Значение и происхождение фамилии Щукин

Значение фамилии Ковалихин

Отчество от именования отца по занятию. Так как кузнец был необходимейшим и всем известным человеком в селении, то именование по этому признаку было повсеместно. Поэтому фамилия Кузнецов одна из самых частых в России; в Москве жили тыс. Кузнецовых (уступая по количеству только Ивановым, которых тыс. В некоторых местностях фамилия Кузнецов занимала первое место по частоте (например, в волостях Керенского и Чембарского уездов Пензенской губернии г. из тыс. русских, охваченных подсчетами, человек Кузнецовы) По стране в целом распространение фамилии Кузнецов несколько ограничено употреблением украинского, белорусского и русского диалектного слова коваль в том же значении кузнец поэтому с запада и юго-запада распространялись фамилии с этой основой. У других народов тоже очень часты фамилии с основой, означающей кузнец например самая частая английская фамилия Смит, немецкая Шмидт. Ковалев одна из распространеннейших русских; фамилий, хотя слова коваль в русском литературном языке нет. На юге России и на Украине ковалем называют кузнеца. Коли не коваль, так и рук не погань (то есть не пачкай) советует народная мудрость; не берись за дело, которого не знаешь. Коваленя. Один из суффиксов образующих белорусские фамилии -еня. Ковальский польская или украинская фамилия. Ковалихин и Кузнечихин, метронимические фамилии, образованы от именования женщины, жены кузнеца. Ковальков, Кованьков ручифицированные украинские или белорусские фамилии.

Происхождение фамилии Ковалихин: Русские фамилии.

Значение фамилии Вахно

Отчество от канонического мужского личного имени Василий (из греч. властитель, царь и его производных форм. Фамилия встречается повсеместно, так как имя с по в. занимало второе по частоте место у русских, уступая только Ивану. Но частотность фамилии только в крупнейших городах была значительной (например, в Петербурге г. по подсчетам Б.Унбегауна, занимала второе место) Ни на одной из территорий, вошедших в подсчеты Никонова, фамилия не относилась к десяти самым частым, так как имя употребляли во многих производных формах, от которых образованы разные фамилии, например: Базилевич, Базылев, Базылин, Васин, Васейкин, Васенькин, Васечкин, Василевич, Василевский, Василенков, Василичев, Васильев, Васильевых, Васильков, Васильцев, Васин, Васинский, Васинцев, Васичев, Васищев, Васнев, Васнецов, Васькин, Васьков, Васюкин, Васюков, Васюков, Васюнин, Васюничев, Васютин, Васюткин, Васюточкин, Васюхин, Васючков, Васюшин, Васюшкин, Васягин, Васяев, Васякин, Васяткин, Васяшин, Вахнев (рус. сев. -запад. укр. белорус. Вахно, укр. Василенко, Василюк, Васюченко, белорус. Василенок, болг. Василев, молд. и румын. Василиу, Василеску, груз. Василидзе) В некоторых случаях трудно решить, какому имени обязана фамилия Вашин, Вашутин, Вашурин, Вашуркин и другие от Василий или от Иван? Васеня уменьшительная форма имени Василий. Ваша разговорная форма имен Иван или Василий. Вашинец принадлежащий к семье Вашиных, потомков Ваши. А уже дети Вашинца стали писаться Вашинцевы и: е после ш вместо и позднейшая ошибка, вызванная тем, что история образования фамилии забылась. (Ср. Васнецов. Василец. Суффикс -ец при образовании фамилий используется в украинском и реже в белорусском языках. Имена на Вах- и Ваш- могут быть образованы и о имени Варфоломей. Вахнев. Фамилия упоминается в Ономастиконе Веселовского Вахневы Дмитрий и Ульяна, новгородцы, убитые в г. в новгородском погроме. Вахна рыба, род трески, Вахно Василий и Варфоломей.

Происхождение фамилии Вахно: Русские фамилии.

Для каждой фамилии может быть рассчитано значение степени совместимости ее с другими фамилиями.

Совместимость фамилий позволяет определить насколько данные фамилии, благодаря своим особенностям и характеристикам, позволяют выстраивать коммуникативные, дружеские, любовные отношения между людьми.

Фамилия как зеркало человека — в ней отражается его характер, судьба. И понятно стремление любого человека окружить себя единомышленниками, с которыми чувствуешь себя в своей тарелке, с которыми спокойно и надежно.
Наоборот, борьба характеров, противостояние темпераментов ведут к спорам, разладам и конфликтам.

Поделиться ссылкой «Совместимость фамилий Щукин и Вахно» с друзьями в соцсетях:

Дмитрий Щукин: голландская живопись XIV–XVIII веков

Дмитрий Щукин. Фотография: artmaecenas.ru

Ян Вермеер. Аллегория веры (фрагмент). 1670-е. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

Росселло ди Якопо Франки. Мадонна с младенцем и святыми (фрагмент). 1420-е. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва

Дмитрий Щукин учился в Коммерческом училище в Дрездене и часто бывал в дрезденской галерее Цвингер, где хранилась крупнейшая в Европе коллекция картин голландских мастеров.

Из семейного бизнеса он вышел еще при жизни отца, вложил деньги в ценные бумаги и жил на крупные дивиденды. Щукин встречался с коллекционерами, читал книги и смотрел каталоги аукционов разных лет.

Первыми в собрании Дмитрия Щукина появились изделия Мейсенской мануфактуры, первого производителя фарфора в Европе. Затем он начал покупать художественную эмаль (кулоны и миниатюры), золотые табакерки, медные бюсты, французские и итальянские бронзовые статуэтки XVI–XVII веков.

Дмитрий Щукин собрал самую большую в России коллекцию старой голландской живописи. Она включала 78 полотен: картины Питера Брейгеля, Хендрика Аверкампа, Виллема Класа Хеда, Якоба Исаака ван Рейсдаля и многих других. Меценат изучал историю каждой работы и советовался с экспертами, чтобы не купить подделку.

Щукин приобрел и известную картину Яна Вермеера «Аллегория веры», но позже продал ее Королевской галерее в Гааге. Кроме работ голландских мастеров в собрание попали полотна французских, немецких и английских живописцев XVII–XIX веков. До революции он пополнил свою коллекцию гравюрами и рисунками, старинными часами и резной мебелью, витражами и майоликами.

В 1918 году дом Щукина и все экспонаты передали Румянцевскому музею. Хозяина особняка назначили младшим помощником хранителя, а в 1924 году — заведующим отделом итальянской живописи. В 1920-х годах фарфоровые изделия отправили в Государственный музей керамики в усадьбе Кусково, коллекцию голландских мастеров отдали Пушкинскому музею, а остальные произведения искусства разделили между другими музеями.

ЩУКИН: число истинных особенностей «9»

Люди, которые находятся под влиянием этого числа, отличаются обостренным чувством справедливости и стремлением к гармонизации окружающего мира. У них, как правило, есть свой кодекс чести, причем к себе они бывают гораздо более требовательны, чем к окружающим. Из-за нежелания поступиться своими принципами «девяточники» иногда могут даже упускать возможность устроить свою судьбу.

Эти люди не приемлют лжи, в какую бы красивую обертку она ни была упакована. Вряд ли человек, на чью судьбу оказывает влияние число 9, станет общаться с лжецом. Но если кто-то честно пытается бороться со своими слабостями и недостатками, он всегда может рассчитывать на помощь «девяточников», ведь к другим людям они проявляют больше снисхождения, чем к самому себе.

Жизнь человека под влиянием 9 насыщенна разнообразными событиями. У него обычно гибкий ум и широкий кругозор. Этим обусловлен интерес к самым разным областям знаний.

Еще одна особенность таких людей—это способность поддерживать и направлять окружающих. «Девяточник» с удовольствием даст вам совет в любой жизненной ситуации, но навязывать свою волю не будет.

Кроме того, люди 9—очень интересные собеседники. С ними любой заурядный разговор может превратиться в увлекательную дискуссию, причем их аргументы и выводы могут быть крайне нетривиальными. Однако они не стремятся убедить собеседника с своей правоте любой ценой—скорее, их оппонент сам согласится с приведенными доводами, ведь они настолько уверены в себе, что что это действует лучше любых аргументов.

«Девяточники» не любят сидеть на одном месте, они постоянно находятся в поисках приключений. Часто они стремятся в большие города с их разнообразными возможностями. При этом стоит сказать, что людей 9 привлекают в первую очередь не деньги, а возможности собственной реализации. Им зачастую так хочется облагодетельствовать все человечество, что они могут не замечать проблем тех, кто находится рядом с ними. Поэтому часто «девяточники» не очень близки со своей семьей.

Самое сложное для человека, находящегося под влиянием числа 9—это стремление относится ко всему очень серьезно. Если «девяточник» научится позволять себе некоторое легкомыслие, его жизнь станет гораздо счастливее.

История

Исторически сформировалось, то что в русских популяциях усреднённое соотношение фамилий на -ова/-ева/-ёва к фамилиям на -ина/-ына возможно установить как 70% к 30%. Местами в России, в особенности в Поволжье, фамилии на -ина/-ына охватывают более 50% населения. У белорусов соответствие суффиксов -ова/-ева/-ёва и -ина/-ына совершенно иное, 90% к 10%. Это обусловлено тем, что основа фамилий воспринималась не в исконно русской уменьшительной форме имён на -ка, а с белорусской формой на -ко (Ивашкова, Федькова, Гераськова – от соответственно Ивашко, Федько, Герасько, вместо Ивашкина, Федькина, Гераськина). Большая часть фамилий на -ина/-ына идентичны русским: Ильина, Никитина. Некоторые имеют ярко выраженный белорусский характер: Яночкина.

Происхождение фамилии с суффиксами -ина/-ына

Как возникла и откуда произошла фамилия Щукина? Щукина – белорусская, татарская, мордовская, еврейская, чаще русская фамильная модель, образованная от прозвищ, иностранных фамилий, топонимов заканчивающихся на -а/-я (Правша → Правшина; Москва → Москвина и т.п.); от имён образует отчество (Кирилл → Кириллина; дочь Никиты → Никитина и т.п.); редко от имени либо прозвища матери (Маша → Машьина, Ольга → Ольгина). В основном все фамилии, заканчивающиеся на -ина/-ына, происходят от слов с окончанием -а/-я и от существительных женского рода с окончанием на мягкий согласный.

Значение и история возникновения фамилии с суффиксами -ина/-ына:

  • От прозвищ.Например, Борода → Бородина, Пушка → Пушкина и т.п.
  • От иностранных фамилий.Например, Эмден → Эдмина, Хазан → Хазина и т.п.
  • От топонимов.Например, Самара → Самарина, Москва → Москвина и т.п.
  • От имён образует отчество.Например, Илья → Ильина; сын Кузьмы → Кузьмина и т.п.
  • От имени либо прозвища матери.Например, Павла → Павлина; Дарья → Дарьина и т.п.

Фамилия Щукин в архивных записях

  • бесплатно
  • бесплатно
  • бесплатно
  • бесплатно
  • бесплатно
  • бесплатно
  • бесплатно
  • бесплатно
  • бесплатно
  • бесплатно

Перейти к архивам

Помощь исследователю, начинающему самостоятельное составление генеалогического дерева. Мы поможем понять, с чего стоит начинать, и определить дальнейший алгоритм действий, опираясь на специальные знания профессиональных историков.

Подробнее…

Мы поможем узнать больше информации по старинным фотографиям 19-20 веков. Для анализа используется военная униформа, униформа гражданских ведомств (например, униформа железнодорожников), мода в гражданской одежде, а также предметы.

Подробнее…

Каждый человек рано или поздно задумывается о происхождении своей фамилии. Фамильный диплом приоткрывает тайны многих предшествующих поколений, определяет первопричину ее возникновения.

Подробнее…

Не найдено ни одного объявления

Добавить объявление о поиске

Чаще называют

Женские имена

  • Мария (7%)
  • Ольга (6%)
  • Елена (5%)
  • Анна (4%)
  • Ирина (4%)
  • Татьяна (4%)

Улицы в России, названные в честь фамилии Щукин

  • Россия, Респ Бурятия, г Улан-Удэ, ул Щукинская
  • Россия, Респ Северная Осетия — Алания, г Владикавказ, ул Братьев Щукиных
  • Россия, Респ Татарстан, г Казань, ул Щукина
  • Россия, Астраханская область, г Астрахань, ул Щукина
  • Россия, Брянская область, г Брянск, ул Щукина
  • Россия, Волгоградская область, г Волгоград, ул Щукина
  • Россия, Новосибирская область, г Новосибирск, ул Б.Щукина
  • Россия, Ростовская область, г Донецк, пер Щукина
  • Россия, Ростовская область, г Новочеркасск, пер Щукина
  • Россия, Челябинская область, г Челябинск, ул Щукина
  • Россия, Челябинская область, г Миасс, ул Щукина
  • Россия, г Москва, ул Щукинская
  • Россия, г Москва, проезд Щукинский 3-й
  • Россия, г Санкт-Петербург, г Ломоносов, пер Щукин

Петр Щукин: предметы старины

Петр Щукин. Фотография: ridus.ru

Музей Петра Щукина. 1901–1903. Москва. Фотография: retromap.ru

Кабинет и портретная зала Музея Петра Щукина. 1899–1914. Москва. Фотография: um.mos.ru

В семье влиятельного московского купца первой гильдии Ивана Щукина было 11 детей, четверо из них стали коллекционерами. Дети росли в творческой среде: мать Екатерина Щукина увлекалась живописью, а ее брат Михаил Боткин служил в Академии художеств. В доме часто бывали художники, меценаты, известные писатели и ученые.

Старший из братьев-коллекционеров, Петр Щукин, обучался сначала в Выборге и Санкт-Петербурге, а затем — в Германии. Здесь он бесплатно стажировался на крупных предприятиях, где изучал ткацкое производство. Затем ему удалось устроиться в дом тканей «Р.Д. Варбург и Ко» с приличным жалованьем в две тысячи франков. На эти средства Петр Щукин и приобрел первые экспонаты для своего собрания. Со временем его коллекция тканей превзошла собрание Лионской мануфактуры, в то время крупного производителя текстиля в Европе.

Во Франции Петр Щукин начал скупать редкие французские книги, а позже — гравюры, литографии, рисунки. В России в его собрании появились старинные иконы, произведения прикладного искусства и предметы быта Древней Руси. Среди них — вышивка конца XV века с изображением церковного шествия и иконы Богоматери Одигитрии, одна из рукописей «Путешествия из Петербурга в Москву» Александра Радищева и письма Ивана Тургенева.

Вскоре возникло и восточное собрание с персидскими коврами, кавказским оружием, азиатскими глиняными изделиями, текстилем и фарфором. В 1891 году Щукин начал строить для своей коллекции новый особняк на Малой Грузинской улице. Здание возвели в стиле старинных русских палат. Коллекционер вместе с архитектором Борисом Фрейденергом сам ездил в Ярославль, изучал исторические памятники и зарисовывал декоративные элементы фасадов. Вскоре оказалось, что и нового строения для экспонатов мало — на территории усадьбы построили еще одно здание и склад.

В 1895 году музей Петра Щукина принял первых посетителей. Коллекционер сам водил гостей по залам и рассказывал об экспонатах. В это время здесь хранилось 22 тысячи предметов, и Щукин выпустил несколько каталогов, среди них — «Персидские вещи Щукинского собрания», «Опись старинных вещей собрания П.И. Щукина», «Опись старинных славянских и русских рукописей собрания П.И. Щукина», «Бумаги, относящиеся до Отечественной войны 1812 г.».

В 1905 году Петр Щукин подарил свою коллекцию вместе со зданиями Российскому историческому музею. Но до конца жизни содержал и сам Щукинский музей, и сотрудников, которые в нем работали.

Семейные неурядицы

Однако в биографии Щукина Сергея Ивановича были и черные полосы. К сожалению, жизнь некоторых близких сложилась неудачно. В возрасте восемнадцати лет утонул любимый сын Сергей. Через два года жена мецената, красавица Лидия, покончила жизнь самоубийством, так и не справившись с горем. Аналогичным образом поступил и другой сын Щукина — Григорий, который повесился. Однако на этом неприятности не закончились, и через время застрелился его родной и не менее любимый брат Иван.

Эти события очень тяжело отразились на психике мецената. Сергей Иванович Щукин тяжело переживал потерю близких и одно время пытался стать паломником или уйти в затворничество

Чтобы компенсировать боль утраты, Щукин стал уделять повышенное внимание своей коллекции. Именно в этот непростой период было приобретено большинство самых удачных картин

Биография

Сергей Иванович Щукин родом из купеческой старообрядческой семьи. Сын известного в Москве фабриканта — старообрядца Ивана Васильевича Щукина. Брат Дмитрия, Ивана и Петра Щукиных.

В детстве не обучался в учебных заведениях из-за заикания; только после лечения у доктора Денгарта он учился и окончил Высшую коммерческую академию в Гере, Тюрингия (1876). В торговом доме «И. В. Щукин с сыновьями» он стал преемником своего отца.

В 1884 году женился на Лидии Григорьевне Кореневой (1863—1907), дочери екатеринославского помещика; в семье было три сына – Иван, Сергей и Григорий – и дочь Екатерина. В доме Щукиных в Большом Знаменском переулке (№ 8) устраивались вечера камерной музыки.

В 1905 году исчез из дома младший сын Сергей. По слухам, он утопился. Через два года умерла жена, которая не вынесла горя.

В 1906 снарядил караван и отправился в экспедицию в Египет.

В 1910 году сделал крупное пожертвование в пользу Московского университета: финансировал устройство Психологического института имени Л. Г. Щукиной. Его вклад составил 100 тысяч рублей на строительство здания и 20 тысяч рублей на оборудование института.

В 1915 году С. И. Щукин женился вторично — на Надежде Афанасьевне Конюс (урождённая Миротворцева; 1871—1954).

В мае 1918 года галерея Щукина была национализирована, а сам Щукин исполнял в галерее обязанности хранителя и экскурсовода. В августе 1918 года эмигрировал в Германию. Покидая Москву, Щукин просил оставить хранителем и библиотекарем своей картинной галереи мужа дочери Екатерины, Михаила Павловича Келлера Затем переехал во Францию и поселился в Ницце.

Фотография надгробия Щукина Сергея Ивановича на кладбище Монмартра

Скончался в Париже в 1936 году. Похоронен на кладбище Монмартр, Avenue des Polonais 1-e Division, 4 ligne, la tombe 24.

Творчество

Борис Щукин в роли Ленина, фильм «Ленин в Октябре»

Роли в театре

  •  — «Чудо Святого Антония» М. Метерлинка. Режиссёр: Е. Б. Вахтангов — Кюре
  •  — «Свадьба» А. П. Чехова. Режиссёр: Е. Вахтангов — Жигалов
  •  — «Воры» по А. П. Чехову. Режиссёр: Е. Вахтангов — Мерик
  •  — «Принцесса Турандот» К. Гоцци. Режиссёр: Е. Б. Вахтангов — Тартальи
  •  — «Правда хорошо, а счастье лучше» А. Н. Островского. Режиссёр: Б. Е. Захава — Барабошев
  •  — «Лев Гурыч Синичкин» Д. Т. Ленского. Режиссёр: Р. Н. Симонов — Лев Гурыч
  •  — «Женитьба» Н. В. Гоголя. Режиссёр: Ю. А. Завадский — Степан
  •  — «Виринея» Л. Н. Сейфуллиной и В. П. Правдухина. Режиссёр: А. Д. Попов — Павел Суслов
  •  — «Зойкина квартира» М. А. Булгакова. Режиссёр: А. Д. Попов — Иван Васильевич
  •  — «Разлом» Б. А. Лавренёва. Режиссёр: А. Д. Попов — капитан Берсенев
  •  — «Барсуки» по Л. М. Леонову. Режиссёр: Б. Е. Захава  — Антон
  •  — «Заговор чувств» Ю. К. Олеши. Режиссёр: А. Д. Попов — Шапиро
  •  — «Темп» Н. A. Погодина. Режиссёры: О. Н. Басов, К. Я. Миронов, А. А. Орочко, Б. В. ЩукинЛаптев
  •  — «Егор Булычов и другие» М. Горького. Режиссёр: Б. Е. Захава — Егор Булычёв
  •  — «Гамлет» У. Шекспира. Режиссёр и художник Н. П. Акимов — Полоний
  •  — «Далекое» A. Н. Афиногенова. Режиссёр: И. М. Толчанов — Малько
  • — «Много шума из ничего» У. Шекспира. Режиссёры: М. Д.  Синельникова и И. М. Рапопорт — Бальтазар
  •  — «Человек с ружьём» Н. A. Погодина. Режиссёр: Р. Н. Симонов — Ленин
  •  — «Большой день» В. М. Киршона. Режиссёр: В. В. Куза — Кожин
  • 1939 — «Путь к победе» А. Н. Толстого. Режиссёры: Р. Н. Симонов, К. Я. Миронов и Б. Е. ЗахаваРаненый красноармеец

Постановки (совместно с другими режиссёрами)

  •  — «Марион Делорм» В. Гюго
  •  — «Барсуки» Л. М. Леонова
  •  — «Заговор чувств» Ю. К. Олеши
  •  — «Темп» Н. A. Погодина
  •  — «Пятый горизонт» П. Д. Маркиша
  •  — «Гамлет» У. Шекспира
  •  — «Достигаев и другие» М. Горького
  •  — «Человеческая комедия» по О. де Бальзаку (совм. с А. Д. Козловским)
  •  — «Аристократы» Н. Ф. Погодина
  •  — «Далекое» A. Н. Афиногенова

Фильмография

  1.  — Лётчики — командир школы Николай Рогачёв
  2.  — Поколение победителей — Александр Михайлов
  3.  — Ленин в Октябре — Ленин
  4.  — Ленин в 1918 году — Ленин
Архивные кадры

1963 — Борис Щукин (документальный)

ЩУКИН: число взаимодействия с миром «4»

Людей, числом выражения которых является четверка, редко атакуют сомнения и тревоги. Обычно «четверочники» точно знают, чего хотят, и прекрасно представляют себе, как этого добиться. Да, им мало что дается легко, однако приложенные усилия никогда не бывают напрасными; другими словами, такой человек редко выигрывает в лотерею, но никогда не работает без должного вознаграждения. Среднестатистический «четверочник» — надежда и опора членов своей семьи, родственников и коллег. Именно он обычно замещает начальника, когда тот болен или в отпуске, дает толковые советы, консультирует коллег, исправляет чужие ошибки и решает самые ответственные вопросы. В работе такой человек часто становится незаменим, и отличным дополнением к его выдающимся деловым качествам является нежелание участвовать в подковерных интригах и любых сомнительных сделках.

«Четверочники» с первого взгляда производят впечатление людей серьезных, основательных и рассудительных – и это не иллюзия, они именно такие. Любая небрежность для них если не враг, то фактор, несомненно, негативный и неприятный, и сил на борьбу с ним люди четверки тратят не мало. Предпочитая держаться подальше от любых рискованных затей и сомнительных предприятий, «четверочники» обычно довольствуются тем, что имеют, но обеспечивают себе максимальный комфорт и уют на каждом жизненном этапе. Предельно честные по отношению к окружающим, они того же ждут и от других; солгав даже в мелочи, можно испортить отношения с «четверочником» раз и навсегда.

Полумер люди четверки, как правило, не признают, однако они достаточно практичны и рациональны, чтобы в некоторых случаях идти на уступки и даже позволять командовать собой. Поведение «четверочника» подчинено логике и обычно вполне предсказуемо для окружающих; его цели ясны, а желания выполнимы.

«Четверочники» много внимания уделяют своей семье, постоянство и ответственность являются едва ли не наиболее ярко выраженными чертами их характера. Заботясь о близких и стараясь максимально удовлетворить их потребности, люди четверки, как правило, стремятся контролировать ситуацию и не упускать из виду даже самые малозначительные события. «Четверочник» может не являться признанным главой семьи, но можно не сомневаться, что ни одно решение не будет принято без его одобрения.

Ошибкой «четверочника» может стать стремление к жизненным благам, которые не являются для него необходимыми. Так, желая соответствовать пожеланиям родителей, партнера по браку или детей, такой человек загоняет себя в ловушку депрессии; научившись хорошо понимать себя и прислушиваться к собственной интуиции, он, напротив, бывает счастлив.

Детство и юность

Несмотря на то, что Сергей Щукин родился в семье богатого фабриканта, до восемнадцати лет юноша образование не получал. Дело в том, что только в девятнадцать лет, будучи в Германии, он наконец-то смог вылечиться от заикания. В этом же году юноша поступает в Немецкую академию торговли и коммерции, расположенную в городе Гера. Помимо Сергея, в семье воспитывалось еще три сына: Иван, Петр и Дмитрий. Однако из всех своих братьев именно Сергей стал наиболее удачливым и талантливым практически во всем, к чему он только ни прикасался.

Вероятно, сказался комплекс неполноценности, с которым меценат боролся всю жизнь

Помимо того, что Сергей обладал совсем небольшим ростом, он всю жизнь разговаривал очень осторожно, старательно выговаривая слова. Таким образом, на его манере вести разговор сказалось заикание, которое до восемнадцати лет не могли вылечить врачи

Все сыновья продолжили дело отца. В 1878 году была создана компания «Иван Щукин с сыновьями», куда все братья вошли в качестве равноправных компаньонов.

Сергей Щукин: новая западная живопись

Кристиан Крон. Портрет Сергея Щукина (фрагмент). 1916. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Анри Матисс. Гармония в красном (фрагмент). 1908. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Пабло Пикассо. Женщина с веером (фрагмент). 1907. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Сергей Щукин в отличие от старшего брата получил только домашнее образование: часто болел и к тому же сильно заикался. В 19 лет с недугами удалось справиться — он прослушал курс лекций по практической коммерции в Германии и стал работать в семейном предприятии «И.В. Щукин с сыновьями», а после смерти отца полностью унаследовал бизнес.

В 1882 году Сергей Щукин переехал в особняк князя Трубецкого, продал княжескую коллекцию оружия и картины передвижников, которые здесь хранились. Вместо них промышленник приобрел два северных пейзажа норвежского живописца Фрица Таулова, а во время одной из своих поездок в Париж купил картины Шарля Котте и Люсьена Симона. Вскоре в коллекцию Щукина попали работы импрессиониста Камиля Писсарро, а в конце 1890-х годов — Клода Моне.

Затем Щукин стал сотрудничать с Анри Матиссом: заказал у него два масштабных панно «Танец» и «Музыка» и украсил ими стены напротив парадной лестницы в своем особняке. Для щукинской столовой Матисс написал «Гармонию в красном». В 1911 году художник гостил у коллекционера в Москве — все полотна были развешаны в залах именно так, как пожелал автор.

За короткое время Сергей Щукин стал желанным гостем парижских галерей, с ним сотрудничали известные торговцы живописью — Поль Дюран-Рюэль и Амбруаз Воллар. С их помощью Щукин приобрел картины Огюста Ренуара и Эдгара Дега, Поля Сезанна и Винсента Ван Гога. Однако в отличие от своих братьев и других русских коллекционеров Щукин покупал произведения искусства на свой вкус, не опираясь на мнение экспертов. Он говорил: «Если, увидев картину, ты испытываешь психологический шок — покупай ее».

Со временем в особняке Щукина появилась крупная коллекция «дикаря от живописи» — Поля Гогена. Коллекционер разместил полотна с экзотическими пейзажами плотно друг к другу в несколько ярусов, за что критики прозвали композицию «иконостасом». Также Щукин купил 51 картину Пабло Пикассо — в то время это была крупнейшая в мире коллекция работ этого художника. Среди них была «Любительница абсента», «Старый еврей с мальчиком» и кубистическая «Женщина с веером».

В особняк Щукина в Знаменском переулке с 11 до 14 часов дня мог прийти любой, при этом хозяин коллекции часто проводил экскурсии для посетителей.

После революции собрание национализировали, а Сергей Щукин эмигрировал в Париж. Ему советовали отсудить свои картины, но Щукин отказался: «Я собирал не только и не столько для себя, а для своей страны и своего народа. Что бы на нашей земле ни было, мои коллекции должны оставаться там».

Спустя 10 лет щукинское собрание объединили с картинами Ивана Морозова и выставили в Государственном музее нового западного искусства. В 1948 году его расформировали, а коллекцию разделили между Государственным Эрмитажем и Пушкинским музеем без права показа. В конце XX века часть картин все же выставили в постоянной экспозиции.

Кривая Гогена: коллекция смертей Щукиных

В 1904 году Сергею Щукину исполнилось пятьдесят. На стенах гостиной дворца князей Трубецких, в котором он живет с красавицей Лидией, тремя сыновьями и дочерью, сияют, словно драгоценные бриллианты, танцовщицы Дега (по 35 000 франков за каждую; стоимость одного золотого рубля в 1900 году составляла 2,6 золотого французского франка и равнялась нынешним €10). Уже куплены «Скалы в Бель-Иль», «Лондонские туманы» и «Завтрак на траве» Клода Моне. За пять лет он приобрел более 50 полотен, но увлечение символистами и импрессионистами остается в прошлом: в Москву мчатся полотна Гогена, Сезанна и Ван Гога.

Пики увлечения Гогеном, словно кривая кардиограммы, фиксируют пережитые Щукиным трагедии. Осенью 1905 года из дома исчез младший сын Сережа, через год на берег Москвы-реки весеннее половодье выбросило его тело. В январе 1907 года скоротечный рак унес в могилу жену, 43-летнюю Лидию, в январе 1908 года в Париже покончил с собой младший брат Иван, страстный коллекционер и ученый, недавно возведенный в кавалеры ордена Почетного легиона. И опять страшный январь. В 1910 году выстрелом из пистолета сводит счеты с жизнью средний сын Гриша.

В 1906 году, похоронив сына Сережу, Сергей Иванович купил полную неги и сладострастия «А, ты ревнуешь?» Гогена. После скоропостижной кончины обожаемой жены он на год потерял интерес к живописи, буквально удалившись в пустыню. В октября 1907 года Щукин отплыл в Александрию, где его уже ожидал караван, собранный конторой Кука, бюро путешествий Ch. Cook & Son: 18 верблюдов, 15 бедуинов, два переводчика, повар и слуга. Он решил забыть о культурной жизни и пройти по пустыне: жить в палатке, питаться, как настоящий бедуин, финиками и хлебом и «прожить так, как жили 2000–3000 лет до Р. Х. Телеграфы, телефоны, железные дороги, пароходы, роскошные отели, автомобили, театры, галереи — одним словом, все внешние условия нашей жизни, вся наша так называемая культура должна быть оставлена и забыта», — писал Щукин в своем «Синайском дневнике».

Но уже через две недели Щукин пожалел, что поддался на такую авантюру. «Нет, какие путешествия в мои годы! Для меня Париж, искусство, музыка, живопись, изящная литература. Хорошо бедуинам. Они прошли пешком 40 верст (не отдыхая), в жару около 50 градусов, и потом часа два работали. Зато рассказывают, когда бедуину нечего есть, он кладет себе камень на живот и не чувствует голода. Нет, мне это не по силам. Мои удовольствия другого рода. Я с наслаждением слушаю музыку Скрябина, читаю Валерия Брюсова, смотрю картины Мориса Дениса. Нет! Нет! Назад в Европу, в мой культурный, тонкий, изящный мир! Но как и вырождает нас культура! Какой мы сравнительно слабый народ, физически, пожалуй, и нравственно».

И вот он уже готов заплатить за таитянскую Венеру Гогена, прекрасную «Жену короля», немыслимую цену — 30 000 франков (учитывая, что огромный холст «Сбор плодов» обходится ему в 17 000, а стандартная цена полотна художника — 8000 франков).

Именно первобытное спокойствие таитянских полотен легло бальзамом на душу обезумевшего от горя вдовца: на «гогеновский иконостас», устроенный в парадной столовой, было потрачено больше 100 000 франков.

К восприятию новой живописи владелец текстильной империи был подготовлен: подбор ассортимента тканей выработал у него профессиональное отношение к цвету и рисунку.

Лучшие произведения

Щукина увлекали идеи авангардных художников, однако его вкус разделяли немногие. Большинство друзей и посетителей его дома в Москве были шокированы картинами, которые он привозил. Пожалуй, наиболее любимыми художниками Сергея Ивановича были Клод Моне и Анри Матисс. Первой картина Моне стала «Сирень на солнце», приобретенная в 1897 году. А последней — «Дама в саду». Несколько картин, как уже было сказано, меценат купил у своего брата Петра, когда тот нуждался в деньгах. Это были картины Суринам, Рафаэлло, Ренуара, Писсарро и Дени. За любовь к искусству и коллекционированию в 1910 году Сергей Иванович получил почетную должность в обществе художников «Бубновый валет».

Иногда он приобретал картины целыми сериями. Например, им было куплено шестнадцать полотен Гогена, большинство из которых составляла тема Таити

После покупки восьми картин Сезанна, четырех Ван Гога и шести произведений Руссо Сергей Иванович Щукин обратил внимание на Пикассо. Примечательным фактом является то, что коллекционера практически не интересовали художники прошлого

Он отдавал предпочтение молодым, иногда практически неизвестным. Ему нравились скандальные авторы, которые произвели фурор в мире искусства.

Возможно, подобное поведение объясняется купеческим взглядом Щукина на все происходящее. Одной из его любимых поговорок была: «Хорошая картина — это, прежде всего, дешевая картина». Приобретая произведения искусств, он любил поторговаться. Он знал, что в будущем коллекция принесет ему хорошие барыши и обеспечит безбедное существование потомкам. Как всегда, Щукин не ошибался. Известно, что однажды он купил пятнадцать картин за один миллион франков. Сейчас всего одна картина из этих пятнадцати стоит намного больше.

Значение фамилии Белянин

Все эти фамилии несомненно происходят от прозвищ белокурых, белолицых людей; беляком также кое-где называли опрятного человека. Беляй известно как древнее нецерковное; имя и в этом качестве могло оторваться от своего нарицательного значения. Не все, носившие имя Беляй, были белыми, а Черняи или Черныши черными замечает языковед А. М. Селищев. Появление на второй позиции я характерно для фамилий польского происхождения: Бялковский. НО Бялко, Бялик украинсие. Беляев. Первоначально отчество от русского нецерковного мужского имени Беляй. В прошлом оно было частым. В Сл. Тупикова приводятся из документов гг. примера этого имени, что составляет ничтожно малую часть, дошедшую до нас; имя Беляй могло указывать на светлый цвет лица, волос или иметь другое значение обеленный т.е. свободный от податей. Беляков (почти по всей Архангельский обл. Возможные этимологические значения основ: обеленный, т. е. освобожденный от податей; в вологодских говорах беляк обувь из белой сыромятной кожи в Костромской обл. белолицый или беловолосый

Происхождение фамилии Белянин: Русские фамилии.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий