Значение и происхождение фамилии Уваров

Основное содержание теории

Правительство Николая 1 стремилось создать в России идеологию, которая отвечает потребностям государства. Реализацию этой идеи доверили С.С. Уварову, который 19 ноября 1833 года направил в адрес императора специальный доклад, под названием «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при укреплении Министерства».

В этом докладе он отмечал, что в России есть только три незыблемых понятия:

  • Самодержавие. Уваров искренне верил, что русский народ не разделяет таких понятий как «царь» и «страна». Для людей это все является единым, гарантирующим счастье, силу и славу.
  • Православие. Народ в России является религиозным, и почитает духовенство наравне с государственной властью. Религия можно решать вопросы, которые нельзя решить самодержавием.
  • Народность. Основа России кроется в единении всех народностей.

Общая суть новой концепции сводилась к тому, что русский народ и так развит, а государство является одним из лидирующих в мире. Поэтому никаких коренных изменений проводить не нужно. Единственное что требовалось, это развивать патриотизм, усиливать самодержавие и позиции церкви. В дальнейшем сторонники данной программы использовали в своей деятельности лозунг «Самодержавие. Православие. Народность».

Необходимо отметить, что принципы, которые были изложены в  теории официальной народности, не являлись новыми. Еще в 1872 году А.Н. Пыпин в своих литературных произведениях приходил точно к таким же выводам.

Недостатки новой идеологии

Теория Уварова  была логичной и многие политические деятели ее поддержали. Но так же было и очень много критиков, которые в массе своей выделяли два недостатка теории:

  • Она опровергла любое созидание. Фактически в документе происходило констатация факта, что является важным для российского народа, и что его сплачивает. Никаких предложений о развитии не было, поскольку и так все идеально. Но обществу нуждалось в конструктивном развитии.
  • Концентрация только на положительной стороне. У любой народности есть как достоинства, так и недостатки. Официальная же теория блог акцентировала только на положительное, отказываясь принимать отрицательное. В России было множество проблем, которые было нужно решать, идеология официальной народности такую необходимость отрицала.

Реакция современников

Естественно, что недостатки новой идеологии были очевидны для всех мыслящих людей, но лишь единицы решались озвучивать вслух свою позицию, опасаясь негативной реакции государства. Одним из немногих, кто решил высказать свою позицию, был Петр Яковлевич Чаадаев. В 1836 году журнал «Телескоп» опубликовал «Философское письмо», в котором автор отмечал, что Россия фактически изолировать себя от Европы.

Государство создало в стране обстановку самоуверенного национализма, который базировался не на реальном положении дел, а на застое общества. Автор подчеркивает, что в России нужно активно развивать идейные течения и духовную жизнь общества. Реакция правительства Империи была парадоксальной — Чаадаева объявили сумасшедшим и посадили под домашний арест. В этом была официальная позиция государства и лично императора Николая 1, при котором теория официальной народности на долгие годы стала основным идейным документом в стране. Эту теорию распространяли все, кто имел хоть какое-то отношение к государству.

Литература

  • История России 19 век. П.Н. Зырянов. Москва, 1999 “Просвещение”
  • Доклады Уварова императору Николаю 1.
  • Официальная народность.  Р. Вортман. Москва, 1999.

Известные представители

  • Уваров Илья Иванович – дьяк, воевода на Двине (1608-1609).
  • Уваров Фёдор Владимирович – воевода в Тетюшках (1615-1616), в Мангазее (1623).
  • Уваров Игнатий Андреевич – воевода в Верхотурье (1625-1627), в Путивле (1630-1633).
  • Уваровы: Иван и Гаврила Ивановичи – каширские городовые дворяне (1627-1629).
  • Уваров Семён Матвеевич – стольник патриарха Филарета (1627-1629).
  • Уваровы: Фёдор Фёдорович, Фёдор Владимирович, Яков и Никита Ивановичи, Павел Михайлович, Иван Андреевич, Иван Курбатович, Андрей Романович – московские дворяне (1627-1640).
  • Уваров Андрей Онуфриевич – воевода в Красноярске (1627).
  • Уваров Яков Иванович – воевода в Кетском остроге (1635).
  • Уваров Фёдор Фёдорович – воевода в Енисейске (1646-1647).
  • Уваров Василий Епифанович – воевода в Воронеже (1668-1670)
  • Уваровы: савва Фёдорович, Фёдор и Михаил Яковлевичи, Елизар Михайлович – стряпчие (1658-1592)
  • Уваровы: Степан Васильевич, Степан Епифанович, Салтан Никитич, Михаил Григорьевич Большой, Киприян Семёнович, Родион и Иван Фёдоровичи – московские дворяне (1671-1692).
  • Уваровы: Семён Васильевич, Михаил Фадеевич, Михаил Елизарович, Иван Иванович, Алексей Фёдорович, Григорий Никифорович, Григорий Степанович, Филипп и Данила Кирилловичи, Михаил и Иван Григорьевичи – стольники (1686-1692).
  • Уваров, Александр Фёдорович (1745—1811) — генерал-поручик, участник русско-турецких войн.
  • Уваров, Фёдор Петрович (1769—1824) — боевой генерал.

    • Уваров, Фёдор Алексеевич (1866—1954) — председатель Можайской уездной земской управы, член Государственного совета по выборам.
    • Уваров, Игорь Алексеевич (1869—1934) — земский деятель, член Государственного совета по выборам.
  • Уваров, Борис Петрович (1889—1970) — русский энтомолог, член Лондонского королевского общества.

Привилегированное сословие

Представители фамилии “Уваров” относились к различным сословиям:

С.Б.Веселовский в книге “Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии” пишет: “Уваровы Иван Луточна и Черныш , холопы Ивана Салтыка Травина, 1482 г.; Никита и его сын Иван, туляне, убиты в 1571 г. под Москвой татарами .”

Дворяне.Уваровы — графские и дворянские роды.Один из них происходит от выехавшего из Большой Орды к вел. князю Василию Дмитриевичу мурзы Минчака Косаевича, в крещении Симеона. Один из его сыновей, Увар Семенович, был родоначальником Уваровых. Потомки его были испомещены во Пскове, откуда в половине XVI века переведены на поместья в Белев.Федот Алфимович Уваров был воеводою в Алексине при царе Алексее Михайловиче. Александр Артамонович (1846), флигель-адъютант императрицы Екатерины II, сподвижник Суворова, отличился при взятии Измаила. Этот род внесен: Тульской губернии, Московской губернии.Другой род Уваровых происходит от жившего в начале XVI века Александра Уварова, потомки которого служили по Кашире. Из этой отрасли Фёдор Петрович Уваров (1769—1824) был генерал-адъютантом, командиром гвардейского корпуса и членом Государственного Совета. Его двоюродный племянник Сергей Аполлонович Уваров (1847—1900) был волынским губернским предводителем дворянства. Этот род внесен в VI ч. родословные книги: Тульской губернии, Харьковской губернии, Тверской губернии.Ещё род Уваровых, восходящий к половине XVII века и внесенный в род. кн. Симбирской губ.Ещё один род — потомки Ивана Тимофеевича Уварова, лейб-компании гренадера, дворянство которому пожаловано 25.11.1751.

“Герб графов Уваровых”

Представители фамилии Уваров (графский род, имевший Высочайше утверждённый герб) внесены в Родословные книги Дворянского Депутатского собрания:

  • Владимирской губернии: в 1855 году в 5-ю часть (“Дворянство украшенное титулами, как родовыми, так и пожалованными”).
  • Московской губернии: в 5-ю часть (“Дворянство украшенное титулами, как родовыми, так и пожалованными”).
  • Смоленской губернии: в 5-ю часть (“Дворянство украшенное титулами, как родовыми, так и пожалованными”).

“Герб потомство Увара, сына Минчака Касаева”

“Герб пожалован Ивану Тимофеевичу Уварову, лейб-компании гренадеру”

Представители фамилии Уваров внесены:

  • в Родословные книги Дворянского Депутатского собрания:
    • Волынской губернии: в 1876, 1888 годах в 6-ю часть (“Древние благородные дворянские роды, доказательство дворянского достоинства, которых восходят за 100 лет, то есть до времени правления императора Петра I”).
    • Воронежской губернии.
    • Московской губернии: в 6-ю часть (“Древние благородные дворянские роды, доказательство дворянского достоинства, которых восходят за 100 лет, то есть до времени правления императора Петра I”).
    • Новгородской губернии: в 1827 году в 6-ю часть (“Древние благородные дворянские роды, доказательство дворянского достоинства, которых восходят за 100 лет, то есть до времени правления императора Петра I”).
    • Пензенской губернии: в 1863 году в 6-ю часть (“Древние благородные дворянские роды, доказательство дворянского достоинства, которых восходят за 100 лет, то есть до времени правления императора Петра I”).
    • Санкт-Петербургской губернии: в 1889 году в 3-ю часть (“Дворянство бюрократическое, приобретенное чином гражданской службы или пожалованием ордена”).
    • Саратовской губернии.
    • Симбирской губернии: в 1800 году в 1-ю часть (“Дворянство пожалованное и дворянство до ста лет”), в 1830 году во 2-ю часть (“Военное дворянство, приобретенное чином военной службы”), в 1800 году в 6-ю часть (“Древние благородные дворянские роды, доказательство дворянского достоинства, которых восходят за 100 лет, то есть до времени правления императора Петра I”).
    • Тамбовской губернии.
    • Тверской губернии: в 1862 году в 6-ю часть (“Древние благородные дворянские роды, доказательство дворянского достоинства, которых восходят за 100 лет, то есть до времени правления императора Петра I”).
    • Тульской губернии: в 1806, 1849, 1854 годах в 6-ю часть (“Древние благородные дворянские роды, доказательство дворянского достоинства, которых восходят за 100 лет, то есть до времени правления императора Петра I”).
    • Харьковской губернии: в 6-ю часть (“Древние благородные дворянские роды, доказательство дворянского достоинства, которых восходят за 100 лет, то есть до времени правления императора Петра I”).
    • Херсонской губернии.
    • Ярославской губернии.
  • Казачество.Представители фамилии упоминаются:

    • Войско Донское

УВАРОВА: число душевных стремлений «3»

Тройка оказывает неоднозначное влияние на своих подопечных: они могут быть дружелюбными и высокомерными, уступчивыми и бескомпромиссными, коммуникабельными и закрытыми. Им нравится быть на виду, они любят комфорт, но стабильными их точно нельзя назвать, поэтому их поведение всегда остается крайне непредсказуемым.

Рожденные под знаком тройки одинаково прислушиваются к голосу сердца и разума, а в зрелом возрасте несут за собой багаж бесценного опыта и житейской мудрости. Привыкшие во всем руководствоваться доводами рассудка, троечники совершенно не способны на сочувствие, однако среди их знакомых много ранимых, впечатлительных и даже неуравновешенных людей.

Находящиеся под влиянием тройки могут добиться успеха в любой профессии, но все же предпочитают сферы, которые способны подарить стабильность. Они прекрасно разбираются в людях, могут нарисовать психологический портрет каждого и с легкостью находят выход даже из самых сложных ситуаций. Троечники весьма уютно чувствуют себя в светском обществе, умеют поддержать беседу, обладают не только ораторскими навыками, но и умением слушать других. Они обожают дружеские посиделки, а если берутся за организацию праздника, то справляются с этим лучше любого профессионала.

В сфере личных отношений, как это ни покажется странным, люди тройки регулярно сталкиваются с проблемами. Они кажутся черствыми и равнодушными, не склонны демонстрировать положительные черты своего характера и редко бывают самими собой. Такой человек вполне может прослыть хитрым лжецом и лицемером, так как его стремление приукрашивать правду порой не знает границ. Он не привык делиться со второй половинкой своими мыслями и желаниями, но при этом живет в собственноручно построенном воздушном замке.

Рожденный под воздействием тройки всегда находит свое место под солнцем. Ему нравится рассказывать людям о своих успехах, зачастую сильно преувеличивая действительность. Многие считают этого человека обычным хвастуном, но при этом не судят его слишком строго, ведь он не лишен обаяния. Помимо этого, троечник с удовольствием делает подарки, внимателен к нуждающимся и нередко участвует в благотворительности.

Биография

Дарья Уварова, мать

Детство и юность (до 1801)

Представитель дворянского рода Уваровых. Сын командира Гренадерского лейб-гвардии полка Семёна Фёдоровича Уварова (1743—1788) от брака его с Дарьей Ивановной Головиной (? — после 1821). Воспитывался в семье тётки Натальи Ивановны Головиной, в замужестве княгини Куракиной. Получил начальное образование в доме князя А. Б. Куракина.

Начало службы, научная работа (1801—1832)

Службу начал в 1801 году в коллегии иностранных дел, в 1806 году был отправлен к русскому посольству в Вену, а в 1809 году назначен секретарем посольства в Париже. В 1810 году оставил дипломатическую службу.

С юности интересовался классической античностью. В ранней молодости опубликовал ряд работ по древнегреческой литературе и археологии, которые принесли ему европейскую известность, знакомство с Гёте и Гумбольдтами.

В 1811—1822 годах — попечитель С.-Петербургского учебного округа, затем — директор департамента мануфактур и внутренней торговли. Входил в литературное общество «Арзамас» (с прозвищем «Старушка»).

16 января 1811 избран почётным членом Императорской Академии наук. 12 января 1818 года был назначен президентом Императорской Академии наук и оставался им до самой своей смерти.

14 апреля 1828 года избран почётным членом Императорской Российской академии, а 24 января 1831 года — её действительным членом.

В Министерстве народного просвещения (1832—1849)

Портрет Сергея Уварова работы Я. К. Каневского (1844)

  • 21 апреля (3 мая)  — 20 марта (1 апреля)  — товарищ министра народного просвещения.
  • 21 марта (2 апреля)  — 20 октября (1 ноября)  — министр народного просвещения.

Уже 21 марта 1833 года, при вступлении в должность министра, Уваров писал в своём циркуляре, разосланном попечителям учебных округов:

Николай I на всю жизнь запомнил декабристов. Тайные общества и бунты виделись ему постоянно. В ответ на требования нового николаевского порядка Уваров предложил направить просвещение по самобытному пути. Он указал, что России нужно такое просвещение, которое давало бы умных, дельных, хорошо подготовленных исполнителей. Просвещение, которое не только бы давало знания, но ещё и воспитывало бы верноподданных государя-императора. По сути дела Уваров стремился лишить европейское просвещение его неотъемлемой части — аналитического подхода, критического подхода к окружающему.

Триада «Православие, Самодержавие, Народность» впоследствии стала крылатым выражением и сжатым воплощением русской монархической доктрины. Согласно теории Уварова, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Народность понималась как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние, как необходимость борьбы с западными идеями свободы мысли, свободы личности, индивидуализма, рационализма, которые православием рассматривались как «вольнодумство» и «смутьянство». Такая концепция позволяла оградить широкие слои населения от получения университетского образования, которое, по замыслу Уварова, было зарезервировано только для представителей дворянского сословия.

В период своего министерства Уваров стремился усилить правительственный контроль над университетами и гимназиями. Вместе с тем при нём было положено начало реальному образованию в России и восстановлена практика командирования учёных за границу.

Именным Высочайшим указом от 1 марта 1846 года Уваров с потомством возведён в графское достоинство Российской империи.

Во время революций 1849 года министр инспирировал публикацию статьи в защиту университетов, которая крайне не понравилась Николаю I, начертавшему: «Должно повиноваться, а рассуждения свои держать про себя». После этого Уваров ушёл в отставку с поста министра, а его преемник Ширинский-Шихматов принялся «закручивать гайки»[источник не указан 2463 дня], без возражений исполняя пожелания монарха[источник не указан 2463 дня].

После отставки с поста министра (1849—1855)

6 декабря 1850 года был награждён орденом Св. Андрея Первозванного.

В 1851 году в журнале «Современник» (том 27) опубликовал Литературные воспоминания (под псевдонимом А. В.).

Критика

Общество возмущало скандальное поведение С. С. Уварова во время тяжёлой болезни его родственника по жене Д. Н. Шереметева. Уваров приказал начать опечатывать своей личной печатью имущество ещё живого Шереметева, рассчитывая на огромное наследство.[источник не указан 867 дней] Однако Шереметев справился с недугом и выздоровел. По этому поводу А. С. Пушкин написал своё известное стихотворение «На выздоровление Лукулла». В стихотворении есть строки «…И воровать уже забуду / Казённые дрова!» Данные строки имеют вполне реальную историческую подоплёку, так как на ранней стадии своей карьеры Уваров попросту спекулировал государственным имуществом — казёнными дровами, которые выдавались для зимнего отопления помещений университета, Академии наук и казённых квартир служащих по вверенному ему ведомству. Вот что пишет современник:

«Будучи президентом Академии наук, Уваров назначил вдове шестинедельный срок для очищения казённой квартиры, прибавив свою любимую фразу: „Ни 24 часа долее“ — и приказав немедленно прекратить отпуск казённого топлива, а это было в январе

Уваров, grand seigneur, большой вельможа, особенное имел внимание к дровам».. Портрет Сергея Увароваработы Ореста Кипренского (1815)

Портрет Сергея Увароваработы Ореста Кипренского (1815)

Литература

  • Виттекер Ц. Х. Граф Сергей Семенович Уваров и его время / Е.О. Ларионова; пер. с англ. Н.Л. Лужецкой. — М.: Академический проект, 1999. — 352 с. — ISBN 5-7331-0141-5.
  • Дегтярёва М. И. «Лучше быть якобинцом, чем фейяном»: Жозеф де Местр и Сергей Семёнович Уваров // Вопросы философии. — М., 2006. — № 7. — С. 105—112.
  • Пайпс Р. Сергей Семенович Уваров. Жизнеописание / Пер. с англ. А. Захарова. — М.: Содружество «Посев», 2013. — 84 с. — ISBN 978-5-9902820-5-6.
  • Холмогоров Е. С. Русификация русских. Граф Уваров и третий русский национализм // Тетради по консерватизму: Альманах. — М.: Некоммерческий фонд — Институт социально-экономических и политических исследований, 2018. — № 1. — С. 86—123.
  • Шевченко М. М. Конец одного Величия: Власть, образование и печатное слово в Императорской России на пороге Освободительных реформ. — М.: Три квадрата, 2003. — 268 с. — ISBN 5-94607-022-3.
  • Шевченко М. М. С. С. Уваров. Политический портрет // Тетради по консерватизму: Альманах. — М.: Некоммерческий фонд — Институт социально-экономических и политических исследований, 2018. — № 1. — С. 27—50.

УВАРОВА: число истинных особенностей «6»

Когда на человека оказывает влияние шестерка, главной его целью в жизни становиться мир, покой и безмятежность. Причем для него важен не только покой душевный, личный. Для него имеет значение спокойствие близких людей, и даже порой совсем незнакомых. Такая потребность делает людей «шестерочников» очень ранимыми.

Ведь приходится переживать буквально за всех и вся. В отличие от большинства такие люди не стремятся разбогатеть, стать знаменитыми и успешными. Для них такие желанные для всех атрибуты счастливой жизни будут лишь источниками лишнего беспокойства и проблем.

Местожительство таких людей чаще всего небольшие уютные города, деревни и поселки. Жизнь в многомиллионном мегаполисе с толкотней и вечной спешкой не для них. Даже если они и будут жить в таком городе, комфортно им там не будет никогда. А вот неспешный уклад, с однообразными делами и заботами – то, что им нужно. Скучно им точно не будет.

Честолюбие и амбиции это не про людей под знаком шестерки. Главное для них это найти любимое дело, которое действительно приносит им удовлетворение. И вот тогда они реально могут добиться значительных успехов. Такие люди мечтатели, но при этом верят, что их мечты вполне можно претворить в жизнь. Поэтому даже неудачи не могут остудить их пыл. Пройдет время, и они снова попробуют осуществить свою мечту.

Иногда, такое упорство мешает в жизни. Ведь мимо них незамеченными могут пройти блестящие перспективы. Однако даже в этом случае «шестерочники» считают себя вполне любимчиками фортуны, и верят в лучшее. Даже сложная жизненная ситуация не заставит их растерять оптимизм и смотреть на мир через черные очки. Он убежден, что все плохое кончится, а награда за трудности не заставит себя ждать.

С человеком под знаком шестерки очень приятно общаться. В его доме всегда найдется место для гостей, в нем уютно и комфортно. Он отличный хозяин, но не делает из порядка и роскоши культа. Для него главное именно душевный комфорт, а вещи должны быть просты и удобны.

В заботе о своих родных такой человек иногда не знаете меры. И порой становится несколько назойлив. А вот о своих интересах он, к сожалению, иногда забывает.

УВАРОВА: число взаимодействия с миром «9»

Вибрации числа девять заставляют людей стремиться к совершенству и работать над собой на протяжении всей жизни. «Девяточники» – очень сильные и многогранные люди, порой не слишком приятные в общении: они столь же требовательны к окружающим, как и к себе, бывают резки на язык и не всегда знают меру в критике. Слова – лучшее оружие людей девятки, но не всегда оно используется наилучшим образом; часто гнев или обида заставляют «девяточника» говорить совсем не то, что он думает, и это становится причиной серьезных проблем, порой затягивающихся надолго. Недостатки людей девятки многочисленны и разнообразны, но непременно преодолимы – было бы желание. «Девяточник» может изменять свой характер, привычки и манеры, но будет жестоко наказан, если делает это не для себя самого, а лишь ради того, чтобы угодить другому.

Для людей девятки очень важно не замыкаться в себе: видеть мир, интересоваться делами окружающих, постигать науки им необходимо для саморазвития и душевного комфорта. Сколь бы трудными в общении ни казались порой «девяточники» – увлекающиеся, непостоянные, иногда забывающие о компромиссах и чувстве такта, – в их характере преобладает положительное начало, и быстро становится очевидным для всех

Впрочем, человек девятки не слишком нуждается в компании и, оставшись в одиночестве, не сокрушается о своей судьбе. У него всегда много дел, интересов и поводов для размышления, а вокруг него – людей, которые нуждаются в помощи, поддержке и любви.

«Девяточник» способен раствориться в любви целиком и наслаждается ею, даже если не получает взаимности. Он мало в чем нуждается и многое отдает; ни собственные силы, ни материальные факторы не имеют в его глазах большой ценности, поэтому ни к комфорту, ни к богатству особенно не стремятся. Для людей девятки куда важнее добиться того, чтобы их жизнь была насыщенной и интересной. Именно поэтому они обычно предпочитают город деревне и не получают радости от пассивного, бездеятельного отдыха.

Нужно помнить еще и о том, что на характер «девяточника»оказывают влияние вибрации всех чисел, поэтому многим поведение такого человека может показаться непредсказуемым. Логика и рациональные суждения – не лучшие помощники в деле под названием «понять человека девятки». Тут скорее полезной окажется интуиция, да и доверие будет не лишним – надо признать, что в большинстве случаев «девяточник» поступает правильно и, если ему не мешают, решает проблемы наилучшим образом.

Фамилия Уваров в архивных записях

  • бесплатно
  • бесплатно
  • бесплатно
  • бесплатно
  • бесплатно
  • бесплатно
  • бесплатно
  • бесплатно
  • бесплатно
  • бесплатно
  • бесплатно
  • бесплатно
  • бесплатно
  • бесплатно
  • бесплатно

Перейти к архивам

Помощь исследователю, начинающему самостоятельное составление генеалогического дерева. Мы поможем понять, с чего стоит начинать, и определить дальнейший алгоритм действий, опираясь на специальные знания профессиональных историков.

Подробнее…

Мы поможем узнать больше информации по старинным фотографиям 19-20 веков. Для анализа используется военная униформа, униформа гражданских ведомств (например, униформа железнодорожников), мода в гражданской одежде, а также предметы.

Подробнее…

Каждый человек рано или поздно задумывается о происхождении своей фамилии. Фамильный диплом приоткрывает тайны многих предшествующих поколений, определяет первопричину ее возникновения.

Подробнее…

Не найдено ни одного объявления

Добавить объявление о поиске

Чаще называют

Женские имена

  • Татьяна (6%)
  • Елена (6%)
  • Ольга (4%)
  • Наталья (4%)
  • мария (4%)
  • Людмила (4%)

Улицы в России, названные в честь фамилии Уваров

  • Россия, Краснодарский край, г Новороссийск, ул Уварова
  • Россия, Самарская область, г Сызрань, ул Уваровская
  • Россия, Тамбовская область, г Рассказово, ул Уваровская
  • Россия, г Москва, пер Уваровский

История фамилии

Фамилия Уваров относится к наследственным именованиям, образованным от канонического имени предка. Крестильные имена, появившиеся в православном именослове после крещения Руси, поначалу были непривычны славянскому уху, а значение их непонятным. Приспосабливаясь к русской речи, они часто меняли свое звучание. Происхождение фамилии Уваров восходит к древнегреческому имени Уар, эллинизированной форме латинского имени Вар, с предположительным толкованием «тяжелый, тяжкий, кривоногий». В христианстве почитается святой воин-мученик Уар, тайно исповедовавший христианство в начале IV века в Египте и принявший мученическую смерть за веру. В обыденной жизни закрепился разговорный вариант имени Увар. Несмотря на то, что имя Увар никогда не пользовалось большой популярностью, ссылки на него сохранились в исторических документах. Например, в них упоминается помещик Увар Ходыревский (1628 г.). Историки предполагают, что сын Ивана Грозного первоначально получил имя Уар, а затем был переименован в Дмитрия.

Примечания

  1. Essay on the Eleusinian Mysteries (1817), О греческой антологии (1820)
  2.  (недоступная ссылка). Дата обращения 5 февраля 2009.

  3. Карабанов П. Ф. Списки замечательных лиц русских / . — М.: Унив. тип., 1860. — 112 с. — (Из 1-й кн. «Чтений в О-ве истории и древностей рос. при Моск. ун-те. 1860»)
  4. ЦГИА СПб. ф.19. оп.111. д.167А. с. 198.
  5. ЦГИА СПб. ф.19. оп.111. д.167А. с. 37. Метрические книги Исаакиевского собора.
  6. ↑ М. А. Корф. Дневник. Год 1843. — М.: «Academia», 2004. — 504 с.
  7. ЦГИА СПб. ф.19. оп.111. д.199. с. 85. МК. Мсаакиевского собора.
  8. Воспоминания княжны Варвары Николаевны Репниной о Гоголе // Российский Архив. 1890. Кн.10. — С. 227—229.
  9. Библиотека Гумер — Кон И. С. Любовь небесного цвета

Личная жизнь

Екатерина Алексеевна c фрейлинским шифром.

Жена (с 1811 года) — графиня Екатерина Алексеевна, урождённая Разумовская (1781—1849), любимая фрейлина императрицы Елизаветы Алексеевны и сотрудница Патриотического общества, дочь графа А. К. Разумовского, предыдущего министра народного просвещения. В приданое принесла часть несметных богатств своего семейства и влиятельные светские связи. Занималась благотворительностью, состояла председательницей Женского Патриотического Общества. От брака имела трёх дочерей и сына:

  • Елизавета Сергеевна (30.03.1812—21.09.1872), родилась в Петербурге, крещена 14 апреля 1812 года в церкви Св. Двенадцати апостолов при Главном управлении почт и телеграфов, крестница императрицы Елизаветы Алексеевны и деда графа А. К. Разумовского; умерла от оспы.
  • Александра Сергеевна (1815—1866), была замужем за князем Павлом Александровичем Урусовым (1807—1886). Жила с мужем в Варшаве и, по словам барона М. Корфа, никогда не была особенно любима родителями.
  • Наталья Сергеевна (06.02.1821—13.01.1843), крещена 27 февраля в Исаакиевском соборе, крестница графа Д. Н. Шереметева, графа П. К. Разумовского, княгини Н. И. Куракиной и Д. И. Уваровой. Была замужем (с 31.01.1841) за ротмистром Иваном Петровичем Балабиным (1809—после 1870), «милым и веселым человеком». Жила постоянно при родителях и была их любимицей. Балабин обожал её с детства, но долго и безнадежно со стороны родителей, которые хотели для дочери более выгодной партии. Наконец Уваровы дали своё согласие, и молодые блаженствовали во взаимной любви. Но через год Наталья Сергеевна чуть не умерла при трудных первых родах. После ужасных мучений, угрожавших её жизни, младенец был извлечён кусками. При молодости своей, Балабина была необыкновенно тучна и это могло стать причиной трудных родов. Однако она скоро оправилась и опять забеременела. 12 января 1843 года, в день 25-летия президентства графа Уварова в Академии наук, она родила сына. Роды были опять трудными, и ребёнка извлекли мертвым, началось кровотечение, и когда Уваров вернулся с торжественного обеда, он застал дочь почти без пульса. Утром 13 января Балабина умерла. Положение родителей было ужасным, у отца было даже несколько обмороков. Это ужасное несчастье возбудило общее сочувствие в Петербурге и особенно в высших кругах, где очень любили покойную. Похоронена на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
  • Алексей Сергеевич (1824—1884), любитель старины, известный русский археолог и ученый, был женат на П. С. Щербатовой.

В петербургском обществе живо обсуждали и гомосексуальные привязанности Уварова. Назначение им на пост вице-президента академии своего любовника Дондукова-Корсакова высмеял в известной эпиграмме Пушкин («В Академии наук
Заседает князь Дундук…». Отношения поэта с министром складывались не всегда ровно.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий