Значение и происхождение фамилии Верещагин

Происхождение фамилии

Фамилия образована от прозвища Верещага. Так в старину называли говоруна, а также ворчуна или бранчивого, сварливого человека. Можно предположить, что родоначальник Верещагиных был говоруном, балагуром или просто не сдержанным в речах и эмоциях человеком, за что и получил своё прозвание. Более древние значение прозвища Верещага – Врещъ Ага. Слово Врещъ в древности означало время. На сегодняшний день сохранилось как обозначение времени в болгарском языке. Слово врещъ (время) сохранилось в украинском языке в словах нарешті (укр.) – наконец-то (рус.) и врешті-решт (укр.) – в конце концов (рус.). Слово Ага имело два значения: старейшина и надсмотрщик. Позже осталось в некоторых языках в виде уважительной слова приставки господин. Первоначальное значение прозвища Верещага – Старейшина Времени, Надсмотрщик Времени, тоесть Хранитель Времени. Этим прозвищем называли древних жрецов старащ непреклорнных на некоторых святилищах пращуров.

Биография Верещагина:

Василий Васильевич Верещагин родился 14 октября
1842 года в семье предводителя дворянства города Череповца
Новгородской губернии. Так же как его братья, он учится на
военного и уже в 9 лет поступает в морской кадетский корпус
в Санкт-Петербурге. По окончанию, недолго служил, но ушёл
в отставку для поступления в петербургскую Академию художеств
(учился с 1860 по 1863 год). Не доучившись окончательно, он
оставляет Санкт-Петербург и уезжает на Кавказ писать с натуры.
Но затем, Верещагин решает вернуться к обучению и учится живописи в
Париже под руководством Жан-Леона Жером (французский художник,
ярый сторонник академизма в искусстве, оппозиционер импрессионизма)
с 1864 по 1865 гг.

Затем у молодого Верещагина случается странный
период. Он бросает Париж и уезжает снова на Кавказ, много
работает, а осенью 1865 едет в Санкт-Петербург (где, возможно,
он получил критические замечания по своим работам). Затем,
вновь возвращается в Париж где продолжает учёбу в Парижской
академии. Весной 1866 года Василий Верещагин возвращается
в петербургскую Академию художеств и завершает своё официальное
обучение.

В 1867 году Верещагин принял приглашение
Туркестанского генерал-губернатора К. П. Кауфмана приехать
в Самарканд (как военный художник) в звании прапорщика. И
практически сразу оказывается в центре боевых действий. Небольшой
самаркандский гарнизон русских солдат (оставленный в городе) вынужден
героически обороняться от восставших местных жителей. Верещагин
сумел отличится в обороне, подняв бойцов в контратаку. За
что был награждён орденом Св. Георгия 4-й ст.

В 1869 году организует “туркестанскую
выставку”, где демонстрирует свои работы. По окончании
возвращается в Туркестан. Затем совершает путешествие по западному
Китаю, наблюдает жестокое подавление восстания дунган, участвует
в завоевании Туркестана.

В 1871 году Верещагин едет в Мюнхен, где
работает над картинами для “Туркестанской серии”.
Проводит выставки 1871-1874 гг. и имевшей колоссальный успех
в Европе. В 1873 году он устроил персональную выставку картин
в Хрустальном дворце в Лондоне.

Весной 1874 года возвращается в Россию и
проводит выставку в Петербурге, на которой подвергнут критике
со стороны императора Александра II и его окружения.

В 1874-1876 гг. Верещагин живёт в Индии,
выезжая также в Тибет, а весной 1876 г. возвращается в Париж.

С началом русско-турецкой войны 1877 г. записывается
добровольцем в армию, получает должность адъютанта с возможностью
свободного передвижения по войскам. И в том же году Верещагин
был тяжело ранен на борту миноносца “Щука”.

В 1878-1879 гг. в Париже художник работает
картинами получившими название “Балканская серия”.

В 1882-1884 годах Верещагин снова путешествует
по Индии, Сирии, Палестине.
Летом 1894 года Василий Верещагин путешествует и рисует русский
север (Белое море, Северная Двина, Соловки).

В 1896 году художник работает над серией
картин посвящённых войне 1812 года.
В 1899 году проводит лето в Крыму. В 1901 г. посетил Филиппинские
острова, в 1902 побывал в США и на Кубе. А в 1903 году посетил
Японию.

Авторитет Верещагина в Европе как “борца
с войной” таков, что в 1901 году он выдвинута на соискание
первой Нобелевской премии мира.

С началом русско-японской войны Верещагин
оказывается в действующем флоте.
Василий Верещагин погиб 31 марта 1904 года. Броненосец “Петропавловск”,
на котором находился художник, подорвался на мине на внешнем
рейде Порт-Артура.

ВЕРЕЩАГИН: число душевных стремлений «5»

Рожденные под влиянием пятерки с удовольствием провели бы всю жизнь в путешествиях и поисках своей мечты. С детства они чрезвычайно любознательны, однако в школе редко преуспевают ввиду своей непоседливости. Вот почему эти люди предпочитают учиться на собственных ошибках и выбирают практику, а не голословную теорию.

Даже если пятерочник живет в роскошной квартире, он довольствуется малым, не уделяя большого внимания бытовым удобствам. Его обитель сложно назвать уютной, а если уж она оказывается чистой, то точно не благодаря стараниям хозяина.

В юном возрасте люди, находящиеся под влиянием пятерки, стремятся добиться расположения окружающих, не забывая при этом о собственной свободе. После 30 они избегают отношений, потому что начинают быстро уставать от них. Их брак будет счастливым только в том случае, если партнер смирится с непостоянством пятерочника и будет в одиночку справляться со всеми возникающими проблемами.

Чего точно не стоит делать, так это пытаться перевоспитать человека пятерки или обременять его какими-либо требованиями. Амурные отношения играют огромную роль в его жизни. Срок у таких связей, как правило, недолгий, но они всегда наполнены искренними эмоциями и переживаниями.

Рожденным под воздействием пятерки очень важно выражать свои чувства, из-за чего многим их поведение кажется чересчур наигранным. Если в юности эти люди сталкиваются с непониманием, они уходят в себя, продолжая при этом надеяться на встречу с искренним человеком, который не будет скрывать своих чувств

Несмотря на то что люди пятерки не особо вникают в денежные вопросы и нюансы даже самых интересных дел, им удается достичь успеха в работе, поскольку в наличии рассудка им точно не откажешь. Преисполненным уверенности в себе пятерочникам нравится выступать на публике, поэтому часто они выбирают адвокатскую деятельность, связи с общественностью или актерское поприще.

У них много знакомых, и, находясь в благоприятном расположении духа, эти люди проявляют себя как замечательные собеседники и деловые партнеры. Однако если пятерочник столкнулся с черной полосой в жизни, то он, как правило остается один в этот период, поскольку немногие способны вынести его вспышки гнева в таком состоянии.

Сочинения

Всего из-под пера В. В. Верещагина вышло 12 книг, множество статей, как в отечественной, так и в зарубежной прессе.

  • Очерки путешествия в Гималайи г-на и г-жи Верещагиных. — СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича.
    • Ч. 1. Сикким. — 1883. — 86 с.: 11 л. ил.
    • Ч. 2. Кашмир. Ладак. — 1884. — 135 с.: ил.
  • Детство и отрочество. Т. 1: Деревня. Корпус. Рисовальная школа. — М.: Типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1895. — , 315 с.
  • Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей. . — М.

    Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей. — Изд. 2-е. — М.: Типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1896. — , 153 с.: 7 л. ил.

    : Типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1895. — , 153 с.: 7 л. ил.

  • Духоборцы и молокане в Закавказье; Шииты в Карабахе; Батчи и опиумоеды в Средней Азии; Обер-Амергау в горах Баварии: Рассказы. — М.: Типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1900. — 90 с.
  • На войне: Воспоминания о Русско-турецкой войне 1877 г. — М.: Т-во И. Д. Сытина, . — 317 с.

Посмертные издания

  • Переписка В. В. Верещагина и В. В. Стасова / Подгот. текста и примеч. А. К. Лебедева и Г. К. Буровой, под ред. А. К. Лебедева. — М.: Искусство, 1950.
    • Т. 1. 1874—1878. — 423 с.: 4 л. ил.
    • Т. 2. 1879—1883. — 380 с.: 4 л. ил.
  • Переписка В. В. Верещагина и П. М. Третьякова / Подгот. текста и примеч. Н. Г. Галкиной; Вступ. ст. О. А. Лясковской. — М.: Искусство, 1963. — 138 с.: 4 л. ил.
  • Избранные письма / Сост., предисл. и примеч. А. К. Лебедева. — М.: Изобразительное искусство, 1981. — 287, с.: 11 л. ил.
  • Повести. Очерки. Воспоминания / Сост., вступ. ст. и примеч. В. А. Кошелева и А. В. Чернова. — М.: Советская Россия, 1990. — 349, с.: л. ил.
  • Наполеон I в России / Составление, подгот. текста, вступ. ст. В. А. Кошелева и А. В. Чернова. — Тверь: Созвездие, 1993. — 286 с.: ил.
  • Скобелев. Воспоминания о Русско-Турецкой войне 1877—1878 гг. — М.: Даръ, 2007. — 496 с. — ISBN 978-5-485-00152-0.

Все Верещагины

  • Верещагины Авраам
  • Верещагины Адам
  • Верещагины Адриан
  • Верещагины Александр
  • Верещагины Алексей
  • Верещагины Анатолий
  • Верещагины Андрей
  • Верещагины Антон
  • Верещагины Аристарх
  • Верещагины Аркадий
  • Верещагины Арсений
  • Верещагины Артем
  • Верещагины Артемий
  • Верещагины Архип
  • Верещагины Афанасий
  • Верещагины Богдан
  • Верещагины Борис
  • Верещагины Вадим
  • Верещагины Валентин
  • Верещагины Валерий
  • Верещагины Василий
  • Верещагины Вениамин
  • Верещагины Викентий
  • Верещагины Виктор
  • Верещагины Вилли
  • Верещагины Виссарион
  • Верещагины Виталий
  • Верещагины Владимир
  • Верещагины Владислав
  • Верещагины Всеволод
  • Верещагины Вячеслав
  • Верещагины Гавриил
  • Верещагины Галактион
  • Верещагины Геннадий
  • Верещагины Георгий
  • Верещагины Герасим
  • Верещагины Герман
  • Верещагины Глеб
  • Верещагины Гордей
  • Верещагины Григорий
  • Верещагины Давид
  • Верещагины Даниил
  • Верещагины Денис
  • Верещагины Дмитрий
  • Верещагины Евгений
  • Верещагины Евдоким
  • Верещагины Емельян
  • Верещагины Ефим
  • Верещагины Захар
  • Верещагины Зиновий
  • Верещагины Иван
  • Верещагины Игнатий
  • Верещагины Игорь
  • Верещагины Иларион
  • Верещагины Илья
  • Верещагины Иннокентий
  • Верещагины Иосиф
  • Верещагины Ираклий
  • Верещагины Исаакий
  • Верещагины Казимир
  • Верещагины Карп
  • Верещагины Кирилл
  • Верещагины Клемент
  • Верещагины Клим
  • Верещагины Кондрат
  • Верещагины Константин
  • Верещагины Корнилий
  • Верещагины Кузьма
  • Верещагины Лазарь
  • Верещагины Лев
  • Верещагины Леонид
  • Верещагины Леонтий
  • Верещагины Лукьян
  • Верещагины Макар
  • Верещагины Максим
  • Верещагины Максимилиан
  • Верещагины Марк
  • Верещагины Мартин
  • Верещагины Матвей
  • Верещагины Мечислав
  • Верещагины Мирон
  • Верещагины Митрофан
  • Верещагины Михаил
  • Верещагины Модест
  • Верещагины Моисей
  • Верещагины Назар
  • Верещагины Наум
  • Верещагины Никанор
  • Верещагины Никита
  • Верещагины Николай
  • Верещагины Нисон
  • Верещагины Олег
  • Верещагины Орест
  • Верещагины Осип
  • Верещагины Павел
  • Верещагины Памфил
  • Верещагины Парамон
  • Верещагины Петр
  • Верещагины Платон
  • Верещагины Порфирий
  • Верещагины Прокофий
  • Верещагины Прохор
  • Верещагины Рафаил
  • Верещагины Роман
  • Верещагины Ростислав
  • Верещагины Савелий
  • Верещагины Самсон
  • Верещагины Самуил
  • Верещагины Святослав
  • Верещагины Севастьян
  • Верещагины Сергей
  • Верещагины Степан
  • Верещагины Тарас
  • Верещагины Терентий
  • Верещагины Тимофей
  • Верещагины Тихон
  • Верещагины Трофим
  • Верещагины Фаддей
  • Верещагины Федор
  • Верещагины Федот
  • Верещагины Феликс
  • Верещагины Фома
  • Верещагины Юлиан
  • Верещагины Юрий
  • Верещагины Ярослав
  • Верещагины Агния
  • Верещагины Аза
  • Верещагины Акулина
  • Верещагины Алевтина
  • Верещагины Александра
  • Верещагины Алла
  • Верещагины Анастасия
  • Верещагины Ангелина
  • Верещагины Анна
  • Верещагины Антонина
  • Верещагины Анфиса
  • Верещагины Ариадна
  • Верещагины Валентина
  • Верещагины Валерия
  • Верещагины Варвара
  • Верещагины Василиса
  • Верещагины Вера
  • Верещагины Вероника
  • Верещагины Виктория
  • Верещагины Виталина
  • Верещагины Владислава
  • Верещагины Галина
  • Верещагины Гелена
  • Верещагины Гелла
  • Верещагины Генриетта
  • Верещагины Гертруда
  • Верещагины Глафира
  • Верещагины Глория
  • Верещагины Грета
  • Верещагины Данута
  • Верещагины Дарья
  • Верещагины Джульетта
  • Верещагины Диана
  • Верещагины Дина
  • Верещагины Доля
  • Верещагины Доминика
  • Верещагины Ева
  • Верещагины Евгения
  • Верещагины Евдокия
  • Верещагины Екатерина
  • Верещагины Елена
  • Верещагины Елизавета
  • Верещагины Зинаида
  • Верещагины Зоя
  • Верещагины Инна
  • Верещагины Ираида
  • Верещагины Ирина
  • Верещагины Ия
  • Верещагины Калерия
  • Верещагины Капитолина
  • Верещагины Кира
  • Верещагины Клавдия
  • Верещагины Кристина
  • Верещагины Ксения
  • Верещагины Лариса
  • Верещагины Лидия
  • Верещагины Любовь
  • Верещагины Людмила
  • Верещагины Маргарита
  • Верещагины Марианна
  • Верещагины Марина
  • Верещагины Мария
  • Верещагины Марфа
  • Верещагины Мирра
  • Верещагины Муза
  • Верещагины Надежда
  • Верещагины Наталья
  • Верещагины Неонила
  • Верещагины Ника
  • Верещагины Нина
  • Верещагины Нонна
  • Верещагины Оксана
  • Верещагины Ольга
  • Верещагины Пелагея
  • Верещагины Полина
  • Верещагины Прасковья
  • Верещагины Раиса
  • Верещагины Римма
  • Верещагины Светлана
  • Верещагины Серафима
  • Верещагины Софья
  • Верещагины Сусанна
  • Верещагины Таисия
  • Верещагины Тамара
  • Верещагины Татьяна
  • Верещагины Фаина
  • Верещагины Фекла
  • Верещагины Харита
  • Верещагины Юлия

Читать дальше…

ВЕРЕЩАГИН: число взаимодействия с миром «9»

Вибрации числа девять заставляют людей стремиться к совершенству и работать над собой на протяжении всей жизни. «Девяточники» – очень сильные и многогранные люди, порой не слишком приятные в общении: они столь же требовательны к окружающим, как и к себе, бывают резки на язык и не всегда знают меру в критике. Слова – лучшее оружие людей девятки, но не всегда оно используется наилучшим образом; часто гнев или обида заставляют «девяточника» говорить совсем не то, что он думает, и это становится причиной серьезных проблем, порой затягивающихся надолго. Недостатки людей девятки многочисленны и разнообразны, но непременно преодолимы – было бы желание. «Девяточник» может изменять свой характер, привычки и манеры, но будет жестоко наказан, если делает это не для себя самого, а лишь ради того, чтобы угодить другому.

Для людей девятки очень важно не замыкаться в себе: видеть мир, интересоваться делами окружающих, постигать науки им необходимо для саморазвития и душевного комфорта. Сколь бы трудными в общении ни казались порой «девяточники» – увлекающиеся, непостоянные, иногда забывающие о компромиссах и чувстве такта, – в их характере преобладает положительное начало, и быстро становится очевидным для всех

Впрочем, человек девятки не слишком нуждается в компании и, оставшись в одиночестве, не сокрушается о своей судьбе. У него всегда много дел, интересов и поводов для размышления, а вокруг него – людей, которые нуждаются в помощи, поддержке и любви.

«Девяточник» способен раствориться в любви целиком и наслаждается ею, даже если не получает взаимности. Он мало в чем нуждается и многое отдает; ни собственные силы, ни материальные факторы не имеют в его глазах большой ценности, поэтому ни к комфорту, ни к богатству особенно не стремятся. Для людей девятки куда важнее добиться того, чтобы их жизнь была насыщенной и интересной. Именно поэтому они обычно предпочитают город деревне и не получают радости от пассивного, бездеятельного отдыха.

Нужно помнить еще и о том, что на характер «девяточника»оказывают влияние вибрации всех чисел, поэтому многим поведение такого человека может показаться непредсказуемым. Логика и рациональные суждения – не лучшие помощники в деле под названием «понять человека девятки». Тут скорее полезной окажется интуиция, да и доверие будет не лишним – надо признать, что в большинстве случаев «девяточник» поступает правильно и, если ему не мешают, решает проблемы наилучшим образом.

Детство и юность

Биография Василия Васильевича с детства была связана с военным делом. Мальчик родился в дворянской семье Череповца 14 октября 1842 года. Отец занимал видный государственный пост и со всей серьезностью относился к воспитанию потомков. Василий стал третьим из четырех сыновей. Все они были отправлены в военно-учебные заведения.

Портрет Василия Верещагина

Двое младших, Сергей и Александр, связали свою жизнь с военным искусством, а двое старших, Василий и Николай, избрали иной путь, чем заслужили гнев отца. Николай впоследствии стал общественным деятелем и организатором новой отрасли в хозяйстве – маслоделия и сыроварения.

Василий же связал свою жизнь с театром военных действий, но отнюдь не так, как предполагал отец. Мальчик поступил в Морской кадетский корпус Санкт-Петербурга. Помимо выдающихся военных деятелей, заведение могло похвастаться выпускниками, добившимися высот в иных областях: мореплаватель и первооткрыватель Фаддей Беллинсгаузен, маринист Алексей Боголюбов, авантюрист Федор Толстой. Будущий мастер жанра батальной живописи Верещагин дополнил этот список.

Василий Верещагин в детстве

По свидетельствам современников, характер у юноши был своевольный. Он рос высокомерным, грубоватым, вспыльчивым, склонным к демонстративному поведению, но в то же время хватким, одаренным, волевым.

Педагогов восхищал талант мальчика по памяти делать зарисовки увиденного. В будущем этот дар сыграет немалую роль в становлении Верещагина-творца. Параллельно с учебой в военном заведении ему разрешили посещать уроки в Рисовальной школе Общества поощрения художников.

Василий Верещагин – студент Академии художеств

Пройдя путь от кадета до гардемарина, он отчетливо решил не продолжать военную карьеру. Отбыв непродолжительный срок в ранге мичмана, подал в отставку и уже в 1860-м поступил в Императорскую Академию художеств, где и проучился с перерывами до 1866-го.

Отлучки случались на Кавказ, где писал с натуры, и во Францию, где Василий брал уроки у живописца Жан-Леона Жерома и посещал классы Парижской академии изящных искусств. По возвращении в Петербург окончил Академию художеств и практически сразу отправился в первый творческий поход.

Картины Туркестанской серии

Василий Верещагин. Богатый киргизский охотник с соколом (фрагмент). 1871. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Василий Верещагин. Высматривают (фрагмент). 1873. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Василий Верещагин. Двери Тамерлана (фрагмент). 1872. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1867 году Верещагин поступил на службу к туркестанскому генерал-губернатору Константину фон Кауфману — штатным художником. Живописец прибыл в Самарканд в мае 1868 года. Вскоре крепость с русскими войсками оказалась в осаде: восстали местные жители. Верещагин участвовал в битве с бухарцами и даже получил орден Святого Георгия 4-го класса — за отвагу.

Живопись и графику, привезенные из Туркестана, художник представил в 1869 году в столице. Большинство работ были выполнены в этюдной манере. Благодаря картинам Верещагина посетители увидели неизвестную им Среднюю Азию: невольничий рынок, нищих опиумоедов и женщин, с головы до ног укрытых одеяниями.

После выставки Верещагин снова отправился в Туркестан. На этот раз его путь пролегал через Сибирь, киргизские земли и Западный Китай. В Киргизии художник гостил у своего друга Байтика Канаева, с которым познакомился еще в Петербурге на одном из официальных приемов. Часть картин художник написал в его богатой юрте: изобразил ее интерьер, в точности передал плетения свода, сложные завитки на коврах. Верещагин создавал портреты простых жителей, изображал сцены из их жизни. Он собрал множество местных орнаментов, зарисовал узоры, которые украшали оружие местных воинов. В поисках колоритных пейзажей он уезжал в горы близ Иссык-Куля, в Боомском ущелье и на перевалах горного хребта Алатау. В работах художник использовал тонкий мазок и яркие, насыщенные оттенки, которые лучше передавали зной азиатских пейзажей.

В Западном Китае в то время войска императора усмиряли восстания дунган и уйгуров. Почти все города этого региона были сожжены. По одной из версий, именно после посещения дунганских земель Верещагин задумал написать картину «Апофеоз войны» с пирамидой черепов и летающими над ней воронами.

В 1871 году Василий Верещагин переехал в Мюнхен. Здесь он познакомился с Элизабет Фишер-Рид, которая стала его женой. В мастерской своего друга Теодора Горшельда художник писал свои восточные картины — «Богатого киргизского охотника с соколом», «Двери Тамерлана», серию батальных сцен «Варвары» и другие работы. Всего в Туркестанскую серию вошли 13 полотен, 81 этюд и 133 рисунка. В 1873 году Верещагин выставил весь цикл в Хрустальном дворце в Лондоне.

Художник хотел привезти всю серию в Россию, поэтому предупредил английских коллекционеров, что картины не продаются. В каталоге к выставке он разместил пояснение к каждому полотну, а о своем путешествии в Туркестан, об азиатской культуре и традициях написал очерк «Поездка по Средней Азии». Его опубликовал французский журнал Le Tour du Monde, позже работа вышла на страницах английской прессы.

1867-1874: Туркестанская серия

Он вернулся в Россию и напросился в художники к генералу К.П. Кауфману, назначенному генерал-губернатором и командующим войсками Туркестанского военного округа. Это новое долгое путешествие, которое предпринял 24-летний Верещагин, было полно самых разнообразных опасностей.

Однако самое серьезное испытание ждало Верещагина в войсках Кауфмана. Это произошло в Самарканде, когда крепость, в которой укрылось около шестисот русских солдат, окружило ханское войско численностью в пятьдесят пять тысяч человек. Силы были настолько неравны, что результат сражения был, казалось, предрешен.

По многу раз азиаты бросались на ворота и в проломы крепостной стены. Тысячи и тысячи воинов раз за разом штурмовали осажденную крепость. А русским неоткуда было ждать подкрепления. Уже в первые два дня гарнизон потерял около ста пятидесяти человек. Верещагин дрался вместе со всеми. Казалось, он не ведает страха и всегда оказывается в самых опасных и рискованных местах. Одна пуля попала ему в ружье, другая – в шляпу, кем-то брошенный камень поранил ногу. Это был, наверное, единственный в своем роде художник-солдат.

Осажденные выстояли. Верещагин получил Георгиевский крест “За блистательное мужество и храбрость”. Итогом пребывания в Средней Азии стала персональная выставка в Петербурге.

Эльбрус. 1867

Постоялый двор близ Ташкента. 1867

Улица в деревне Ходжагенте. 1868

Узбек, старшина (аксакал) деревни Ходжагент. 1868

В горах Алатау. 1869-1870

Киргизские кибитки на реке Чу. 1869-1870

Киргиз. 1869-1870

Устроив выставку в Петербурге и поразив северных жителей экзотикой далекого юга, Верещагин снова рвется под палящие лучи туркестанского солнца. Кажется, он уже навсегда отравлен бациллой странствий, и для нормального, здорового существования ему обязательно нужны – простор, горячий ветер пустыни, новые впечатления, постоянное ощущение опасности и риска.

Он бродит по диким местам, заглядывает в самые дальние и потаенные уголки и ищет на свою голову приключений. На этот раз его экзотическую фигуру с этюдником можно было встретить на границе с Китаем. Он ночевал прямо в степи на земле, охотился, а к кумирням, в которых он отдыхал, подходили и рычали голодные хищники. Вероятно, он чувствовал себя самым счастливым и свободным человеком на свете…

Араб на верблюде. 1869-1870

Верблюд во дворе караван-сарая. 1869-1870

Дутарист. 1869-1870

Китайская палатка. 1869-1870

У крепостной стены. Пусть войдут. Около 1871

Торжествуют (эскиз). Около 1872

Вернувшись из путешествия, он вновь уехал из России и осел в Мюнхене. Там, Верещагин осмыслил свои туркестанские впечатления и за три года создал громадную коллекцию картин. Это были теперь всем известные – “Двери Тамерлана”, “Продажа ребенка-невольника” и большая серия картин “Варвары”, которую сам художник называл “героической поэмой”. В “Варварах” Верещагин, словно предвосхищая возникновение кинематографа, попытался оторваться от статики отдельной картины и показал развитие событий, шаг за шагом, во времени. Зритель имел возможность как бы покадрово проследить весь ход операции – от ее начала и до трагического завершения. Верещагину настолько полюбился этот метод – серийного написания, – что впоследствии он часто писал именно так.

Он нанял в пригороде Мюнхена мастерскую с навесом, позволявшую ему писать натурщика, постоянно освещенного солнцем. Именно поэтому все его большие картины, выполненные в мастерской, производят впечатление писанных с натуры, так реально в них передано ощущение жаркого азиатского солнца.
Вообще же принцип документальной точности был для него главным. Он всегда рвался в самое пекло событий, чтобы самому перечувствовать и пережить все то, что чувствуют и переживают его герои. Он полагал, что правда жизни и сила искусства заключаются в максимально точном изображении видимого, и поэтому его картины кажутся как бы застывшими кадрами документальной хроники. Это действительно своего рода документальное кино XIX столетия, в котором все точно и достоверно, даже метка на халате узбека.

При жизни Верещагина его картины пользовались огромным успехом. Художник любил и умел устраивать свои персональные выставки, тратя на это значительные средства. Он специально декорировал залы бордовым бархатом, умело освещал картины, в том числе электрическим светом, раскладывал рядом с ними коллекции экзотических восточных предметов и приглашал музыкантов играть перед своими картинами. Поэтому для зрителей, где бы ни проходили выставки художника – в Лондоне или Вене, в Петербурге или Мюнхене, они всегда были значительными событиями, собиравшими массу народа.

Туркестанский солдат в зимней форме. 1873

Калмыцкий лама. 1873

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий