Происхождение фамилии
Фамилия образована от прозвища Верещага. Так в старину называли говоруна, а также ворчуна или бранчивого, сварливого человека. Можно предположить, что родоначальник Верещагиных был говоруном, балагуром или просто не сдержанным в речах и эмоциях человеком, за что и получил своё прозвание. Более древние значение прозвища Верещага – Врещъ Ага. Слово Врещъ в древности означало время. На сегодняшний день сохранилось как обозначение времени в болгарском языке. Слово врещъ (время) сохранилось в украинском языке в словах нарешті (укр.) – наконец-то (рус.) и врешті-решт (укр.) – в конце концов (рус.). Слово Ага имело два значения: старейшина и надсмотрщик. Позже осталось в некоторых языках в виде уважительной слова приставки господин. Первоначальное значение прозвища Верещага – Старейшина Времени, Надсмотрщик Времени, тоесть Хранитель Времени. Этим прозвищем называли древних жрецов старащ непреклорнных на некоторых святилищах пращуров.
Биография Верещагина:
Василий Васильевич Верещагин родился 14 октября
1842 года в семье предводителя дворянства города Череповца
Новгородской губернии. Так же как его братья, он учится на
военного и уже в 9 лет поступает в морской кадетский корпус
в Санкт-Петербурге. По окончанию, недолго служил, но ушёл
в отставку для поступления в петербургскую Академию художеств
(учился с 1860 по 1863 год). Не доучившись окончательно, он
оставляет Санкт-Петербург и уезжает на Кавказ писать с натуры.
Но затем, Верещагин решает вернуться к обучению и учится живописи в
Париже под руководством Жан-Леона Жером (французский художник,
ярый сторонник академизма в искусстве, оппозиционер импрессионизма)
с 1864 по 1865 гг.
Затем у молодого Верещагина случается странный
период. Он бросает Париж и уезжает снова на Кавказ, много
работает, а осенью 1865 едет в Санкт-Петербург (где, возможно,
он получил критические замечания по своим работам). Затем,
вновь возвращается в Париж где продолжает учёбу в Парижской
академии. Весной 1866 года Василий Верещагин возвращается
в петербургскую Академию художеств и завершает своё официальное
обучение.
В 1867 году Верещагин принял приглашение
Туркестанского генерал-губернатора К. П. Кауфмана приехать
в Самарканд (как военный художник) в звании прапорщика. И
практически сразу оказывается в центре боевых действий. Небольшой
самаркандский гарнизон русских солдат (оставленный в городе) вынужден
героически обороняться от восставших местных жителей. Верещагин
сумел отличится в обороне, подняв бойцов в контратаку. За
что был награждён орденом Св. Георгия 4-й ст.
В 1869 году организует “туркестанскую
выставку”, где демонстрирует свои работы. По окончании
возвращается в Туркестан. Затем совершает путешествие по западному
Китаю, наблюдает жестокое подавление восстания дунган, участвует
в завоевании Туркестана.
В 1871 году Верещагин едет в Мюнхен, где
работает над картинами для “Туркестанской серии”.
Проводит выставки 1871-1874 гг. и имевшей колоссальный успех
в Европе. В 1873 году он устроил персональную выставку картин
в Хрустальном дворце в Лондоне.
Весной 1874 года возвращается в Россию и
проводит выставку в Петербурге, на которой подвергнут критике
со стороны императора Александра II и его окружения.
В 1874-1876 гг. Верещагин живёт в Индии,
выезжая также в Тибет, а весной 1876 г. возвращается в Париж.
С началом русско-турецкой войны 1877 г. записывается
добровольцем в армию, получает должность адъютанта с возможностью
свободного передвижения по войскам. И в том же году Верещагин
был тяжело ранен на борту миноносца “Щука”.
В 1878-1879 гг. в Париже художник работает
картинами получившими название “Балканская серия”.
В 1882-1884 годах Верещагин снова путешествует
по Индии, Сирии, Палестине.
Летом 1894 года Василий Верещагин путешествует и рисует русский
север (Белое море, Северная Двина, Соловки).
В 1896 году художник работает над серией
картин посвящённых войне 1812 года.
В 1899 году проводит лето в Крыму. В 1901 г. посетил Филиппинские
острова, в 1902 побывал в США и на Кубе. А в 1903 году посетил
Японию.
Авторитет Верещагина в Европе как “борца
с войной” таков, что в 1901 году он выдвинута на соискание
первой Нобелевской премии мира.
С началом русско-японской войны Верещагин
оказывается в действующем флоте.
Василий Верещагин погиб 31 марта 1904 года. Броненосец “Петропавловск”,
на котором находился художник, подорвался на мине на внешнем
рейде Порт-Артура.
ВЕРЕЩАГИН: число душевных стремлений «5»
Рожденные под влиянием пятерки с удовольствием провели бы всю жизнь в путешествиях и поисках своей мечты. С детства они чрезвычайно любознательны, однако в школе редко преуспевают ввиду своей непоседливости. Вот почему эти люди предпочитают учиться на собственных ошибках и выбирают практику, а не голословную теорию.
Даже если пятерочник живет в роскошной квартире, он довольствуется малым, не уделяя большого внимания бытовым удобствам. Его обитель сложно назвать уютной, а если уж она оказывается чистой, то точно не благодаря стараниям хозяина.
В юном возрасте люди, находящиеся под влиянием пятерки, стремятся добиться расположения окружающих, не забывая при этом о собственной свободе. После 30 они избегают отношений, потому что начинают быстро уставать от них. Их брак будет счастливым только в том случае, если партнер смирится с непостоянством пятерочника и будет в одиночку справляться со всеми возникающими проблемами.
Чего точно не стоит делать, так это пытаться перевоспитать человека пятерки или обременять его какими-либо требованиями. Амурные отношения играют огромную роль в его жизни. Срок у таких связей, как правило, недолгий, но они всегда наполнены искренними эмоциями и переживаниями.
Рожденным под воздействием пятерки очень важно выражать свои чувства, из-за чего многим их поведение кажется чересчур наигранным. Если в юности эти люди сталкиваются с непониманием, они уходят в себя, продолжая при этом надеяться на встречу с искренним человеком, который не будет скрывать своих чувств
Несмотря на то что люди пятерки не особо вникают в денежные вопросы и нюансы даже самых интересных дел, им удается достичь успеха в работе, поскольку в наличии рассудка им точно не откажешь. Преисполненным уверенности в себе пятерочникам нравится выступать на публике, поэтому часто они выбирают адвокатскую деятельность, связи с общественностью или актерское поприще.
У них много знакомых, и, находясь в благоприятном расположении духа, эти люди проявляют себя как замечательные собеседники и деловые партнеры. Однако если пятерочник столкнулся с черной полосой в жизни, то он, как правило остается один в этот период, поскольку немногие способны вынести его вспышки гнева в таком состоянии.
Сочинения
Всего из-под пера В. В. Верещагина вышло 12 книг, множество статей, как в отечественной, так и в зарубежной прессе.
- Очерки путешествия в Гималайи г-на и г-жи Верещагиных. — СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича.
- Ч. 1. Сикким. — 1883. — 86 с.: 11 л. ил.
- Ч. 2. Кашмир. Ладак. — 1884. — 135 с.: ил.
- Детство и отрочество. Т. 1: Деревня. Корпус. Рисовальная школа. — М.: Типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1895. — , 315 с.
- Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей. . — М.
Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей. — Изд. 2-е. — М.: Типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1896. — , 153 с.: 7 л. ил.
: Типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1895. — , 153 с.: 7 л. ил.
- Духоборцы и молокане в Закавказье; Шииты в Карабахе; Батчи и опиумоеды в Средней Азии; Обер-Амергау в горах Баварии: Рассказы. — М.: Типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1900. — 90 с.
- На войне: Воспоминания о Русско-турецкой войне 1877 г. — М.: Т-во И. Д. Сытина, . — 317 с.
Посмертные издания
- Переписка В. В. Верещагина и В. В. Стасова / Подгот. текста и примеч. А. К. Лебедева и Г. К. Буровой, под ред. А. К. Лебедева. — М.: Искусство, 1950.
- Т. 1. 1874—1878. — 423 с.: 4 л. ил.
- Т. 2. 1879—1883. — 380 с.: 4 л. ил.
- Переписка В. В. Верещагина и П. М. Третьякова / Подгот. текста и примеч. Н. Г. Галкиной; Вступ. ст. О. А. Лясковской. — М.: Искусство, 1963. — 138 с.: 4 л. ил.
- Избранные письма / Сост., предисл. и примеч. А. К. Лебедева. — М.: Изобразительное искусство, 1981. — 287, с.: 11 л. ил.
- Повести. Очерки. Воспоминания / Сост., вступ. ст. и примеч. В. А. Кошелева и А. В. Чернова. — М.: Советская Россия, 1990. — 349, с.: л. ил.
- Наполеон I в России / Составление, подгот. текста, вступ. ст. В. А. Кошелева и А. В. Чернова. — Тверь: Созвездие, 1993. — 286 с.: ил.
- Скобелев. Воспоминания о Русско-Турецкой войне 1877—1878 гг. — М.: Даръ, 2007. — 496 с. — ISBN 978-5-485-00152-0.
Все Верещагины
- Верещагины Авраам
- Верещагины Адам
- Верещагины Адриан
- Верещагины Александр
- Верещагины Алексей
- Верещагины Анатолий
- Верещагины Андрей
- Верещагины Антон
- Верещагины Аристарх
- Верещагины Аркадий
- Верещагины Арсений
- Верещагины Артем
- Верещагины Артемий
- Верещагины Архип
- Верещагины Афанасий
- Верещагины Богдан
- Верещагины Борис
- Верещагины Вадим
- Верещагины Валентин
- Верещагины Валерий
- Верещагины Василий
- Верещагины Вениамин
- Верещагины Викентий
- Верещагины Виктор
- Верещагины Вилли
- Верещагины Виссарион
- Верещагины Виталий
- Верещагины Владимир
- Верещагины Владислав
- Верещагины Всеволод
- Верещагины Вячеслав
- Верещагины Гавриил
- Верещагины Галактион
- Верещагины Геннадий
- Верещагины Георгий
- Верещагины Герасим
- Верещагины Герман
- Верещагины Глеб
- Верещагины Гордей
- Верещагины Григорий
- Верещагины Давид
- Верещагины Даниил
- Верещагины Денис
- Верещагины Дмитрий
- Верещагины Евгений
- Верещагины Евдоким
- Верещагины Емельян
- Верещагины Ефим
- Верещагины Захар
- Верещагины Зиновий
- Верещагины Иван
- Верещагины Игнатий
- Верещагины Игорь
- Верещагины Иларион
- Верещагины Илья
- Верещагины Иннокентий
- Верещагины Иосиф
- Верещагины Ираклий
- Верещагины Исаакий
- Верещагины Казимир
- Верещагины Карп
- Верещагины Кирилл
- Верещагины Клемент
- Верещагины Клим
- Верещагины Кондрат
- Верещагины Константин
- Верещагины Корнилий
- Верещагины Кузьма
- Верещагины Лазарь
- Верещагины Лев
- Верещагины Леонид
- Верещагины Леонтий
- Верещагины Лукьян
- Верещагины Макар
- Верещагины Максим
- Верещагины Максимилиан
- Верещагины Марк
- Верещагины Мартин
- Верещагины Матвей
- Верещагины Мечислав
- Верещагины Мирон
- Верещагины Митрофан
- Верещагины Михаил
- Верещагины Модест
- Верещагины Моисей
- Верещагины Назар
- Верещагины Наум
- Верещагины Никанор
- Верещагины Никита
- Верещагины Николай
- Верещагины Нисон
- Верещагины Олег
- Верещагины Орест
- Верещагины Осип
- Верещагины Павел
- Верещагины Памфил
- Верещагины Парамон
- Верещагины Петр
- Верещагины Платон
- Верещагины Порфирий
- Верещагины Прокофий
- Верещагины Прохор
- Верещагины Рафаил
- Верещагины Роман
- Верещагины Ростислав
- Верещагины Савелий
- Верещагины Самсон
- Верещагины Самуил
- Верещагины Святослав
- Верещагины Севастьян
- Верещагины Сергей
- Верещагины Степан
- Верещагины Тарас
- Верещагины Терентий
- Верещагины Тимофей
- Верещагины Тихон
- Верещагины Трофим
- Верещагины Фаддей
- Верещагины Федор
- Верещагины Федот
- Верещагины Феликс
- Верещагины Фома
- Верещагины Юлиан
- Верещагины Юрий
- Верещагины Ярослав
- Верещагины Агния
- Верещагины Аза
- Верещагины Акулина
- Верещагины Алевтина
- Верещагины Александра
- Верещагины Алла
- Верещагины Анастасия
- Верещагины Ангелина
- Верещагины Анна
- Верещагины Антонина
- Верещагины Анфиса
- Верещагины Ариадна
- Верещагины Валентина
- Верещагины Валерия
- Верещагины Варвара
- Верещагины Василиса
- Верещагины Вера
- Верещагины Вероника
- Верещагины Виктория
- Верещагины Виталина
- Верещагины Владислава
- Верещагины Галина
- Верещагины Гелена
- Верещагины Гелла
- Верещагины Генриетта
- Верещагины Гертруда
- Верещагины Глафира
- Верещагины Глория
- Верещагины Грета
- Верещагины Данута
- Верещагины Дарья
- Верещагины Джульетта
- Верещагины Диана
- Верещагины Дина
- Верещагины Доля
- Верещагины Доминика
- Верещагины Ева
- Верещагины Евгения
- Верещагины Евдокия
- Верещагины Екатерина
- Верещагины Елена
- Верещагины Елизавета
- Верещагины Зинаида
- Верещагины Зоя
- Верещагины Инна
- Верещагины Ираида
- Верещагины Ирина
- Верещагины Ия
- Верещагины Калерия
- Верещагины Капитолина
- Верещагины Кира
- Верещагины Клавдия
- Верещагины Кристина
- Верещагины Ксения
- Верещагины Лариса
- Верещагины Лидия
- Верещагины Любовь
- Верещагины Людмила
- Верещагины Маргарита
- Верещагины Марианна
- Верещагины Марина
- Верещагины Мария
- Верещагины Марфа
- Верещагины Мирра
- Верещагины Муза
- Верещагины Надежда
- Верещагины Наталья
- Верещагины Неонила
- Верещагины Ника
- Верещагины Нина
- Верещагины Нонна
- Верещагины Оксана
- Верещагины Ольга
- Верещагины Пелагея
- Верещагины Полина
- Верещагины Прасковья
- Верещагины Раиса
- Верещагины Римма
- Верещагины Светлана
- Верещагины Серафима
- Верещагины Софья
- Верещагины Сусанна
- Верещагины Таисия
- Верещагины Тамара
- Верещагины Татьяна
- Верещагины Фаина
- Верещагины Фекла
- Верещагины Харита
- Верещагины Юлия
Читать дальше…
ВЕРЕЩАГИН: число взаимодействия с миром «9»
Вибрации числа девять заставляют людей стремиться к совершенству и работать над собой на протяжении всей жизни. «Девяточники» – очень сильные и многогранные люди, порой не слишком приятные в общении: они столь же требовательны к окружающим, как и к себе, бывают резки на язык и не всегда знают меру в критике. Слова – лучшее оружие людей девятки, но не всегда оно используется наилучшим образом; часто гнев или обида заставляют «девяточника» говорить совсем не то, что он думает, и это становится причиной серьезных проблем, порой затягивающихся надолго. Недостатки людей девятки многочисленны и разнообразны, но непременно преодолимы – было бы желание. «Девяточник» может изменять свой характер, привычки и манеры, но будет жестоко наказан, если делает это не для себя самого, а лишь ради того, чтобы угодить другому.
Для людей девятки очень важно не замыкаться в себе: видеть мир, интересоваться делами окружающих, постигать науки им необходимо для саморазвития и душевного комфорта. Сколь бы трудными в общении ни казались порой «девяточники» – увлекающиеся, непостоянные, иногда забывающие о компромиссах и чувстве такта, – в их характере преобладает положительное начало, и быстро становится очевидным для всех
Впрочем, человек девятки не слишком нуждается в компании и, оставшись в одиночестве, не сокрушается о своей судьбе. У него всегда много дел, интересов и поводов для размышления, а вокруг него – людей, которые нуждаются в помощи, поддержке и любви.
«Девяточник» способен раствориться в любви целиком и наслаждается ею, даже если не получает взаимности. Он мало в чем нуждается и многое отдает; ни собственные силы, ни материальные факторы не имеют в его глазах большой ценности, поэтому ни к комфорту, ни к богатству особенно не стремятся. Для людей девятки куда важнее добиться того, чтобы их жизнь была насыщенной и интересной. Именно поэтому они обычно предпочитают город деревне и не получают радости от пассивного, бездеятельного отдыха.
Нужно помнить еще и о том, что на характер «девяточника»оказывают влияние вибрации всех чисел, поэтому многим поведение такого человека может показаться непредсказуемым. Логика и рациональные суждения – не лучшие помощники в деле под названием «понять человека девятки». Тут скорее полезной окажется интуиция, да и доверие будет не лишним – надо признать, что в большинстве случаев «девяточник» поступает правильно и, если ему не мешают, решает проблемы наилучшим образом.
Детство и юность
Биография Василия Васильевича с детства была связана с военным делом. Мальчик родился в дворянской семье Череповца 14 октября 1842 года. Отец занимал видный государственный пост и со всей серьезностью относился к воспитанию потомков. Василий стал третьим из четырех сыновей. Все они были отправлены в военно-учебные заведения.
Портрет Василия Верещагина
Двое младших, Сергей и Александр, связали свою жизнь с военным искусством, а двое старших, Василий и Николай, избрали иной путь, чем заслужили гнев отца. Николай впоследствии стал общественным деятелем и организатором новой отрасли в хозяйстве – маслоделия и сыроварения.
Василий же связал свою жизнь с театром военных действий, но отнюдь не так, как предполагал отец. Мальчик поступил в Морской кадетский корпус Санкт-Петербурга. Помимо выдающихся военных деятелей, заведение могло похвастаться выпускниками, добившимися высот в иных областях: мореплаватель и первооткрыватель Фаддей Беллинсгаузен, маринист Алексей Боголюбов, авантюрист Федор Толстой. Будущий мастер жанра батальной живописи Верещагин дополнил этот список.
Василий Верещагин в детстве
По свидетельствам современников, характер у юноши был своевольный. Он рос высокомерным, грубоватым, вспыльчивым, склонным к демонстративному поведению, но в то же время хватким, одаренным, волевым.
Педагогов восхищал талант мальчика по памяти делать зарисовки увиденного. В будущем этот дар сыграет немалую роль в становлении Верещагина-творца. Параллельно с учебой в военном заведении ему разрешили посещать уроки в Рисовальной школе Общества поощрения художников.
Василий Верещагин – студент Академии художеств
Пройдя путь от кадета до гардемарина, он отчетливо решил не продолжать военную карьеру. Отбыв непродолжительный срок в ранге мичмана, подал в отставку и уже в 1860-м поступил в Императорскую Академию художеств, где и проучился с перерывами до 1866-го.
Отлучки случались на Кавказ, где писал с натуры, и во Францию, где Василий брал уроки у живописца Жан-Леона Жерома и посещал классы Парижской академии изящных искусств. По возвращении в Петербург окончил Академию художеств и практически сразу отправился в первый творческий поход.
Картины Туркестанской серии
Василий Верещагин. Богатый киргизский охотник с соколом (фрагмент). 1871. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Василий Верещагин. Высматривают (фрагмент). 1873. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Василий Верещагин. Двери Тамерлана (фрагмент). 1872. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В 1867 году Верещагин поступил на службу к туркестанскому генерал-губернатору Константину фон Кауфману — штатным художником. Живописец прибыл в Самарканд в мае 1868 года. Вскоре крепость с русскими войсками оказалась в осаде: восстали местные жители. Верещагин участвовал в битве с бухарцами и даже получил орден Святого Георгия 4-го класса — за отвагу.
Живопись и графику, привезенные из Туркестана, художник представил в 1869 году в столице. Большинство работ были выполнены в этюдной манере. Благодаря картинам Верещагина посетители увидели неизвестную им Среднюю Азию: невольничий рынок, нищих опиумоедов и женщин, с головы до ног укрытых одеяниями.
После выставки Верещагин снова отправился в Туркестан. На этот раз его путь пролегал через Сибирь, киргизские земли и Западный Китай. В Киргизии художник гостил у своего друга Байтика Канаева, с которым познакомился еще в Петербурге на одном из официальных приемов. Часть картин художник написал в его богатой юрте: изобразил ее интерьер, в точности передал плетения свода, сложные завитки на коврах. Верещагин создавал портреты простых жителей, изображал сцены из их жизни. Он собрал множество местных орнаментов, зарисовал узоры, которые украшали оружие местных воинов. В поисках колоритных пейзажей он уезжал в горы близ Иссык-Куля, в Боомском ущелье и на перевалах горного хребта Алатау. В работах художник использовал тонкий мазок и яркие, насыщенные оттенки, которые лучше передавали зной азиатских пейзажей.
В Западном Китае в то время войска императора усмиряли восстания дунган и уйгуров. Почти все города этого региона были сожжены. По одной из версий, именно после посещения дунганских земель Верещагин задумал написать картину «Апофеоз войны» с пирамидой черепов и летающими над ней воронами.
В 1871 году Василий Верещагин переехал в Мюнхен. Здесь он познакомился с Элизабет Фишер-Рид, которая стала его женой. В мастерской своего друга Теодора Горшельда художник писал свои восточные картины — «Богатого киргизского охотника с соколом», «Двери Тамерлана», серию батальных сцен «Варвары» и другие работы. Всего в Туркестанскую серию вошли 13 полотен, 81 этюд и 133 рисунка. В 1873 году Верещагин выставил весь цикл в Хрустальном дворце в Лондоне.
Художник хотел привезти всю серию в Россию, поэтому предупредил английских коллекционеров, что картины не продаются. В каталоге к выставке он разместил пояснение к каждому полотну, а о своем путешествии в Туркестан, об азиатской культуре и традициях написал очерк «Поездка по Средней Азии». Его опубликовал французский журнал Le Tour du Monde, позже работа вышла на страницах английской прессы.
1867-1874: Туркестанская серия
Он вернулся в Россию и напросился в художники к генералу К.П. Кауфману, назначенному генерал-губернатором и командующим войсками Туркестанского военного округа. Это новое долгое путешествие, которое предпринял 24-летний Верещагин, было полно самых разнообразных опасностей.
Однако самое серьезное испытание ждало Верещагина в войсках Кауфмана. Это произошло в Самарканде, когда крепость, в которой укрылось около шестисот русских солдат, окружило ханское войско численностью в пятьдесят пять тысяч человек. Силы были настолько неравны, что результат сражения был, казалось, предрешен.
По многу раз азиаты бросались на ворота и в проломы крепостной стены. Тысячи и тысячи воинов раз за разом штурмовали осажденную крепость. А русским неоткуда было ждать подкрепления. Уже в первые два дня гарнизон потерял около ста пятидесяти человек. Верещагин дрался вместе со всеми. Казалось, он не ведает страха и всегда оказывается в самых опасных и рискованных местах. Одна пуля попала ему в ружье, другая – в шляпу, кем-то брошенный камень поранил ногу. Это был, наверное, единственный в своем роде художник-солдат.
Осажденные выстояли. Верещагин получил Георгиевский крест “За блистательное мужество и храбрость”. Итогом пребывания в Средней Азии стала персональная выставка в Петербурге.
Эльбрус. 1867
Постоялый двор близ Ташкента. 1867
Улица в деревне Ходжагенте. 1868
Узбек, старшина (аксакал) деревни Ходжагент. 1868
В горах Алатау. 1869-1870
Киргизские кибитки на реке Чу. 1869-1870
Киргиз. 1869-1870
Устроив выставку в Петербурге и поразив северных жителей экзотикой далекого юга, Верещагин снова рвется под палящие лучи туркестанского солнца. Кажется, он уже навсегда отравлен бациллой странствий, и для нормального, здорового существования ему обязательно нужны – простор, горячий ветер пустыни, новые впечатления, постоянное ощущение опасности и риска.
Он бродит по диким местам, заглядывает в самые дальние и потаенные уголки и ищет на свою голову приключений. На этот раз его экзотическую фигуру с этюдником можно было встретить на границе с Китаем. Он ночевал прямо в степи на земле, охотился, а к кумирням, в которых он отдыхал, подходили и рычали голодные хищники. Вероятно, он чувствовал себя самым счастливым и свободным человеком на свете…
Араб на верблюде. 1869-1870
Верблюд во дворе караван-сарая. 1869-1870
Дутарист. 1869-1870
Китайская палатка. 1869-1870
У крепостной стены. Пусть войдут. Около 1871
Торжествуют (эскиз). Около 1872
Вернувшись из путешествия, он вновь уехал из России и осел в Мюнхене. Там, Верещагин осмыслил свои туркестанские впечатления и за три года создал громадную коллекцию картин. Это были теперь всем известные – “Двери Тамерлана”, “Продажа ребенка-невольника” и большая серия картин “Варвары”, которую сам художник называл “героической поэмой”. В “Варварах” Верещагин, словно предвосхищая возникновение кинематографа, попытался оторваться от статики отдельной картины и показал развитие событий, шаг за шагом, во времени. Зритель имел возможность как бы покадрово проследить весь ход операции – от ее начала и до трагического завершения. Верещагину настолько полюбился этот метод – серийного написания, – что впоследствии он часто писал именно так.
Он нанял в пригороде Мюнхена мастерскую с навесом, позволявшую ему писать натурщика, постоянно освещенного солнцем. Именно поэтому все его большие картины, выполненные в мастерской, производят впечатление писанных с натуры, так реально в них передано ощущение жаркого азиатского солнца.
Вообще же принцип документальной точности был для него главным. Он всегда рвался в самое пекло событий, чтобы самому перечувствовать и пережить все то, что чувствуют и переживают его герои. Он полагал, что правда жизни и сила искусства заключаются в максимально точном изображении видимого, и поэтому его картины кажутся как бы застывшими кадрами документальной хроники. Это действительно своего рода документальное кино XIX столетия, в котором все точно и достоверно, даже метка на халате узбека.
При жизни Верещагина его картины пользовались огромным успехом. Художник любил и умел устраивать свои персональные выставки, тратя на это значительные средства. Он специально декорировал залы бордовым бархатом, умело освещал картины, в том числе электрическим светом, раскладывал рядом с ними коллекции экзотических восточных предметов и приглашал музыкантов играть перед своими картинами. Поэтому для зрителей, где бы ни проходили выставки художника – в Лондоне или Вене, в Петербурге или Мюнхене, они всегда были значительными событиями, собиравшими массу народа.
Туркестанский солдат в зимней форме. 1873
Калмыцкий лама. 1873