Обращение в христианство
Исторически достоверное крещение удинов относится к концу IV века. К тому времени христианство стало уже государственной религией в соседних Армении и Грузии.
В 301 (согласно церковной традиции) или 314 (как считает большинство историков) году святой Григорий Просветитель обратил в христианство Армению. По сообщению армянского историка Моисея Каганкатваци (VII век), Григорий крестил и правителя Албании Урнайра. Однако эти сведения не согласуются с известиями, что ещё в 370 году Урнайр был язычником. Распространение христианства в Албании большинство историков связывают с деятельностью внука св. Григория – Григориса, ставшего первым епископом Албании и в 348 году замученного албанами в Дербенте.
Не ранее 371 года правящая верхушка Албании, однако, принимает христианство. Албания становится форпостом христианства на Восточном Кавказе. Центр Албанской епископии находился в городе Партав (нынешний Барда, или Бердаа арабских источников), на территории современного Азербайджана. Партав располагался как раз в области Утик, то есть на земле удинов.
Динамика численности
Наиболее достоверные ранние сведения о численности удин относятся к последней четверти 20 в.: в 1880 г. — 10 тыс. В конце 19 столетия — 8 тыс. В 1910 г. было около 5900 удин. В 1897 г. удин насчитывалась около 4 тыс.; перепись 1926 г. зафиксировала 2500, а перепись 1959 г. — 3700 , в 1979 г. 7000 удин.
В 1989 г. удин было в мире 8652.
Удины в Азербайджане
Число удин в Азербайджане по переписям населения.
год | 1896 г. | 1926 г. | 1959 г. | 1970 г. | 1979 г. | 1989 г. | 1999 г. | 2009 г. |
удин | 7.856 | 2.441 | 3.202 | 5.491 | 5.839 | 6.120 | 4.152 | 3.800 |
Удины в России
По переписи 2002 года в России 3721 житель идентифицировал себя как удин. Из них горожан 2078 человек (1114 мужчины и 964 женщины), 1643 сельских жителя (829 мужчин и 814 женщин). Больше всего удин (1573 человека) было зарегистрировано в Ростовской области. По переписи 2010 года число удин в России увеличилось на 546 человек и составило 4267 человек.
Венера Куранова
Врач, 55 лет
Мы с Владимиром с детства знали друг друга, в одной деревне жили, наши родители дружили, ходили друг к другу в гости. А потом он приехал на лето на каникулы из Москвы. А я училась в Баку на медицинском, а практику отрабатывала в больнице в родной деревне — там мой отец был главврачом. Меня отец повсюду сопровождал — и с работы, и на работу, — так что Владимиру пришлось идти знакомиться ко мне в больницу. Восстановили знакомство потихонечку, ну и обручились. Сейчас, конечно, обряд немного изменился, сейчас идут свататься, после того как молодые уже между собой договорились. Но традиция остается — приходят родители и вместе пьют. И наши родители так тоже ходили, конечно.
В большом городе то метро раздражает, то пробки. Раньше в 11 часов вечера машин нет, а сейчас и в два ночи, и в три. Думаешь — вот куда люди едут? И погода такая, солнца не хватает. Мы ведь сюда приехали из Ашхабада, где 365 дней в году солнце. Приехали, дети пошли в школу 1 сентября — и такой снег в Москве выпал! А мы не подготовлены, у нас в Ашхабаде зимних вещей вообще не было. Ну так — легкие плащи, пальто. Но теперь я уже связана с этим городом, это мой город, хоть я здесь и не родилась.
Александр Куранов
Юрист, 33 года
Я учился в том же институте, где Юля, он теперь называется Московский гуманитарный университет. На юридическом факультете. А с Юдитой, своей женой, познакомился все равно в родной деревне. Мы там были летом и однажды шли с папой с очередной свадьбы. И папа говорит: «Видишь девушку? Завтра к ней пойдешь беседовать, знакомиться». Я сначала ни в какую, но потом все-таки пошел, чтобы отвязались. Это было в 2000 году, 18 июля. Я не люблю говорить о таких вещах, это немного личное, но так вышло, что ее образ, ее характер — все сложилось в мозаику. Папа был прав. И мы поженились через год. Вот так и живем уже десять лет вместе.
Юлия в своей комнате
Своим родным местом я считаю деревню, я все-таки там родился. Но я люблю и старую Москву — сталинские дома, Университет, высотку на Таганке, Чистые пруды, Камергерский переулок. Так что город мне нравится, а вот люди не очень. Наверное, потому что все традиционно приезжали в Москву в поисках заработка и лучшей жизни, соответственно, очень много людей этим озабочены. Идет серая толпа, все хмурые.
Первая проповедь христианства
По преданию, крестителем кавказской Албании был Елисей, ученик апостола из семидесяти Фаддея, крещёного, как и Иисус, Иоанном в Иордане. Елисей, после смерти Фаддея около 50 г., был рукоположен в епископы самим апостолом Иаковом. После чего он отправился проповедовать Евангелие в страну Ути (Утик) – то есть, если верны те отождествления, о которых сказано выше, в страну удинов. Там он построил первую церковь в некоем городе Гис и где-то там же принял смерть от рук мучителей.
Гис отождествляется исследователями с селом Киш Шекинского района Азербайджана. До недавнего времени Киш был удинским селом. В нём сохранился христианский храм (ныне музей), здание которого относится к XII веку. По традиции считается, что этот храм построен на месте древней церкви, основанной равноапостольным Елисеем.
Культура
Связь с азербайджанской культурой сказывается на всех сторонах жизни удин. Среди них широко распространён азербайджанский язык. Удины и азербайджанцы, несмотря на различия в религии, почитали одни и те же древние святилища (оджаги, пиры). Образ изгнание злого духа рожениц удин и азербайджанцев совпадал. Во время своих полухристианских-полуязыческих праздников (например, Вардавар) удины пели песни на азербайджанском языке. Наименования кварталов — концов (мехелле), на которые делится селение Нидж, почти все азербайджанские (Гаджибейли, Дарабаг, Дарамахля, Везирли, Феримли, Малбель, Агдалякли, Меликли, Фалчялы, Манчилы, Далякли, Чирамахля и Абдаллы).
Иуда Иаковлев
Чтобы дифференцировать Святого Иуду, от которого ведет происхождение фамилия Юдин, от Иуды-предателя, в Евангелии от Иоанна первый назван «Не Искариот». А также его называют Иуда Иаковлев или Леввей, Иуда Фаддей. В средневековые времена его нередко отождествляли с братом Иисуса, о котором говорится в Евангелии от Марка. Сейчас по этому поводу однозначного мнения не существует.
Православное предание, которое отождествляет этого апостола с Иудой, «братом Господним», гласит, что он не называл себя таким прозвищем, не имея на это дерзости. Он единственный поддержал своего отца, Иосифа Обручника, в желании передать имущество сыновьям, разделив долю с Иисусом, за что и получил свое прозвище.
Но, когда Иисус начинал свой земной путь, Иуда, так же как и братья, не принимал его божественной сущности. Позже он поверил в Мессию, обратившись к нему всем сердцем. Он был избран в число ближайших двенадцати учеников.
После того, как Иисус вознесся на небеса, Иуда начал проповедь Евангелия во множестве земель. Это были Иудея, Идумея, Самария, Галилея, а впоследствии и Аравия, Сирия, Месопотамия. В Персии он написал соборное послание. Несмотря на то, что оно является довольно кратким, в нем присутствует много глубоких религиозных истин. Иуда Иаковлев писал о Святой Троице, о воплощении Иисуса Христа, о Страшном Суде.
Таким образом, нами рассмотрен один из вариантов происхождения фамилии Юдин.
Антропология
Удинка в творчестве этнографа Макса Тильке
В конце XIX века были проведены антропологические исследования среди 150 удин, проживавших в селениях Варташен и Нидж. При описании физического типа удин было отмечено хорошее развитие костной и мышечной систем, а также светлый цвет кожи и карие глаза. Развитие волос на теле характеризуется как обильное, зубы средней величины, без наклона резцов. Зубы, несмотря на раннее стирание резцов, у удин здоровые. Проводивший эти исследования А.Арутинов давал следующую характеристику антропологическому типу удин:
Резюмируя все сказанное, можно признать, что удины имеют довольно высокую голову с узким лбом, резко переходящим в широкое темя и с уплощенным затылком, т. е. все типические черты резкой брахицефалии. Этому соответствует и головной указатель, выражающийся довольно высокой цифрой — 86,85. Среди измеренных удин совершенно отсутствуют долихоцефалы и субдолихоцефалы; мезоцефалы составляют 1,7%. а. остальные 98,З% падают на брахицефалов, из которых 18,9% — суббрахицефалы, a 79,4%—брахицефалы. |
Быт удинов
Особенности жилища
Домашний быт удинов представляет много архаичного. Еще недавно главная жилая комната имела отверстия в стенах вместо окон. Посередине на полу был очаг, дым из которого выходил в отверстие, проделанное в потолке. На очаге горел неугасимый огонь днем и ночью. Дверь днем не запиралась, для притока света. Ночью жилище освещалось глиняным светильником, с фитилем из тряпок.
Традиционная одежда
Одежда мужчин — архалук из ситца или шелка, чоха из местной материи или из сукна и шаровары из тех же материй. Архалук опоясывается у бедных кожаным, у богатых – серебряным поясом. Обувь летом и зимой – лапти, только у богатых полусапожки. Женщины носят длинные, красного цвета рубашки, а поверх их – архалуки, украшенные серебряными пуговицами и монетами. Головной убор украшен серебряными шариками, жемчугом, монетами, крючками. Серебряные пояса обычны и у женщин.
Особенности кухни и быта
Пища очень разнообразна (мучная, молочная, растительная и мясная). Хлеб пшеничный, у бедных с примесью проса. Семейный быт — патриархальный; отец — глава и повелитель дома, имеющий право на беспрекословное повиновение. Во время обеда сын не смеет садиться за стол, а стоит поодаль и прислуживает.
Еще очень недавно удины жили большими семьями, задругами. Наследство делится поровну между сыновьями. Положение женщины подчиненное, она обедает отдельно от мужчин, без разрешения мужа никуда не может отлучиться, с посторонними не разговаривает, ходит с закрытым лицом.
Юлия Куранова
Фоторедактор, 34 года
Мне нравится в Москве ритм. Когда уезжаю в отпуск надолго, то очень скоро начинаю по нему скучать. Начинает казаться, что там все слишком медленно. Но важнее всего друзья. Я Москву стала узнавать и любить, когда познакомилась со своей подругой Леной, и мы с ней по выходным стали ходить целыми днями по городу с фотоаппаратами. Я тогда уговорила родителей подарить мне на день рождения Olympus, такой большой, но без съемного объектива — а через месяц или два поехала в Португалию, и у меня его украли. Потом я купила Canon. Бросила работу у папы в фирме — я там два года управляла рекламным отделом — и ушла в никуда. Полгода искала работу, и в результате меня взяли фоторедактором — я пришла такая наглая на собеседование, без опыта, и говорю: «Вот мои фотографии, вкус у меня есть, я быстро учусь, возьмите меня на работу». И меня взяли в журнал Yachting. Я была счастлива! Люблю ездить по Москве ночью, когда нет пробок. Раньше были прогулки, кофейни и фотоаппарат. Сейчас фотоаппарата стало меньше, а посиделок с друзьями в кафе больше. Одно из лучших мест в Москве — «Гараж», жалко, что из Бахметьевского гаража они переехали. Дело не только в выставках, хотя и за одного Ротко я бы их обожала вечно, там было особое пространство. Не знаю, будет ли так в «Шестиграннике», хотя в парке Горького стало хорошо. Я никогда не любила его, терпеть не могу парки аттракционов, а сейчас он стал приятным, расслабляющим, люди красивые вокруг. Но я бы не сказала, что хочу прожить в Москве всю жизнь.
Происхождение
Происхождение удинов теряется в глубине веков. Некоторые утверждают, будто удины, под именем «утии», упомянуты ещё Геродотом (V в. до н.э.) среди народов Персидской державы, участвовавших в походе Дария против персов. Однако в соответствующем отрывке «Истории» Геродота идёт речь о народах 14-й сатрапии Ахеменидов, примерно соответствовавшей нынешнему Белуджистану, весьма удалённому от Кавказа.
Древнеримский учёный Плиний Старший (I век н.э.) в своей «Естественной истории» упоминает народ Udini, живущий на берегах Каспийского моря, рядом с кавказской Албанией. Однако место, где Плиний помещает удинов, не позволяет идентифицировать его с реальным географическим объектом, поскольку Плиний считал, что Каспийское море соединено на севере проливом с океаном. Можно приблизительно считать, что удины жили в приморской части нынешнего Дагестана.
При этом Плиний называет удинов «скифским племенем», тогда как исторически известные удины принадлежат к нахско-дагестанской семье. В удинском языке не наблюдается какого-то особенно большого количества заимствований из иранских языков, которые бы могли свидетельствовать о том, что они – скифы по происхождению, смешавшиеся с племенами Дагестана. Весьма возможно, что удины Плиния и позднейшие удины только случайно созвучны, но совсем не родственны.
Название области кавказской Албании – Утик, связанное, как считают, с этнонимом удинов, появляется только в V веке. У греко-римских авторов она носила название Отена. Однако она располагалась не в приморском Дагестане, а в углу, образуемом слиянием рек Аракс и Кура и ограниченном с запада Нагорным Карабахом. Можно предположить, что удины переселились из Дагестана в Закавказье, но это опять-таки будет лишь гипотеза.
Литература
- Бежанов М. Краткие сведения о селе Варташен и его жителях // СМОМПК. Тифлис, 1892. Вып. 14.
- Арутинов А. А. Удины. // Русский антропологический журнал, 1905, № 1-2 (стр. 73-96)
- Волкова Н. Г. Удины Грузии // Полевые исследования Ин-та этнографии. 1975. М., 1977.
- Ворошил Г. (Гукасян). Удинско-азербайджанско-русский словарь. Баку, 1977.
- Дирр А. М. Грамматика удинского языка // СМОМПК. Тифлис, 1904. Вып. 30.
- Народы Кавказа, т. II. «Удины». Москва, 1960.
- Удины // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Удины // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8.
Примечания
↑ . Дата обращения 24 декабря 2009.
- ↑
- ↑
(недоступная ссылка). Дата обращения 12 ноября 2011.
- ↑
(недоступная ссылка). Дата обращения 2 января 2010.
- Институт этнографии имени Н.Н. Миклухо-Маклая. Народы Кавказа, Том 2. — Изд-во Академии наук СССР, 1960. — С. 199-200.
- Кибрик А. Е , Кодзасов С. В. , Оловянникова И. П. Фрагменты грамматики хиналугского языка. — М.: Изд-во Московского университета, 1972. — С. 5-6. — 379 с.
Оригинальный текст (рус.)
Удины и хиналугцы говорят на языке лезгинской подгруппы дагестанской группы кавказских языков
- Ибрагимов Г.Х. Рутульский язык. — Наука, 1978. — С. 7-8. — 308 с.
Оригинальный текст (рус.)
Лезгины сохраняют поддерживаемое особыми географическими и историческими условиями разделение на живущих в Дагестане: собственно лезгин, табасаран, агулов, рутульцев и цахуров, и живущих в Северном Азербайджане: хиналугцев, джеков, будугов, крызов, и удин
Оригинальный текст (рус.)
Удины, хиналуги, крызы, будуги по языку относятся к лезгинской группе
Оригинальный текст (рус.)
Есть, однако, и такие народы нахско-дагестанской семьи, которые практически не представлены в самом Дагестане. Это малые по численности этносы, близкородственные лезгинам – крызы, хиналугцы, будухцы, удины.
(недоступная ссылка). Дата обращения 19 марта 2015.
- Магомедов Р. М. Происхождение названия Лезгинстан, «Ученые записки ИИЯЛ», т. IX, Махачкала, 1961, стр. 56.
- V. Minorsky. Caucasica IV. Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London, Vol. 15, No. 3. (1953), pp. 504—529.
- ↑
- ↑
- ↑
- Закавказье и сопредельные страны между Ираном и Римом. Христианизация Закавказья // История древнего мира. — Изд. 3-е, испр. и доп. — Т. 3, с. 286:
(недоступная ссылка). Дата обращения 5 апреля 2009.
(недоступная ссылка). Дата обращения 7 февраля 2009.
- — статья из Памятная книга Елисаветпольской губернии на 1914 год
- Н. Г. Волкова. «Этнические процессы в Закавказье в XIX—XX веках», Кавказский Этнографический сборник, IV часть, Институт Этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР, Москва, Наука, 1969, стр. 9
- ↑ Н. Г. Волкова. «Этнические процессы в Закавказье в XIX—XX веках», Кавказский Этнографический сборник, IV часть, Институт Этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР, Москва, Наука, 1969, стр. 49
- ↑
↑ . Дата обращения 24 февраля 2013.
- Петрушевский И. П., Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI — начале XIX в.в., Л., 1949, с. 28: «Хасан-Джалалян происходил из знатной армянской фамилии наследственных меликов округа Хачен в нагорной части Карабага, населенной армянами; предок этой фамилии Хасан-Джалал был князем хачена в период монгольского завоевания, в XIII в. При кызылбашском владычестве Хасан-Джалаляны сохранили своё положение меликов хаченских…»
Elegy. (сентябрь 15, 2013).
- «Народы Кавказа». — 1962. — Т. II.
- ↑ А.А.Арутинов. Удины (материалы для антопологии Кавказа). — 1905.
- Всероссийская перепись населения 2002 года. Результаты, том 4, книга 1
- Всероссийская перепись населения 2002 года. Результаты, том 4, книга 3
Юдита Куранова
Заместитель финансового директора, 31 год
Я тоже жила в Нидже с родителями, училась на заочном на педагогическом факультете. А после замужества переехала сюда. Получила второе высшее образование — на этот раз экономическое. В 2003 году родилась Вика. Теперь я работаю наравне со всеми, заместителем финансового директора, а с Викой сидит бабушка.
Я к Москве долго привыкала, ну это понятно: приехала из деревни в большой город. Тяжело было и страшно. Но за десять лет привыкла. Мы раньше очень много гуляли в городе по выходным, но сейчас дела домашние, ребенок — так что шесть дней в неделю она в школе, потом уроки с ней делаем.
История
Кавказская Албания (выделен зелёным цветом) в начале н. э. Из «Атласа классической и античной географии» Самуэля Батлера, XIX век.
Впервые об удинах упоминает Геродот в своей знаменитой «Истории» (V в. до н. э.). Описывая Марафонскую битву (греко-персидская война, 490 г. до н. э.), автор указывал, что в составе XIV сатрапии персидской армии воевали и солдаты утиев. Об удинах упоминается в «Географии» древнегреческого писателя Страбона (I в. до н. э.) при описании Каспийского моря и Кавказской Албании. Этнический термин «уди» впервые упомянут в «Естественной истории» римского автора Плиния (I в. до н. э.).
Некоторые сведения об удинах имеются у Гая Плиния Секунда (I в.), Клавдия Птолемея (II в.), Азиния Квадрата и многих других античных авторов.
Начиная с V века н. э. об удинах часто упоминают армянские источники, среди которых более обширные сведения имеются в «Истории страны Алуанк»Мовсеса Каганкатваци.
Удины были одним из племен создателей Кавказской Албании и являлись одним из главенствующих албанских племен.
Не случайно обе столицы, Кабала и Барда (Партав), находились на землях исторического проживания удин. В прошлом удины были расселены на достаточно обширных территориях., от берегов Каспийского моря до Кавказских гор, по левобережью и правобережью Куры.
Одна из областей Кавказской Албании одноимённо называлась Ути.
После завоевания арабами Кавказской Албании начался активный процесс мусульманизации удин и сокращения их численности. Западные удины покинули несколько сёл на границе Нагорного Карабаха и Утика и поселились в селе Нидж. Согласно мнению известного лингвиста и исследователя удинского языка В. Шульце, это было связано с начавшимся заселением региона армянами.
Однако известно, что наряду с удинами, из Нагорного Карабаха и Утика в Нидж и близлежащие села так же переселяются большое число армян.
В XI веке, с началом миграции в регион тюрок-огузов удины подверглись тюркизации
Приняв армяно-григорианскую веру, часть удин владевшие как родным, так и армянским языком, со временем перейдя полностью на армянский, стали осознавать себя армянами.
Ещё в недавнем прошлом удины жили в селах Мирзабейли, Солтан Нуха, Джоурлу, Мыхлыкувах, Баян, Варданлы, Кирзан, Малых, Енгикенд и др., однако ныне они ассимилировались с азербайджанцами.
Основная масса удин как и большинство остального аборигенного населения Азербайджана, вошла в состав азербайджанского народа.
Согласно переписи 1897 года в Закавказье проживало около 7000 удин, а уже по переписи 1926 г. в — 2500.
В 1959 году в Закавказье проживало 3200 удин.
Современное положение
В настоящее время единственным местом компактного проживания удин являются село Нидж в Азербайджане и село Зинобиани (переселенцы из Варташена в 1922 году) в Грузии. До Карабахского конфликта компактным местом проживания удин в Азербайджане являлось также и село Варташен, с населением около 3000 удин. В 1989 году в результате действий местной администрации в лице членов партии “Народный фронт Азербайджана” удины Варташена были изгнаны из страны. Изгнание стало частью разрозившегося армяно-азербайджанского конфликта в связи с отделением Нагорного-Карабаха (Арцаха) от Азербайджана. Удины носящие армянские имена и относящиеся к пастве армянской церкви, рассматривались как армяне, а следовательно, их постигла та же участь, что и других армян в Азербайджане. На сегодняшний в Варташене осталось незначительное количество удин. В 1991 году Варташен был переименован в Огуз и по переписи 2009 года в Огузском районе осталось 74 удина.
Как отмечает В. Шульце к удинам издавна проявляли интерес историки и лингвисты. Однако начиная с 1992 года, официально поддерживаемое азербайджанскими властями «возрождение» удин, продиктовано предположением о том, что удины представляет собой последние остатки автохтонного сегмента населения Азербайджана, который ассоциируется с одной из этнических групп Древней Кавказской Албании, и как утверждается живший в Карабахском регионе “задолго до” иммиграции армян и постепенной арменизации его коренных жителей. Эта взаимосвязь используется для подтверждения тезисов Азербайджана, о том, что Карабах был занят армянами в значительно позднее время, а не населен ими постоянно. Таким образом официальная “забота” об удинах тесно связана с “использованием” их в качестве главного свидетеля неармянской истории Нагорного Карабаха .
Обряды и традиции удинов
В брачных обрядах сохранились переживания материнства, а также характер родового предприятия, с симуляцией похищения.
Выкуп за невесту составляется из складчины между сородичами жениха и делится между сородичами невесты. Родные жениха в полном вооружении сопровождают его до ворот дома невесты и стреляют до тех пор, пока их не впускают за плату, вручаемую брату невесты.
Невестка в присутствии старшего деверя и свекра закрывает лицо в течение 10 – 15 лет и до самой старости не может говорить с ними. Выбор невест происходит раз в год, на третий день Пасхи, когда все удины и удинки отправляются на богомолье по монастырям: вероятно, это пережиток похищения во время общественных празднеств. Женщины во время родов и покойники считаются нечистыми. Кровотечения рожениц — действие злого духа, против которого женщина вооружается кинжалом, чесноком и тому подобное талисманами; постель окружают цепью.
Лечатся удины у гадальщиков, которые, часто рекомендуют разные жертвоприношения (например, ногтями больного на могиле самоубийцы). Злые духи, оборотни, каннибалы и тому подобное продукты суеверия фигурируют на каждом шагу.
Удинский язык
- Основная статья: Удинский язык
Удинский язык относится к лезгинской ветви нахско-дагестанской группы языков (восточно-кавказской) семье языков, делится на два диалекта — ниджский и огузский (варташенский).
Удинский язык используется только в быту. В качестве официального языка удины используют язык той страны, в которой проживают: в Азербайджане — азербайджанский, в России русский, в Армении армянский, в Казахстане русский и казахский, в Грузии грузинский и т. д. Большинство удин двуязычны, нередко трёхъязычны.
Как считают большинство специалистов, удинский язык в прошлом был одним из распространённых языков Кавказской Албании, на основе которого в V векеМесроп Маштоц создал албанскую письменность, заложив основы литературного языка удин.
Диалекты
Удины в центре Ниджа (2012)
Удинский язык имеет два диалекта: ниджский и варташенский (варташенско-октемберянский).
Ниджский диалект имеет свои подговоры, делящиеся на 3 подгруппы — нижние, промежуточные и верхние.
Существует версия, что эти подговоры исторически являлись отдельными говорами (диалектами), соответствовавшими разным группам удин из Таузского района, села Кырзан и Нагорный Карабах, с. Сейсулла, Гасанкала), переселившихся в Нидж и Огуз.
В составе варташенского диалекта выделяются 2 говора — собственно варташенский и октомберийский.
Древняя письменность
Основная статья: Агванское письмо
Первоначально языком письменности и богослужения в Албании являлся армянский. Созданный в V веке Месропом Маштоцем албанский алфавит представлял собой грецизированный вариант одного из несемитических ответвлений арамейской основы. Алфавит состоял из 52 букв. В дальнейшем этот алфавит получил широкое применение: на албанский язык были переведены важнейшие библейские тексты, на нём велась церковная служба. Однако впоследствии в силу исторических причин албанская письменность перестала использоваться и постепенно исчезла. Албанская государственность прекратило свое существование, а большая часть албанских племен ассимилировалась среди армян и тюрок. Сохранившие христианскую самоидентификацию удины остались в духовном единстве с армянами в едином для них Алванском католикосате ААЦ, языком богослужения которого был армянский.
История
Исторически сформировалось, то что в русских популяциях усреднённое соотношение фамилий на -ова/-ева/-ёва к фамилиям на -ина/-ына возможно установить как 70% к 30%. Местами в России, в особенности в Поволжье, фамилии на -ина/-ына охватывают более 50% населения. У белорусов соответствие суффиксов -ова/-ева/-ёва и -ина/-ына совершенно иное, 90% к 10%. Это обусловлено тем, что основа фамилий воспринималась не в исконно русской уменьшительной форме имён на -ка, а с белорусской формой на -ко (Ивашкова, Федькова, Гераськова – от соответственно Ивашко, Федько, Герасько, вместо Ивашкина, Федькина, Гераськина). Большая часть фамилий на -ина/-ына идентичны русским: Ильина, Никитина. Некоторые имеют ярко выраженный белорусский характер: Яночкина.
Склонение
Именительный падеж (кто?) | Шейдин |
Родительный падеж (кого?) | Шейдина |
Дательный падеж (кому?) | Шейдину |
Винительный падеж (кого?) | Шейдина |
Творительный падеж (кем?) | Шейдиным или Шейдином (если иностранная фамилия) |
Предложный падеж (о ком?) | Шейдине |
Обратите внимание, что в творительном падеже в мужском роде фамилия имеет окончание -ым, как у прилагательного, – Шейдиным. Если фамилия иностранная, то в творительном падеже будет окончание -ом – Шейдином
Например, Александр Пушкин → Александром Пушкиным, Чарльз Дарвин → Чарльзом Дарвином.
Распространение имени
Однако в России имя Иуда носили немногие люди. Скорее всего, именно из-за ассоциации с предателем Иисуса. Этим именем был назван отец генерала Николая Иванова, героя 1-й мировой войны; писателя Еремея Парнова; Михаила Дьяконова, известного зоотехника.
Однако в Европейских странах это имя было распространенным в старые времена и остается таковым по сей день. Латинской формой этого имени является Judas, что произносят как Джудас. В еврейской традиции раньше это имя имело форму Йехуда, сегодня оно трансформировалось в Иегуди.
Есть и женская форма – Иегудифь или же Иудифь. Интересным фактом является то, что в Библии она встречается прежде мужской. В Бытие речь идет о Иегудифи, на которой женился Исав, когда он достиг своего сорокалетия. Она была дочерью Беэра Хеттеянина.
Происхождение фамилии с суффиксами -ина/-ына
Как возникла и откуда произошла фамилия Удина? Удина – белорусская, татарская, мордовская, еврейская, чаще русская фамильная модель, образованная от прозвищ, иностранных фамилий, топонимов заканчивающихся на -а/-я (Правша → Правшина; Москва → Москвина и т.п.); от имён образует отчество (Кирилл → Кириллина; дочь Никиты → Никитина и т.п.); редко от имени либо прозвища матери (Маша → Машьина, Ольга → Ольгина). В основном все фамилии, заканчивающиеся на -ина/-ына, происходят от слов с окончанием -а/-я и от существительных женского рода с окончанием на мягкий согласный.
Значение и история возникновения фамилии с суффиксами -ина/-ына:
- От прозвищ.Например, Борода → Бородина, Пушка → Пушкина и т.п.
- От иностранных фамилий.Например, Эмден → Эдмина, Хазан → Хазина и т.п.
- От топонимов.Например, Самара → Самарина, Москва → Москвина и т.п.
- От имён образует отчество.Например, Илья → Ильина; сын Кузьмы → Кузьмина и т.п.
- От имени либо прозвища матери.Например, Павла → Павлина; Дарья → Дарьина и т.п.
УДИН: число взаимодействия с миром «6»
«Шестерочника» легко узнать – это тот самый человек, который отличается необыкновенной удачливостью, всегда окружен друзьями, имеет прекрасную семью и не понаслышке знает, что такое взаимная любовь. Баловень судьбы? На самом деле это не совсем так. Все, что получает «шестерочник» с кажущейся легкостью, им заслужено. Этот человек отличается спокойным, уравновешенным характером, умением помочь в трудной ситуации, дать толковый совет или просто выслушать того, кому необходима моральная поддержка. В служении другим на самых разных уровнях люди шестерки часто находят смысл своей жизни; именно они умеют отдавать, ничего не теряя, и спокойно принимать любые дары. Близкие и друзья «шестерочника» чувствуют себя рядом с ним спокойно и комфортно – такой человек не играет в психологические игры, не пытается ими манипулировать, говорит именно то, что думает, но в форме, которая никого не обидит.
«Шестерочник» – отличный семьянин, причем его заботят не только уют дома и успешность всех членов семьи, но и душевное состояние близких. Это несравненный хранитель домашнего очага, умный и терпеливый наставник, достойный пример для подражания. Заботясь об окружающих, люди шестерки часто забывают о себе, и один из важных уроков, которые им следует усвоить – не растрачивать себя без остатка, поскольку силы их велики, но все же не неисчерпаемы.
Стремление «шестерочников» к гармонии накладывает отпечаток не только на их отношения с людьми, но и на то, как они организовывают свою жизнь – от основополагающих тенденций, до мелочей. Можно не сомневаться, что квартира человека шестерки чиста и уютна, рабочее место – комфортно и располагает к продуктивному труду, а место отдыха радует глаз приятным пейзажем. «Шестерочники» не только ценят красоту, но и способны увидеть ее во всем, что их окружает
Именно поэтому они часто обладают незаурядными талантами в области дизайна, и, что немаловажно, способны помочь любому раскрыть лучшие стороны своей души
Если «шестерочникам» что и мешает в жизни, так это неспособность принять решение быстро, и не отступать от него ни на шаг. Такие люди способны помогать другим, давать простые и разумные советы, но сами часто терзаются беспричинными сомнениями, нервничают и переживают по мелочам. Они восприимчивы к радостям жизни, но и беды принимают близко к сердцу; часто реагируют излишне эмоционально и подолгу страдают от душевных ран.