуманного.

Революционная деятельность, арест и ссылка

В 1861 г. в Санкт-Петербурге 37-летний ученый-лесовод Николай Шелгунов стал совладельцем газеты «Век». В этом же году его жена Людмила Михаэлис ушла от него к близкому другу Николая Чернышевского, поэту Михаилу Михайлову, которому через год родила сына Михаила (1862—1897). В 1862 г. её любовник Александр Серно-Соловьевич, как член руководства «Земля и Воля», был приговорен к вечному изгнанию и выслан в Европу.

Весной г. появились прокламации, обращенные к народу. Первая приписывалась Чернышевскому, автором второй являлся Шелгунов.

Прокламация Шелгунова назывлась «К молодому поколению» и была написана Шелгуновым при участии Михаила Михайлова. Напечатана в Вольной русской типографии в Лондоне и нелегально доставлена в Петербург. Прокламация требовала уничтожения «царизма» и замены самодержавия выборной властью, ограниченной законом, а также национализации земли и передачи её в пользование общинам, уничтожения полиции, отмены телесных наказаний, равенства всех перед законом, гласного суда, свободы слова и т.п. Прокламация была также направлена против крестьянской реформы 1861 года. Сохранилось свидетельство, что Шелгунов распространял прокламации к народу весной г.

Весной 1862 г. Шелгунов сопровождал Людмилу Михаэлис в Нерчинск, которой надо было навестить в ссылке своего любовника, поэта-народовольца Михайлова. По одной из версий Михаэлис хотела устроить ему побег и отправить за границу (результатом этой поездки были статьи: «Сибирь по большой дороге»). Здесь Шелгунов был арестован и препровожден в Санкт-Петербург, в крепость, в которой пробыл до ноября г. Он обвинялся в сношениях с государственным преступником М. Михайловым, в том, что

и в том, что

Шелгунов просидел в Петропавловской крепости до 1864 г.

В 1864 г. в Европе бывшая жена Шелгунова родила своего младшего сына Николая (1864—1909) от революционера Серно-Соловьевича.

В ноябре г. Шелгунов был выслан административно в Вологодскую губернию. Здесь Шелгунов переходил из города в город — из Тотьмы, где он был первое время, в Устюг, Никольск, Кадников и Вологду. Условия жизни в этих городах тяжело отзывались и на настроении, и на здоровье Шелгунова.

В Вологодской губернии Николай Шелгунов прожил 5 лет в ссылке на поселении (с декабря 1864 по 1869 гг.).

В это время Шелгунов продолжал писать для «Русского Слова» и очень много, но значительная доля присылаемого из ссылки в редакцию пропадала, не пропущенная цензурой. 8 января г. «Русскому Слову» дано было предостережение, между прочим, за статью Шелгунова, в которой

В г. было основано «Дело», и Шелгунов начал в нём сотрудничать с той же энергией, как и в «Русском Слове». Лишь в г. ему разрешено было покинуть Вологодскую губернию, но въезд в Петербург был запрещен, поэтому он поехал в Калугу.

В г. Шелгунов получил разрешение переехать в Новгород, затем в Выборг.

Только в конце -х годов Шелгунов получил доступ в Санкт-Петербург. После смерти Благосветлова он сделался фактическим редактором «Дела», а при графе Лорис-Меликове получил даже утверждение в этом звании, впрочем — ненадолго (до г.). В г. Шелгунов был выслан в Выборг.

ШЕЛГУНОВ: число истинных особенностей «7»

Люди, которые находятся под воздействием цифры 7, воспринимают окружающую действительность спокойно и умиротворенно. Они всегда подчиняются голосу разума и имеют завидное самообладание. Когда находящиеся возле них теряют самоконтроль – люди семерки остаются полностью спокойны, и берут ситуацию в свои руки.

При пожаре «семерочник» первым вспомнит о плане эвакуации, а при кораблекрушении разыщет спасательные жилеты и шлюпки. Он не боится экспериментировать, убедившись вначале, что не повредит этим себе и своему окружению.

В пиковых ситуациях «человек-семерка» необходим, но и в повседневной жизни его сообразительность уж точно не помешает. «Семерочник» удовлетворен своей жизнью. Он не ставит перед собой невыполнимых задач и не жалеет о случившемся, всегда поступает обдуманно, но не чужд разумного риска. Он упускает из виду мелочи, что иногда сильно его подводит. Однако, поставив перед собой цель, человек семерки, обычно, ее достигает, благодаря поддержке надежных соратников.

«Семерочник» способен отстоять свои интересы, но и об окружающих не забывает. Он прилагает максимум усилий, чтобы улучшить жизнь близких, но его волнуют и глобальные проблемы, в решении которых он участвует по мере своих сил. Человек семерки не пройдет мимо чужих страданий, из-за обостренного чувства справедливости и умения сопереживать незаслуженно обиженным.

Обычно эти люди выбирают независимую деятельность. При работе в коллективе, они затрачивают слишком большое количество сил, для установления комфортной, спокойной, товарищеской обстановки среди коллег. «Семерочник» предпочитает не использовать проторенные пути.

Для него интересно добиться успеха на той стезе, где других постигла неудача. Таким образом, он показывает себе и всем остальным, что для него, как для человека, сильно увлеченного какой-либо идеей, все в этом мире возможно.

Все Шелгуновы

  • Шелгунов Авраам
  • Шелгунов Адам
  • Шелгунов Адриан
  • Шелгунов Александр
  • Шелгунов Алексей
  • Шелгунов Анатолий
  • Шелгунов Андрей
  • Шелгунов Антон
  • Шелгунов Аристарх
  • Шелгунов Аркадий
  • Шелгунов Арсений
  • Шелгунов Артем
  • Шелгунов Артемий
  • Шелгунов Архип
  • Шелгунов Афанасий
  • Шелгунов Богдан
  • Шелгунов Борис
  • Шелгунов Вадим
  • Шелгунов Валентин
  • Шелгунов Валерий
  • Шелгунов Василий
  • Шелгунов Вениамин
  • Шелгунов Викентий
  • Шелгунов Виктор
  • Шелгунов Вилли
  • Шелгунов Виссарион
  • Шелгунов Виталий
  • Шелгунов Владимир
  • Шелгунов Владислав
  • Шелгунов Всеволод
  • Шелгунов Вячеслав
  • Шелгунов Гавриил
  • Шелгунов Галактион
  • Шелгунов Геннадий
  • Шелгунов Георгий
  • Шелгунов Герасим
  • Шелгунов Герман
  • Шелгунов Глеб
  • Шелгунов Гордей
  • Шелгунов Григорий
  • Шелгунов Давид
  • Шелгунов Даниил
  • Шелгунов Денис
  • Шелгунов Дмитрий
  • Шелгунов Евгений
  • Шелгунов Евдоким
  • Шелгунов Емельян
  • Шелгунов Ефим
  • Шелгунов Захар
  • Шелгунов Зиновий
  • Шелгунов Иван
  • Шелгунов Игнатий
  • Шелгунов Игорь
  • Шелгунов Иларион
  • Шелгунов Илья
  • Шелгунов Иннокентий
  • Шелгунов Иосиф
  • Шелгунов Ираклий
  • Шелгунов Исаакий
  • Шелгунов Казимир
  • Шелгунов Карп
  • Шелгунов Кирилл
  • Шелгунов Клемент
  • Шелгунов Клим
  • Шелгунов Кондрат
  • Шелгунов Константин
  • Шелгунов Корнилий
  • Шелгунов Кузьма
  • Шелгунов Лазарь
  • Шелгунов Лев
  • Шелгунов Леонид
  • Шелгунов Леонтий
  • Шелгунов Лукьян
  • Шелгунов Макар
  • Шелгунов Максим
  • Шелгунов Максимилиан
  • Шелгунов Марк
  • Шелгунов Мартин
  • Шелгунов Матвей
  • Шелгунов Мечислав
  • Шелгунов Мирон
  • Шелгунов Митрофан
  • Шелгунов Михаил
  • Шелгунов Модест
  • Шелгунов Моисей
  • Шелгунов Назар
  • Шелгунов Наум
  • Шелгунов Никанор
  • Шелгунов Никита
  • Шелгунов Николай
  • Шелгунов Нисон
  • Шелгунов Олег
  • Шелгунов Орест
  • Шелгунов Осип
  • Шелгунов Павел
  • Шелгунов Памфил
  • Шелгунов Парамон
  • Шелгунов Петр
  • Шелгунов Платон
  • Шелгунов Порфирий
  • Шелгунов Прокофий
  • Шелгунов Прохор
  • Шелгунов Рафаил
  • Шелгунов Роман
  • Шелгунов Ростислав
  • Шелгунов Савелий
  • Шелгунов Самсон
  • Шелгунов Самуил
  • Шелгунов Святослав
  • Шелгунов Севастьян
  • Шелгунов Сергей
  • Шелгунов Степан
  • Шелгунов Тарас
  • Шелгунов Терентий
  • Шелгунов Тимофей
  • Шелгунов Тихон
  • Шелгунов Трофим
  • Шелгунов Фаддей
  • Шелгунов Федор
  • Шелгунов Федот
  • Шелгунов Феликс
  • Шелгунов Фома
  • Шелгунов Юлиан
  • Шелгунов Юрий
  • Шелгунов Ярослав
  • Шелгунова Агния
  • Шелгунова Аза
  • Шелгунова Акулина
  • Шелгунова Алевтина
  • Шелгунова Александра
  • Шелгунова Алла
  • Шелгунова Анастасия
  • Шелгунова Ангелина
  • Шелгунова Анна
  • Шелгунова Антонина
  • Шелгунова Анфиса
  • Шелгунова Ариадна
  • Шелгунова Валентина
  • Шелгунова Валерия
  • Шелгунова Варвара
  • Шелгунова Василиса
  • Шелгунова Вера
  • Шелгунова Вероника
  • Шелгунова Виктория
  • Шелгунова Виталина
  • Шелгунова Владислава
  • Шелгунова Галина
  • Шелгунова Гелена
  • Шелгунова Гелла
  • Шелгунова Генриетта
  • Шелгунова Гертруда
  • Шелгунова Глафира
  • Шелгунова Глория
  • Шелгунова Грета
  • Шелгунова Данута
  • Шелгунова Дарья
  • Шелгунова Джульетта
  • Шелгунова Диана
  • Шелгунова Дина
  • Шелгунова Доля
  • Шелгунова Доминика
  • Шелгунова Ева
  • Шелгунова Евгения
  • Шелгунова Евдокия
  • Шелгунова Екатерина
  • Шелгунова Елена
  • Шелгунова Елизавета
  • Шелгунова Зинаида
  • Шелгунова Зоя
  • Шелгунова Инна
  • Шелгунова Ираида
  • Шелгунова Ирина
  • Шелгунова Ия
  • Шелгунова Калерия
  • Шелгунова Капитолина
  • Шелгунова Кира
  • Шелгунова Клавдия
  • Шелгунова Кристина
  • Шелгунова Ксения
  • Шелгунова Лариса
  • Шелгунова Лидия
  • Шелгунова Любовь
  • Шелгунова Людмила
  • Шелгунова Маргарита
  • Шелгунова Марианна
  • Шелгунова Марина
  • Шелгунова Мария
  • Шелгунова Марфа
  • Шелгунова Мирра
  • Шелгунова Муза
  • Шелгунова Надежда
  • Шелгунова Наталья
  • Шелгунова Неонила
  • Шелгунова Ника
  • Шелгунова Нина
  • Шелгунова Нонна
  • Шелгунова Оксана
  • Шелгунова Ольга
  • Шелгунова Пелагея
  • Шелгунова Полина
  • Шелгунова Прасковья
  • Шелгунова Раиса
  • Шелгунова Римма
  • Шелгунова Светлана
  • Шелгунова Серафима
  • Шелгунова Софья
  • Шелгунова Сусанна
  • Шелгунова Таисия
  • Шелгунова Тамара
  • Шелгунова Татьяна
  • Шелгунова Фаина
  • Шелгунова Фекла
  • Шелгунова Харита
  • Шелгунова Юлия

Читать дальше…

Значение фамилии Шульга

Шульга левша. Шульгин. Частая фамилия раннего происхождения, встречается почти повсеместно. Возникла как отчество сын Шульги из шульга старинное русское слово, еще и сейчас сохранившееся в некоторых говорах со значением левая рука и левша Шульгиных. Фамилия вторичного происхождения из фамилии же; означала принадлежащего к семье Шульгиных (см. предыдущ. зафиксирована рано в г. в документах по Верхотурью на Урале упомянут крестьянин И. Шульгиных (В.И. Шунков) Как и другие фамилии на -их, -ых, Шульгиных встречается в Курской области, на Севере, Урале, в Сибири. Шульженков. Фамилия также связана со словом шульга левша но дальнейшее формообразование происходило не с помощью русского суффикса -енок, а белорусского или украинского -енко: Шульженко, что также обозначает сын Шульги фонетическое изменение г—ж закономерно (ср. снег снежный, салага салажонок и др. Фамилия записана в Ельнинской районе Смоленской области, на юге Псковской, в Брянской, Смоленской областях. Родственная фамилия Шулейкин. В Ономастиконе Веселовского отмечается: Шульга, Шуйга, Шуйгин, Шульгин: Шульга Александр Федорович Монастырев, вторая половина в. (иногда Шуйга) от него Шуйгины, позже Шульгины, Гаврило Иванович Шульгин, г. Лух, Шуйгин Алеша Федорович, г. Новгород, Аггей и Андрей Фомичи, г. там же. Шуйга, шульга, шуйца левая рука.

Происхождение фамилии Шульга: Русские фамилии.

Для каждой фамилии может быть рассчитано значение степени совместимости ее с другими фамилиями.

Совместимость фамилий позволяет определить насколько данные фамилии, благодаря своим особенностям и характеристикам, позволяют выстраивать коммуникативные, дружеские, любовные отношения между людьми.

Фамилия как зеркало человека — в ней отражается его характер, судьба. И понятно стремление любого человека окружить себя единомышленниками, с которыми чувствуешь себя в своей тарелке, с которыми спокойно и надежно.
Наоборот, борьба характеров, противостояние темпераментов ведут к спорам, разладам и конфликтам.

Поделиться ссылкой «Совместимость фамилий Шелгунов и Шульга» с друзьями в соцсетях:

Служба и начало литературной деятельности

Ещё в 1840 году он был привлечён к работам на Лосиноостровской лесной даче. Окончив курс по первому разряду с чином подпоручика и званием лесного таксатора, Н. В. Шелгунов поступил на службу в лесной департамент. Летом он совершал разъезды по провинциям для лесоустройства, зимой возвращался в Санкт-Петербург и работал над теоретическим изучением своего дела. Вопросам лесоводства были посвящены первые литературные труды Шелгунова. Первая его статья появилась в «Сыне Отечества». Специальные статьи он помещал и в «Библиотеке для Чтения».

В 1849 году он был послан в Симбирскую губернию для устройства лесной дачи и был оставлен при губернском управлении казенными землями, находившемся в Самаре. Шелгунов сошёлся здесь с П. П. Пекарским. В Самаре Шелгунов бывал на вечерах, играл в любительских концертах на скрипке и корнете, даже дирижировал любительским оркестром и писал легкие музыкальные пьесы (страсть к музыке унаследовал от отца). В это же время работал над своим большим трудом по истории русского лесного законодательства. За эту работу он получил награду — бриллиантовый перстень и премию от Министерства Государственных Имуществ. В 1850 году он женился, на жившей у издателя «Сына Отечества» К. П. Масальского, своей двоюродной племяннице Людмиле Петровне Михаэлис.

В 1851 году Шелгунов возвратился в Петербург и снова стал служить в лесном департаменте. В это время у него завязались прочные отношения с литературными кругами; произошло знакомство с Н. Г. Чернышевским и М. Л. Михайловым, которое скоро превратилось в тесную дружбу. В 1856 году Шелгунову предложили место в Лисинском учебном лесничестве, которое было практическим классом для офицерского класса корпуса лесничих. Учёный лесничий должен был летом руководить практическими работами, а зимой читать лекции. Шелгунов не считал себя достаточно подготовленным к этим обязанностям и попросился в заграничную командировку.

Литература

Биографические сведения:

  • Воспоминания Шелгунова. Литературные воспоминания Михайловского. Т. I. СПб., .
  • Шелгунова Л. В. Из далекого прошлого. Переписка Н. В. Шелгунова с женой. СПб.,
  • Из дневника Шелгунова // Мир Божий, , кн. II, № 12.
  • Из записок Шелгунова // Новое Слово, -96, № 1.
  • Некролог Шелгунову в Северном вестнике, , май, С. 210—215.

Статьи:

  • Моралисты новой школы («Русский вестник», , июль);
  • Яковенко В. Публицист трех десятилетий («Книжки Недели», , № 3)
  • В-н А. Писатель 60-х годов («Вестник Европы», , № 5);
  • Протопопов M. Н. В. Шелгунов («Русская мысль», , № 7);
  • Михайловский Н. К. Статьи, приложенные к собранию сочинений Шелгунова.
  • Струве П. Б. На разные темы. СПб., .

Образование

Прадед и дед Шелгунова были моряками, отец Василий Иванович Шелгунов служил по гражданскому ведомству и умер внезапно, на охоте, когда Николаю было 3 года. Мальчика отдали в Александровский кадетский корпус для малолетних, где он пробыл до десятилетнего возраста. В 1833 году его отдали в Лесной институт, куда принимали детей в возрасте от 10 до 14 лет. Первый период пребывания Шелгунова в институте оставил по себе хорошую память: такие преподаватели как Комаров (друг Белинского) и Сорокин, знакомили учеников с произведениями современной литературы и способствовали развитию любви к литературе

После преобразования в 1837 году учебного заведения в военно-учебное, порядки изменились, стали жёсткими и суровыми: поведение и военная муштра заняли внимание и преподавателей, и учеников. Впрочем, по отзыву Шелгунова, эта «военная цивилизация» имела свои хорошие стороны: развивалось чувство рыцарства и товарищества.

Ещё в 1840 году он был привлечён к работам на Лосиноостровской лесной даче. Окончив курс по первому разряду с чином подпоручика и званием лесного таксатора, Н. В. Шелгунов поступил на службу в лесной департамент.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий