Значение и происхождение фамилии Удин

Обращение в христианство

Исторически достоверное крещение удинов относится к концу IV века. К тому времени христианство стало уже государственной религией в соседних Армении и Грузии.

В 301 (согласно церковной традиции) или 314 (как считает большинство историков) году святой Григорий Просветитель обратил в христианство Армению. По сообщению армянского историка Моисея Каганкатваци (VII век), Григорий крестил и правителя Албании Урнайра. Однако эти сведения не согласуются с известиями, что ещё в 370 году Урнайр был язычником. Распространение христианства в Албании большинство историков связывают с деятельностью внука св. Григория – Григориса, ставшего первым епископом Албании и в 348 году замученного албанами в Дербенте.

Не ранее 371 года правящая верхушка Албании, однако, принимает христианство. Албания становится форпостом христианства на Восточном Кавказе. Центр Албанской епископии находился в городе Партав (нынешний Барда, или Бердаа арабских источников), на территории современного Азербайджана. Партав располагался как раз в области Утик, то есть на земле удинов.

Динамика численности

Наиболее достоверные ранние сведения о численности удин относятся к последней четверти 20 в.: в 1880 г. — 10 тыс. В конце 19 столетия — 8 тыс. В 1910 г. было около 5900 удин. В 1897 г. удин насчитывалась около 4 тыс.; перепись 1926 г. зафиксировала 2500, а перепись 1959 г. — 3700 , в 1979 г. 7000 удин.
В 1989 г. удин было в мире 8652.

Удины в Азербайджане

Число удин в Азербайджане по переписям населения.

год1896 г.1926 г.1959 г.1970 г.1979 г.1989 г.1999 г.2009 г.
удин7.8562.4413.2025.4915.8396.1204.1523.800

Удины в России

По переписи 2002 года в России 3721 житель идентифицировал себя как удин. Из них горожан 2078 человек (1114 мужчины и 964 женщины), 1643 сельских жителя (829 мужчин и 814 женщин). Больше всего удин (1573 человека) было зарегистрировано в Ростовской области. По переписи 2010 года число удин в России увеличилось на 546 человек и составило 4267 человек.

Венера Куранова

Врач, 55 лет

Мы с Владимиром с детства знали друг друга, в одной деревне жили, наши ро­дители дружили, ходили друг к другу в гости. А потом он приехал на лето на каникулы из Москвы. А я училась в Баку на медицинском, а практику ­отрабатывала в больнице в родной деревне — там мой отец был главврачом. Меня отец повсюду сопровождал — и с работы, и на работу, — так что Владимиру пришлось идти знакомиться ко мне в боль­ницу. Восстановили знакомство потихонечку, ну и обручились. Сейчас, конечно, обряд немного изменился, сейчас идут свататься, после того как молодые уже между собой договорились. Но традиция остается — приходят родители и вместе пьют. И наши родители так тоже ходили, конечно.

В большом городе то метро раздражает, то пробки. Раньше в 11 часов вечера машин нет, а сейчас и в два ночи, и в три. Думаешь — вот куда люди едут? И погода та­кая, солнца не хватает. Мы ведь сюда приехали из Ашхабада, где 365 дней в году солнце. Приехали, дети пошли в школу 1 сентября — и такой снег в Москве вы­пал! А мы не подготовлены, у нас в Ашхабаде зимних вещей вообще не было. Ну так — легкие плащи, пальто. Но теперь я уже связана с этим городом, это мой город, хоть я здесь и не родилась.

Александр Куранов

Юрист, 33 года

Я учился в том же институте, где Юля, он теперь называется Московский гуманитарный университет. На юридическом факультете. А с Юдитой, своей женой, познакомился все равно в родной деревне. Мы там были летом и однажды шли с папой с очередной свадьбы. И папа го­ворит: «Видишь девушку? Завтра к ней пойдешь беседовать, знакомиться». Я сначала ни в какую, но потом все-таки пошел, чтобы отвязались. Это было в 2000 году, 18 июля. Я не люблю говорить о таких вещах, это немного личное, но так вышло, что ее образ, ее характер — все сложилось в мозаику. Папа был прав. И мы поженились через год. Вот так и живем уже десять лет вместе.


Юлия в своей комнате

Своим родным местом я считаю деревню, я все-таки там родился. Но я люблю и старую Москву — сталинские дома, Университет, высотку на Таганке, Чистые пруды, Камергерский переулок. Так что город мне нравится, а вот люди не очень. Наверное, потому что все традиционно приезжали в Москву в поисках заработка и лучшей жизни, соответственно, очень много людей этим озабочены. Идет серая толпа, все хмурые.

Первая проповедь христианства

По преданию, крестителем кавказской Албании был Елисей, ученик апостола из семидесяти Фаддея, крещёного, как и Иисус, Иоанном в Иордане. Елисей, после смерти Фаддея около 50 г., был рукоположен в епископы самим апостолом Иаковом. После чего он отправился проповедовать Евангелие в страну Ути (Утик) – то есть, если верны те отождествления, о которых сказано выше, в страну удинов. Там он построил первую церковь в некоем городе Гис и где-то там же принял смерть от рук мучителей.

Гис отождествляется исследователями с селом Киш Шекинского района Азербайджана. До недавнего времени Киш был удинским селом. В нём сохранился христианский храм (ныне музей), здание которого относится к XII веку. По традиции считается, что этот храм построен на месте древней церкви, основанной равноапостольным Елисеем.

Культура

Связь с азербайджанской культурой сказывается на всех сторонах жизни удин. Среди них широко распространён азербайджанский язык. Удины и азербайджанцы, несмотря на различия в религии, почитали одни и те же древние святилища (оджаги, пиры). Образ изгнание злого духа рожениц удин и азербайджанцев совпадал. Во время своих полухристианских-полуязыческих праздников (например, Вардавар) удины пели песни на азербайджанском языке. Наименования кварталов — концов (мехелле), на которые делится селение Нидж, почти все азербайджанские (Гаджибейли, Дарабаг, Дарамахля, Везирли, Феримли, Малбель, Агдалякли, Меликли, Фалчялы, Манчилы, Далякли, Чирамахля и Абдаллы).

Иуда Иаковлев

Чтобы дифференцировать Святого Иуду, от которого ведет происхождение фамилия Юдин, от Иуды-предателя, в Евангелии от Иоанна первый назван «Не Искариот». А также его называют Иуда Иаковлев или Леввей, Иуда Фаддей. В средневековые времена его нередко отождествляли с братом Иисуса, о котором говорится в Евангелии от Марка. Сейчас по этому поводу однозначного мнения не существует.

Православное предание, которое отождествляет этого апостола с Иудой, «братом Господним», гласит, что он не называл себя таким прозвищем, не имея на это дерзости. Он единственный поддержал своего отца, Иосифа Обручника, в желании передать имущество сыновьям, разделив долю с Иисусом, за что и получил свое прозвище.

Но, когда Иисус начинал свой земной путь, Иуда, так же как и братья, не принимал его божественной сущности. Позже он поверил в Мессию, обратившись к нему всем сердцем. Он был избран в число ближайших двенадцати учеников.

После того, как Иисус вознесся на небеса, Иуда начал проповедь Евангелия во множестве земель. Это были Иудея, Идумея, Самария, Галилея, а впоследствии и Аравия, Сирия, Месопотамия. В Персии он написал соборное послание. Несмотря на то, что оно является довольно кратким, в нем присутствует много глубоких религиозных истин. Иуда Иаковлев писал о Святой Троице, о воплощении Иисуса Христа, о Страшном Суде.

Таким образом, нами рассмотрен один из вариантов происхождения фамилии Юдин.

Антропология

Удинка в творчестве этнографа Макса Тильке

В конце XIX века были проведены антропологические исследования среди 150 удин, проживавших в селениях Варташен и Нидж. При описании физического типа удин было отмечено хорошее развитие костной и мышечной систем, а также светлый цвет кожи и карие глаза. Развитие волос на теле характеризуется как обильное, зубы средней величины, без наклона резцов. Зубы, несмотря на раннее стирание резцов, у удин здоровые. Проводивший эти исследования А.Арутинов давал следующую характеристику антропологическому типу удин:

Резюмируя все сказанное, можно признать, что удины имеют довольно высокую голову с узким лбом, резко переходящим в широкое темя и с уплощенным затылком, т. е. все типические черты резкой брахицефалии. Этому соответствует и головной указатель, выражающийся довольно высокой цифрой — 86,85. Среди измеренных удин совершенно отсутствуют долихоцефалы и субдолихоцефалы; мезоцефалы составляют 1,7%. а. остальные 98,З% падают на брахицефалов, из которых 18,9% — суббрахицефалы, a 79,4%—брахицефалы.

Быт удинов

Особенности жилища

Домашний быт удинов представляет много архаичного. Еще недавно главная жилая комната имела отверстия в стенах вместо окон. Посередине на полу был очаг, дым из которого выходил в отверстие, проделанное в потолке. На очаге горел неугасимый огонь днем и ночью. Дверь днем не запиралась, для притока света. Ночью жилище освещалось глиняным светильником, с фитилем из тряпок.

Традиционная одежда

Одежда мужчин — архалук из ситца или шелка, чоха из местной материи или из сукна и шаровары из тех же материй. Архалук опоясывается у бедных кожаным, у богатых – серебряным поясом. Обувь летом и зимой – лапти, только у богатых полусапожки. Женщины носят длинные, красного цвета рубашки, а поверх их – архалуки, украшенные серебряными пуговицами и монетами. Головной убор украшен серебряными шариками, жемчугом, монетами, крючками. Серебряные пояса обычны и у женщин.

Особенности кухни и быта

Пища очень разнообразна (мучная, молочная, растительная и мясная). Хлеб пшеничный, у бедных с примесью проса. Семейный быт — патриархальный; отец — глава и повелитель дома, имеющий право на беспрекословное повиновение. Во время обеда сын не смеет садиться за стол, а стоит поодаль и прислуживает.

Еще очень недавно удины жили большими семьями, задругами. Наследство делится поровну между сыновьями. Положение женщины подчиненное, она обедает отдельно от мужчин, без разрешения мужа никуда не может отлучиться, с посторонними не разговаривает, ходит с закрытым лицом.

Юлия Куранова

Фоторедактор, 34 года

Мне нравится в Москве ритм. Когда уезжаю в отпуск надолго, то очень ско­ро начинаю по нему скучать. Начинает казаться, что там все слишком медленно. Но важнее всего друзья. Я Москву стала узнавать и любить, когда познакомилась со своей подругой Леной, и мы с ней по выходным стали ходить целыми днями по городу с фотоаппаратами. Я тогда уговорила родителей подарить мне на день рождения Olympus, такой большой, но без съемного объектива — а через месяц или два поехала в Португалию, и у меня его украли. Потом я купила Canon. Бросила работу у папы в фирме — я там два года управляла рекламным отделом — и ушла в никуда. Полгода искала работу, и в ре­зультате меня взяли фоторедактором — я пришла такая наглая на собеседование, без опыта, и говорю: «Вот мои фотографии, вкус у меня есть, я быстро учусь, возьмите меня на работу». И меня взяли в журнал Yachting. Я была счастлива! Люблю ездить по Москве ночью, когда нет пробок. Раньше были прогулки, кофейни и фотоаппарат. Сейчас фотоаппарата стало меньше, а посиделок с друзьями в кафе больше. Одно из лучших мест в Москве — «Гараж», жалко, что из Бахметьевского гаража они переехали. Дело не только в выставках, хотя и за одного Ротко я бы их обожала вечно, там было осо­бое пространство. Не знаю, будет ли так в «Шестиграннике», хотя в парке Горь­кого стало хорошо. Я никогда не любила его, терпеть не могу парки аттракционов, а сейчас он стал приятным, расслабляющим, люди красивые вокруг. Но я бы не сказала, что хочу прожить в Москве всю жизнь.

Происхождение

Происхождение удинов теряется в глубине веков. Некоторые утверждают, будто удины, под именем «утии», упомянуты ещё Геродотом (V в. до н.э.) среди народов Персидской державы, участвовавших в походе Дария против персов. Однако в соответствующем отрывке «Истории» Геродота идёт речь о народах 14-й сатрапии Ахеменидов, примерно соответствовавшей нынешнему Белуджистану, весьма удалённому от Кавказа.

Древнеримский учёный Плиний Старший (I век н.э.) в своей «Естественной истории» упоминает народ Udini, живущий на берегах Каспийского моря, рядом с кавказской Албанией. Однако место, где Плиний помещает удинов, не позволяет идентифицировать его с реальным географическим объектом, поскольку Плиний считал, что Каспийское море соединено на севере проливом с океаном. Можно приблизительно считать, что удины жили в приморской части нынешнего Дагестана.

При этом Плиний называет удинов «скифским племенем», тогда как исторически известные удины принадлежат к нахско-дагестанской семье. В удинском языке не наблюдается какого-то особенно большого количества заимствований из иранских языков, которые бы могли свидетельствовать о том, что они – скифы по происхождению, смешавшиеся с племенами Дагестана. Весьма возможно, что удины Плиния и позднейшие удины только случайно созвучны, но совсем не родственны.

Название области кавказской Албании – Утик, связанное, как считают, с этнонимом удинов, появляется только в V веке. У греко-римских авторов она носила название Отена. Однако она располагалась не в приморском Дагестане, а в углу, образуемом слиянием рек Аракс и Кура и ограниченном с запада Нагорным Карабахом. Можно предположить, что удины переселились из Дагестана в Закавказье, но это опять-таки будет лишь гипотеза.

Литература

  • Бежанов М. Краткие сведения о селе Варташен и его жителях // СМОМПК. Тифлис, 1892. Вып. 14.
  • Арутинов А. А. Удины. // Русский антропологический журнал, 1905, № 1-2 (стр. 73-96)
  • Волкова Н. Г. Удины Грузии // Полевые исследования Ин-та этнографии. 1975. М., 1977.
  • Ворошил Г. (Гукасян). Удинско-азербайджанско-русский словарь. Баку, 1977.
  • Дирр А. М. Грамматика удинского языка // СМОМПК. Тифлис, 1904. Вып. 30.
  • Народы Кавказа, т. II. «Удины». Москва, 1960.
  • Удины // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Удины // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8.

Примечания

  1. ↑ . Дата обращения 24 декабря 2009.

  2.  (недоступная ссылка). Дата обращения 12 ноября 2011.

  3.  (недоступная ссылка). Дата обращения 2 января 2010.

  4. Институт этнографии имени Н.Н. Миклухо-Маклая. Народы Кавказа, Том 2. — Изд-во Академии наук СССР, 1960. — С. 199-200.
  5. Кибрик А. Е , Кодзасов С. В. , Оловянникова И. П. Фрагменты грамматики хиналугского языка. — М.: Изд-во Московского университета, 1972. — С. 5-6. — 379 с.
  6. Оригинальный текст (рус.)

    Удины и хиналугцы говорят на языке лезгинской подгруппы дагестанской группы кавказских языков

  7. Ибрагимов Г.Х. Рутульский язык. — Наука, 1978. — С. 7-8. — 308 с.
  8. Оригинальный текст (рус.)

    Лезгины сохраняют поддерживаемое особыми географическими и историческими условиями разделение на живущих в Дагестане: собственно лезгин, табасаран, агулов, рутульцев и цахуров, и живущих в Северном Азербайджане: хиналугцев, джеков, будугов, крызов, и удин

  9. Оригинальный текст (рус.)

    Удины, хиналуги, крызы, будуги по языку относятся к лезгинской группе

  10. Оригинальный текст (рус.)

    Есть, однако, и такие народы нахско-дагестанской семьи, которые практически не представлены в самом Дагестане. Это малые по численности этносы, близкородственные лезгинам – крызы, хиналугцы, будухцы, удины.

  11.  (недоступная ссылка). Дата обращения 19 марта 2015.

  12. Магомедов Р. М. Происхождение названия Лезгинстан, «Ученые записки ИИЯЛ», т. IX, Махачкала, 1961, стр. 56.
  13. V. Minorsky. Caucasica IV. Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London, Vol. 15, No. 3. (1953), pp. 504—529.
  14. Закавказье и сопредельные страны между Ираном и Римом. Христианизация Закавказья // История древнего мира. — Изд. 3-е, испр. и доп. — Т. 3, с. 286:
  15.  (недоступная ссылка). Дата обращения 5 апреля 2009.

  16.  (недоступная ссылка). Дата обращения 7 февраля 2009.

  17. — статья из Памятная книга Елисаветпольской губернии на 1914 год
  18. Н. Г. Волкова. «Этнические процессы в Закавказье в XIX—XX веках», Кавказский Этнографический сборник, IV часть, Институт Этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР, Москва, Наука, 1969, стр. 9
  19. ↑ Н. Г. Волкова. «Этнические процессы в Закавказье в XIX—XX веках», Кавказский Этнографический сборник, IV часть, Институт Этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР, Москва, Наука, 1969, стр. 49
  20. ↑ . Дата обращения 24 февраля 2013.

  21. Петрушевский И. П., Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI — начале XIX в.в., Л., 1949, с. 28: «Хасан-Джалалян происходил из знатной армянской фамилии наследственных меликов округа Хачен в нагорной части Карабага, населенной армянами; предок этой фамилии Хасан-Джалал был князем хачена в период монгольского завоевания, в XIII в. При кызылбашском владычестве Хасан-Джалаляны сохранили своё положение меликов хаченских…»
  22. Elegy. (сентябрь 15, 2013).

  23. «Народы Кавказа». — 1962. — Т. II.
  24. А.А.Арутинов. Удины (материалы для антопологии Кавказа). — 1905.
  25. Всероссийская перепись населения 2002 года. Результаты, том 4, книга 1
  26. Всероссийская перепись населения 2002 года. Результаты, том 4, книга 3

Юдита Куранова

Заместитель финансового директора, 31 год

Я тоже жила в Нидже с родителями, ­училась на заочном на педагогическом факультете. А после замужества пере­ехала сюда. Получила второе высшее образование — на этот раз экономическое. В 2003 году родилась Вика. Теперь я работаю наравне со всеми, заместителем финансового директора, а с Викой сидит бабушка.

Я к Москве долго привыкала, ну это понятно: приехала из деревни в боль­шой город. Тяжело было и страшно. Но за десять лет привыкла. Мы раньше очень много гуляли в городе по выходным, но сейчас дела домашние, ребенок — так что шесть дней в неделю она в школе, потом уроки с ней делаем.

История

Кавказская Албания (выделен зелёным цветом) в начале н. э. Из «Атласа классической и античной географии» Самуэля Батлера, XIX век.

Впервые об удинах упоминает Геродот в своей знаменитой «Истории» (V в. до н. э.). Описывая Марафонскую битву (греко-персидская война, 490 г. до н. э.), автор указывал, что в составе XIV сатрапии персидской армии воевали и солдаты утиев. Об удинах упоминается в «Географии» древнегреческого писателя Страбона (I в. до н. э.) при описании Каспийского моря и Кавказской Албании. Этнический термин «уди» впервые упомянут в «Естественной истории» римского автора Плиния (I в. до н. э.).
Некоторые сведения об удинах имеются у Гая Плиния Секунда (I в.), Клавдия Птолемея (II в.), Азиния Квадрата и многих других античных авторов.
Начиная с V века н. э. об удинах часто упоминают армянские источники, среди которых более обширные сведения имеются в «Истории страны Алуанк»Мовсеса Каганкатваци.
Удины были одним из племен создателей Кавказской Албании и являлись одним из главенствующих албанских племен.
Не случайно обе столицы, Кабала и Барда (Партав), находились на землях исторического проживания удин. В прошлом удины были расселены на достаточно обширных территориях., от берегов Каспийского моря до Кавказских гор, по левобережью и правобережью Куры.
Одна из областей Кавказской Албании одноимённо называлась Ути.

После завоевания арабами Кавказской Албании начался активный процесс мусульманизации удин и сокращения их численности. Западные удины покинули несколько сёл на границе Нагорного Карабаха и Утика и поселились в селе Нидж. Согласно мнению известного лингвиста и исследователя удинского языка В. Шульце, это было связано с начавшимся заселением региона армянами.

Однако известно, что наряду с удинами, из Нагорного Карабаха и Утика в Нидж и близлежащие села так же переселяются большое число армян.

В XI веке, с началом миграции в регион тюрок-огузов удины подверглись тюркизации

Приняв армяно-григорианскую веру, часть удин владевшие как родным, так и армянским языком, со временем перейдя полностью на армянский, стали осознавать себя армянами.

Ещё в недавнем прошлом удины жили в селах Мирзабейли, Солтан Нуха, Джоурлу, Мыхлыкувах, Баян, Варданлы, Кирзан, Малых, Енгикенд и др., однако ныне они ассимилировались с азербайджанцами.

Основная масса удин как и большинство остального аборигенного населения Азербайджана, вошла в состав азербайджанского народа.

Согласно переписи 1897 года в Закавказье проживало около 7000 удин, а уже по переписи 1926 г. в — 2500.

В 1959 году в Закавказье проживало 3200 удин.

Современное положение

В настоящее время единственным местом компактного проживания удин являются село Нидж в Азербайджане и село Зинобиани (переселенцы из Варташена в 1922 году) в Грузии. До Карабахского конфликта компактным местом проживания удин в Азербайджане являлось также и село Варташен, с населением около 3000 удин. В 1989 году в результате действий местной администрации в лице членов партии “Народный фронт Азербайджана” удины Варташена были изгнаны из страны. Изгнание стало частью разрозившегося армяно-азербайджанского конфликта в связи с отделением Нагорного-Карабаха (Арцаха) от Азербайджана. Удины носящие армянские имена и относящиеся к пастве армянской церкви, рассматривались как армяне, а следовательно, их постигла та же участь, что и других армян в Азербайджане. На сегодняшний в Варташене осталось незначительное количество удин. В 1991 году Варташен был переименован в Огуз и по переписи 2009 года в Огузском районе осталось 74 удина.

Как отмечает В. Шульце к удинам издавна проявляли интерес историки и лингвисты. Однако начиная с 1992 года, официально поддерживаемое азербайджанскими властями «возрождение» удин, продиктовано предположением о том, что удины представляет собой последние остатки автохтонного сегмента населения Азербайджана, который ассоциируется с одной из этнических групп Древней Кавказской Албании, и как утверждается живший в Карабахском регионе “задолго до” иммиграции армян и постепенной арменизации его коренных жителей. Эта взаимосвязь используется для подтверждения тезисов Азербайджана, о том, что Карабах был занят армянами в значительно позднее время, а не населен ими постоянно. Таким образом официальная “забота” об удинах тесно связана с “использованием” их в качестве главного свидетеля неармянской истории Нагорного Карабаха .

Обряды и традиции удинов

В брачных обрядах сохранились переживания материнства, а также характер родового предприятия, с симуляцией похищения.

Выкуп за невесту составляется из складчины между сородичами жениха и делится между сородичами невесты. Родные жениха в полном вооружении сопровождают его до ворот дома невесты и стреляют до тех пор, пока их не впускают за плату, вручаемую брату невесты.

Невестка в присутствии старшего деверя и свекра закрывает лицо в течение 10 – 15 лет и до самой старости не может говорить с ними. Выбор невест происходит раз в год, на третий день Пасхи, когда все удины и удинки отправляются на богомолье по монастырям: вероятно, это пережиток похищения во время общественных празднеств. Женщины во время родов и покойники считаются нечистыми. Кровотечения рожениц — действие злого духа, против которого женщина вооружается кинжалом, чесноком и тому подобное талисманами; постель окружают цепью.

Лечатся удины у гадальщиков, которые, часто рекомендуют разные жертвоприношения (например, ногтями больного на могиле самоубийцы). Злые духи, оборотни, каннибалы и тому подобное продукты суеверия фигурируют на каждом шагу.

Удинский язык

Основная статья: Удинский язык

Удинский язык относится к лезгинской ветви нахско-дагестанской группы языков (восточно-кавказской) семье языков, делится на два диалекта — ниджский и огузский (варташенский).
Удинский язык используется только в быту. В качестве официального языка удины используют язык той страны, в которой проживают: в Азербайджане — азербайджанский, в России русский, в Армении армянский, в Казахстане русский и казахский, в Грузии грузинский и т. д. Большинство удин двуязычны, нередко трёхъязычны.
Как считают большинство специалистов, удинский язык в прошлом был одним из распространённых языков Кавказской Албании, на основе которого в V векеМесроп Маштоц создал албанскую письменность, заложив основы литературного языка удин.

Диалекты

Удины в центре Ниджа (2012)

Удинский язык имеет два диалекта: ниджский и варташенский (варташенско-октемберянский).
Ниджский диалект имеет свои подговоры, делящиеся на 3 подгруппы — нижние, промежуточные и верхние.
Существует версия, что эти подговоры исторически являлись отдельными говорами (диалектами), соответствовавшими разным группам удин из Таузского района, села Кырзан и Нагорный Карабах, с. Сейсулла, Гасанкала), переселившихся в Нидж и Огуз.
В составе варташенского диалекта выделяются 2 говора — собственно варташенский и октомберийский.

Древняя письменность

Основная статья: Агванское письмо

Первоначально языком письменности и богослужения в Албании являлся армянский. Созданный в V веке Месропом Маштоцем албанский алфавит представлял собой грецизированный вариант одного из несемитических ответвлений арамейской основы. Алфавит состоял из 52 букв. В дальнейшем этот алфавит получил широкое применение: на албанский язык были переведены важнейшие библейские тексты, на нём велась церковная служба. Однако впоследствии в силу исторических причин албанская письменность перестала использоваться и постепенно исчезла. Албанская государственность прекратило свое существование, а большая часть албанских племен ассимилировалась среди армян и тюрок. Сохранившие христианскую самоидентификацию удины остались в духовном единстве с армянами в едином для них Алванском католикосате ААЦ, языком богослужения которого был армянский.

История

Исторически сформировалось, то что в русских популяциях усреднённое соотношение фамилий на -ова/-ева/-ёва к фамилиям на -ина/-ына возможно установить как 70% к 30%. Местами в России, в особенности в Поволжье, фамилии на -ина/-ына охватывают более 50% населения. У белорусов соответствие суффиксов -ова/-ева/-ёва и -ина/-ына совершенно иное, 90% к 10%. Это обусловлено тем, что основа фамилий воспринималась не в исконно русской уменьшительной форме имён на -ка, а с белорусской формой на -ко (Ивашкова, Федькова, Гераськова – от соответственно Ивашко, Федько, Герасько, вместо Ивашкина, Федькина, Гераськина). Большая часть фамилий на -ина/-ына идентичны русским: Ильина, Никитина. Некоторые имеют ярко выраженный белорусский характер: Яночкина.

Склонение

Склонение фамилии Шейдин по падежам (мужской род)
Именительный падеж (кто?)Шейдин
Родительный падеж (кого?)Шейдина
Дательный падеж (кому?)Шейдину
Винительный падеж (кого?)Шейдина
Творительный падеж (кем?)Шейдиным или Шейдином (если иностранная фамилия)
Предложный падеж (о ком?)Шейдине

Обратите внимание, что в творительном падеже в мужском роде фамилия имеет окончание -ым, как у прилагательного, – Шейдиным. Если фамилия иностранная, то в творительном падеже будет окончание -ом – Шейдином

Например, Александр Пушкин → Александром Пушкиным, Чарльз Дарвин → Чарльзом Дарвином.

Распространение имени

Однако в России имя Иуда носили немногие люди. Скорее всего, именно из-за ассоциации с предателем Иисуса. Этим именем был назван отец генерала Николая Иванова, героя 1-й мировой войны; писателя Еремея Парнова; Михаила Дьяконова, известного зоотехника.

Однако в Европейских странах это имя было распространенным в старые времена и остается таковым по сей день. Латинской формой этого имени является Judas, что произносят как Джудас. В еврейской традиции раньше это имя имело форму Йехуда, сегодня оно трансформировалось в Иегуди.

Есть и женская форма – Иегудифь или же Иудифь. Интересным фактом является то, что в Библии она встречается прежде мужской. В Бытие речь идет о Иегудифи, на которой женился Исав, когда он достиг своего сорокалетия. Она была дочерью Беэра Хеттеянина.

Происхождение фамилии с суффиксами -ина/-ына

Как возникла и откуда произошла фамилия Удина? Удина – белорусская, татарская, мордовская, еврейская, чаще русская фамильная модель, образованная от прозвищ, иностранных фамилий, топонимов заканчивающихся на -а/-я (Правша → Правшина; Москва → Москвина и т.п.); от имён образует отчество (Кирилл → Кириллина; дочь Никиты → Никитина и т.п.); редко от имени либо прозвища матери (Маша → Машьина, Ольга → Ольгина). В основном все фамилии, заканчивающиеся на -ина/-ына, происходят от слов с окончанием -а/-я и от существительных женского рода с окончанием на мягкий согласный.

Значение и история возникновения фамилии с суффиксами -ина/-ына:

  • От прозвищ.Например, Борода → Бородина, Пушка → Пушкина и т.п.
  • От иностранных фамилий.Например, Эмден → Эдмина, Хазан → Хазина и т.п.
  • От топонимов.Например, Самара → Самарина, Москва → Москвина и т.п.
  • От имён образует отчество.Например, Илья → Ильина; сын Кузьмы → Кузьмина и т.п.
  • От имени либо прозвища матери.Например, Павла → Павлина; Дарья → Дарьина и т.п.

УДИН: число взаимодействия с миром «6»

«Шестерочника» легко узнать – это тот самый человек, который отличается необыкновенной удачливостью, всегда окружен друзьями, имеет прекрасную семью и не понаслышке знает, что такое взаимная любовь. Баловень судьбы? На самом деле это не совсем так. Все, что получает «шестерочник» с кажущейся легкостью, им заслужено. Этот человек отличается спокойным, уравновешенным характером, умением помочь в трудной ситуации, дать толковый совет или просто выслушать того, кому необходима моральная поддержка. В служении другим на самых разных уровнях люди шестерки часто находят смысл своей жизни; именно они умеют отдавать, ничего не теряя, и спокойно принимать любые дары. Близкие и друзья «шестерочника» чувствуют себя рядом с ним спокойно и комфортно – такой человек не играет в психологические игры, не пытается ими манипулировать, говорит именно то, что думает, но в форме, которая никого не обидит.

«Шестерочник» – отличный семьянин, причем его заботят не только уют дома и успешность всех членов семьи, но и душевное состояние близких. Это несравненный хранитель домашнего очага, умный и терпеливый наставник, достойный пример для подражания. Заботясь об окружающих, люди шестерки часто забывают о себе, и один из важных уроков, которые им следует усвоить – не растрачивать себя без остатка, поскольку силы их велики, но все же не неисчерпаемы.

Стремление «шестерочников» к гармонии накладывает отпечаток не только на их отношения с людьми, но и на то, как они организовывают свою жизнь – от основополагающих тенденций, до мелочей. Можно не сомневаться, что квартира человека шестерки чиста и уютна, рабочее место – комфортно и располагает к продуктивному труду, а место отдыха радует глаз приятным пейзажем. «Шестерочники» не только ценят красоту, но и способны увидеть ее во всем, что их окружает

Именно поэтому они часто обладают незаурядными талантами в области дизайна, и, что немаловажно, способны помочь любому раскрыть лучшие стороны своей души

Если «шестерочникам» что и мешает в жизни, так это неспособность принять решение быстро, и не отступать от него ни на шаг. Такие люди способны помогать другим, давать простые и разумные советы, но сами часто терзаются беспричинными сомнениями, нервничают и переживают по мелочам. Они восприимчивы к радостям жизни, но и беды принимают близко к сердцу; часто реагируют излишне эмоционально и подолгу страдают от душевных ран.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий